Технология 5-9 класс
Аннотация к рабочей программе по
учебному предмету
«Технология» (5–9 классы)
Программа по технологии
интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для
формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического,
проектного, креативного и критического мышления на основе
практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в
реализации содержания.
Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в
том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными,
социальными. В рамках освоения программы по технологии происходит приобретение
базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение
современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и
ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Программа по технологии раскрывает
содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование
пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том
числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование,
технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные
технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления;
технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство,
транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов.
Программа по технологии
конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты.
Стратегическими документами,
определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются
ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология».
Основной целью освоения технологии
является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций,
творческого мышления.
Задачами курса технологии
являются:
овладение знаниями, умениями и
опытом деятельности в предметной области «Технология»;
овладение трудовыми умениями и
необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и
информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических,
социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и
общественной безопасности;
формирование у обучающихся
культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и
осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка
использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных
сервисов, когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои
профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей
профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих
профессиональных предпочтений.
Технологическое образование
обучающихся носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи
с трудовым процессом, создаёт возможность применения научно-теоретических
знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в
реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания
культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической,
технологической и других ее проявлениях), самостоятельности,
инициативности, предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся
осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения.
Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности и
структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания –
построения и анализа разнообразных моделей.
Программа по технологии построена
по модульному принципу.
Модульная программа по технологии
– это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала,
позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов,
предусматривающая разные образовательные траектории её реализации.
Модульная программа включает
инвариантные (обязательные) модули и вариативные.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Производство и технологии»
является общим по отношению к другим модулям. Основные технологические понятия
раскрываются в модуле в системном виде, что позволяет осваивать их на практике
в рамках других инвариантных и вариативных модулей.
Особенностью современной
техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную
область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового
социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и
информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является
одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий.
Освоение содержания модуля
осуществляется на протяжении всего курса технологии на уровне основного общего
образования. Содержание модуля построено на основе последовательного знакомства
обучающихся с технологическими процессами, техническими системами, материалами,
производством и профессиональной деятельностью.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В модуле на конкретных примерах
представлено освоение технологий обработки материалов по единой схеме:
историко-культурное значение материала, экспериментальное изучение свойств
материала, знакомство с инструментами, технологиями обработки, организация
рабочего места, правила безопасного использования инструментов и
приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения
технологий, а также характеризуются профессии, непосредственно связанные с
получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и технологий
предполагается в процессе выполнения учебного проекта, результатом которого
будет продукт-изделие, изготовленный обучающимися. Модуль может быть
представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки материалов.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
В рамках данного модуля
обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической
информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся
применять чертёжные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе
с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными
графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их
помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской документации и
графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления
сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки
чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчётов по
чертежам.
Приобретаемые в модуле знания и
умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов
техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала
российского производства.
Содержание модуля «Компьютерная
графика. Черчение» может быть представлено, в том числе, и отдельными темами
или блоками в других модулях. Ориентиром в данном случае будут планируемые
предметные результаты за год обучения.
Модуль «Робототехника»
В модуле наиболее полно
реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий.
Значимость данного модуля заключается в том, что при его освоении формируются
навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами).
Модуль «Робототехника» позволяет в
процессе конструирования, создания действующих моделей роботов интегрировать
знания о технике и технических устройствах, электронике, программировании,
фундаментальные знания, полученные в рамках учебных предметов, а также
дополнительного образования и самообразования.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Модуль в значительной мере нацелен
на реализацию основного методического принципа модульного курса технологии:
освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой
которого является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания
носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить составляющие её
элементы и открывает возможность использовать технологический подход при
построении моделей, необходимых для познания объекта. Модуль играет важную роль
в формировании знаний и умений, необходимых для проектирования и
усовершенствования продуктов (предметов), освоения и создания технологий.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ
Модуль «Автоматизированные системы»
Модуль знакомит обучающихся с
автоматизацией технологических процессов на производстве и в быту. Акцент
сделан на изучение принципов управления автоматизированными системами и их
практической реализации на примере простых технических систем. В результате
освоения модуля обучающиеся разрабатывают индивидуальный или групповой проект,
имитирующий работу автоматизированной системы (например, системы управления
электродвигателем, освещением в помещении и прочее).
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
Модули знакомят обучающихся с
традиционными и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере,
направленными на природные объекты, имеющие свои биологические циклы.
В курсе технологии осуществляется
реализация межпредметных связей:
с алгеброй и геометрией при
изучении модулей «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, прототипирование,
макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
с химией при освоении разделов,
связанных с технологиями химической промышленности в инвариантных модулях;
с биологией при изучении
современных биотехнологий в инвариантных модулях и при освоении вариативных
модулей «Растениеводство» и «Животноводство»;
с физикой при освоении моделей
машин и механизмов, модуля «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование,
макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
с информатикой и
информационно-коммуникационными технологиями при освоении в инвариантных и
вариативных модулях информационных процессов сбора, хранения, преобразования и
передачи информации, протекающих в технических системах, использовании
программных сервисов;
с историей и искусством при
освоении элементов промышленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном
модуле «Производство и технологии»;
с обществознанием при освоении
темы «Технология и мир. Современная техносфера» в инвариантном модуле
«Производство и технологии».