ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я» 10-11 КЛАСС пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему я», 5-9 класс Какой я - большой или маленький? Мои способности. Мой выбор, мой путь. Мой внутренний мир. Мой щит и герб. Мои страхи, как с ними бороться. Как стать интересным. Психологическая игра «Сад чувств и эмоций». Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Искусство общения. Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Этические нормы общения. Общение с прекрасным. Правила общения в моей жизни. Коллектив. Уровни развития коллектива. Учитесь дружить. Дружба в жизни человека. Умею ли я дружить? Почему люди ссорятся? Знакомство с понятиями: конфликт, спор, дискуссия. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс. Причины агрессивного поведения. Профилактика агрессивного поведения. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта. Виды школьных конфликтов. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Правила бесконфликтного общения. Способы урегулирования и профилактика конфликтов. Кто такой свободный человек? Права и обязанности школьника. Что такое «право на уважение»? Мы счастливы! Права на охрану духовного и нравственного здоровья. Будем здоровы! Права на охрану физического здоровья. Я знаю свои права! Кто же я? Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я», 10-11 класс Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: - уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, родного края, страны; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В сфере духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического воспитания: - осознание ценности жизни; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - открытость опыту и знаниям других; - повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно систематизировать информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - делать выбор и брать ответственность за решение; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - оценивать соответствие результата цели и условиям; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: - совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; - формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: - побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; - овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); - формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; - подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; - выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; - извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею. Литература: - понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; - понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; - овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; - овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; - развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; - давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: - умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран. Информатика: - освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; - умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. Обществознание: - освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; - о характерных чертах общества; - о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; - умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; - связи политических потрясений и социально-экономичный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; - умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; - умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; - осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения. Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я», 10-11 класс Кол-во Электронные Форма Тема академич Виды (цифровые) № проведения занятия еских деятельности образователь занятий часов ные ресурсы Исследовательская и практическая деятельность, Интеллектуальная проектная деятельность, игра, Какой я ФГИС «Моя игровая деятельность, психологическая 1. большой или 1 школа». коммуникативная игра, беседа, маленький? деятельность, творческая тестирование. деятельность. 2. 3. Мои способности. Мой выбор, мой путь. 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Игра, викторина, беседа, тестирование, анкетирование, экскурсия. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая Творческий проект, беседа, тестирование, анкетирование. ФГИС «Моя школа». № Тема занятия Кол-во академич еских часов Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. беседа, тестирование, анкетирование, экскурсия. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Творческий проект, беседа. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Игра, викторина, беседа, тестирование, анкетирование. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Психологическая игра, викторина, беседа, тестирование, анкетирование. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Психологическая игра ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Работа с видеоматериалам и. Интерактивное задание. Дискуссия. Беседа. Работа в группах. ФГИС «Моя школа». Виды деятельности деятельность. 4. 5. 6. 7. Мой внутренний мир. Мой щит и герб. Мои страхи, как с ними бороться. Как стать интересным. 8. Психологическ ая игра «Сад чувств и эмоций». 9. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. № 10. Тема занятия Искусство общения. 11. Виды общения. Вербальное и 12. невербальное общение. Этические 13. нормы общения. Общение с 14. прекрасным. Правила 15. общения в моей жизни. Кол-во академич еских часов 1 1 1 Виды деятельности Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Беседа. Работа с видеоматериалам и. Интерактивное задание. Дискуссия. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Игра. Работа в группах. Беседа. ФГИС «Моя школа». Беседа. Работа с видеоматериалам и. Дискуссия. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Работа с видеоматериалам и. Работа в группах. Беседа. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Работа с видеоматериалам и. Дискуссия. Игра. Беседа. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Игра. Дискуссия. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Игра. Работа в парах. Дискуссия. Беседа. ФГИС «Моя школа». Работа с ФГИС «Моя 1 Коллектив. Уровни 16. развития коллектива. 1 17. Учитесь 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и № Тема занятия Кол-во академич еских часов Виды деятельности 1 практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. дружить. Дружба 18. жизни человека. 19. Умею ли дружить? Почему люди 20. ссорятся? Знакомство с понятиями: 21. конфликт, спор, дискуссия. Проявление агрессивности, 22. эгоизма. Стресс. Причины 23. агрессивного поведения. 24. Работа с видеоматериалам и. Интерактивное задание. Блицопрос. Беседа. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Блиц-опрос. Беседа. Работа в парах. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Работа с видеоматериалам и. Беседа. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Работа с видеоматериалам и. Блиц-опрос. Беседа. Интерактивные задания. Работа в группах. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Беседа. Мозговой штурм. Игра. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Работа в парах. Дискуссия. Интерактивные задания. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам ФГИС «Моя школа». в я Профилактика агрессивного Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы видеоматериалам школа». и. Блиц-опрос. Беседа. Интерактивные задания. Форма проведения занятий 1 1 1 1 Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, № Тема занятия Кол-во академич еских часов поведения. Изучение правил ведения спора, причин, 25. видов и стадий протекания конфликта. Виды 26. школьных конфликтов. Стратегии поведения в 27. конфликтной ситуации. Правила 28. бесконфликтно го общения. Способы урегулировани 29. я и профилактика конфликтов. Кто такой 30. свободный человек? Права и 31. обязанности школьника. 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы и. Беседа. Групповая работа. Работа с видеоматериалам и. Работа в группах. Беседа. Дискуссия. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Работа в группах. Беседа. Интерактивная игра. Мастеркласс. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Работа в группах. Беседа. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Дискуссия. Групповая работа. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Беседа. Мастер-класс. Видеовикторина. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Беседа. Дискуссия. Работа в группах. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Работа в группах. Беседа. ФГИС «Моя школа». № Тема занятия Что такое 32. «право на уважение»? Мы счастливы! Права на охрану 33. духовного и нравственного здоровья. Будем здоровы! Права на 34. охрану физического здоровья. 35. Я знаю свои права! 36. Кто же я? Кол-во академич еских часов 1 1 1 1 1 Виды деятельности коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Интерактивная игра. Игра. Дискуссия. Работа с видеоматериалам и. Дискуссия. Работа в группах. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Беседа. Блицопрос. Дискуссия. Мозговой штурм. ФГИС «Моя школа». Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Работа с видеоматериалам и. Беседа. Дискуссия. ФГИС «Моя школа». Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Работа с видеоматериалам и. Дискуссия. Мозговой штурм. Беседа. ФГИС «Моя школа». Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Творческий проект, коммуникативные игры, беседа. ФГИС «Моя школа». Резервное время - 1 час. Итого по программе - 37 часов