ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
10-11 КЛАСС
пгт. Уральский
2023 г.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему я», 5-9 класс
Какой я - большой или маленький?
Мои способности.
Мой выбор, мой путь.
Мой внутренний мир.
Мой щит и герб.
Мои страхи, как с ними бороться.
Как стать интересным.
Психологическая игра «Сад чувств и эмоций».
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
Искусство общения.
Виды общения.
Вербальное и невербальное общение.
Этические нормы общения.
Общение с прекрасным.
Правила общения в моей жизни.
Коллектив. Уровни развития коллектива.
Учитесь дружить.
Дружба в жизни человека.
Умею ли я дружить?
Почему люди ссорятся?
Знакомство с понятиями: конфликт, спор, дискуссия.
Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.
Причины агрессивного поведения.
Профилактика агрессивного поведения.
Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта.
Виды школьных конфликтов.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Правила бесконфликтного общения.
Способы урегулирования и профилактика конфликтов.
Кто такой свободный человек?
Права и обязанности школьника.
Что такое «право на уважение»?
Мы счастливы! Права на охрану духовного и нравственного здоровья.
Будем здоровы! Права на охрану физического здоровья.
Я знаю свои права!
Кто же я?
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я», 10-11 класс
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
- уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
- осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания:
- осознание ценности жизни;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
- открытость опыту и знаниям других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
- осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
- эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым
имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык:
- совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
- формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:
- побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
- овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым);
- формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
- подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
- извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература:
- понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального
народа Российской Федерации;
- понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
- овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных
произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;
- овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
формулировать вопросы к тексту;
- развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями
участников дискуссии;
- давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык:
- умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов
России и других стран.
Информатика:
- освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств
информационно-коммуникационных технологий;
- умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе
с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии
поведения в сети.
Обществознание:
- освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института;
- о характерных чертах общества;
- о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей,
социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы
и основные функции;
- связи политических потрясений и социально-экономичный социальный опыт определять и
аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям,
процессам социальной действительности;
- умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
- умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической
рациональности;
- осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения.
Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я», 10-11 класс
Кол-во
Электронные
Форма
Тема
академич
Виды
(цифровые)
№
проведения
занятия
еских
деятельности
образователь
занятий
часов
ные ресурсы
Исследовательская и
практическая деятельность, Интеллектуальная
проектная деятельность,
игра,
Какой я ФГИС «Моя
игровая деятельность,
психологическая
1. большой или
1
школа».
коммуникативная
игра, беседа,
маленький?
деятельность, творческая
тестирование.
деятельность.
2.
3.
Мои
способности.
Мой выбор,
мой путь.
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Игра, викторина,
беседа,
тестирование,
анкетирование,
экскурсия.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
Творческий
проект, беседа,
тестирование,
анкетирование.
ФГИС «Моя
школа».
№
Тема
занятия
Кол-во
академич
еских
часов
Форма
проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
беседа,
тестирование,
анкетирование,
экскурсия.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Творческий
проект, беседа.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Игра, викторина,
беседа,
тестирование,
анкетирование.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Психологическая
игра, викторина,
беседа,
тестирование,
анкетирование.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Психологическая
игра
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Работа с
видеоматериалам
и. Интерактивное
задание.
Дискуссия.
Беседа. Работа в
группах.
ФГИС «Моя
школа».
Виды
деятельности
деятельность.
4.
5.
6.
7.
Мой
внутренний
мир.
Мой щит и
герб.
Мои страхи,
как с ними
бороться.
Как стать
интересным.
8.
Психологическ
ая игра «Сад
чувств и
эмоций».
9.
Уникальность
моего
внутреннего
мира,
уникальность
твоего
внутреннего
мира.
№
10.
Тема
занятия
Искусство
общения.
11. Виды общения.
Вербальное и
12. невербальное
общение.
Этические
13. нормы
общения.
Общение с
14.
прекрасным.
Правила
15. общения в
моей жизни.
Кол-во
академич
еских
часов
1
1
1
Виды
деятельности
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Форма
проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Беседа. Работа с
видеоматериалам
и. Интерактивное
задание.
Дискуссия.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Игра. Работа в
группах. Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
Беседа. Работа с
видеоматериалам
и. Дискуссия.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Работа с
видеоматериалам
и. Работа в
группах.
Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Работа с
видеоматериалам
и. Дискуссия.
Игра. Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Игра.
Дискуссия.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Игра. Работа в
парах.
Дискуссия.
Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
ФГИС «Моя
1
Коллектив.
Уровни
16.
развития
коллектива.
1
17. Учитесь
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
№
Тема
занятия
Кол-во
академич
еских
часов
Виды
деятельности
1
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
дружить.
Дружба
18. жизни
человека.
19.
Умею ли
дружить?
Почему люди
20.
ссорятся?
Знакомство с
понятиями:
21. конфликт,
спор,
дискуссия.
Проявление
агрессивности,
22.
эгоизма.
Стресс.
Причины
23. агрессивного
поведения.
24.
Работа с
видеоматериалам
и. Интерактивное
задание. Блицопрос. Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и.
Блиц-опрос.
Беседа. Работа в
парах.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Работа с
видеоматериалам
и.
Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Работа с
видеоматериалам
и. Блиц-опрос.
Беседа.
Интерактивные
задания. Работа в
группах.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Беседа.
Мозговой штурм.
Игра.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Работа в парах.
Дискуссия.
Интерактивные
задания.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
ФГИС «Моя
школа».
в
я
Профилактика
агрессивного
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
видеоматериалам
школа».
и. Блиц-опрос.
Беседа.
Интерактивные
задания.
Форма
проведения
занятий
1
1
1
1
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
№
Тема
занятия
Кол-во
академич
еских
часов
поведения.
Изучение
правил ведения
спора, причин,
25.
видов и стадий
протекания
конфликта.
Виды
26. школьных
конфликтов.
Стратегии
поведения в
27.
конфликтной
ситуации.
Правила
28. бесконфликтно
го общения.
Способы
урегулировани
29. я и
профилактика
конфликтов.
Кто такой
30. свободный
человек?
Права и
31. обязанности
школьника.
1
1
1
1
1
1
1
Виды
деятельности
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
Форма
проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
и. Беседа.
Групповая
работа.
Работа с
видеоматериалам
и. Работа в
группах. Беседа.
Дискуссия.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Работа в
группах. Беседа.
Интерактивная
игра. Мастеркласс.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Работа в
группах. Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Дискуссия.
Групповая
работа.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Беседа.
Мастер-класс.
Видеовикторина.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Беседа.
Дискуссия.
Работа в
группах.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Работа в
группах. Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
№
Тема
занятия
Что такое
32. «право на
уважение»?
Мы счастливы!
Права на
охрану
33.
духовного и
нравственного
здоровья.
Будем
здоровы!
Права на
34.
охрану
физического
здоровья.
35.
Я знаю свои
права!
36. Кто же я?
Кол-во
академич
еских
часов
1
1
1
1
1
Виды
деятельности
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Форма
проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Интерактивная
игра. Игра.
Дискуссия.
Работа с
видеоматериалам
и. Дискуссия.
Работа в группах.
ФГИС «Моя
школа».
Работа с
видеоматериалам
и. Беседа. Блицопрос.
Дискуссия.
Мозговой штурм.
ФГИС «Моя
школа».
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Работа с
видеоматериалам
и. Беседа.
Дискуссия.
ФГИС «Моя
школа».
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Работа с
видеоматериалам
и. Дискуссия.
Мозговой штурм.
Беседа.
ФГИС «Моя
школа».
Исследовательская и
практическая деятельность,
проектная деятельность,
игровая деятельность,
коммуникативная
деятельность, творческая
деятельность.
Творческий
проект,
коммуникативные
игры, беседа.
ФГИС «Моя
школа».
Резервное время - 1 час. Итого по программе - 37 часов