ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВИДЕОТВОРЧЕСТВО» 10 - 11 КЛАСС пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Видеотворчество», 10 – 11 класс Вводное занятие. Инструктаж по охране труда при работе с компьютером и видеокамерой. Любительское видеотворчество. Сценарий как особая форма драматургии. Видеокамера. Устройство, принцип работы, устранение неполадок, качество съёмки Общие сведения о цифровом видео. Основные приёмы работы с видеокамерой. Назначение, сущность и возможности программы Киностудия. Методы захвата видео. Состав окна программы Киностудия. Запуск программы, сохранение файла видеофрагмента. Этапы монтажа фильма. Режимы разрезания и склеивания кадров видеоролика. Быстрый старт: монтаж простого фильма из статических изображений. Вечер авторского видео «Видеопробы». Использование плавных переходов между кадрами. Оформление: название, титры, добавление звука. Добавление комментариев. Наложение фоновой музыки. Создание фонограммы видеофильма. Авторский проект «Новогодняя сказка». Создание видеороликов школьных мероприятий в программе Киностудия. Защита творческих проектов. Сюжетные компоненты режиссерского сценария: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог. Любительский видеопроект как явление самодеятельного художественного творчества. Особенности и возможности программы HDWriterAE. Рабочее окно, меню. Разработка сценария фильма. Редактирование и коррекция изображения. Эффекты. Фильтры. Работа с текстом. Создание заголовков. Создание титров. Создание фоновых изображений. Создание эффектов переходов. Создание звуковых эффектов. Вывод фильма. Сохранение проекта. Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Немного о себе». Разработка и реализация авторских видеопроектов в HDWriterAE. Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Моя школьная жизнь». Конкурс видеотворчества «Школьный оскар» Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Видеотворчество», 10-11 класс Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: - уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, родного края, страны; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В сфере духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического воспитания: - осознание ценности жизни; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - открытость опыту и знаниям других; - повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно систематизировать информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - делать выбор и брать ответственность за решение; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - оценивать соответствие результата цели и условиям; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Видеотворчество» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: - совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; - формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: - побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; - овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); - формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; - подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; - выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; - извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею. Литература: - понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; - понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; - овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; - овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; - развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; - давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: - умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран. Информатика: - освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; - умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. История: - соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; - определять современников исторических событий, явлений, процессов; - умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; - умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; - умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; - умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI в.; - умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; - приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; - уважения к историческому наследию народов России. Обществознание: - освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; - о характерных чертах общества; - о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; - о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; - об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); - о системе образования в Российской Федерации; - об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; - умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); - умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; - умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; - связи политических потрясений и социально-экономичный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; - умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; - умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; - осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; - осознание ценности культуры и традиций народов России. География: - освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; - умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; - умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Видеотворчество», 10 – 11 класс Кол-во Электронные академ Форма Тема Виды (цифровые) № ически проведения занятия деятельности образователь х занятий ные ресурсы часов Вводное занятие. Инструктаж по охране ФГИС «Моя Инструктаж по охране Беседа с 1 труда при работе с 1 школа» труда учащимися. компьютером и видеокамерой Распределение ролей в Беседа с ФГИС «Моя Любительское группе. Обсуждение 2 1 учащимися. школа» видеотворчество будущих проектов. Дискуссия. Беседа с учащимися. ФГИС «Моя Сценарий как особая Разработка сценариев Беседа с 3 1 школа» форма драматургии для своих проектов учащимися. 4 5 Видеокамера. Устройство, принцип работы, устранение неполадок, качество съёмки Общие сведения о цифровом видео. Основные приёмы 1 Сбор информации, ретуширование фотографий, оформление выставки Конкурс фотографий ФГИС «Моя школа» 1 Работа с видеокамерой Коллективное творческое дело ФГИС «Моя школа» 6 7 8 9 10 11 12 13 работы с видеокамерой. Назначение, сущность и возможности программы Киностудия. Методы захвата видео. Состав окна программы Киностудия. Запуск программы, сохранение файла видеофрагмента. Этапы монтажа фильма. Режимы разрезания и склеивания кадров видеоролика. Быстрый старт: монтаж простого фильма из статических изображений. Вечер авторского видео «Видеопробы» Использование плавных переходов между кадрами. Оформление: название, титры, добавление звука. Добавление комментариев. Наложение фоновой музыки. Создание фонограммы видеофильма. 1 Сбор информации, подготовка видеороликов Работа в программе Киностудия ФГИС «Моя школа» 1 Сбор информации, подготовка видеороликов Работа в программе Киностудия ФГИС «Моя школа» 1 Сбор информации, подготовка видеороликов Работа в программе Киностудия ФГИС «Моя школа» 1 Сбор информации, подготовка видеороликов Работа в программе Киностудия ФГИС «Моя школа» 1 Представление своих авторских проектов Показ и обсуждение видеопроектов учащихся ФГИС «Моя школа» 1 Сбор информации, подготовка видеороликов Создание видеоролика ФГИС «Моя школа» 1 Сбор информации, работа над видеороликом Работа в программе Киностудия ФГИС «Моя школа» 1 Сбор информации, подготовка видеороликов Создание фонограммы ФГИС «Моя школа» 14 15 Авторский проект «Новогодняя сказка» 2 Разработка и реализация авторского проекта Создание видеоролика ФГИС «Моя школа» 16 17 Создание видеороликов школьн ых мероприятий в программе Киностудия. 2 Сбор информации, подготовка видеороликов Создание видеороликов ФГИС «Моя школа» 18 Защита творческих проектов 1 Просмотр и обсуждение видеороликов Творческий вечер ФГИС «Моя школа» 19 Сюжетные компоненты режиссерского сценария: пролог, Разработка сценария Беседа с учащимися ФГИС «Моя школа» 1 20 22 23 24 завязка, фабула, развязка, эпилог Любительский видеопроект как явление самодеятельного художественного творчества Особенности и возможности программы HDWriterAE. Рабочее окно, меню. Разработка сценария фильма. Редактирование и коррекция изображения. 3 Работа над видеопроектами Работа в программе Киностудия. Просмотр и обсуждение видеопроектов 1 Знакомство с программой HDWriterAE Работа в программе HDWriterAE ФГИС «Моя школа» 1 Разработка и реализация авторского проекта Работа в программе HDWriterAE ФГИС «Моя школа» 1 Работа над видеопроектом Работа в программе HDWriterAE ФГИС «Моя школа» 1 Работа над видеопроектом Работа в программе HDWriterAE ФГИС «Моя школа» Работа в программе HDWriterAE Работа в программе HDWriterAE Работа в программе HDWriterAE Работа в программе HDWriterAE ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» 25 Эффекты. Фильтры. 26 Работа с текстом. Создание заголовков. Создание титров. 27 28 Создание фоновых изображений. 2 Работа над видеопроектом 29 Создание эффектов переходов 1 Работа над видеопроектом 30 31 Создание звуковых эффектов. 2 Сбор информации, работа над проектом 32 Вывод фильма. Сохранение проекта. 1 Сбор информации, работа над проектом 1 Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений Творческие работы ФГИС «Моя школа» 1 Сбор информации, работа над проектом Творческий отчет ФГИС «Моя школа» 1 Сбор информации, работа над проектом Творческие работы ФГИС «Моя школа» 1 Подведение итогов учебного года. Награждение победителей Церемония награждения победителей ФГИС «Моя школа» 33 34 35 36 Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Немного о себе» Разработка и реализация авторских видеопроектов в HDWriterAE. Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Моя школьная жизнь» Конкурс видеотворчества «Школьный оскар» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» конкурсов, вручение благодарственных писем родителям и учащимся, активно участвующих в жизни класса и школы. Резервное время - 1 час. Итого по программе - 37 часов