ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ» 5 - 9 КЛАСС пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Человек в обществе», 5-9 класс ЗАГАДКА И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Мифы о сотворении человека. Человек - существо биосоциальное. Человек и животное. Основные виды деятельности. Потребности, возможности и способности человека. Сущность человеческого бытия. Взгляды мыслителей на природу человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Человек, его права и обязанности. Я и другие. Ответственность за судьбу и безопасность близких и друзей. Влияние человека на окружающую среду. Кто мы и какие мы? Что значит быть человеком. Человеческое познание. Чувственное и рациональное познание. Врожденные особенности - темперамент. Характер человека. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ Жизненные цели и задачи. Мудрость веков о смысле жизни. Жизненная позиция человека. Идеалы, ценности, нормы. Фатализм, гедонизм, пессимизм, скептицизм, оптимизм. Человек в поисках смысла жизни. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени - время, состоящее из коротких интервалов, время биографическое, время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом. ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные, духовные. Классификации потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные, особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человека и, от чего они зависят. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцетризм, альтруизм. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Понятие «общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики традиционного, индустриального, постиндустриального обществ. Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общение. Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе. Социальные роли, статусы. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Социальные нормы. Моральные, экономические, семейные, политические, корпоративные, религиозные нормы. КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ПРАВО Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно- правовые акты. От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданскоправовая ответственность. Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма выражения права. Его роль в жизни общества. Конституция - основной закон государства. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. Общество. Общественное участие. Г осударство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны. ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА Личность. Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина. Характер и воля: их значение в жизни человека. Особенности гражданских чувств и мотивов. Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение. Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность Право и бесправие. Наличие прав - признак свободы. Психологический климат в семье. Факторы, влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье. Родители дети. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей в отношении друг к другу. Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СФЕРЕ БИЗНЕСА. НАЛОГИ Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Производство. Основные тенденции в развитии производства. Экономический рост и его типы. Рынок. Конкуренция. Мир денег. Предприятие и предпринимательство. Налоги. Ответственность в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса. Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость. Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от предпринимательства. Цель предпринимателя -прибыль. Особенности уголовно-правовой и гражданско-правовой защиты. Права потребителей. Защита прав потребителей. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Патент. Права и обязанности предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Человек в обществе», 5-9 класс Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 12) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 13) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты изучения курса: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; 2) называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; 3) сравнивать изученные социальные явления и объекты; 4) приводить собственные примеры; 5) давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов; 6) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 7) полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; 8) общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; 9) нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; 10) реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 11) первичного анализа и использования социальной информации; 12) сознательного неприятия антиобщественного поведения. Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Человек в обществе» 5-9 класс № Тема занятия Человексущество 1. биосоциа льное Человечес 2. кое познание Жизненна 3. я позиция человека Кол-во академи ческих часов 1 1 1 Идеалы, 4. ценности, нормы 1 Мировозз рение человека Потребно 1 5. 6. 1 Виды деятельности Форма проведени я занятий Работать с различными источниками информации; участие Дискуссия в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному Тренинг мнению Характеризовать особенности Познавател познания человеком мира и самого ьная игра себя; Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику; Сравнивать себя и свои Деловая качества с другими людьми; игра Приводить примеры проявления различных способностей людей Объяснять понятия и термины, Ролевая сравнивать; Анализировать игра информацию, делать выводы. Характеризовать и иллюстрировать Лекция с Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС № Тема занятия Кол-во академи ческих часов сти человека . Классифи кация потребнос тей. Реализаци я потребнос 7. тей и выбор професси и. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Человек и общество. Виды обществ , их характери стики Социальн ые роли, статусы. Социальн ые роли, статусы Социальн ые регулятор ы поведени я человека Социальн ые нормы Социальн ые нормы 1 Виды деятельности примерами основные потребности элементам человека, показывать их и индивидуальный характер; практическ Описывать особые потребности ой работы людей с ограниченными возможностями; Исследовать несложные практические ситуации, связанные с потребностями людей Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в Устный жизни; Формулировать свою точку журнал. зрения на выбор пути достижения Составлени жизненного успеха; Показывать на е примерах влияние взаимопомощи в презентаци труде на его результаты; Находить й по теме. и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа 1 1 Осуществлять поиск информации; Участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным проблемам; отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению 1 1 1 Форма проведени я занятий Характеризовать и конкретизировать что такое социальные нормы; Анализировать, делать выводы; Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; Осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; Высказывать собственную точку зрения Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы «Моя школа» ФГИС «Моя школа» Дискуссия ФГИС «Моя школа» Тренинг ФГИС «Моя школа» Познавател ьная игра ФГИС «Моя школа» Деловая игра ФГИС «Моя школа» Ролевая игра ФГИС «Моя школа» Лекция с элементам и практическ ой работы ФГИС «Моя школа» № Тема занятия Как и почему 14. возникает право Кол-во академи ческих часов 1 Правовые нормы 1 17. 18. 19. 20. 21. 22. Система права. Правовая культура и правовое поведени е личности Государст во и право Конститу цияосновной закон государст ва Граждани н. Права и обязаннос ти граждан. Государст во и его роль в жизни человека. Человек. Индивиду 23. альность. Личность. Форма проведени я занятий Устный журнал. Составлени е презентаци й по теме. 1 Праворегулятор 15. отношени й между людьми 16. Виды деятельности Сформировать понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; Показать способы их реализации и защиты в жизни; Знать основные понятия: Конституция, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, конституционные права и обязанности человека; Обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России; Развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов) Лекция с элементам и практическ ой работы Устный журнал. Составлени е презентаци й по теме. Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» Дискуссия ФГИС «Моя школа» Тренинг ФГИС «Моя школа» Познавател ьная игра ФГИС «Моя школа» 1 Деловая игра ФГИС «Моя школа» 1 Ролевая игра ФГИС «Моя школа» 1 1 1 Формирование представления о значении права в жизни человека, общества, государства 1 1 Выделять основные этапы становления социологии, характеризовать методы социологии; Характеризовать Лекция с элементам и практическ ой работы Устный журнал. Составлени е презентаци ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» № Тема занятия Кол-во академи ческих часов Особенно сти гражданс 24. ких чувств и мотивов. 1 Характер и воля. 1 25. 26. 27. 28. 29. Общение. Его роль в жизни человека. Лидер. Роль лидера в группе Личность и семья. Факторы, влияющи е на семейные отношени я. Правонар ушения. Причины их совершен ия Ответстве нность 30. несоверш еннолетн их. 31. Экономик аи общество. Ресурсы и 32. потребнос ти. 1 Виды деятельности Форма проведени я занятий особенности социальной системы; й по теме. Самостоятельно давать Лекция с аргументированную оценку элементам социальному контролю. Работа с и теоретическими источниками; практическ Участие в дискуссиях, диспутах, ой работы дебатах по актуальным проблемам отстаивание и аргументация своей Устный позиции; журнал. Оппонирование иному мнению; Составлени подготовка доклада и выступление е с презентацией; Решение презентаци ситуационных задач (кейсов); й по теме. Участие в обучающих ситуативных и деловых играх, тренингах, Дискуссия моделирующих ситуации из реальной жизни Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» 1 Тренинг ФГИС «Моя школа» 1 Познавател ьная игра ФГИС «Моя школа» Деловая игра ФГИС «Моя школа» Ролевая игра ФГИС «Моя школа» Раскрыть понятие юридической ответственности; Выявить виды юридической ответственности; Выявить различие между преступлением и проступком; Исследовать несложные практические ситуации, связанные с правонарушениями и ответственностью несовершеннолетних Лекция с Знать тенденции развития элементам важнейших социальных и институтов, историю развития практическ экономики и ее структуру по ой работы уровням.; Ограниченность ресурсов, благ, Устный рациональное их использование, журнал. главную проблему экономики и Составлени проблему выбора; е Уметь формулировать определения презентаци ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» № Тема занятия Ресурсы и 33. потребнос ти. Факторы 34. производс тва Факторы 35. производс тва. Мир денег. 36. Рынок. Конкурен ция. Предприн иматель. Виды предприн 37. имательск ой деятельно сти. Кол-во академи ческих часов 1 1 1 1 Виды деятельности понятий экономики, различать понятия и, характеризовать виды ресурсов, определять альтернативную стоимость; Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни; Решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни 1 Итого по программе - 37 часов Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы й по теме. Познавател ьная игра ФГИС «Моя школа» Деловая игра ФГИС «Моя школа» Ролевая игра ФГИС «Моя школа» Лекция с элементам и практическ ой работы ФГИС «Моя школа» Устный журнал. Составлени е презентаци й по теме. ФГИС «Моя школа»