ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛОНТЕРСКИЙ ОТРЯД «АЗБУКА ДОБРА»
5 - 9 КЛАСС
пгт. Уральский
2023 г.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Волонтерский отряд «Азбука добра», 5-9 класс
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России.
Направления волонтёрства и профессии. Волонтерское движение в мире и за рубежом.
Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности. Могу ли я быть волонтером?
(анкетирование)
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
Вербальное общение. Техника запоминания имен. Техника «Я - высказывания» и техника
постановки вопросов. Невербальное общение. Пространственные условия общения. Барьеры
общения. Правила говорения. Техники активного слушания. Стили и стратегии поведения в
конфликтных ситуациях. Общение и сеть контактов. Невербальное общение.
Раздел 3. Лидер и команда
Лидер. Функции и умения. Лидерство и руководство в малой группе. Модель развития
группы. Команда. Командные роли. Метод взаимодействия
Раздел 4 . Навыки уверенного поведения
Уверенность и ассертивность. Уверенное поведение. Бесконфликтное общение. Правила и
техники. Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Техники просьбы. Техники
убеждения. Техники отказа собеседнику.
Раздел 4. Искусство самопрезентации
Навыки самопрезентации. Имидж волонтера. Структура публичного выступления. Ошибки
публичных выступлений. Эффективная деловая коммуникация
Раздел 5. Стресс и саморегуляция.
Психофизиология стресса. Методы борьбы со стрессом
Раздел 6 Учимся работать с документами
Знакомство с нормативными документами регламентирующие волонтерскую деятельность.
Дневник волонтера.
Итоговое занятие
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Волонтерский отряд «Азбука добра», 5-9 класс
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
- уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
- осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- В сфере физического воспитания:
- осознание ценности жизни;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
- открытость опыту и знаниям других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
- осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
- эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности Волонтерский
отряд «Азбука добра» дадут учащимся возможность:
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать
основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы;
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- описывать основные социальные роли подростка;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
- раскрывать достижения российского народа;
- использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к
правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ
Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности
«Волонтерский отрд «Азбука добра», 5-9 класс
Кол-во
Форма
Электронные
Тема
академи
Виды
проведени
(цифровые)
№
занятия
ческих
деятельности
я
образовательн
часов
занятий
ые ресурсы
Направления
Круглый
ФГИС
1.
волонтёрства и
1
стол
«Моя школа»
профессии.
Участвуют в беседе о
Разнообразие
волонтерском движении в
форм участия в
Беседа,
ФГИС
России, знакомятся с
2.
1
волонтёрской
практикум
«Моя школа»
правами и обязанностями
деятельности
волонтеров.
Участие в тренингах
Волонтерское
Интеллекту
ФГИС
Ведение дневника
3. движение в мире
1
альный
«Моя школа»
волонтеров
и за рубежом.
марафон
Могу ли я быть
ФГИС
4.
волонтером?
1
Практикум
«Моя школа»
(анкетирование)
Вербальное
ФГИС
5.
1
Дискуссия
общение
«Моя школа»
Техника
Знакомство с понятием
Круглый
ФГИС
6.
запоминания
1
«общение», «сеть
стол
«Моя школа»
имен.
контактов», рассмотрение
Техника «Я видов общения. Выработка
навыков. Взаимодействия участ
высказывания» и
Беседа,
ФГИС
7.
1
техника
практикум
«Моя школа»
постановки
№
Тема
занятия
Кол-во
академи
ческих
часов
Виды
деятельности
Форма
проведени
я
занятий
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
вопросов.
8.
Невербальное
общение.
1
Интеллекту
альный
марафон
ФГИС
«Моя школа»
9.
Пространственн
ые условия
общения.
1
Практикум
ФГИС
«Моя школа»
10.
Барьеры
общения
1
Правила
говорения
Техники
12.
активного
слушания
Стили и
стратегии
13.
поведения в
конфликтных
ситуациях
Общение и сеть
контактов.
14.
Невербальное
общение.
11.
15.
Лидер. Функции
и умения
Лидерство и
руководство в
малой группе.
Модель развития
17.
группы
16.
1
ФГИС
«Моя школа»
1
Интеллекту
альный
марафон
ФГИС
«Моя школа»
1
Практикум
ФГИС
«Моя школа»
1
1
1
1
19.
Метод
взаимодействия
1
20.
Уверенность и
ассертивность
1
22.
23.
ФГИС
«Моя школа»
Беседа,
практикум
Команда.
Командные роли
Уверенное
поведение
Бесконфликтное
общение.
Правила и
техники
Стили и
стратегии
поведения в
конфликтных
ФГИС
«Моя школа»
1
18.
21.
Проблемна
я
дискуссия
Круглый
стол
1
1
1
Знакомство участников с
Проблемна
понятием «лидер»,
я
основными теориями
дискуссия
лидерства, умениями и
Круглый
функциями лидера в
стол
группе; выработка навыков
взаимодействия
Беседа,
участников, сплочение,
практикум
развитие коммуникативных Интеллекту
навыков. Определение
альный
уровня развития
марафон
организаторских и
коммуникативных
Практикум
способностей (опросник
КОС).
Проблемна
Знакомство
с
я
понятием «уверенность» и
дискуссия
«ассертивность», их
Круглый
сходствами и отличиями;
стол
оценить уровень развития
данных качеству каждого
участника; отработать
Беседа,
навыки уверенности в себе. практикум
Знакомство участников с
понятием «уверенное
поведение», компонентами Интеллекту
альный
уверенного поведения;
марафон
выработка навыков
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
№
24.
25.
26.
27.
28.
Тема
занятия
ситуациях.
Стили и
стратегии
поведения в
конфликтных
ситуациях.
Техники
просьбы.
Техники
убеждения
Техники отказа
собеседнику.
Навыки
самопрезентации
Имидж
волонтера.
Структура
публичного
выступления.
30.
Ошибки
публичных
выступлений
Эффективная
31.
деловая
коммуникация
Психофизиологи
32.
я стресса
29.
Кол-во
академи
ческих
часов
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Практикум
ФГИС
«Моя школа»
уверенного поведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Методы борьбы
со стрессом
1
Знакомство с
нормативными
документами
34.
регламентирующ
ие волонтерскую
деятельность.
1
33.
Виды
деятельности
Форма
проведени
я
занятий
35.
Дневник
волонтера.
1
36.
Дневник
волонтера.
1
Знакомство с понятием
«самопрезентация», ее
формами и алгоритмом;
развитие коммуникативных
навыков. Знакомство с
понятием
«имидж», его видами,
отработать полученные
знании напрактике;
развитие
коммуникативных навыков
и навыков взаимодействия
участников.
Проблемна
я
дискуссия
Круглый
стол
Беседа,
практикум
Интеллекту
альный
марафон
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
Практикум
ФГИС
«Моя школа»
Проблемна
я
дискуссия
ФГИС
«Моя школа»
Круглый
стол
ФГИС
«Моя школа»
Знакомство с понятие
Беседа,
«стресс», его стадиями и
практикум
признаками; развитие
коммуникативных навыков
и навыков взаимодействия
участников. Знакомство с
Интеллекту
методами предупреждения
альный
и преодоления стресса,
марафон
отработка некоторых
техник на практике;
развитие навыков
саморегуляции.
Знакомство с основными
правовыми актами и
документами,
Практикум
регламентирующими
волонтерскую
деятельность. Они научатся
вести документацию
Проблемна
волонтера, создавать
я
различную печатную и
дискуссия
видеопродукцию для
проведения мероприятий в Практикум
рамках волонтерской
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
№
37.
Тема
занятия
Итоговое
занятие
Кол-во
академи
ческих
часов
1
Виды
деятельности
деятельности. Волонтеры
научатся оформлять личное
портфолио.
Оценка качества
теоретических знаний
Итого по программе - 37 часов
Форма
проведени
я
занятий
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Практикум
ФГИС
«Моя школа»