ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛОНТЕРСКИЙ ОТРЯД «АЗБУКА ДОБРА» 5 - 9 КЛАСС пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Волонтерский отряд «Азбука добра», 5-9 класс Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Направления волонтёрства и профессии. Волонтерское движение в мире и за рубежом. Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности. Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) Вербальное общение. Техника запоминания имен. Техника «Я - высказывания» и техника постановки вопросов. Невербальное общение. Пространственные условия общения. Барьеры общения. Правила говорения. Техники активного слушания. Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Общение и сеть контактов. Невербальное общение. Раздел 3. Лидер и команда Лидер. Функции и умения. Лидерство и руководство в малой группе. Модель развития группы. Команда. Командные роли. Метод взаимодействия Раздел 4 . Навыки уверенного поведения Уверенность и ассертивность. Уверенное поведение. Бесконфликтное общение. Правила и техники. Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Техники просьбы. Техники убеждения. Техники отказа собеседнику. Раздел 4. Искусство самопрезентации Навыки самопрезентации. Имидж волонтера. Структура публичного выступления. Ошибки публичных выступлений. Эффективная деловая коммуникация Раздел 5. Стресс и саморегуляция. Психофизиология стресса. Методы борьбы со стрессом Раздел 6 Учимся работать с документами Знакомство с нормативными документами регламентирующие волонтерскую деятельность. Дневник волонтера. Итоговое занятие Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Волонтерский отряд «Азбука добра», 5-9 класс Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: - уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, родного края, страны; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. В сфере духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - В сфере физического воспитания: - осознание ценности жизни; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - открытость опыту и знаниям других; - повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно систематизировать информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - делать выбор и брать ответственность за решение; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - оценивать соответствие результата цели и условиям; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности Волонтерский отряд «Азбука добра» дадут учащимся возможность: - выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; - раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; - наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; - выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления общественного развития; - осознанно содействовать защите природы; - раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; - различать отдельные виды социальных норм; - характеризовать основные нормы морали; - раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; - раскрывать сущность процесса социализации личности; - оценивать социальную значимость здорового образа жизни; - учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; - объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; - описывать основные социальные роли подростка; - характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; - выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи; - формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; - осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; - раскрывать достижения российского народа; - использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Волонтерский отрд «Азбука добра», 5-9 класс Кол-во Форма Электронные Тема академи Виды проведени (цифровые) № занятия ческих деятельности я образовательн часов занятий ые ресурсы Направления Круглый ФГИС 1. волонтёрства и 1 стол «Моя школа» профессии. Участвуют в беседе о Разнообразие волонтерском движении в форм участия в Беседа, ФГИС России, знакомятся с 2. 1 волонтёрской практикум «Моя школа» правами и обязанностями деятельности волонтеров. Участие в тренингах Волонтерское Интеллекту ФГИС Ведение дневника 3. движение в мире 1 альный «Моя школа» волонтеров и за рубежом. марафон Могу ли я быть ФГИС 4. волонтером? 1 Практикум «Моя школа» (анкетирование) Вербальное ФГИС 5. 1 Дискуссия общение «Моя школа» Техника Знакомство с понятием Круглый ФГИС 6. запоминания 1 «общение», «сеть стол «Моя школа» имен. контактов», рассмотрение Техника «Я видов общения. Выработка навыков. Взаимодействия участ высказывания» и Беседа, ФГИС 7. 1 техника практикум «Моя школа» постановки № Тема занятия Кол-во академи ческих часов Виды деятельности Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы вопросов. 8. Невербальное общение. 1 Интеллекту альный марафон ФГИС «Моя школа» 9. Пространственн ые условия общения. 1 Практикум ФГИС «Моя школа» 10. Барьеры общения 1 Правила говорения Техники 12. активного слушания Стили и стратегии 13. поведения в конфликтных ситуациях Общение и сеть контактов. 14. Невербальное общение. 11. 15. Лидер. Функции и умения Лидерство и руководство в малой группе. Модель развития 17. группы 16. 1 ФГИС «Моя школа» 1 Интеллекту альный марафон ФГИС «Моя школа» 1 Практикум ФГИС «Моя школа» 1 1 1 1 19. Метод взаимодействия 1 20. Уверенность и ассертивность 1 22. 23. ФГИС «Моя школа» Беседа, практикум Команда. Командные роли Уверенное поведение Бесконфликтное общение. Правила и техники Стили и стратегии поведения в конфликтных ФГИС «Моя школа» 1 18. 21. Проблемна я дискуссия Круглый стол 1 1 1 Знакомство участников с Проблемна понятием «лидер», я основными теориями дискуссия лидерства, умениями и Круглый функциями лидера в стол группе; выработка навыков взаимодействия Беседа, участников, сплочение, практикум развитие коммуникативных Интеллекту навыков. Определение альный уровня развития марафон организаторских и коммуникативных Практикум способностей (опросник КОС). Проблемна Знакомство с я понятием «уверенность» и дискуссия «ассертивность», их Круглый сходствами и отличиями; стол оценить уровень развития данных качеству каждого участника; отработать Беседа, навыки уверенности в себе. практикум Знакомство участников с понятием «уверенное поведение», компонентами Интеллекту альный уверенного поведения; марафон выработка навыков ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» № 24. 25. 26. 27. 28. Тема занятия ситуациях. Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Техники просьбы. Техники убеждения Техники отказа собеседнику. Навыки самопрезентации Имидж волонтера. Структура публичного выступления. 30. Ошибки публичных выступлений Эффективная 31. деловая коммуникация Психофизиологи 32. я стресса 29. Кол-во академи ческих часов Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Практикум ФГИС «Моя школа» уверенного поведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Методы борьбы со стрессом 1 Знакомство с нормативными документами 34. регламентирующ ие волонтерскую деятельность. 1 33. Виды деятельности Форма проведени я занятий 35. Дневник волонтера. 1 36. Дневник волонтера. 1 Знакомство с понятием «самопрезентация», ее формами и алгоритмом; развитие коммуникативных навыков. Знакомство с понятием «имидж», его видами, отработать полученные знании напрактике; развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия участников. Проблемна я дискуссия Круглый стол Беседа, практикум Интеллекту альный марафон ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» Практикум ФГИС «Моя школа» Проблемна я дискуссия ФГИС «Моя школа» Круглый стол ФГИС «Моя школа» Знакомство с понятие Беседа, «стресс», его стадиями и практикум признаками; развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия участников. Знакомство с Интеллекту методами предупреждения альный и преодоления стресса, марафон отработка некоторых техник на практике; развитие навыков саморегуляции. Знакомство с основными правовыми актами и документами, Практикум регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию Проблемна волонтера, создавать я различную печатную и дискуссия видеопродукцию для проведения мероприятий в Практикум рамках волонтерской ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» № 37. Тема занятия Итоговое занятие Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио. Оценка качества теоретических знаний Итого по программе - 37 часов Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Практикум ФГИС «Моя школа»