ВД - Волонтерский отряд, 5-9 кл.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛОНТЕРСКИЙ ОТРЯД «АЗБУКА ДОБРА»
5 - 9 КЛАСС

пгт. Уральский
2023 г.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Волонтерский отряд «Азбука добра», 5-9 класс
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России.
Направления волонтёрства и профессии. Волонтерское движение в мире и за рубежом.
Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности. Могу ли я быть волонтером?
(анкетирование)
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
Вербальное общение. Техника запоминания имен. Техника «Я - высказывания» и техника
постановки вопросов. Невербальное общение. Пространственные условия общения. Барьеры
общения. Правила говорения. Техники активного слушания. Стили и стратегии поведения в
конфликтных ситуациях. Общение и сеть контактов. Невербальное общение.
Раздел 3. Лидер и команда
Лидер. Функции и умения. Лидерство и руководство в малой группе. Модель развития
группы. Команда. Командные роли. Метод взаимодействия
Раздел 4 . Навыки уверенного поведения
Уверенность и ассертивность. Уверенное поведение. Бесконфликтное общение. Правила и
техники. Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Техники просьбы. Техники
убеждения. Техники отказа собеседнику.
Раздел 4. Искусство самопрезентации
Навыки самопрезентации. Имидж волонтера. Структура публичного выступления. Ошибки
публичных выступлений. Эффективная деловая коммуникация
Раздел 5. Стресс и саморегуляция.
Психофизиология стресса. Методы борьбы со стрессом
Раздел 6 Учимся работать с документами
Знакомство с нормативными документами регламентирующие волонтерскую деятельность.
Дневник волонтера.
Итоговое занятие
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Волонтерский отряд «Азбука добра», 5-9 класс
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
- уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
- осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.

В сфере эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- В сфере физического воспитания:
- осознание ценности жизни;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
- открытость опыту и знаниям других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
- осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
- эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности Волонтерский
отряд «Азбука добра» дадут учащимся возможность:
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать
основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы;
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- описывать основные социальные роли подростка;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
- раскрывать достижения российского народа;
- использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к
правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ
Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности
«Волонтерский отрд «Азбука добра», 5-9 класс
Кол-во
Форма
Электронные
Тема
академи
Виды
проведени
(цифровые)
№
занятия
ческих
деятельности
я
образовательн
часов
занятий
ые ресурсы
Направления
Круглый
ФГИС
1.
волонтёрства и
1
стол
«Моя школа»
профессии.
Участвуют в беседе о
Разнообразие
волонтерском движении в
форм участия в
Беседа,
ФГИС
России, знакомятся с
2.
1
волонтёрской
практикум
«Моя школа»
правами и обязанностями
деятельности
волонтеров.
Участие в тренингах
Волонтерское
Интеллекту
ФГИС
Ведение дневника
3. движение в мире
1
альный
«Моя школа»
волонтеров
и за рубежом.
марафон
Могу ли я быть
ФГИС
4.
волонтером?
1
Практикум
«Моя школа»
(анкетирование)
Вербальное
ФГИС
5.
1
Дискуссия
общение
«Моя школа»
Техника
Знакомство с понятием
Круглый
ФГИС
6.
запоминания
1
«общение», «сеть
стол
«Моя школа»
имен.
контактов», рассмотрение
Техника «Я видов общения. Выработка
навыков. Взаимодействия участ
высказывания» и
Беседа,
ФГИС
7.
1
техника
практикум
«Моя школа»
постановки

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

вопросов.
8.

Невербальное
общение.

1

Интеллекту
альный
марафон

ФГИС
«Моя школа»

9.

Пространственн
ые условия
общения.

1

Практикум

ФГИС
«Моя школа»

10.

Барьеры
общения

1

Правила
говорения
Техники
12.
активного
слушания
Стили и
стратегии
13.
поведения в
конфликтных
ситуациях
Общение и сеть
контактов.
14.
Невербальное
общение.
11.

15.

Лидер. Функции
и умения

Лидерство и
руководство в
малой группе.
Модель развития
17.
группы
16.

1

ФГИС
«Моя школа»

1

Интеллекту
альный
марафон

ФГИС
«Моя школа»

1

Практикум

ФГИС
«Моя школа»

1

1
1
1

19.

Метод
взаимодействия

1

20.

Уверенность и
ассертивность

1

22.

23.

ФГИС
«Моя школа»

Беседа,
практикум

Команда.
Командные роли

Уверенное
поведение
Бесконфликтное
общение.
Правила и
техники
Стили и
стратегии
поведения в
конфликтных

ФГИС
«Моя школа»

1

18.

21.

Проблемна
я
дискуссия
Круглый
стол

1

1

1

Знакомство участников с
Проблемна
понятием «лидер»,
я
основными теориями
дискуссия
лидерства, умениями и
Круглый
функциями лидера в
стол
группе; выработка навыков
взаимодействия
Беседа,
участников, сплочение,
практикум
развитие коммуникативных Интеллекту
навыков. Определение
альный
уровня развития
марафон
организаторских и
коммуникативных
Практикум
способностей (опросник
КОС).
Проблемна
Знакомство
с
я
понятием «уверенность» и
дискуссия
«ассертивность», их
Круглый
сходствами и отличиями;
стол
оценить уровень развития
данных качеству каждого
участника; отработать
Беседа,
навыки уверенности в себе. практикум
Знакомство участников с
понятием «уверенное
поведение», компонентами Интеллекту
альный
уверенного поведения;
марафон
выработка навыков

ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»

№

24.

25.
26.
27.
28.

Тема
занятия
ситуациях.
Стили и
стратегии
поведения в
конфликтных
ситуациях.
Техники
просьбы.
Техники
убеждения
Техники отказа
собеседнику.
Навыки
самопрезентации

Имидж
волонтера.
Структура
публичного
выступления.
30.
Ошибки
публичных
выступлений
Эффективная
31.
деловая
коммуникация
Психофизиологи
32.
я стресса
29.

Кол-во
академи
ческих
часов

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Практикум

ФГИС
«Моя школа»

уверенного поведения

1

1
1
1
1
1

1

1
1

Методы борьбы
со стрессом

1

Знакомство с
нормативными
документами
34.
регламентирующ
ие волонтерскую
деятельность.

1

33.

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий

35.

Дневник
волонтера.

1

36.

Дневник
волонтера.

1

Знакомство с понятием
«самопрезентация», ее
формами и алгоритмом;
развитие коммуникативных
навыков. Знакомство с
понятием
«имидж», его видами,
отработать полученные
знании напрактике;
развитие
коммуникативных навыков
и навыков взаимодействия
участников.

Проблемна
я
дискуссия
Круглый
стол
Беседа,
практикум
Интеллекту
альный
марафон

ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»

Практикум

ФГИС
«Моя школа»

Проблемна
я
дискуссия

ФГИС
«Моя школа»

Круглый
стол

ФГИС
«Моя школа»

Знакомство с понятие
Беседа,
«стресс», его стадиями и
практикум
признаками; развитие
коммуникативных навыков
и навыков взаимодействия
участников. Знакомство с
Интеллекту
методами предупреждения
альный
и преодоления стресса,
марафон
отработка некоторых
техник на практике;
развитие навыков
саморегуляции.
Знакомство с основными
правовыми актами и
документами,
Практикум
регламентирующими
волонтерскую
деятельность. Они научатся
вести документацию
Проблемна
волонтера, создавать
я
различную печатную и
дискуссия
видеопродукцию для
проведения мероприятий в Практикум
рамках волонтерской

ФГИС
«Моя школа»

ФГИС
«Моя школа»

ФГИС
«Моя школа»

ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»

№

37.

Тема
занятия

Итоговое
занятие

Кол-во
академи
ческих
часов

1

Виды
деятельности

деятельности. Волонтеры
научатся оформлять личное
портфолио.
Оценка качества
теоретических знаний
Итого по программе - 37 часов

Форма
проведени
я
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Практикум

ФГИС
«Моя школа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».