ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУПРЕДМЕТУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» пгт. Уральский 2023 год СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» 10 КЛАСС Культура исследования и проектирования. Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно. Учимся анализировать проекты. Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Социальное проектирование: как сделать лучше общество в котором мы живем. Волонтёрские проекты и сообщества. Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца». Возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Самоопределение. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию. Знакомимся с проектными движениями. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования. Замысел проекта. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Формулирование цели проекта. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации. Условия реализации проекта Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации проекта. Источники финансирования проекта. Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать вклад каждого участника. Модели управления проектами. Трудности реализации проекта Переход от замысла к реализации проекта. Риски проекта. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ. Позиция эксперта. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Оценка начального этапа исследования. Дополнительные возможности улучшения проекта. Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Использование видеоролика в продвижении проекта. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Презентация и защита индивидуального проекта. Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов и исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» Личностные результаты: 1) гражданское воспитание: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной деятельности; 2) патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственное воспитание: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетическое воспитание: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление проявлять качества творческой личности; 5) физическое воспитание: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудовое воспитание: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни; 7) экологическое воспитание: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. 9) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов; определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах; вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебнопознавательных. Базовые исследовательские действия: развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт; уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать; значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Предметные результаты: – планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; – выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; – распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; – использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, – использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; – использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; – ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; – отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; – видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. – самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты; – использовать догадку, озарение, интуицию; – использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; – использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; – целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; – осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ», 10 КЛАСС Колво Электронные № акад (цифровые) п/ Тема урока Виды деятельности ем. образовательные п часо ресурсы в Раздел 1 Культура исследования и проектирования - 6 часов Что такое проект и почему реализация проекта – это 1 1 ФГИС «Моя школа» сложно, но интересно. Учимся Актуализировать анализировать проекты. знания о проектной Выдвижение проектной идеи деятельности. как формирование образа Называть и объяснять 2 будущего. «Сто двадцать лет 1 признаки и ФГИС «Моя школа» на службе стране». Проект П. особенности проектной А. Столыпина. деятельности. Давать Техническое проектирование и критическую оценку и 3 конструирование как типы 1 ФГИС «Моя школа» интерпретировать деятельности. информацию с разных позиций. Уметь Социальное проектирование: систематизировать как сделать лучше общество в информационный 4 котором мы живем. 1 ФГИС «Моя школа» материал с целью Волонтёрские проекты и выяснения сообщества. современного Анализируем проекты состояния исследуемой сверстников: социальный проблемы. Оценивать проект «Дети одного Солнца». 5 1 работу, опираясь на ФГИС «Моя школа» Возможности IT-технологий теоретические основы для междисциплинарных проектной проектов. деятельности. Исследование как элемент 6 проекта и как тип 1 ФГИС «Моя школа» деятельности. Раздел 2 Самоопределение-4 часа Проекты и технологии: Распознавать 7 выбираем сферы 1 собственные ценности, ФГИС «Моя школа» деятельности. интересы, желания и формировать на основе Создаём элементы образа их личные цели. ФГИС «Моя школа» 8 будущего: что мы хотим 1 Проявлять изменить своим проектом. ответственность за Формируем отношение к собственный выбор и проблемам: препятствие или отвечать за ФГИС «Моя школа» 9 побуждение к действию? 1 последствия Знакомимся с проектными собственных движениями. поступков. Давать Первичное самоопределение. критическую оценку и Обоснование актуальности интерпретировать 10 1 ФГИС «Моя школа» темы для проекта или информацию с разных исследования. позиций. Раздел 3 Замысел проекта-4 часа № п/ п Тема урока Понятия «проблема» и 11 «позиция» при осуществлении проектирования. Формулирование цели проекта. Целеполагание и 12 постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации 13 проектов. Ресурсы и бюджет проекта. 14 15 16 17 Колво акад ем. часо в Виды деятельности Распознавать и 1 фиксировать противоречия, формулировать проблему. Обозначать проблему. 1 Самостоятельно формулировать цель на основании проблемы. Самостоятельно 1 ставить задачи на основе сформулированной цели. Давать критическую оценку и интерпретировать информацию с разных позиций. Осуществлять Поиск недостающей 1 целенаправленный информации. поиск учебной, научной, научнопопулярной литературы. Давать критическую оценку литературных источников. Раздел 4 Условия реализации проекта-3 часа Планирование действий – шаг Определять объект и за шагом по пути реализации 1 предмет исследования проекта. в планируемой работе. Выдвигать гипотезы о Источники финансирования связях и проекта. Сторонники и закономерностях команда проекта: как 1 событий, процессов, эффективно использовать объектов. Оперировать вклад каждого участника. гипотезой как отличительным инструментом научного рассуждения. Выстраивать индивидуальную Модели управления 1 работу, учитывая проектами. ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Находить Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» № п/ п 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Тема урока Колво акад ем. часо в Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы необходимые источники информационных ресурсов, оценивать ресурсы для достижения поставленной цели с применением методов информационного поиска. Раздел 5 Трудности реализации проекта-5 часов Переход от замысла к Уметь применять 1 ФГИС «Моя школа» реализации проекта. теоретические методы исследования в ФГИС «Моя школа» Риски проекта. 1 проектной работе. Практическое занятие.Анализ Выдвигать гипотезы о ФГИС «Моя школа» проектного замысла «Завод по 1 связях и переработке пластика». закономерностях Практическое занятие.Анализ событий, процессов, проектного замысла объектов. Уметь ФГИС «Моя школа» «Превратим мусор в ресурс». 1 оперировать гипотезой Сравнение проектных как отличительным замыслов. инструментом научного рассуждения. Оценивать работу, Практическое занятие. Анализ опираясь на ФГИС «Моя школа» проектов сверстников: туризм 1 теоретические основы и краеведение. проектной деятельности. Раздел 6 Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ-4 часа Позиция эксперта. 1 Выдвигать гипотезы о ФГИС «Моя школа» Критерии анализа и связях и 1 ФГИС «Моя школа» оценивания проектной работы. закономерностях событий, процессов, Оцениваем проекты объектов. Оценивать сверстников: проект 1 ФГИС «Моя школа» работу, опираясь на «Разработка портативного теоретические основы металлоискателя». проектной Оценка начального этапа 1 ФГИС «Моя школа» деятельности. исследования. Раздел 7 Дополнительные возможности улучшения проекта-5 часа Технология как мост от идеи к Уметь применять продукту. Видим за проектом 1 теоретические методы ФГИС «Моя школа» инфраструктуру. исследования в Опросы как эффективный проектной работе. 1 ФГИС «Моя школа» инструмент проектирования. Осуществлять целенаправленный Возможности социальных 1 ФГИС «Моя школа» поиск учебной, сетей. Сетевые формы № п/ п Тема урока проектов. Использование видеоролика в 30 продвижении проекта. Колво акад ем. часо в Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы научной, научнопопулярной 1 ФГИС «Моя школа» литературы. Находить необходимые источники информационных ресурсов, оценивать ресурсы для Оформление и предъявление достижения результатов проектной и поставленной цели с ФГИС «Моя школа» 31 1 исследовательской применением методов деятельности. информационного поиска. Применять эмпирические методы исследования в проектной работе Раздел 8 Презентация и защита индивидуального проекта-1 час Выстраивать индивидуальную работу, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Представлять Итоговая презентация, результаты своей публичная защита работы, создавать индивидуальных проектов и презентации. 32 исследований 1 ФГИС «Моя школа» Развернуто, логично и старшеклассников, точно излагать свою рекомендации к её подготовке точку зрения; спокойно и проведению. и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития 33 - Резервное время 2 34 Резервное время – 2 часа. Итого по программе - 34 часа