РП по физике в вопросах и ответах (7 кл.)

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»

пгт. Уральский
2023 г.

Содержание учебного предмета «Физика в вопросах и ответах» 7 класс
Научные методы познания мира
Что такое физика. Зачем мы измеряем. Изучение шкал измерительных приборов. Измерительные
приборы и использование их в жизни человека. Лабораторная работа «Изготовление и градуирование
мензурки». Лабораторная работа «Измерение объема тела правильной формы». Лабораторная работа
«Измерение объема тела неправильной формы».
Учимся устанавливать зависимости
Механическое движение и его характеристики. Виды движений. Лабораторная работа «Определение
скорости равномерного движения». Лабораторная работа «Определение средней скорости
неравномерного прямолинейного движения. Масса. Плотность. Определение массы воздуха в комнате.
Лабораторная работа «Определение плотности предметов домашнего обихода».
Выясняем закономерности
Силы в быту, природе, технике. Лабораторная работа «Обнаружение и измерение веса
тела». Деформация тел. Измерение силы при помощи динамометра. Способы изменения силы
трения. Лабораторная работа «Измерение силы трения скольжения». Давление и сила давления.
Атмосферное давление в живой природе. Проявление действия атмосферного
давления.Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности
жидкости. Плавание животных и человека. Применение законов гидростатики в технике.
Мореплаватели и воздухоплаватели. Конструирование лодки и определение её
грузоподъёмности. Работа. Мощность. Лабораторная работа «Определение работы силы трения
при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности». Простые механизмы в
нашей жизни. Измерение потенциальной энергии тела. Измерение кинетической энергии тела.
Лабораторная работа «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и
неподвижный блок»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика в вопросах и ответах»
Личностные результаты
Изучение физики в вопросах и ответах на уровне основного общего образования
направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
- проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
- ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с практическим применением достижений физики;
- осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) эстетического воспитания:
- восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости,
точности, лаконичности;
4) ценности научного познания:
- осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы
развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
- развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и
тепловым оборудованием в домашних условиях;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у
другого человека;
6) трудового воспитания:
- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том
числе и физических знаний;

- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической
направленности, открытость опыту и знаниям других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
- потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы о физических объектах и явлениях;
- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
- планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том
числе с использованием физических знаний;
- оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных
последствий.
Метапредметные результаты
В результате освоения программы по физике в вопросах и ответах на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты,
включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к физическим явлениям;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких
вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
или эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
 анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;

 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;
 выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
 публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной физической проблемы;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению:
распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения
нескольких людей;
 выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических
знаний;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования
или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
 ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему,
понимать мотивы, намерения и логику другого;
 признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на
научные темы и такое же право другого.
Предметные результаты
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне отражают
сформированность у обучающихся умений:
 использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение, эксперимент, модель,
гипотеза, единицы физических величин, атом, молекула, агрегатные состояния вещества
(твёрдое, жидкое, газообразное), механическое движение (равномерное, неравномерное,
прямолинейное), траектория, равнодействующая сила, деформация (упругая, пластическая),
невесомость, сообщающиеся сосуды;
 различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное движение,
неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел с
закреплённой осью вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление, плавание тел, превращения механической энергии) по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
 распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе
физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и
неживой природе, действие силы трения в природе и технике, влияние атмосферного давления
на живой организм, плавание рыб, рычаги в теле человека, при этом переводить практическую
задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
 описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины
(масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости,

сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая
сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного
действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия), при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических
величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
 характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения
сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия
рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии, при
этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
 объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить
объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений,
физических закона или закономерности;
 решать расчётные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы, связывающие
физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные
данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической
величины;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, в описании
исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать
полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
 проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел:
формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного
оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
 выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с
использованием аналоговых и цифровых приборов, записывать показания приборов с учётом
заданной абсолютной погрешности измерений;
 проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от
времени движения тела, силы трения скольжения от веса тела, качества обработки
поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел, силы
упругости от удлинения пружины, выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и
от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую
погружено тело, условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков), участвовать в
планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя
предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и
твёрдого тела, сила трения скольжения, давление воздуха, выталкивающая сила, действующая
на погружённое в жидкость тело, коэффициент полезного действия простых механизмов),
следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку и вычислять значение искомой величины;
 соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
 указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр,
динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок,
наклонная плоскость;
 характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой
на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс,
манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических
явлений и необходимые физические законы и закономерности;
 приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;

 осуществлять отбор источников информации в Интернете в соответствии с заданным

поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников
выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
 использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического
содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
 создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3 источников
информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о
результатах проектов или учебных исследований, при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
 при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в
соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное
взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
Тематическое планирование по учебному предмету «Физика в вопросах и ответах»
7 класс
КолЭлектронны
во
е
№
Тема урока
акаде
Виды деятельности
(цифровые)
п/п
м.
образователь
часов
ные ресурсы
Научные методы познания мира 6 ч.
1 Что такое физика
1
Наблюдение и описание
2 Зачем мы измеряем
1
физических явлений.
Измерительные приборы и
Определение цены деления
3
использование их в жизни
1
шкалы измерительного
человека
прибора. Измерение линейных
Библиотека
Лабораторная работа
размеров тел и промежутков
ЦОК
4
«Изготовление и градуирование
1
времени. Определение
https://m.edso
мензурки»
погрешности при прямых
o.ru/ff09f72a
Лабораторная работа «Измерение
измерениях. Измерение объёма
5
1
объема тела правильной формы»
жидкости и твёрдого тела.
Лабораторная работа «Измерение
Определение размеров малых
6
объема тела неправильной
1
тел методом рядов.
формы»
Итого по разделу - 6 часов
Учимся устанавливать зависимости 6ч.
Библиотека
Исследование равномерного
Механическое движение и его
ЦОК
движения и определение его
7
1
характеристики. Виды движений
https://m.edso
признаков. Наблюдение
o.ru/ff0a05c6
неравномерного движения и
Лабораторная работа
определение его отличий от
8
«Определение скорости
1
равномерного движения.
Библиотека
равномерного движения»
Получение и анализ графиков
ЦОК
Лабораторная работа
зависимости пути и скорости
https://m.edso
«Определение средней скорости
от времени. Решение задач (в
o.ru/ff0a079c
9
1
неравномерного прямолинейного
том числе графическим
движения
методом) на определение пути,
скорости и времени
10
Масса Плотность
1
Библиотека
равномерного движения.
ЦОК
Определение массы воздуха в
Измерение массы тела
https://m.edso
11
1
комнате
различными способами.
o.ru/ff0a0c10
Решение задач на определение
Лабораторная работа
Библиотека
массы тела, его объёма и
12
«Определение плотности
1
ЦОК
плотности. Определение
предметов домашнего обихода»
https://m.edso

№
п/п

13
14
15
16

17

18

19

20
21
22
23
24
25
26
27

28

29

30
31

Тема урока

Колво
акаде
м.
часов

Виды деятельности

Электронны
е
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
o.ru/ff0a0fee

плотности тела в результате
измерения его массы и объёма.
Итого по разделу - 6 часов
Выясняем закономерности 20ч.
Силы в быту, природе, технике
1
Библиотека
Описание реальных ситуаций
ЦОК
Лабораторная работа
взаимодействия тел с помощью
https://m.edso
«Обнаружение и измерение веса
1
моделей, в которых вводится
o.ru/ff0a1778
тела»
понятие и изображение силы.
Деформация тел
1
Библиотека
Исследование зависимости
ЦОК
силы упругости от удлинения
Измерение силы при помощи
https://m.edso
1
резинового шнура или
динамометра
o.ru/ff0a18cc
пружины (с построением
графика). Анализ практических Библиотека
ЦОКhttps://m.
ситуаций, в которых
Способы изменения силы трения
1
edsoo.ru/ff0a1
проявляется действие силы
b9c
упругости (упругость мяча,
Библиотека
кроссовок, веток дерева и др.).
Лабораторная работа «Измерение
ЦОКhttps://m.
Экспериментальное получение
1
силы трения скольжения»
edsoo.ru/ff0a1
правила сложения сил,
cc8
направленных вдоль одной
Библиотека
прямой. Определение
ЦОКhttps://m.
величины равнодействующей
Давление и сила давления
1
edsoo.ru/ff0a2
сил. Изучение силы трения
0a6
скольжения и силы трения
Атмосферное давление в живой
Библиотека
покоя. Исследование
1
природе
ЦОК
зависимости силы трения от
https://m.edso
Проявление действия
силы давления и свойств
1
o.ru/ff0a2b5a
атмосферного давления
трущихся поверхностей.
Зависимость выталкивающей
Решение качественных задач,
Библиотека
силы от объёма погружённой
1
основанных на анализе
ЦОК
части тела и плотности жидкости
практических ситуаций, в
https://m.edso
которых проявляется действие
o.ru/ff0a33fc
Плавание животных и человека
1
силы трения, используются
Применение законов
Библиотека
1
способы её уменьшения или
гидростатики в технике
ЦОК
увеличения (катание на лыжах,
Мореплаватели и
Библиотека
1
коньках, торможение
воздухоплаватели
ЦОК
автомобиля,
использование
https://m.edso
Конструирование лодки и
1
подшипников, плавание
o.ru/ff0a3654
определение её грузоподъёмности
водных
животных
и
др.).
Работа. Мощность
1
Анализ и объяснение опытов и
Библиотека
Лабораторная работа
практических
ситуаций,
ЦОК
«Определение работы силы
в которых проявляется сила
https://m.edso
трения при равномерном
1
давления. Обоснование
o.ru/ff0a3f82
движении тела по горизонтальной
способов уменьшения и
поверхности»
увеличения давления.
Простые механизмы в нашей
1
Изучение особенностей
жизни
Библиотека
передачи
давления
твёрдыми
ЦОК
Лабораторная работа
телами, жидкостями и газами. https://m.edso
«Определение выигрыша в силе,
1
Обоснование результатов
o.ru/ff0a478e
который дает подвижный и
опытов особенностями
неподвижный блок»
строения вещества в твёрдом,
Измерение кинетической энергии
1
Библиотека

№
п/п

Тема урока

Колво
акаде
м.
часов

тела

32

Измерение потенциальной
энергии тела

1

Виды деятельности
жидком и газообразном
состояниях.
Экспериментальное
доказательство закона Паскаля.
Решение задач на расчёт
давления твёрдого тела.
Наблюдение и объяснение
гидростатического парадокса
на основе закона Паскаля.
Изучение сообщающихся
сосудов. Экспериментальное
обнаружение атмосферного
давления. Анализ и объяснение
опытов и практических
ситуаций, связанных с
действием атмосферного
давления. Экспериментальное
обнаружение действия
жидкости и газа на
погружённое в них тело.
Проведение и обсуждение
опытов, демонстрирующих
зависимость выталкивающей
силы, действующей на тело
в жидкости, от объёма
погружённой в жидкость части
тела и от плотности жидкости.
Исследование зависимости
веса тела в воде от объёма
погружённой в жидкость части
тела. Конструирование лодки
и определение её
грузоподъёмности.
Определение выигрыша в силе
простых механизмов на
примере рычага, подвижного и
неподвижного блоков,
наклонной плоскости.Решение
качественных задач, связанных
с выявлением действия
простых механизмов в
различных инструментах и
приспособлениях,
используемых в быту
и технике, а также в живых
организмах.
Экспериментальное
определение изменения
кинетической и потенциальной
энергии тела при его
скатывании по наклонной

Электронны
е
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
ЦОК
https://m.edso
o.ru/ff0a4252

№
п/п

Тема урока

Колво
акаде
м.
часов

Виды деятельности

Электронны
е
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

плоскости.
Итого по разделу - 20 часов
3334

Резервный урок

2
Резервное время - 1 час
Итого по программе - 34 часа

-

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».