ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» пгт. Уральский 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» 7 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли». Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» Личностные результаты 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. Предметные результаты К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА», 7 КЛАСС Электронные Кол-во № (цифровые) Тема урока академ. Виды деятельности п/п образовательные часов ресурсы Раздел 1 Представление данных – 7 часов КР-0 ПР-2 Представление данных Библиотека ЦОК Осваивать способы 1 1 в таблицах https://m.edsoo.ru/863ec1f8 представления Практические статистических данных и Библиотека ЦОК 2 вычисления по 1 числовых массивов https://m.edsoo.ru/863ec324 табличным данным с помощью таблиц и Извлечение и диаграмм с Библиотека ЦОК 3 интерпретация 1 использованием https://m.edsoo.ru/863ec78e табличных данных актуальных и важных Практическая работа данных (демографические Библиотека ЦОК 4 1 "Таблицы" данные, производство https://m.edsoo.ru/ промышленной и Графическое сельскохозяйственной представление данных Библиотека ЦОК продукции, общественные 5 в виде круговых, 1 https://m.edsoo.ru/863ed18e и природные явления). столбиковых Изучать методы работы с (столбчатых) диаграмм табличными и Чтение и построение графическими диаграмм. Примеры Библиотека ЦОК 6 1 представлениями данных https://m.edsoo.ru/863ed602 демографических с помощью цифровых диаграмм ресурсов в ходе Практическая работа Библиотека ЦОК 7 1 практических работ "Диаграммы" https://m.edsoo.ru/863ed72e Раздел 2 Описательная статистика – 8 часов КР-1 ПР-1 Числовые наборы. Осваивать понятия: Библиотека ЦОК 8 Среднее 1 числовой набор, мера https://m.edsoo.ru/863ed846 арифметическое центральной тенденции Числовые наборы. (мера центра), в том числе Библиотека ЦОК 9 Среднее 1 среднее арифметическое, https://m.edsoo.ru/863ed846 арифметическое медиана. Описывать Медиана числового статистические данные с Библиотека ЦОК 10 набора. Устойчивость 1 помощью https://m.edsoo.ru/863edb3e медианы среднего арифметического Медиана числового и медианы. Решать Библиотека ЦОК 11 набора. Устойчивость 1 задачи. https://m.edsoo.ru/ медианы Изучать свойства средних, в том числе Практическая работа Библиотека ЦОК 12 1 с помощью цифровых "Средние значения" https://m.edsoo.ru/863edc6a ресурсов, в ходе Наибольшее и практических работ. наименьшее значения Библиотека ЦОК 13 1 Осваивать понятия: числового набора. https://m.edsoo.ru/863ee07a наибольшее и наименьшее Размах значения числового Наибольшее и массива, размах. наименьшее значения Библиотека ЦОК 14 1 Решать задачи на выбор числового набора. https://m.edsoo.ru/ способа описания Размах данных в соответствии с 15 Контрольная работа по 1 Библиотека ЦОК № п/п 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/863ee390 темам "Представление природой данных и данных. Описательная целями исследования статистика" Раздел 3 Случайная изменчивость – 6 часов КР-0 ПР-1 Случайная Осваивать понятия: Библиотека ЦОК изменчивость 1 частота значений в https://m.edsoo.ru/863ee4bc (примеры) массиве данных, группировка Частота значений в Библиотека ЦОК 1 данных, гистограмма. массиве данных https://m.edsoo.ru/863ee69c Строить и анализировать Библиотека ЦОК Группировка 1 гистограммы, https://m.edsoo.ru/863ee9d0 подбирать подходящий Гистограммы шаг группировки. Библиотека ЦОК Гистограммы 1 Осваивать графические https://m.edsoo.ru/863eee1c представления разных видов случайной Практическая работа изменчивости, в том числе Библиотека ЦОК "Случайная 1 с помощью цифровых https://m.edsoo.ru/ изменчивость" ресурсов, в ходе практической работы Раздел 4 Введение в теорию графов – 4 часа КР-0 ПР-0 Граф, вершина, ребро. Осваивать понятия: граф, Библиотека ЦОК Представление задачи с 1 вершина графа, ребро https://m.edsoo.ru/863eecc8 помощью графа графа, степень (валентность вершины), Степень (валентность) цепь и цикл. Осваивать вершины. Число рёбер Библиотека ЦОК 1 понятия: путь в графе, и суммарная степень https://m.edsoo.ru/863eef52 эйлеров путь, обход графа, вершин. Цепь и цикл ориентированный граф. Цепь и цикл. Путь в Библиотека ЦОК Решать задачи на поиск графе. Представление о 1 https://m.edsoo.ru/863ef0ba суммы степеней вершин связности графа графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах. Осваивать способы представления задач из курса Представление об Библиотека ЦОК алгебры, геометрии, ориентированных 1 https://m.edsoo.ru/863ef236 теории вероятностей, графах других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах Раздел 5 Вероятность и частота случайного события – 5 часов КР-1 ПР-1 Случайный опыт и Библиотека ЦОК Осваивать понятия: 1 случайное событие https://m.edsoo.ru/863ef3b2 случайный опыт и случайное событие, Вероятность и частота 1 Библиотека ЦОК № п/п Тема урока события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе Монета и игральная кость в теории вероятностей Практическая работа "Частота выпадения орла" Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/863ef4d4 маловероятное и практически достоверное событие. Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на Библиотека ЦОК важных примерах 28 1 https://m.edsoo.ru/863ef646 (аварии, несчастные случаи, защита Библиотека ЦОК персональной 29 1 https://m.edsoo.ru/863ef8a8 информации, передача данных). Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории Контрольная работа по вероятностей. темам "Случайная Наблюдать и изучать Библиотека ЦОК 30 изменчивость. Графы. 1 частоту событий в https://m.edsoo.ru/863f0186 Вероятность простых случайного события" экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы Раздел 6 Обобщение, систематизация знаний – 4 часа КР-1 ПР-1 Повторение, Повторять изученное и Библиотека ЦОК обобщение. выстраивать систему https://m.edsoo.ru/863efa24 31 Представление данных 1 знаний. Библиотека ЦОК Описательная Решать задачи на https://m.edsoo.ru/863efbaa статистика представление и описание данных с помощью Повторение, изученных характеристик. обобщение. Библиотека ЦОК 32 1 Обсуждать примеры Вероятность https://m.edsoo.ru/863efec0 случайных событий, случайного события маловероятных и практически достоверных 33Библиотека ЦОК случайных событий, их Резерв 2 34 https://m.edsoo.ru/ роли в природе и жизни человека Резервное время – 2 часа (из них АКР -2часа). КР-2 ПР-5 Итого по программе – 34 часа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА», 8 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Электронные (цифровые) Тема урока Виды деятельности образовательные ресурсы Раздел 1 Повторение курса 7 класса – 4 часа КР-0 ПР-0 Представление 1 Повторять изученное и Библиотека ЦОК данных. Описательная выстраивать систему https://m.edsoo.ru/863f029e статистика знаний. Решать задачи на Случайная 1 Библиотека ЦОК представление и изменчивость. https://m.edsoo.ru/863f03fc описание Средние числового данных с помощью набора изученных Случайные события. 1 Библиотека ЦОК характеристик. Вероятности и https://m.edsoo.ru/863f0578 Решать задачи на частоты представление Классические модели 1 Библиотека ЦОК группированных теории вероятностей: https://m.edsoo.ru/863f076c данных и описание монета и игральная случайной кость изменчивости. Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека Кол-во академ. часов Раздел 2 Описательная статистика. Рассеивание данных – 4 часа КР-0 ПР-0 Отклонения 1 Осваивать понятия: Библиотека ЦОК дисперсия и стандартное https://m.edsoo.ru/863f0a50 отклонение, Дисперсия числового 1 Библиотека ЦОК использовать эти набора https://m.edsoo.ru/863f0a50 характеристики Стандартное 1 Библиотека ЦОК для описания отклонение числового https://m.edsoo.ru/863f0bfe рассеивания данных. набора Выдвигать гипотезы об Библиотека ЦОК Диаграммы 1 отсутствии или наличии https://m.edsoo.ru/863f0ea6 рассеивания связи по диаграммам рассеивания. Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера Раздел 3 Множества – 4 часа КР-1 ПР-0 № п/п 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема урока Множество, подмножество Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения Графическое представление множеств Контрольная работа по темам "Статистика. Множества" Кол-во академ. часов Виды деятельности Осваивать понятия: множество, элемент множества, 0,5 подмножество. Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, 1 дополнение. Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. 1 Использовать графическое представление 1 множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов Раздел 4 Вероятность случайного события – 6 часов Элементарные 1 Осваивать понятия: события. Случайные элементарное событие, события случайное событие как совокупность Благоприятствующие 1 благоприятствующих элементарные элементарных событий, события. Вероятности равновозможные событий элементарные события. Благоприятствующие 1 Решать задачи на элементарные вычисление события. Вероятности вероятностей событий событий по Опыты с 1 вероятностям равновозможными элементарных событий элементарными случайного опыта. событиями. Решать задачи на Случайный выбор вычисление Опыты с 1 вероятностей равновозможными событий в опытах с элементарными равновозможными событиями. элементарными Случайный выбор событиями, в том числе Практическая работа 1 с помощью компьютера. "Опыты с Проводить и изучать равновозможными опыты элементарными с равновозможными событиями" элементарными 0,5 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ КР-0 ПР-1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a № п/п 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы Раздел 5 Введение в теорию графов – 4 часа КР-0 ПР-0 Дерево 1 Осваивать понятия: Библиотека ЦОК дерево как граф без https://m.edsoo.ru/863f2a4e цикла, висячая вершина Свойства дерева: 1 Библиотека ЦОК (лист), ветвь дерева, путь https://m.edsoo.ru/863f2bac единственность пути, в дереве, диаметр дерева. существование Изучать свойства дерева: висячей вершины, существование висячей связь между числом вершины, вершин и числом единственность пути рёбер между двумя Правило умножения 1 Библиотека ЦОК вершинами, связь между https://m.edsoo.ru/863f2cd8 числом вершин и числом Правило умножения 1 Библиотека ЦОК рёбер. https://m.edsoo.ru/863f2e36 Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения Раздел 6 Случайные события – 7 часов КР-0 ПР-0 Противоположное 1 Осваивать понятия: Библиотека ЦОК событие взаимно https://m.edsoo.ru/863f2f8a противоположные Диаграмма Эйлера. 1 Библиотека ЦОК события, операции над https://m.edsoo.ru/863f3214 Объединение и событиями, объединение пересечение событий и Несовместные 1 Библиотека ЦОК пересечение событий, события. Формула https://m.edsoo.ru/863f3372 диаграмма Эйлера сложения (Эйлера—Венна), вероятностей совместные и Несовместные 1 Библиотека ЦОК несовместные события. Формула https://m.edsoo.ru/863f3764 события. сложения Изучать теоремы о вероятностей вероятности Правило умножения 1 Библиотека ЦОК объединения вероятностей. https://m.edsoo.ru/863f38ae двух событий (формулы Условная сложения вероятностей). вероятность. Решать задачи, в том Независимые события числе текстовые задачи Библиотека ЦОК Правило умножения 1 на определение вероятностей. https://m.edsoo.ru/863f3b06 № п/п Тема урока 30 Условная вероятность. Независимые события Представление случайного эксперимента в виде дерева 31 32 33-34 Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой 1 Библиотека ЦОК прямой, диаграмм https://m.edsoo.ru/863f3cbe Эйлера, формулы Библиотека ЦОК сложения https://m.edsoo.ru/863f3f20 вероятностей. Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта. Изучать свойства (определения) независимых событий. Решать задачи на определение и использование независимых событий. Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта Раздел 7 Обобщение, систематизация знаний – 4 часа КР-1 ПР-0 Повторение, 1 Повторять изученное и Библиотека ЦОК обобщение. выстраивать систему https://m.edsoo.ru/863f4128 Представление знаний. Библиотека ЦОК данных. Описательная Решать задачи на https://m.edsoo.ru/863f4312 статистика Графы представление и описание Контрольная работа 1 данных с помощью по темам "Случайные Библиотека ЦОК изученных события. Вероятность. https://m.edsoo.ru/ характеристик. Графы" Решать задачи с применением графов. Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям Резерв 2 элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Решать задачи на № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта. Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля Резервное время – 2 часа (из них АКР - 2часа). КР- 2 ПР-1 Итого по программе – 34 часа. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА», 9 КЛАСС Кол-во Электронные Тема урока академ. Виды деятельности (цифровые) часов образовательные ресурсы Раздел 1 Повторение курса 8 класса – 4 часа КР-0 ПР-0 Представление данных 1 Повторять изученное и Библиотека ЦОК выстраивать систему https://m.edsoo.ru/863f47ea знаний. Решать задачи на Описательная 1 Библиотека ЦОК представление и статистика https://m.edsoo.ru/863f47ea описание Операции над 1 Библиотека ЦОК данных. Решать задачи событиями https://m.edsoo.ru/ на нахождение Независимость 1 вероятностей событий объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта. Решать задачи на Библиотека ЦОК перечисление https://m.edsoo.ru/ комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля Раздел 2 Элементы комбинаторики – 4 часа КР-0 ПР-1 Комбинаторное 1 Осваивать понятия: Библиотека ЦОК правило умножения комбинаторное правило https://m.edsoo.ru/863f4e16 умножения, Перестановки. 1 Библиотека ЦОК упорядоченная пара, Факториал. Сочетания https://m.edsoo.ru/863f4e16 тройка объектов, и число сочетаний перестановка, факториал Треугольник Паскаля 1 Библиотека ЦОК числа, сочетание, число https://m.edsoo.ru/863f5014 сочетаний, треугольник Практическая работа 1 Библиотека ЦОК Паскаля. "Вычисление https://m.edsoo.ru/863f5208 Решать задачи на вероятностей с перечисление использованием упорядоченных комбинаторных пар, троек, перечисление функций электронных перестановок таблиц" и сочетаний элементов различных множеств. Решать задачи на применение числа сочетаний № п/п 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона). Решать, применяя комбинаторику, задачи на вычисление вероятностей, в том числе с помощью электронных таблиц в ходе практической работы Раздел 3 Геометрическая вероятность – 4 часа КР-0 ПР- 0 Геометрическая 1 Осваивать понятие Библиотека ЦОК вероятность. геометрической https://m.edsoo.ru/863f5884 Случайный выбор вероятности. точки из фигуры на Решать задачи на плоскости, из отрезка, нахождение из дуги окружности вероятностей в опытах, представимых Геометрическая 1 Библиотека ЦОК как выбор точек вероятность. https://m.edsoo.ru/863f5a50 из многоугольника, Случайный выбор круга, отрезка или дуги точки из фигуры на окружности, числового плоскости, из отрезка, промежутка из дуги окружности Геометрическая 1 Библиотека ЦОК вероятность. https://m.edsoo.ru/863f5bfe Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности Геометрическая 1 Библиотека ЦОК вероятность. https://m.edsoo.ru/863f5e10 Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности Раздел 4 Испытания Бернулли – 6 часов КР-0 ПР- 1 Испытание. Успех и 1 Осваивать понятия: Библиотека ЦОК неудача. Серия испытание, https://m.edsoo.ru/863f6162 испытаний до первого элементарное успеха событие в испытании (успех и неудача), серия Испытание. Успех и 1 Библиотека ЦОК испытаний, наступление неудача. Серия https://m.edsoo.ru/863f6356 первого успеха испытаний до первого (неудачи), серия успеха испытаний Бернулли. Испытание. Успех и 1 Решать задачи на неудача. Серия Библиотека ЦОК нахождение испытаний до первого https://m.edsoo.ru/ вероятностей событий в успеха серии испытаний до Испытания Бернулли. 1 Библиотека ЦОК № п/п 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема урока Вероятности событий в серии испытаний Бернулли Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли Практическая работа "Испытания Бернулли" Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/863f64d2 первого успеха, в том числе с применением формулы суммы геометрической 1 Библиотека ЦОК прогрессии. https://m.edsoo.ru/863f6680 Решать задачи на нахождение вероятностей 1 Библиотека ЦОК элементарных событий в https://m.edsoo.ru/863f67de серии испытаний Бернулли, на нахождение вероятности определённого числа успехов в серии испытаний Бернулли. Изучать в ходе практической работы, в том числе с помощью цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии испытаний Бернулли Раздел 5 Случайная величина – 6 часов КР-0 ПР- 0 Случайная величина и 1 Освоить понятия: Библиотека ЦОК распределение случайная величина, https://m.edsoo.ru/863f6b44 вероятностей значение случайной величины, Математическое 1 Библиотека ЦОК распределение ожидание и дисперсия https://m.edsoo.ru/863f6da6 вероятностей. Изучать и случайной величины обсуждать примеры Примеры 1 Библиотека ЦОК дискретных и математического https://m.edsoo.ru/863f6f86 непрерывных случайных ожидания как величин (рост, вес теоретического человека, численность среднего значения населения, другие величины изменчивые величины, Библиотека ЦОК Понятие о законе 1 рассматривавшиеся в больших чисел https://m.edsoo.ru/863f72c4 курсе статистики), Измерение 1 Библиотека ЦОК модельных случайных вероятностей с https://m.edsoo.ru/863f7652 величин, связанных со помощью частот случайными опытами Применение закона 1 Библиотека ЦОК (бросание монеты, больших чисел https://m.edsoo.ru/863f7116 игральной кости, со случайным выбором и т. п.). Осваивать понятия: математическое ожидание случайной величины как теоретическое среднее значение, дисперсия № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности случайной величины как аналог дисперсии числового набора. Решать задачи на вычисление математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины по заданному распределению, в том числе задач, связанных со страхованием и лотереями. Знакомиться с математическим ожиданием и дисперсией некоторых распределений, в том числе распределения случайной величины «число успехов» в серии испытаний Бернулли. Изучать частоту события в повторяющихся случайных опытах как случайную величину. Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при большом числе опытов частота события близка к его вероятности. Решать задачи на измерение вероятностей с помощью частот. Обсуждать роль закона больших чисел в обосновании частотного метода измерения вероятностей. Обсуждать закон больших чисел как проявление статистической устойчивости в изменчивых явлениях, роль закона больших чисел в природе и в жизни человека Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Кол-во Электронные Тема урока академ. Виды деятельности (цифровые) часов образовательные ресурсы Раздел 6 Обобщение, контроль – 10 часов КР-1 ПР- 0 25 Обобщение, 1 Повторять изученное и Библиотека ЦОК систематизация знаний. выстраивать систему https://m.edsoo.ru/863f783c Представление данных знаний. Решать задачи на 26 Обобщение, 1 представление и систематизация знаний. Библиотека ЦОК описание Описательная https://m.edsoo.ru/ данных. статистика Решать задачи на 27 Обобщение, 1 Библиотека ЦОК нахождение систематизация знаний. https://m.edsoo.ru/863f893a вероятностей Представление данных. событий, в том числе в Описательная опытах с статистика равновозможными 28 Обобщение, 1 Библиотека ЦОК элементарными систематизация знаний. https://m.edsoo.ru/863f7a4eБ событиями, Вероятность иблиотека ЦОК вероятностей случайного события. https://m.edsoo.ru/863f7c9c объединения и Элементы пересечения комбинаторики событий, вычислять 29 Обобщение, 1 Библиотека ЦОК вероятности в опытах систематизация знаний. https://m.edsoo.ru/863f7e54 с сериями случайных Элементы Библиотека ЦОК испытаний комбинаторики. https://m.edsoo.ru/863f8408 Случайные величины и распределения 30 Обобщение, 1 Библиотека ЦОК систематизация знаний. https://m.edsoo.ru/863f861a Случайные величины и распределения 31 Итоговая контрольная 1 Библиотека ЦОК работа https://m.edsoo.ru/ 32-33 Резерв 2 Резервное время – 2 часа (из них АКР - 2часа). КР- 1 ПР-2 Итого по программе – 33 часа. № п/п