муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Человек. Общество. Мир» Возраст учащихся: 16-18 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Фалёва Анна Сергеевна, учитель истории, обществознания Пояснительная записка Изучение обществознания в старших классах предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, и являются сложными для понимания 11-классников. Уникальность обществознания состоит в том, что в этой предметной области не только рассматриваются новые содержательные темы (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт. Программа «Человек. Общество. Мир» предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих заданий. Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаѐтся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаѐтся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с учащимися среднего и старшего школьного возраста 16 – 18 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности). Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные задания, практические работы на компьютере), семинар и др. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: устные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня и др. Цель программы: освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков. Задачи программы: Обучающие: - расширение диапазона знаний об основных понятиях обществознания; - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности, - решения практических задач в социальной сфере, а также учебных задач в образовательном процессе; - формирование способности и готовности к самостоятельному принятию решений. Развивающие: - углубленного уровня обществоведческих знаний; - способностей к мышлению и анализу социальных норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия; - коммуникативных способностей, прежде всего, устной речи; - конкретных умений и навыков действия в социальной сфере. Воспитательные: - развитие личности, направленное на формирование культуры, социальной активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм, на осознание себя полноправным членом современного общества; - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к, демократическим правовым институтам. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № Название раздела, темы п/п 1. Тема 1. Общество 1.1. Введение. 1.2. 1.3. Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Ступени развития общества. Тема 2. Человек Человек как результат 2.1 биологической и социокультурной эволюции. Многообразие видов деятельности 2.2 человека. Тема 3. Социальная сфера 3. общества 3.1 Социальная система. 2. Семья и брак как социальные институты. Тема 4. Экономическая сфера 4. общества 4.1 Экономика: наука и хозяйство. 3.2 4.2 Экономические системы. Количество часов Всего Теория Практика 3 2 1 1 1 0 0 1 Устный опрос 1 1 0 Устный опрос. Выполнение заданий 2 1 1 1 1 0 1 0 1 2 1 1 1 1 0 1 0 1 6 4 2 1 1 0 2 1 1 Многообразие рынков. 1 1 0 4.4 Рыночные отношения. 2 1 1 5. Тема 5. Духовная сфера 4 2 2 5.1 Формы и разновидности культуры. 1 1 0 5.2 Искусство, его виды. 1 0 1 1 1 0 1 0 1 4 2 2 1 1 0 2 1 1 1 0 1 7 4 3 2 1 1 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 7. 7.1 Наука и образование. Мораль. Религия. Тема 6. Познание Познание мира. Многообразие форм человеческого знания. Решение тестовых заданий части Тема 7. Политическая сфера общества Политическая система. Устный опрос 1 4.3 5.3 Формы аттестации/ контроля Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий 7.2 7.3 7.4 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 Признаки, функции и формы государства. Политический плюрализм. Структура политической власти в РФ. Тема 8. Правовая сфера общества Право, система права. Источники права. Права человека. Конституция РФ. 2 1 1 1 1 0 2 1 1 8 4 8 2 1 1 1 1 0 2 1 1 1 0 1 8.5 Правоотношения и правонарушения. 1 1 0 8.6 Юридическая ответственность. 1 0 1 Итоговое занятие 1 0 1 9 Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Выполнение заданий Содержание учебного плана Тема 1. Общество Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа.Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР. Тема 2. Человек Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности. Тема 3. Социальная сфера общества Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм Тема 4. Экономическая сфера общества Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция. Тема 5. Духовная сфера общества Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, эли тарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии. Тема 6. Познание Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Тема 7. Политическая сфера общества Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни. Тема 8. Правовая сфера общества Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы консти- туционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды. Планируемые результаты Личностные результаты: Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви, уважении к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправии народов, единства разнообразных культу, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу станы перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально – философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; Способность анализировать реальные социальные ситуации. Умение выполнять познавательные задачи. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержание данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. В старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно – популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Предметными результатами освоения содержания программы является: Относительно целостное представление об обществе, человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности; Знание ряда ключевых и базовых понятий для школьного обществознания наук: социологии, культурологии, экономической теории, политологии, этике, правоведения, психологии, философии: уметь объяснять с позиций явления социальной действительности. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; Умения находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать; давать оценку взглядам, подходам, событиям); Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества. Знание основных правовых и нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека: основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества; Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания. Понимание роли искусства в становлении личности в жизни общества. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: компьютерный класс, оснащенный компьютерами, мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками, микрофоном; видеокамера. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Методические материалы: - Программа для создания/редактирования видео Киностудия Windows; - Программа для редактирования видео HDWriterAE.; - Нелинейный видеоредактор VSDC (Windows) - Текстовой процессор MicrosoftWord; - Прикладная программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint; Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А. Обществознание (базовый уровень) 10- 11 класс. Издательство «Просвещение». 2022 2. Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Издательство: Просвещение. 2022 3. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен,2022 4. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2022 5. Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2018 6. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение. Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2022 2. Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2018 3. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение.