РП Школьный хор (5 - 11 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Школьный хор: волшебный мир музыки»

Возраст учащихся: 11 - 18 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Петрова Надежда Сергеевна, педагог - организатор

Пояснительная записка
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы
неполна, глуха, бедна – любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся» Д.Д.
Шостакович.
Музыкальное воспитание уникальное
средство
формирования единства
эмоциональной и интеллектуальной сфер учащегося. Общение с музыкой оказывает
положительное воздействие, развивает образное мышление, формирует способность
воспринимать и понимать прекрасное, пробуждает креативность, помогает учащемуся
гармонично развиваться.
На занятиях органически сочетаются фронтальное воздействие педагога на учащихся,
индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует
свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у
школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. При
индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и
развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не
только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм,
движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их
самооценку.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством,
ритмикой; раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из
теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом,
изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть
обучает практическим приемам вокального исполнения песен. Музыкальную основу
программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль
в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и
мероприятий в школе).
Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм
вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать
переутомления учащихся. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы включает в себя занятия
разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма
проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности.
Направленность общеразвивающей программы: художественная, основанная на
знакомстве и расширении знаний в области музыки, на развитие музыкальных способностей
учащихся, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности.
Актуальность общеразвивающей программы в том, что она раскрывает творческий
потенциал учащихся, разносторонние творческие возможности, помогает стать уверенней,
побороть страх перед публикой, стать более коммуникабельными, создает благоприятные
условия для самопознания.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми среднего и старшего
школьного возраста 11 – 18 лет.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: беседа, практические занятия (тесты, творческие задания,
викторины, групповое исполнение, сольное пение, музыкально-ритмические упражнения,
дыхательная гимнастика, движение под музыку, двигательные импровизации).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, участие в школьных концертах,
выступление на занятиях.

Цель данной программы – формирование музыкальной культуры у учащихся на основе
целостного представления о музыкальном искусстве и социальном назначении, создание
условий для раскрытия творческих способностей учащихся с учётом их индивидуальностей.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- научить пользоваться практическими умениями и навыками вокального творчества;
- научить слушать и анализировать музыку;
- способствовать формированию музыкального вкуса учащихся в процессе слушания музыки;
- дать понятие о средствах музыкальной выразительности;
- способствовать освоению музыкальных жанров.
Развивающие:
- расширить знания учащихся в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- развить индивидуальные и творческие способности учащихся;
- развить музыкально – эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности;
- научить учащихся работать в коллективе;
- воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

1.2.

Название
раздела, темы
Пение как вид музыкальной
деятельности.
Введение. Диагностика. Прослушивание
голосов. Правила охраны детского
голоса.
Строение голосового аппарата.

1.2.

Вокально – певческая установка.

2

1

1

Формирование певческого голоса.

10

4

6

2.1.

Звукообразование. Певческое дыхание.

2

1

1

2.2.

Дикция и артикуляция.

2

1

1

2.3

Речевые игры и упражнения

3

1

2

2.4

Вокальные упражнения.

3

1

2

3.

Формирование сценической культуры.

11

4

7

3.1.

Работа с фонограммой.

2

1

1

3.2.

Работа с микрофоном.

3

1

2

3.3.

Культура поведения на сцене (выход,
уход, работа с залом).

2

1

1

Устный опрос

3.5.

Сценическое мастерство.

3

1

2

Выполнение
творческого номера

12

5

7

4.1

Музыкальное развитие и слушание
музыки.
Жанровое разнообразие музыки

2

1

1

4.2.

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

2

1

1

4.3.

Народная песня.

2

1

1

1.
1.1.

2.

4.

5

3

2

1

1

0

2

1

1

Устный опрос,
педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Подготовка творческого
номера
Выполнение
дыхательной
гимнастики.
Выполнение
артикуляционной
гимнастики
Выполнение групповых
практических заданий
Подготовка творческого
номера
Выполнение
практического задания
Выполнение
практического задания

Тестирование
Вокальное и
ансамблевое
исполнение
Вокальное и
ансамблевое

исполнение
4.4.
4.5
4.6

Произведения русских композиторов –
классиков.
Произведения современных
отечественных композиторов.
Путь к успеху. Прослушивание ауди и
видеозаписей.

2

1

1

Викторина

2

1

1

Викторина

2

0

2

Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
1. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Введение. Диагностика. Прослушивание голосов. Правила охраны детского голоса.
Теория. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными
учеников. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя
профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Выбор песни к Дню учителя, к Дню
пожилого человека.
1.2. Строение голосового аппарата.
Теория.
Строение
голосового
аппарата.
Основные
компоненты
системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный
аппарат.
Практика. Прослушивание голосов. Пение попевок. Разучивание песен к Дню учителя, к
Дню пожилого человека.
1.3. Вокально – певческая установка.
Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы.
Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе
пения.
Практика. Вокальные упражнения. Игровое распевание (развитие слуха, дикции,
артикуляции пения по ролям (за счет образности персонажей). Разучивание песен к Дню
учителя, к Дню пожилого человека.
2. Формирование певческого голоса.
2.1. Звукообразование. Певческое дыхание.
Теория. Образование голоса в гортани. Интонирование. Основные типы дыхания:
ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования.
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Выбор песен о школе, о школьной
жизни для Посвящения в первоклассники и пятиклассники.
Практика. Упражнения на дыхание. Пение песен. Разучивание песен о школе, о школьной
жизни для Посвящения в первоклассники и пятиклассники.
2.2. Дикция и артикуляция.
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта.
Практика. Разучивание скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Разучивание песен о
школе, о школьной жизни для Посвящения в первоклассники и пятиклассники.
2.3. Речевые игры и упражнения.
Теория. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков.
Знакомство с музыкальными формами. Научить детей при исполнении упражнения
сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого
воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Практика. Проведение речевых игр. Выбор песни ко Дню матери. Разучивание новых
песен.
2.4. Вокальные упражнения.
Теория. Формирование певческих навыков.
Практика. Проведение вокально – речевых игр «Испорченный телевизор», «Настоящий
артист», «Угадайка» и др. Разучивание песен ко Дню матери.
3. Формирование сценической культуры.
3.1. Работа с фонограммой.
Теория. Особенности исполнения произведения под фонограмму (соотношение силы
звучания голоса и фонограммы, темп и пр.). Разучивание песен Новогодней тематики.
Практика. Пение произведений под фонограмму. Работа над ошибками.

3.2. Работа с микрофоном.
Теория. Цель использования микрофона. Правила работы с микрофоном. Освоение
навыков пения в микрофон.
Практика. Практические приемы работы с микрофоном. Разучивание песен Новогодней
тематики.
3.3. Культура поведения на сцене.
Теория. Культура поведения на сцене: выход и уход со сцены, работа с залом.
Практика. Работа над выразительным исполнением репертуара. Разучивание песен о
школьной жизни, о школьных годах.
3.4. Сценическое мастерство.
Теория. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Правильная осанка.
Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Творческое обсуждение педагога
и учащимися возможных вариантов «обыгрывания» репертуарных произведений.
Практика. Игры на раскрепощение. Соединение музыкального материала с
танцевальными движениями. Разучивание песен о школьной жизни, о школьных годах,
посвященных Вечеру встречи выпускников.
4. Музыкальное развитие и слушание музыки.
4.1. Жанровое разнообразие музыки.
Теория. Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях взаимодействиях.
Практика. Разучивание песен, посвященных Международному женскому дню.
Индивидуальная работа с учащимися. Подготовка к отчетному выступлению.
4.2. Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Теория. Различия техник пения в сольном и ансамблевом исполнении.
Практика. Разучивание песен о весне. Индивидуальная работа с учащимися. Подготовка к
отчетному выступлению.
4.3. Народная песня.
Теория. Формы народной песни, сюжеты. Народная манера песни. Русские народные
инструменты.
Практика. Разучивание русских народных песен и песен, посвященных Великой
Отечественной войне.
4.4. Произведения русских композиторов – классиков.
Теория. Беседа о значимости классической музыки, ее особенностях и музыкально языке.
Знакомство с классическими произведениями русских композиторов.
Практика. Освоение классического вокального репертуара учащимися.
4.5. Произведения современных отечественных композиторов.
Теория. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях
современных композиторов. Пение соло и в ансамбле.
Практика. Индивидуальная работа с учащимися. Разучивание песен, посвященных
Великой Отечественной войне. Подготовка к отчетному выступлению.
4.6. Путь к успеху. Прослушивание ауди и видеозаписей.
Теория. Знакомство с песенными образцами отечественной и зарубежной музыки.
Практика. Прослушивание музыкального материала для пополнения запаса номеров для
выступлений на школьных мероприятиях.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского
музицирования;
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений,
пластического интонирования;
- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
- выразительно исполнять песни, петь (соло, в хоре).
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.

- помогать осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск нужной информации в дополнительных источниках, самостоятельная работа с
дополнительными текстами и песнями;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам или какому-либо виду
музыкально-творческой деятельности
- уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- понимать содержание интонационно-образный смысл простейших произведений (песня,
танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
- анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;
- иметь представление о музыке разных композиторов;
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке
религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационнообразный смысл произведений разных жанров и стилей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- уметь слушать и слушать мнение других, излагать свои мысли о музыке;
- участвовать в жизни класса и школы;
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей;
- реализовывать творческий потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
музицирования при исполнении музыкального номера.
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
- чувство гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров
музыкального наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебное и внеурочное
время;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- позитивная самооценка своих творческих способностей;
- участие в музыкальной жизни класса и школы.
Предметные результаты:
- знать дыхательную гимнастику;
- знать артикуляционную гимнастику;
- применять певческую установку;
- понимать особенности музыкального языка;
- уметь правильно работать с микрофоном, фонограммой на сцене;
- изучить сценическое мастерство;
- различать жанры музыки;
- исполнять вокальные произведения разных жанров;
- применять полученные знания и опыт творческой деятельности при реализации проектов для
организации культурного досуга во внеурочное время.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, оснащенный ноутбуком,
мультимедийным проектором, принтером, колонками, микрофоном (микрофонами),
музыкальной аппаратурой.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- минусы песен для разучивания.
- иллюстрации;
- памятка гигиены голоса;
- дидактические материалы для артикуляционной гимнастики;
- дидактические материалы для дыхательной гимнастики;
- скороговорки.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
полученной информации;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ, групповых и индивидуальных
исполнений произведений.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), беседа, подготовка номеров к школьным мероприятиям.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка.– М.:1999.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное
издательство,1963.
3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/ Н.Б. Гонтаренко.– Изд.2-е–
Ростов н/Д:Феникс,2007.
4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. –СПб.: Издательство
«Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
5. ИсаеваИ.О.Эстрадноепение.Экспресс-курсразвитиявокальныхспособностей/И.О.Исаева–
М.:АСТ;Астрель,2007.
6. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй.–М.:«Владос»,2000.
7. Риггз С. Пойте как звёзды./Сост.и ред. Дж.Карателло.–СПб.:Питер,2007
8. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый
контроль: учебно-методическое пособие Т.А Затямина - М.: Глобус 2007
9. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е.А Смолина – Ярославль;
Академия развития, 2007г
10. «Школа эстрадного вокала» Л.В. Романовского, Москва2007
11. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания. – С.-П.,2002.

12. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: «Аквариум»,2000.
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.
3. Весёлыеурокимузыкившколеидома/Авт-состЗ.НБугаева-М.:ИздательствоАСТДонецк;
Сталкер, 2002
4. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4.
Сост. Г. Науменко. – М.,1986
5. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
6. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
7. Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. –
М.: Школьная Пресса, 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».