муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школьный хор: волшебный мир музыки» Возраст учащихся: 11 - 18 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Петрова Надежда Сергеевна, педагог - организатор Пояснительная записка «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна – любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся» Д.Д. Шостакович. Музыкальное воспитание уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер учащегося. Общение с музыкой оказывает положительное воздействие, развивает образное мышление, формирует способность воспринимать и понимать прекрасное, пробуждает креативность, помогает учащемуся гармонично развиваться. На занятиях органически сочетаются фронтальное воздействие педагога на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой; раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен. Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий в школе). Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления учащихся. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. Направленность общеразвивающей программы: художественная, основанная на знакомстве и расширении знаний в области музыки, на развитие музыкальных способностей учащихся, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности. Актуальность общеразвивающей программы в том, что она раскрывает творческий потенциал учащихся, разносторонние творческие возможности, помогает стать уверенней, побороть страх перед публикой, стать более коммуникабельными, создает благоприятные условия для самопознания. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми среднего и старшего школьного возраста 11 – 18 лет. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности). Перечень видов занятий: беседа, практические занятия (тесты, творческие задания, викторины, групповое исполнение, сольное пение, музыкально-ритмические упражнения, дыхательная гимнастика, движение под музыку, двигательные импровизации). Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, участие в школьных концертах, выступление на занятиях. Цель данной программы – формирование музыкальной культуры у учащихся на основе целостного представления о музыкальном искусстве и социальном назначении, создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся с учётом их индивидуальностей. Задачи программы: Обучающие задачи: - научить пользоваться практическими умениями и навыками вокального творчества; - научить слушать и анализировать музыку; - способствовать формированию музыкального вкуса учащихся в процессе слушания музыки; - дать понятие о средствах музыкальной выразительности; - способствовать освоению музыкальных жанров. Развивающие: - расширить знания учащихся в области музыки: классической, народной, эстрадной; - развить индивидуальные и творческие способности учащихся; - развить музыкально – эстетический вкус. Воспитательные: - воспитать чувство ответственности; - научить учащихся работать в коллективе; - воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками; - воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1.2. Название раздела, темы Пение как вид музыкальной деятельности. Введение. Диагностика. Прослушивание голосов. Правила охраны детского голоса. Строение голосового аппарата. 1.2. Вокально – певческая установка. 2 1 1 Формирование певческого голоса. 10 4 6 2.1. Звукообразование. Певческое дыхание. 2 1 1 2.2. Дикция и артикуляция. 2 1 1 2.3 Речевые игры и упражнения 3 1 2 2.4 Вокальные упражнения. 3 1 2 3. Формирование сценической культуры. 11 4 7 3.1. Работа с фонограммой. 2 1 1 3.2. Работа с микрофоном. 3 1 2 3.3. Культура поведения на сцене (выход, уход, работа с залом). 2 1 1 Устный опрос 3.5. Сценическое мастерство. 3 1 2 Выполнение творческого номера 12 5 7 4.1 Музыкальное развитие и слушание музыки. Жанровое разнообразие музыки 2 1 1 4.2. Понятие о сольном и ансамблевом пении. 2 1 1 4.3. Народная песня. 2 1 1 1. 1.1. 2. 4. 5 3 2 1 1 0 2 1 1 Устный опрос, педагогическое наблюдение Устный опрос Подготовка творческого номера Выполнение дыхательной гимнастики. Выполнение артикуляционной гимнастики Выполнение групповых практических заданий Подготовка творческого номера Выполнение практического задания Выполнение практического задания Тестирование Вокальное и ансамблевое исполнение Вокальное и ансамблевое исполнение 4.4. 4.5 4.6 Произведения русских композиторов – классиков. Произведения современных отечественных композиторов. Путь к успеху. Прослушивание ауди и видеозаписей. 2 1 1 Викторина 2 1 1 Викторина 2 0 2 Педагогическое наблюдение Содержание учебного плана 1. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1. Введение. Диагностика. Прослушивание голосов. Правила охраны детского голоса. Теория. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Выбор песни к Дню учителя, к Дню пожилого человека. 1.2. Строение голосового аппарата. Теория. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Практика. Прослушивание голосов. Пение попевок. Разучивание песен к Дню учителя, к Дню пожилого человека. 1.3. Вокально – певческая установка. Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Практика. Вокальные упражнения. Игровое распевание (развитие слуха, дикции, артикуляции пения по ролям (за счет образности персонажей). Разучивание песен к Дню учителя, к Дню пожилого человека. 2. Формирование певческого голоса. 2.1. Звукообразование. Певческое дыхание. Теория. Образование голоса в гортани. Интонирование. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Выбор песен о школе, о школьной жизни для Посвящения в первоклассники и пятиклассники. Практика. Упражнения на дыхание. Пение песен. Разучивание песен о школе, о школьной жизни для Посвящения в первоклассники и пятиклассники. 2.2. Дикция и артикуляция. Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Практика. Разучивание скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Разучивание песен о школе, о школьной жизни для Посвящения в первоклассники и пятиклассники. 2.3. Речевые игры и упражнения. Теория. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Научить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Практика. Проведение речевых игр. Выбор песни ко Дню матери. Разучивание новых песен. 2.4. Вокальные упражнения. Теория. Формирование певческих навыков. Практика. Проведение вокально – речевых игр «Испорченный телевизор», «Настоящий артист», «Угадайка» и др. Разучивание песен ко Дню матери. 3. Формирование сценической культуры. 3.1. Работа с фонограммой. Теория. Особенности исполнения произведения под фонограмму (соотношение силы звучания голоса и фонограммы, темп и пр.). Разучивание песен Новогодней тематики. Практика. Пение произведений под фонограмму. Работа над ошибками. 3.2. Работа с микрофоном. Теория. Цель использования микрофона. Правила работы с микрофоном. Освоение навыков пения в микрофон. Практика. Практические приемы работы с микрофоном. Разучивание песен Новогодней тематики. 3.3. Культура поведения на сцене. Теория. Культура поведения на сцене: выход и уход со сцены, работа с залом. Практика. Работа над выразительным исполнением репертуара. Разучивание песен о школьной жизни, о школьных годах. 3.4. Сценическое мастерство. Теория. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Правильная осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Творческое обсуждение педагога и учащимися возможных вариантов «обыгрывания» репертуарных произведений. Практика. Игры на раскрепощение. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Разучивание песен о школьной жизни, о школьных годах, посвященных Вечеру встречи выпускников. 4. Музыкальное развитие и слушание музыки. 4.1. Жанровое разнообразие музыки. Теория. Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях взаимодействиях. Практика. Разучивание песен, посвященных Международному женскому дню. Индивидуальная работа с учащимися. Подготовка к отчетному выступлению. 4.2. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Теория. Различия техник пения в сольном и ансамблевом исполнении. Практика. Разучивание песен о весне. Индивидуальная работа с учащимися. Подготовка к отчетному выступлению. 4.3. Народная песня. Теория. Формы народной песни, сюжеты. Народная манера песни. Русские народные инструменты. Практика. Разучивание русских народных песен и песен, посвященных Великой Отечественной войне. 4.4. Произведения русских композиторов – классиков. Теория. Беседа о значимости классической музыки, ее особенностях и музыкально языке. Знакомство с классическими произведениями русских композиторов. Практика. Освоение классического вокального репертуара учащимися. 4.5. Произведения современных отечественных композиторов. Теория. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Практика. Индивидуальная работа с учащимися. Разучивание песен, посвященных Великой Отечественной войне. Подготовка к отчетному выступлению. 4.6. Путь к успеху. Прослушивание ауди и видеозаписей. Теория. Знакомство с песенными образцами отечественной и зарубежной музыки. Практика. Прослушивание музыкального материала для пополнения запаса номеров для выступлений на школьных мероприятиях. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; - использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования; - эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; - понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи; - выразительно исполнять песни, петь (соло, в хоре). - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. - помогать осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: - поиск нужной информации в дополнительных источниках, самостоятельная работа с дополнительными текстами и песнями; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам или какому-либо виду музыкально-творческой деятельности - уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - понимать содержание интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония); - анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров; - иметь представление о музыке разных композиторов; - эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационнообразный смысл произведений разных жанров и стилей. Коммуникативные универсальные учебные действия - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - уметь слушать и слушать мнение других, излагать свои мысли о музыке; - участвовать в жизни класса и школы; - высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей; - реализовывать творческий потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при исполнении музыкального номера. Личностные результаты: - формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; - формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - формирование эмоциональное отношение к искусству; - формирование духовно-нравственных оснований; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - чувство гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебное и внеурочное время; - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; - позитивная самооценка своих творческих способностей; - участие в музыкальной жизни класса и школы. Предметные результаты: - знать дыхательную гимнастику; - знать артикуляционную гимнастику; - применять певческую установку; - понимать особенности музыкального языка; - уметь правильно работать с микрофоном, фонограммой на сцене; - изучить сценическое мастерство; - различать жанры музыки; - исполнять вокальные произведения разных жанров; - применять полученные знания и опыт творческой деятельности при реализации проектов для организации культурного досуга во внеурочное время. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, оснащенный ноутбуком, мультимедийным проектором, принтером, колонками, микрофоном (микрофонами), музыкальной аппаратурой. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Методические материалы: - минусы песен для разучивания. - иллюстрации; - памятка гигиены голоса; - дидактические материалы для артикуляционной гимнастики; - дидактические материалы для дыхательной гимнастики; - скороговорки. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление полученной информации; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ, групповых и индивидуальных исполнений произведений. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), беседа, подготовка номеров к школьным мероприятиям. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка.– М.:1999. 2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство,1963. 3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/ Н.Б. Гонтаренко.– Изд.2-е– Ростов н/Д:Феникс,2007. 4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. –СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 5. ИсаеваИ.О.Эстрадноепение.Экспресс-курсразвитиявокальныхспособностей/И.О.Исаева– М.:АСТ;Астрель,2007. 6. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй.–М.:«Владос»,2000. 7. Риггз С. Пойте как звёзды./Сост.и ред. Дж.Карателло.–СПб.:Питер,2007 8. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие Т.А Затямина - М.: Глобус 2007 9. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е.А Смолина – Ярославль; Академия развития, 2007г 10. «Школа эстрадного вокала» Л.В. Романовского, Москва2007 11. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания. – С.-П.,2002. 12. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: «Аквариум»,2000. Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. 2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991. 3. Весёлыеурокимузыкившколеидома/Авт-состЗ.НБугаева-М.:ИздательствоАСТДонецк; Сталкер, 2002 4. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. – М.,1986 5. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998. 6. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005. 7. Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. – М.: Школьная Пресса, 2001.