муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юный армеец» Возраст учащихся: 11 - 15 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Голик Владимир Николаевич, учитель физической культуры, ОБЖ. Пояснительная записка Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования РФ определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми школьного возраста 11 – 15 лет. Наполняемость группы 8 – 15 человек. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности). Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные задания, практические работы, тренировки), семинар и др. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня и др. Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, формированию у детей чувства гражданского и воинского долга, гордости за нашу страну, совершенствованию морально психологического состояния и эмоционально-волевых качеств характера. Физическая и моральная подготовка к суровым условиям военной службы, профессиональное ориентирование и подготовка к поступлению в военные и другие учебные заведения, привитие начальных военных знаний и навыков. Задачи программы: Обучающие: комплексная подготовка к службе в Вооруженных силах России; формирование профессионально значимых качеств и умений; формирование знаний о здоровом образе жизни; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности в повседневной жизни; профессиональная ориентация подростков; Развивающие: формирование потребности у учащихся в постоянном пополнении своих знаний в укреплении своего здоровья; развитие навыков самообслуживания; формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и выработке адекватной самооценки; формирование способности действовать в экстремальных ситуациях; развитие лидерских качеств, способности в критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива; развитие памяти, мышления, совершенствование рефлексов. Воспитательные: пропаганда героических традиций Отечества; воспитание морально-волевых качеств; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; воспитание ответственности за порученное дело; формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях. формирование взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи; воспитание у учащихся чувства уважения к российской армии, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества; воспитание осознанной верности конституционному и военному долгу. подготовка юношей и девушек к ежегодной районной военно-спортивной игре «Зарница». Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название раздела, темы Вводное занятие. Меры безопасности. Строевая подготовка. Команды и порядок их подачи. Обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка. Выполнение команд: «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и «Отставить» Повороты на месте Стрельба из пневматической винтовки Медико-санитарная подготовка. Наложение повязок. Наложение шин. Остановка кровотечения, искусственное дыхание и прямой массаж сердца. Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1 1 0 Беседа 1 0 1 Выполнение практических заданий. 1 0 1 Выполнение практических заданий. 3 1 2 Практикум 3 1 2 Беседа. Выполнение 2 1 1 Просмотр видео. Отработка упражнений Выполнение практических заданий. Просмотр видео. Выполнение практических заданий Выполнение практических заданий. 7. Наложение шин. 1 0,5 0,5 8. Остановка кровотечения. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 4 1 3 Практическое занятие 1 1 0 Тренировочные занятия 3 0 3 Тренировочные занятия 3 1 2 Тренировочные занятия 1 0 1 Отработка упражнений 1 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 Отработка упражнений Отработка упражнений Отработка упражнений Отработка упражнений 1 0 1 Марш 1 0 1 5 1 4 Исполнение песни Тренировочные занятия. Коллективный анализ 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Искусственное дыхание и прямой массаж сердца. РХБЗ. Надевание противогаза, надевание ОЗК. Огневая подготовка. Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина. Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина. Стрельба из пневматической винтовки. Строевая подготовка. Движение строевым шагом Повороты в движении. Воинское приветствие. Выход из строя. Подход к начальнику. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней. Комплексные тренировочные занятия для подготовки к игре «Зарница» работы Содержание учебного плана Строевая подготовка. Команды и порядок их подачи. Обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка. Выполнение команд: «Смирно», «Вольно», «Заправиться»и «Отставить» Повороты на месте Стрельба из пневматической винтовки Медико - санитарная подготовка, наложение повязок, Наложение шин, остановка кровотечения, искусственное дыхание и прямой массаж сердца. РХБЗ Надевание противогаза, надевание ОЗК. Огневая подготовка. Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина. Стрельба из пневматической винтовки. Строевая подготовка. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Воинское приветствия, выход из строя, подход к начальнику. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней. Комплексные тренировочные занятия для подготовки к игре «Зарница». Планируемые результаты Метапредметные результаты обучения: Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий ,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области туристический подготовки , собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий строевую, огневую, медицинскую подготовку в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли Личностные результаты обучения: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Предметные результаты обучения: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения, формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной Армии. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; формирование установки на здоровый образ жизни, формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.); экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение строевую подготовку, огневую подготовку, медицинскую подготовку; умение оказать первую помощь пострадавшим. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный класс, стадион, спортивный зал. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера". 3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994. 4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983. 5. Вестник военной информации. Агентство "Военинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости", 1998, N 1-12. 6. На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М.:Русь РКБ, 1998. 7. Военная психология и педагогика. Учебное пособие / Под общей редакцией генералполковника В.Ф.Кулакова. - М.: Совершенство, 1998. 8. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России", 1997. 9. Фредерик де Мулинен. Право воина: Руководство для Вооруженных Сил. - Международный комитет Красного Креста, 1993. 10. Отечество. Честь. Долг: Учебно-методическое пособие по общественно- государственной подготовке для руководителей учебных групп/Под общей редакцией генерал-полковника В.Ф.Кулакова. - М., 1998. 11. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни". Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор - А.Смирнов). Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990. 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985. 3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986. 4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983. 5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994. 6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998. 7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989. 8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994. 9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990. 10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991. 11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989. 12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990. 13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992. 14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999. 15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997. 16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.