РП Юный армеец (5-8 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Юный армеец»

Возраст учащихся: 11 - 15 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Голик Владимир Николаевич, учитель физической культуры, ОБЖ.

Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего
поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной
доктрине образования РФ определена не только государственная политика в области
образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины,
уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего
национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире
требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности,
отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения,
подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные,
грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое
место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства
любви к Родине. Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество;
важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности,
независимости и безопасности государства.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми школьного возраста
11 – 15 лет. Наполняемость группы 8 – 15 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные
задания, практические работы, тренировки), семинар и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные
работы, участие в конкурсах различного уровня и др.
Цель: создание
условий,
способствующих
патриотическому,
физическому,
интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, формированию
у детей чувства гражданского и воинского долга, гордости за нашу страну, совершенствованию
морально
психологического
состояния
и эмоционально-волевых
качеств
характера. Физическая и моральная подготовка к суровым условиям военной
службы, профессиональное ориентирование и подготовка к поступлению в военные и другие
учебные заведения, привитие начальных военных знаний и навыков.
Задачи программы:
Обучающие:
 комплексная подготовка к службе в Вооруженных силах России;
 формирование профессионально значимых качеств и умений;
 формирование знаний о здоровом образе жизни;
 использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности в повседневной
жизни;
 профессиональная ориентация подростков;
Развивающие:
 формирование потребности у учащихся в постоянном пополнении своих знаний в укреплении
своего здоровья;
 развитие навыков самообслуживания;
 формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и
выработке адекватной самооценки;
 формирование способности действовать в экстремальных ситуациях;
 развитие лидерских качеств, способности в критической ситуации взять на себя всю полноту
ответственности за себя и всех членов коллектива;
 развитие памяти, мышления, совершенствование рефлексов.
Воспитательные:

 пропаганда героических традиций Отечества;
 воспитание морально-волевых качеств;
 воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
 воспитание ответственности за порученное дело;
 формирование качеств, необходимых при действиях в

чрезвычайных ситуациях и

экстремальных условиях.
 формирование взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи;
 воспитание у учащихся чувства уважения к российской армии, готовности к достойному и
самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите
Отечества;
 воспитание осознанной верности конституционному и военному долгу.
 подготовка юношей и девушек к ежегодной районной военно-спортивной игре «Зарница».
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.

6.

Название
раздела, темы
Вводное
занятие.
Меры
безопасности.
Строевая подготовка. Команды и
порядок их подачи. Обязанности
перед построением и в строю.
Строевая стойка. Выполнение
команд: «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться» и «Отставить»
Повороты на месте
Стрельба
из
пневматической
винтовки
Медико-санитарная подготовка.
Наложение повязок. Наложение
шин. Остановка кровотечения,
искусственное дыхание и прямой
массаж сердца.

Количество часов
Всего
Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

1

1

0

Беседа

1

0

1

Выполнение
практических заданий.

1

0

1

Выполнение
практических заданий.

3

1

2

Практикум

3

1

2

Беседа. Выполнение

2

1

1

Просмотр видео.
Отработка упражнений
Выполнение
практических заданий.
Просмотр видео.
Выполнение
практических заданий
Выполнение
практических заданий.

7.

Наложение шин.

1

0,5

0,5

8.

Остановка кровотечения.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4

1

3

Практическое занятие

1

1

0

Тренировочные занятия

3

0

3

Тренировочные занятия

3

1

2

Тренировочные занятия

1

0

1

Отработка упражнений

1
1
1
1

0
0
0
0

1
1
1
1

Отработка упражнений
Отработка упражнений
Отработка упражнений
Отработка упражнений

1

0

1

Марш

1

0

1

5

1

4

Исполнение песни
Тренировочные занятия.
Коллективный анализ

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Искусственное дыхание и прямой
массаж сердца.
РХБЗ. Надевание противогаза,
надевание ОЗК.
Огневая подготовка. Разборка и
сборка
АКМ.
Снаряжения
магазина.
Разборка
и
сборка
АКМ.
Снаряжения магазина.
Стрельба
из
пневматической
винтовки.
Строевая подготовка. Движение
строевым шагом
Повороты в движении.
Воинское приветствие.
Выход из строя.
Подход к начальнику.
Прохождение
торжественным
маршем.
Прохождение с песней.
Комплексные
тренировочные
занятия для подготовки к игре

«Зарница»

работы

Содержание учебного плана
Строевая подготовка. Команды и порядок их подачи. Обязанности перед построением и в
строю.
Строевая стойка. Выполнение команд: «Смирно», «Вольно», «Заправиться»и «Отставить»
Повороты на месте
Стрельба из пневматической винтовки
Медико - санитарная подготовка, наложение повязок, Наложение шин, остановка
кровотечения, искусственное дыхание и прямой массаж сердца. РХБЗ
Надевание противогаза, надевание ОЗК.
Огневая подготовка. Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина. Стрельба из
пневматической винтовки.
Строевая подготовка. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Воинское
приветствия, выход из строя, подход к начальнику.
Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней.
Комплексные тренировочные занятия для подготовки к игре «Зарница».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области туристический
подготовки , собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 освоение приёмов действий строевую, огневую, медицинскую подготовку в том числе
оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли
Личностные результаты обучения:
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному

выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Предметные результаты обучения:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения, формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной Армии.
 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма;
 понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, формирование антиэкстремистской и
антитеррористической личностной позиции;
 выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы
(строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова,
стрельба из автомата и т.д.);
 экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
 знание и умение строевую подготовку, огневую подготовку, медицинскую подготовку;
 умение оказать первую помощь пострадавшим.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный класс, стадион, спортивный зал.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:

- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О
воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и
территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера".
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное
издательство, 1994.
4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.
5. Вестник военной информации. Агентство "Военинформ" Министерства обороны РФ и
Российское информационное агентство "Новости", 1998, N 1-12.
6. На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат
(матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М.:Русь РКБ, 1998.
7. Военная психология и педагогика. Учебное пособие / Под общей редакцией генералполковника В.Ф.Кулакова. - М.: Совершенство, 1998.
8. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами,
сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во
Всероссийской газеты "Нива России", 1997.
9. Фредерик де Мулинен. Право воина: Руководство для Вооруженных Сил. - Международный
комитет Красного Креста, 1993.
10. Отечество. Честь. Долг: Учебно-методическое пособие по общественно- государственной
подготовке для руководителей учебных групп/Под общей редакцией генерал-полковника
В.Ф.Кулакова. - М., 1998.
11. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни". Поурочное планирование программы
"Основы безопасности жизнедеятельности" (автор - А.Смирнов).
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по
гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке
солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь
РКБ, 1998.
7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.
10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений /
Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для
преподавателей. СПб., 1992.
14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для
учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан.
1994.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».