РП Круг друзей (1-4 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально – гуманитарной направленности
«Круг друзей»

Возраст учащихся: 6,6-11 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Дебой Олеся Викторовна, педагог-психолог

Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся
воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся
личности.
Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек
становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным,
личностно ориентированным вне времени.
Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность,
пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и
духовному развитию. Нравственное воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей
целью.
Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы
поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его
жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного
критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста
складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании,
что отражается в нравственной культуре личности. Основная задача программы - помочь
ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и
жить в нем, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях.
Специфика ведения занятий заключается в том, что дети в игровой форме (упражнения,
игры, тренинги, рефлексия, Я-высказывания и др.) усваивают определенные знания и
поведенческие навыки. В процессе выполнения заданий ребята не только получают
удовольствие от совместной игры, но, что самое важное, учатся учитывать в своем поведении
настроение других детей, тренируют умение договариваться, идти на компромисс ради
достижения общей цели, получают новый опыт принятия коллективных решений.
На занятиях, предусмотренных программой, проводится коррекция эмоциональноличностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и
взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с
окружающей средой, их социализации.
Актуальность общеразвивающей программы: формирование навыков общения и культуры
поведения учащихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных
качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся,
личностное развитие каждого.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми младшего
школьного возраста 6,6-11 лет. Наполняемость группы 8-10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: беседа, тренинг, игра, соревнование, викторина, экскурсия,
творческий проект, арт-терапия и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, беседа, наблюдения, анкетирование, самостоятельные работы и др.
Цель программы: создание условий для развития у учащихся навыков эффективного
общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности
саморазвития.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале,
сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
- формирование коммуникативной грамотности учащихся, заключающуюся в знании ими
функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин
конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных
характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности.

Развивающие:
- развитие психических процессов (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления,
воображения), познавательного интереса;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие творческих способностей – формирование рефлексивных умений;
- развитие гибкости, логичности мышления, доказательности суждений;
- развитие эстетических чувств.
Воспитательные:
- формирование гражданских качеств личности (интерес к общественной жизни, стремление
помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, общественную активность);
- формирование положительной «Я-концепции»: (умение аргументировать свою позицию,
положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские
качества, умение сопереживать);
- формирование потребности в саморегуляции (ответственность, самоконтроль,
рассудительность, тактичность, умение адаптироваться к новым условиям, умение
прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и
анализировать ее).
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.

Название
раздела, темы
Здравствуйте,
давайте
знакомиться!

Количество часов
Всего Теория Практика
12

6

6

1.1

Кто я? Расскажу о себе.

2

1

1

1.2

Что в нашем имени?

2

1

1

1.3

Чем богат человек.

2

1

1

1.4

Мои чувства. Моё настроение.

2

1

1

1.5

Товарищи и друзья

2

1

1

1.6

Сказка о вежливости.

2

1

1

2.

Школа вежливых учеников

12

5

7

2.1

Этикет школьной жизни

2

1

1

2.2.

Зачем быть вежливым

2

1

1

2.3

Добро и зло в сказках

2

1

1

2.4

Сказка о нашей жизни

2

1

1

2.5

Красота внешняя и внутренняя

2

1

1

2.6
3
3.1

У тебя в гостях.
Ты и твоё здоровье
Как здоровье?

2
13
2

0
0
0

2
13
2

Формы аттестации/
контроля
Устный опрос.
Анкетирование.
Выполнение тренинговых
заданий.
Устный опрос.
Выполнение тренинговых
заданий.
Устный опрос.
Выполнение тренинговых
заданий.
Устный опрос.
Выполнение тренинговых
заданий.
Устный опрос.
Выполнение тренинговых
заданий.
Устный опрос.
Выполнение тренинговых
заданий (сказка-терапия).
Устный опрос.
Игра.
Устный опрос.
Выполнение творческого
проекта.
Устный опрос.
Игровая деятельность
Устный опрос.
Выполнение проекта.
Устный опрос.
Выполнение практических
заданий.
Игровая программа
Игра. Выполнение

Почему мы болеем?
3.2

2

0

2

3.3

Витаминная тарелка на каждый
день.

2

0

2

3.4

Добрый доктор Айболит.

2

0

2

3.5

Культура питания. Приглашаем к
чаю.

2

0

2

2

0

2

1

0

1

3.6
3.7

Мы
весёлые
ребята,
быть
здоровыми хотим, все болезни
победим.
«Знаешь ли ты?» подведение
итогов года.

практического задания.
Анализ проблемной
ситуации. Играсоревнование.
Самостоятельная работа.
Анализ работ (конкурс
рисунков).
Конкурсно – игровая
программа
Выполнение
индивидуальной работы.
Ролевая игра.
Выполнение
индивидуальной работы.
Тестирование.
Творческая работа

Содержание учебного плана
1. Здравствуйте, давайте знакомиться!
1.1 Кто я? Расскажу о себе.
Теория: индивидуальность; социальные роли; внешний вид; характер и темперамент; отличие в
поведении девочек и мальчиков.
Практика: создание проекта « Мой образ»; тест «Общительный ли ты человек?»; упражнение
«Колесо».
1.2 Что в нашем имени?
Теория: имя, фамилия человека; происхождение имен; влияние имени на человека.
Практика: тренинговое упражнение «Контакт с именем» или «Что в имени твоем»!
1.3 Чем богат человек.
Теория: доброта, лень, отзывчивость, вежливость, грубость, милосердие, обидчивость,
самолюбие, понимание, здоровье, зависть идр.
Практика: познавательная игра «Чем богат человек».
1.4 Мои чувства. Моё настроение.
Теория: чувства человека; органы чувств; эмпатия; эмоциональный мир человека.
Практика: упражнения «Свеча желаний», «Радуга желаний», дидактическая игра «Сюрприз».
1.5 Товарищи и друзья
Теория: общение; товарищ; друг.
Практика: викторина «Дружба крепкая».
1.6 Сказка о вежливости.
Теория: вежливые слова и их применение.
Практика: написание сказок про Вежливость (сказка-терапия0.
2. Школа вежливых учеников
2.1 Школьный этикет.
Теория: Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке».
Практика: игра «Школа вежливых учеников».
2.2 Зачем быть вежливым.
Теория: понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый
поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и
необходимая привычка человека.
Практика: составление «Памятка вежливого человека».
2.3 Добро и зло в сказках.
Теория: понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда
побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.
Практика: викторина «Путешествие по сказкам», инсценировка сказок-экспромтов.
2.4 Сказка о нашей жизни.
Теория: понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и
отношения между людьми.

Практика: подготовка проекта «Моя сказка».
2.5 Красота внешняя и внутренняя.
Теория: понятия красота, внешняя красота, внутренняя красота; нравственные и
безнравственные поступки человека.
Практика: занятие практикум «Скажи улыбкой».
2.6 У тебя в гостях.
Практика: Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».
3. Ты и твоё здоровье.
3.1 Как здоровье?
Практика: Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная
минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
3.2 Почему мы болеем?
Практика: Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная
минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению
правил «Как помочь больному?»
3.3 Витаминная тарелка на каждый день.
Практика: конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники».
3.4 Добрый доктор Айболит.
Практика: конкурсно – игровая программа «Мы помощники Айболита»
3.5 Культура питания. Приглашаем к чаю.
Практика: составление полезного и правильного меню для школьника. Ролевая игра
«Приглашаем к чаю».
3.6 Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.
Практика: повторение причин болезни. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли
ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
3.7 «Знаешь ли ты?» подведение итогов года.
Практика: Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- применять установленные правила для решения задач;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- анализ, передача, применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности;
- приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков
эффективного общения;
- освоение норм и правил повседневного общения и поведения,
- способность применять правила повседневного общения и поведения для эффективного
общения;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления норм коммуникативного
поведения,
- готовность применять правила этикета поведения и общения;
- уметь развернуто высказываться, применяя речевые формулы и речевые образцы.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение:
кабинет
(оснащенный
компьютером,
мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками); канцелярские товары (ватман,
краски, карандаши, маркеры, клей, ножницы и др.); магнитная доска.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- Амбросьева Н.Н. Змей Горыныч и Я.- Краснодар, 2002.
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. – Москва:
Глобус. 2008.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СанктПетербург: Речь, 2005.
- Нахимовский А.М. Наш классный театр: сборник инсценировок для начальной школы. –
Москва: Аркти, 2003.
- Соколова О.А. Мир общения (этикет для детей). – Санкт-Петербург: КАРО, 2003.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:

- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.

Список литературы
Для педагога
1. Груздева Ю.В. Классные часы с психологом» 1-4 классы М: Глобус», 2009
2. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.
3. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125
4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
Завуч начальной школы.-2004.- №4.-С.69-142
5. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
Завуч начальной школы.-2004.- №5.-С.79 -131
6. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
Завуч начальной школы.-2004.-№6.-С.47- 125
7. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М.: лада, 2010
8. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе М: АРКТИ, 2008
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Н.Е. Богусловская, Н.А.Купина. Весёлый этикет, Екатеринбург: Арго, 2015
2. Е.Н. Леонович. Учимся говорить и писать, - М.: Дидакт, 2013
3. Т.А. Ладыженская. Детская риторика, -М.: С-Инфо, 2009

//
//
//
//


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».