РП НОО АООП УО Ручной труд 4 кл

Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе обучающихся с умственной
отсталостью интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1),
утверждённой приказом директора
Приказ № 163-ОД от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РУЧНОЙ ТРУД»

пгт. Уральский, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 класс
Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом повторения, закрепления
и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во третьем
классе. Особенностью обучения в четвертом классе является расширение спектра видов
работы. Программный материал направлен на формирование у обучающихся с
умственной отсталостью представлений о видах труда близких к работе столяра,
переплетчика, слесаря, швеи.
В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений и навыков
завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по
поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Для подачи учебного
материала необходимо использовать разные методы, вносить в обучение элементы
занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно
относиться к результатам детской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:

формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные, 4 класс
Минимальный уровень:
−
знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять
порядок на рабочем месте);
−
знать виды трудовых работ;
−
знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические
требования при работе с ними;
−
знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
−
знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
−
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
−
пользоваться доступными технологическими (и инструкционными) картами;
−
составлять стандартный план работы по пунктам;
−
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
−
работать с доступными материалами;
−
использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный
материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину;
конструировать из металлоконструктора);
−
выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
−
знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
−
знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

−
знать виды художественных ремесел;
−
находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
−
знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении
трудовых работ;
−
осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;
−
отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки
в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать
материалы;
−
использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать
простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
−
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировать ход практической работы;
−
оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
−
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями
и их результатами;
−
выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков
трудового обучения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 4 класс
№
п/п

Тема урока

Кол- Программно
во е содержание
ака
дем
и
ческ
их
часо
в

Работа с бумагой и картоном – 4 часа.
1.
Свойства,
1
сорта
1
Проверка
бумаги.
знаний о
Виды работ с
бумаге
бумагой
(материалы,
инструменты
и
приспособлен
ия; изделия;
виды бумаги;
размер и
форма
бумаги;
технологичес
кие операции
с бумагой;
виды работы
с бумагой).
Выполнение
упражнений в
дифференцир
овании и
объединении
в группы
материалов,
инструментов
и
приспособлен
ий.
Подготовка и
содержание
порядка
рабочего
места.
Соблюдение
правил
поведения на
уроках труда.
Работа с
учебником и
рабочей
тетрадью

Дифференциация видов
деятельности обучающихся
Минимальный Достаточный
уровень
уровень

Рассказывают о
бумаге.
Дифференцирую
т и объединяют
в группы
материалы,
инструменты и
приспособления
по вопросам
учителя.
Подготавливают
и содержат в
порядке рабочее
место.
Соблюдают
правила
поведения на
уроках труда.
Работают с
учебником и
рабочей
тетрадью

Рассказывают
о бумаге
(материалы,
инструменты
и
приспособлен
ия; изделия;
виды бумаги;
размер и
форма
бумаги;
технологичес
кие операции
с бумагой;
виды работы
с бумагой).
Дифференцир
уют и
объединяют в
группы
материалы,
инструменты
и
приспособлен
ия.
Подготавлива
ют и содержат
в порядке
рабочее
место.
Соблюдают
правила
поведения на
уроках труда.
Работают с
учебником и
рабочей
тетрадью

Элект
ронн
ые
(цифр
овые)
образ
овате
льны
е
ресур
сы

2.

Геометрическая
фигура, раскладка

1

Выполнение
различных
видов работы
с бумагой
(складывание
, вырезание,
аппликация,
объемное
конструирова
ние).
Подготовка
рабочего
места к
работе с
бумагой.
Разбор
изделия:
форма,
особенности
конструкции
изделия и его
пространстве
нные
отношения.
Соблюдение
правила
разметки
бумаги.
Складывание
из
треугольнико
в.
Овладение
сборкой
изделия
способом
склеивания
деталей

Называют виды
работы с
бумагой.
Подготавливают
рабочее место к
работе с
бумагой.
Устанавливают
общую форму,
особенности
конструкции
изделия и его
пространственн
ые отношения по
вопросам
учителя.
Рассказывают о
геометрических
фигурах
«квадрат» и
«треугольник» и
их признаках.
Рассказывают
правила
разметки
бумаги.
Владеют
навыком
сгибания
треугольника
пополам и
соединения
нижних углов с
вершиной.
Владеют
навыком
склеивания
деталей и сборки
изделия с
помощью клея
под контролем
учителя

3.

Складывание
простых форм из
квадрата
Фигурка «Рыбка»

1

Складывание
из бумаги—
оригами.
Разбор
изделия:
форма,
особенности
конструкции
изделия и его

Рассказывают о
способе
складывания из
бумаги
(оригами).
Устанавливают
общую форму,
конструкцию
изделия и его

Называют
виды работы
с бумагой.
Подготавлива
ют рабочее
место к
работе с
бумагой.
Устанавливаю
т общую
форму,
особенности
конструкции
изделия и его
пространстве
нные
отношения.
Рассказывают
о
геометрическ
их фигурах
«квадрат» и
«треугольник
» и их
признаках.
Рассказывают
правила
разметки
бумаги.
Владеют
навыком
сгибания
треугольника
пополам и
соединения
нижних углов
с вершиной.
Владеют
навыком
склеивания
деталей и
сборки
изделия с
помощью
клея
Рассказывают
о способе
складывания
из бумаги
(оригами).
Устанавливаю
т общую
форму,
конструкцию

4.

Игра
4
«Геометрический
конструктор»

1

пространстве
нные
отношения.
Чтение схемрисунков по
условным
обозначениям
.
Овладение
складывание
м базовой
формы
«треугольник
» и на его
основе —
фигурки
рыбки

пространственн
ые отношения по
вопросам
учителя.
Рассказывают о
геометрических
фигурах
«квадрат» и
«треугольник» и
их признаках.
Складывают
базовую форму
«треугольник» и
на его основе —
фигурку рыбки
под контролем
учителя.
Владеют
навыком чтения
схем-рисунков
по условным
обозначениям с
помощью
учителя.
Работают в
соответствии с
намеченным
планом под
контролем
учителя

изделия и его
пространстве
нные
отношения.
Рассказывают
о
геометрическ
их фигурах
«квадрат» и
«треугольник
» и их
признаках.
Складывают
базовую
форму
«треугольник
» и на его
основе —
фигурку
рыбки.
Владеют
навыком
чтения схемрисунков по
условным
обозначениям
.
Работают в
соответствии
с намеченным
планом

Нахождение
на линейке
длины,
заданной в
миллиметрах.
Работа с
учебником и
рабочей
тетрадью
Разметка
заготовки
изделия.
Изготовление
игры
«Геометричес
кий
конструктор»
по плану в
учебнике

Закрепляют
представления о
миллиметре как о
мере длины.
Находят на
линейке нужное
количество
миллиметров (20,
80) и переводят
их в сантиметры
под контролем
учителя.
Чертят отрезки
заданной длины в
миллиметрах с
помощью
учителя.
Изготавливают
игру
«Геометрический
конструктор» по
плану в учебнике

Закрепляют
представлени
яо
миллиметре
как о мере
длины.
Находят на
линейке
нужное
количество
миллиметров
(20, 80) и
переводят их
в сантиметры.
Чертят
отрезки
заданной
длины в
миллиметрах.
Изготавливаю
т игру
«Геометричес

с помощью
учителя
Работа с текстильными материалами – 3 часа
5.
Бумажная
5
схема
1
Проверка
полотняного
знаний о
переплетения
ткани.
нитей
Упражнение
в
дифференцир
овании и
объединении
в группы
материалы,
инструменты
и
приспособлен
ия.
Изучение
плотности
переплетения
нитей в
ткани.
Знакомство с
процессом
ткачества на
примере
полотняного
переплетения
нитей.
Выполнение
бумажной
схемы
переплетения
нитей

6.

Игрушка
6
«Кукла
скрутка»

1

Проверка
знаний о
видах работы
с тканью, о
технологичес
ких
операциях
при работе с
тканью.
Проведение
беседы об

Рассказывают о
ткани.
Дифференцирую
т и объединяют
в группы
материалы,
инструменты и
приспособления
по вопросам
учителя.
Изучают
плотность
переплетения
нитей в ткани.
Знакомятся с
процессом
ткачества на
примере
полотняного
переплетения
нитей
(поперечные
нити уток,
продольные
нити — основа)
и устройством
ткацкого станка
на примере
игрушечного
станка.
Выполняют
бумажную схему
переплетения
нитей с
помощью
учителя

кий
конструктор»
по плану в
учебнике

Рассказывают
о ткани.
Дифференцир
уют и
объединяют в
группы
материалы,
инструменты
и
приспособлен
ия.
Изучают
плотность
переплетения
нитей в ткани.
Знакомятся с
процессом
ткачества на
примере
полотняного
переплетения
нитей
(поперечные
нити уток,
продольные
нити —
основа) и
устройством
ткацкого
станка на
примере
игрушечного
станка.
Выполняют
бумажную
схему
переплетения
нитей
Рассказывают о
Рассказывают
видах работы с
о видах
тканью, о
работы с
технологических тканью, о
операциях при
технологичес
работе с тканью. ких
Владеют
операциях
приемом
при работе с
скручивания
тканью.
ткани под
Владеют
приемом

7.

Салфетка
7
с
аппликацией

1

искусстве
изготовления
тряпичных
куколскруток.
Выполнение
приема
скручивания
ткани.
Изготовление
куклыскрутки по
плану и
самостоятель
но
Знакомство
со способами
отделки
изделий из
ткани.
Знакомство с
видами
ткани,
ткачество.
Беседа о
холсте как о
ткани с
полотняным
переплетение
м нитей.
Разбор
изделия,
выделение
его основных
признаков и
деталей.
Выполнение
приема
обработки
края
салфетки
способом
выдергивания
нитей
(бахрома)

контролем
учителя.
Изготавливают
куклу-скрутку
по плану с
помощью
учителя

скручивания
ткани.
Изготавливаю
т куклускрутку по
плану,
самостоятель
но

Рассказывают о
способах
отделки изделий
из ткани.
Рассказываюто
понятии
«аппликация».
Рассказывают о
видах ткани,
ткачестве.
Изучают
сведения о
холсте как о
ткани с
полотняным
переплетением
нитей.
Разбирают
изделие,
выделяя его
основные
признаки и
детали по
вопросам
учителя.
Работают в
соответствии с
планом под
контролем
учителя.
Владеют
приемом
обработки края
салфетки
способом
выдергивания
нитей с
помощью
учителя.

Рассказывают
о способах
отделки
изделий из
ткани.
Рассказывают
о понятии
«аппликация»
.
Рассказывают
о видах ткани,
ткачестве.
Изучают
сведения о
холсте как о
ткани с
полотняным
переплетение
м нитей.
Разбирают
изделие,
выделяя его
основные
признаки и
детали.
Работают в
соответствии
с планом.
Владеют
приемом
обработки
края салфетки
способом
выдергивания
нитей
(бахрома).
Ориентируют
ся в
пространстве

Работа с бумагой и картоном – 8 часов
8.
Игрушка
8
с
1
Разбор
подвижным
объекта,
соединением
особенности
деталей
конструкции
«Цыпленок»
изделия.
Выполнение
технологичес
ких операций
с бумагой.
Освоение
приемов
разметки
округлых
деталей
изделия по
шаблону и
вырезания по
кривым
линиям
(овалов).
Выполнение
подвижного
соединения
деталей.
Самостоятель
ное
изготовление
изделия по
готовому
плану
9.
Игрушка
9
1
Определение
«Летающий диск»
особенностей
конструкции
изделия.
Выполнение
черчения
окружности с
помощью
циркуля.
Освоение
технологичес
ких
операций:
«разметка по
шаблону»,

Ориентируются
в пространстве
на плоскости
изделия в
процессе
наклеивания
деталей на
основу

на плоскости
изделия в
процессе
наклеивания
деталей на
основу

Разбирают
объект и
разбираются в
особенностях
конструкции
изделия по
вопросам
учителя.
Рассказывают о
технологических
операциях с
бумагой.
Владеют
приемами
разметки
округлых
деталей изделия
по шаблону и
вырезания по
кривым линиям
с частичной
помощью
учителя.
Работают
самостоятельно
по готовому
плану под
контролем
учителя

Разбирают
объект и
разбираются в
особенностях
конструкции
изделия.
Рассказывают
о
технологичес
ких
операциях с
бумагой.
Владеют
приемами
разметки
округлых
деталей
изделия по
шаблону и
вырезания по
кривым
линиям.
Работают
самостоятель
но по
готовому
плану

Определяют
особенности
конструкции
изделия по
вопросам
учителя.
Рассказывают о
технологических
операциях:
«разметка по
шаблону»,
«вырезание по
линии
разметки».

Определяют
особенности
конструкции
изделия.
Рассказывают
о
технологичес
ких
операциях:
«разметка по
шаблону»,
«вырезание
по линии
разметки».

«вырезание
по линии
разметки».
Изготовление
игрушки
«Летающий
диск» по
плану

10.

Игрушка из
бумажных кругов
«Попугай»

1

Разбор
конструкции
многодетальн
ого изделия,
Выделение
его основных
признаков и
свойств.
Вычерчивани
е окружности
с помощью
циркуля.
Экономное
использовани
е бумаги при
вычерчивани
и нескольких
окружностей.
Сборка
изделия по
намеченному
плану

Знакомятся с
циркулем как с
чертежным
инструментом.
Рассказывают о
геометрических
понятиях
«окружность» и
«круг», «радиус»
и «диаметр».
Вычерчивают
окружность с
помощью
циркуля.
Изготавливают
игрушку
«Летающий
диск» по плану
под контролем
учителя

Знакомятся с
циркулем как
с чертежным
инструментом
.
Рассказывают
о
геометрическ
их понятиях
«окружность»
и «круг»,
«радиус» и
«диаметр».
Вычерчивают
окружность с
помощью
циркуля.
Изготавливаю
т игрушку
«Летающий
диск» по
плану
Рассматривают
Рассматриваю
конструкцию
т
многодетального конструкцию
изделия,
многодетальн
выделяя его
ого изделия,
основные
выделяя его
признаки и
основные
свойства по
признаки и
вопросам
свойства.
учителя.
Рассказывают
Рассказывают о
о циркуле и
циркуле и
вычерчивают
вычерчивают
окружность с
окружность с
помощью
помощью
циркуля.
циркуля.
Экономно
Экономно
размечают
размечают
бумагу при
бумагу при
вычерчивании
вычерчивании
нескольких
нескольких
окружностей.
окружностей под Работают в
контролем
соответствии
учителя.
с намеченным
Работают в
планом.
соответствии с
Вырезают и
намеченным
сгибают
планом под
бумагу.
контролем
Соблюдают
учителя.
точность при
Вырезают и
сборке
сгибают бумагу. изделия

11.

Конверт для писем
с клеевым
соединением
деталей

1

Определение
функциональ
ного
назначения
изделий из
бумаги.
Знакомство с
понятием
«развертка».
Изготовление
изделия на
основе
развертки.
Разбор
конструкции
изделия, его
основные
признаки и
свойства.
Выполнение
технологии
склеивания
клапанов
конверта.
Выполнение
сборки
изделия по
намеченному
плану

12.

Конверт
1
без
клеевого
соединения деталей

1

Знакомство
со способами
изготовления
конвертов.
Разбор
изделия,
выделение
его основных
признаков и
деталей.
Выполнение
сгибания
бумаги по
заданным
условным

Соблюдают
точность при
сборке изделия
под контролем
учителя
Рассказывают о
функциональном
назначении
изделий из
бумаги.
Изготавливают
изделия на
основе развертки
под контролем
учителя.
Разбирают
конструкцию
изделия,
выделяя его
основные
признаки и
свойства по
вопросам
учителя.
Производят
разметку
развертки на
бумаге по
шаблону.
Выполняют
надрез, разрез по
прямой длинной
линии.
Работают по
плану.
Выполняют
склеивание
клапанов
конверта
Рассказывают о
назначении
конвертов.
Рассказывают о
способах
изготовления
конвертов (с
клеевым
соединением).
Разбирают
объект, выделяя
его признаки,
свойства и
детали по

Рассказывают
о
функциональ
ном
назначении
изделий из
бумаги.
Изготавливаю
т изделия на
основе
развертки.
Разбирают
конструкцию
изделия,
выделяя его
основные
признаки и
свойства.
Производят
разметку
развертки на
бумаге по
шаблону.
Выполняют
надрез, разрез
по прямой
длинной
линии.
Работают по
плану.
Выполняют
склеивание
клапанов
конверта
Рассказывают
о назначении
конвертов.
Рассказывают
о способах
изготовления
конвертов (с
клеевым
соединением).
Разбирают
объект,
выделяя его
признаки,
свойства и
детали.

обозначениям
.
Изготовление
конвертов без
клеевого
соединения.
Выполнение
сборки
изделия по
намеченному
плану

13.

Аппликация
1
«Коврик с
геометрическим
орнаментом»

1

Знакомство с
изделиями
декоративноприкладного
искусства.
Знакомство с
понятием
«геометричес
кий
орнамент»,
рассмотрение
пространстве
нного
размещения
его
элементов.
Разметка
геометрическ
ого
орнамента с
помощью
угольника.
Разбор
изделия,
выделение
его основных
признаков и
деталей.
Выполнение
сборки
изделия по
намеченному
плану

вопросам
учителя.
Сгибают бумагу
по условным
обозначениям.
Применяют
полученные
знания и умения
при
изготовлении
конвертов без
клеевого
соединения.
Работают в
соответствии с
намеченным
планом под
контролем
учителя
Рассказывают об
изделиях
декоративноприкладного
искусства
(коврах).
Рассказывают о
понятии
«геометрический
орнамент» и о
пространственно
м размещении
его элементов.
Рассказывают об
аппликации.
Рассказывают о
видах бумаги
(бархатная
бумага).
Разбирают
объект, выделяя
его признаки,
свойства и
детали по
вопросам
учителя.
Рассказывают о
геометрическом
понятии
«прямой угол».
Вычерчивают
прямой угол с
помощью
линейки и
угольника под

Сгибают
бумагу по
условным
обозначениям
.
Применяют
полученные
знания и
умения при
изготовлении
конвертов без
клеевого
соединения.
Работают в
соответствии
с намеченным
планом
Рассказывают
об изделиях
декоративноприкладного
искусства
(коврах).
Рассказывают
о понятии
«геометричес
кий
орнамент» и о
пространстве
нном
размещении
его
элементов.
Рассказывают
об
аппликации.
Рассказывают
о видах
бумаги
(бархатная
бумага).
Разбирают
объект,
выделяя его
признаки,
свойства и
детали.
Рассказывают
о
геометрическ
ом понятии

контролем
учителя.
Используют
приобретенный
навык при
разметке деталей
изделия под
контролем
учителя.
Работают в
соответствии с
намеченным
планом.
Ориентируются
в пространстве
при составлении
геометрического
орнамента

14.

Закладка
1
для книг
из зигзагообразных
полос

1

Рассказ о
функциональ
ном
назначении
изделий из
бумаги,
изготовленны
х на уроках
труда.
Выполнение
разметки
прямоугольн
ика с
помощью
угольника.
Проведение
сборки
изделия по
намеченному
плану.
Выполнение
контроля за
производимы
ми
операциями
(сравнение со
схемой для
контроля в
рабочей
тетради).

«прямой
угол».
Вычерчивают
прямой угол с
помощью
линейки и
угольника.
Используют
приобретенны
й навык при
разметке
деталей
изделия.
Работают в
соответствии
с намеченным
планом.
Ориентируют
ся в
пространстве
при
составлении
геометрическ
ого орнамента
Рассказывают о
Рассказывают
функциональном о
назначении
функциональ
изделий из
ном
бумаги,
назначении
изготовленных
изделий из
на уроках труда. бумаги,
Размечают
изготовленны
прямоугольник с х на уроках
помощью
труда.
чертежных
Размечают
инструментов
прямоугольни
под контролем
к с помощью
учителя.
чертежных
Размечают
инструментов
детали изделия
.
под прямым
Размечают
углом под
детали
контролем
изделия под
учителя.
прямым
Выполняют
углом.
разрез по
Выполняют
коротким
разрез по
линиям и
коротким
используют
линиям и
соответствующи используют
й прием
соответствую
вырезания
щий прием
ножницами из
вырезания
бумаги.

Выполнение
переплетения
деталей из
бумажных
зигзагообразн
ых полос

15.

Закладка
1
для книг
со «свободным
плетением»

1

Рассказ о
функциональ
ном
назначении
изделий из
бумаги,
изготовленны
х на уроках
труда.
Проведение
разметки
наклонных
линий с
помощью
угольника.
Выполнение
сборки
изделия по
намеченному
плану.
Выполнение
работы по
технологии
«свободное
плетение» из
бумаги

Работа с текстильными материалами – 1 час
16. Изделие
1
1
Рассказ о
«Салфеткафункциональ
прихватка»
ном
назначении
изделий из
ткани.
Разбор
изделия,
выделение

Работают в
соответствии с
намеченным
планом.
Контролируют
выполняемые
операции.
Переплетают
детали из
бумажных
зигзагообразных
полос

ножницами из
бумаги.
Работают в
соответствии
с намеченным
планом.
Контролирую
т
выполняемые
операции.
Переплетают
детали из
бумажных
зигзагообразн
ых полос
Рассказывают о
Рассказывают
применении
о применении
закладок.
закладок.
Рассказывают о
Рассказывают
геометрических о
понятиях
геометрическ
«прямой угол»,
их понятиях
«острый угол»,
«прямой
«тупой угол».
угол»,
Вычерчивают
«острый
острый угол с
угол», «тупой
помощью
угол».
угольника под
Вычерчивают
контролем
острый угол с
учителя.
помощью
Используют этот угольника.
способ разметки Используют
при
этот способ
изготовлении
разметки при
изделия.
изготовлении
Работают в
изделия.
соответствии с
Работают в
намеченным
соответствии
планом.
с намеченным
Владеют
планом.
«свободным
Владеют
плетением» из
«свободным
бумаги
плетением» из
бумаги
Рассказывают о
функциональном
назначении
изделий из
ткани.
Разбирают
объект, выделяя
его признаки,
свойства и

Рассказывают
о
функциональ
ном
назначении
изделий из
ткани.
Разбирают
объект,

Работа с металлом – 2 часа
17. Изделие «Дерево»
1

его основных
признаков и
деталей.
Повторение
правил
работы с
режущими и
колющими
инструмента
ми.
Проведение
сборки
изделия по
намеченному
плану.
Выполнение
соединения
деталей
изделия
строчкой
косого стежка

детали по
вопросам
учителя.
Рассказывают о
правилах работы
режущими и
колющими
инструментами.
Работают в
соответствии с
намеченным
планом.
Сметывают
детали изделия
строчкой
прямого стежка.
под контролем
учителя

выделяя его
признаки,
свойства и
детали.
Рассказывают
о правилах
работы
режущими и
колющими
инструментам
и.
Работают в
соответствии
с намеченным
планом.
Сметывают
детали
изделия
строчкой
прямого
стежка

Знакомство с
функциональ
ным
назначением
изделий из
металла.
Беседа о
видах,
свойствах,
цвете,
технологичес
кой ручной
обработке
металлов и об
используемы
х при этом
инструментах
.
Освоение
приемов
формообразо
вания:
сминание,
сжимание,
скручивание
алюминиевой
фольги.
Выполнение
сборки
изделия по

Рассказывают о
функциональном
назначении
изделий из
металла.
Рассказывают о
видах,
свойствах, цвете,
технологической
ручной
обработке
металлов и об
используемых
при этом
инструментах.
Сгибают,
разрывают и
разрезают по
линии сгиба
алюминиевую
фольгу под
контролем
учителя.
Владеют
приемами
формообразован
ия изделий из
алюминиевой
фольги.
Работают в
соответствии с

Рассказывают
о
функциональ
ном
назначении
изделий из
металла.
Рассказывают
о видах,
свойствах,
цвете,
технологичес
кой ручной
обработке
металлов и об
используемых
при этом
инструментах
.
Сгибают,
разрывают и
разрезают по
линии сгиба
алюминиевую
фольгу.
Владеют
приемами
формообразов
ания изделий
из

намеченному
плану

намеченным
планом

алюминиевой
фольги.
Работают в
соответствии
с намеченным
планом
18. Изделие «Паук»
1
Рассказ о
Рассказывают о
Рассказывают
функциональ функциональном о
ном
назначении
функциональ
назначении
изделий из
ном
изделий из
металла.
назначении
металла.
Рассказывают о
изделий из
Беседа о
видах,
металла.
видах,
свойствах, цвете, Рассказывают
свойствах,
технологической о видах,
цвете,
ручной
свойствах,
технологичес обработке
цвете,
кой ручной
металлов и об
технологичес
обработке
используемых
кой ручной
металлов и об при этом
обработке
используемы инструментах.
металлов и об
х при этом
Сгибают,
используемых
инструментах разрывают и
при этом
.
разрезают по
инструментах
Выполнение
линии сгиба
.
приемов
алюминиевую
Сгибают,
формообразо фольгу под
разрывают и
вания
контролем
разрезают по
(сминания,
учителя.
линии сгиба
сжимания и
Владеют
алюминиевую
скручивания) приемами
фольгу.
изделий из
формообразован Владеют
алюминиевой ия изделий из
приемами
фольги.
алюминиевой
формообразов
Выполнение
фольги.
ания изделий
сборки
Работают в
из
изделия по
соответствии с
алюминиевой
намеченному намеченным
фольги.
плану
планом
Работают в
соответствии
с намеченным
планом
Работа с бумагой и картоном – 7 часов
19. Изделие
1
Рассказ о
Рассказывают о
Рассказывают
«Геометрическая
чертежных
геометрической о
фигура-раскладка»
инструментах фигуре «круг».
геометрическ
и правилах
Рассказывают о
ой фигуре
работы
чертежных
«круг».
циркулем.
инструментах и
Рассказывают
Деление
правилах работы о чертежных
круга на
циркулем.
инструментах
равные части Владеют
и правилах
способом
приемом
работы
складывания.
циркулем.

Выполнение
сборки
изделия по
намеченному
плану.
Выполнение
склеивания
деталей и
сборка
изделия с
помощью
клея

20.

Объемное елочное
украшение, елочная
игрушка
«Солнышко»

1

вырезания по
кругу.
Делят круг на
равные части
способом
сгибания.
Владеют
умением
сгибания
бумаги.
Владеют
приемами
склеивания
деталей и сборки
изделия с
помощью клея
под контролем
учителя

Владеют
приемом
вырезания по
кругу.
Делят круг на
равные части
способом
сгибания.
Владеют
умением
сгибания
бумаги.
Владеют
приемами
склеивания
деталей и
сборки
изделия с
помощью
клея
Повторение
Рассказывают о
Рассказывают
функциональ функциональном о
ного
назначении
функциональ
назначения
изделий из
ном
изделий из
бумаги.
назначении
бумаги.
Разбирают
изделий из
Разбор
объект, выделяя бумаги.
изделия,
его признаки,
Разбирают
выделение
свойства и
объект,
его основных детали по
выделяя его
признаков и
вопросам
признаки,
деталей.
учителя.
свойства и
Выполнение
Рассказывают о
детали.
деления круга геометрической Рассказывают
на равные
фигуре «круг».
о
части с
Рассказывают
геометрическ
помощью
правила
ой фигуре
угольника и
вычерчивания
«круг».
линейки.
окружности с
Рассказывают
Проведение
применением
правила
сборки
циркуля или по
вычерчивания
изделия по
шаблону.
окружности с
намеченному Вырезают по
применением
плану.
короткой прямой циркуля или
Выполнение
и по кругу.
по шаблону.
склеивания
Делят круг на
Вырезают по
деталей и
равные части с
короткой
сборка
помощью
прямой и по
изделия с
угольника и
кругу.
помощью
линейки.
Делят круг на
клея
Работают в
равные части
соответствии с
с помощью
намеченным
угольника и
планом.
линейки.

Владеют
навыком
склеивания
деталей и сборки
изделия с
помощью клея
под контролем
учителя

21.

Растягивающаяся
игрушка
«Матрешка»

1

22.

Елочное украшение
«Птица»

1

Работают в
соответствии
с намеченным
планом.
Владеют
навыком
склеивания
деталей и
сборки
изделия с
помощью
клея
Рассказ о
Рассказывают о
Рассказывают
функциональ функциональном о
ном
назначении
функциональ
назначении
изделий из
ном
изделий из
бумаги.
назначении
бумаги.
Определяют
изделий из
Определение особенности
бумаги.
особенностей конструкции
Определяют
конструкции изделия по
особенности
изделия.
вопросам
конструкции
Овладение
учителя.
изделия.
способом
Владеют
Владеют
тиражирован способом
способом
ия для
тиражирования
тиражировани
получения
для получения
я для
большого
большого
получения
количества
количества
большого
одинаковых
одинаковых
количества
деталей.
деталей.
одинаковых
Выполнение
Размечают
деталей.
деления круга заготовки с
Размечают
на равные
помощью
заготовки с
части с
линейки под
помощью
помощью
контролем
линейки.
угольника.
учителя.
Вырезают по
Выполнение
Вырезают по
кругу.
склеивания
кругу.
Делят круг на
деталей
Делят круг на
равные части
изделия с
равные части с
с помощью
использовани помощью
угольника.
ем приема
угольника.
Склеивают
«точечное
Склеивают
детали
склеивание»
детали изделия с изделия с
использованием использовани
приема
ем приема
«точечное
«точечное
склеивание»
склеивание»
Повторение
Рассказывают о
Рассказывают
материала о
функциональном о
функциональ назначении
функциональ
ном
изделий из
ном
назначении
бумаги.
назначении

23.

Елочное украшение
«Снежинка»

1

изделий из
бумаги.
Определение
особенностей
конструкции
изделия.
Выполнение
приема
разметки
деталей
изделия по
шаблону.
Овладение
приемом:
«надрез по
короткой
линии».
Выполнение
вырезания
симметричны
х деталей из
бумаги,
сложенной
пополам.
Осуществлен
ие контроля
за
правильность
ю
выполнения
трудовых
действий
Разбор
изделия:
форма
изделия,
конструкция
изделия и
пространстве
нное
соотношение
его деталей.
Складывание
базовой
формы
«змей» и
использовани
е ее в
изделии.
Чтение схемрисунков с
условными
обозначениям
и.

Определяют
особенности
конструкции
изделия по
вопросам
учителя.
Владеют
приемами
разметки
деталей изделия
по шаблону.
Владеют
приемом «надрез
по короткой
линии».
Владеют
приемом
вырезания
симметричных
деталей из
бумаги,
сложенной
пополам под
контролем
учителя.
Контролируют
правильность
выполнения
трудовых
действий по
вопросам
учителя
Определяют
геометрическую
форму изделия,
конструкцию
изделия и
пространственно
е соотношение
его деталей.
Рассказывают о
геометрических
фигурах
«квадрат»,
«треугольник»,
«многоугольник
» и их
признаках.
Складывают
базовую форму
«змей» и
используют ее в
изделии под

изделий из
бумаги.
Определяют
особенности
конструкции
изделия.
Владеют
приемами
разметки
деталей
изделия по
шаблону.
Владеют
приемом
«надрез по
короткой
линии».
Владеют
приемом
вырезания
симметричны
х деталей из
бумаги,
сложенной
пополам.
Контролирую
т
правильность
выполнения
трудовых
действий
Определяют
геометрическ
ую форму
изделия,
конструкцию
изделия и
пространстве
нное
соотношение
его деталей.
Рассказывают
о
геометрическ
их фигурах
«квадрат»,
«треугольник
»,
«многоугольн
ик» и их
признаках.
Складывают
базовую

Выполнение
сборки
изделия по
намеченному
плану.
Осуществлен
ие контроля
за
правильность
ю
выполнения
трудовых
действий

24.

Летающая модель
«Планер»

1

Проведение
беседы о
чертеже.
Чтение
чертежа и
технического
рисунка по
чертежным
линиям.
Выполнение
разметки с
опорой на
чертеж.
Сравнение
своего
чертежа с
контрольной
схемой в
рабочей
тетради.
Проведение
сборки
изделия по
намеченному
плану

контролем
учителя.
Владеют
навыком чтения
схем-рисунков с
условными
обозначениями
под контролем
учителя.
Работают в
соответствии с
намеченным
планом.
Ориентируются
в пространстве.
Контролируют
правильность
выполнения
трудовых
действий по
вопросам
учителя

форму «змей»
и используют
ее в изделии.
Владеют
навыком
чтения схемрисунков с
условными
обозначениям
и.
Работают в
соответствии
с намеченным
планом.
Ориентируют
ся в
пространстве.
Контролирую
т
правильность
выполнения
трудовых
действий
Рассказывают о
Рассказывают
чертеже.
о чертеже.
Читают чертеж и Читают
технический
чертеж и
рисунок по
технический
чертежным
рисунок по
линиям.
чертежным
Называют
линиям.
чертежные
Называют
линии.
чертежные
Находят общие
линии.
детали в чертеже Находят
и на объемном
общие детали
рисунке объекта в чертеже и
по вопросам
на объемном
учителя.
рисунке
Выполняют
объекта.
разметку
Выполняют
изделия с
разметку
опорой на
изделия с
чертеж под
опорой на
контролем
чертеж.
учителя.
Выполняют
Выполняют
контрольные
контрольные
операции.
операции.
Действуют в
Действуют в
соответствии
соответствии с
с планом
планом работы.
работы.

25.

Летающая модель
«Самолет»

1

Чтение
чертежа и
технического
рисунка по
чертежным
линиям.
Выполнение
разметки с
опорой на
чертеж.
Сравнение
своего
чертежа с
контрольной
схемой в
рабочей
тетради.
Выполнение
контроля за
правильность
ю
выполнения
трудовых
действий

Работа с текстильными материалами – 1 час
26.
Аппликация
1
Рассказ об
«Цветок из ниток»
изделиях
декоративноприкладного
искусства.
Знакомство с
видами,
свойствами
ниток,
видами
работы с
нитками.
Разбор
аппликации,
выделение
деталей и их
пространстве
нное
соотношение.
Выполнение
связывания

Читают чертеж
по чертежным
линиям.
Называют
чертежные
линии.
Находят общие
детали в чертеже
и на объемном
рисунке объекта.
Выполняют
разметку
изделия с
опорой на
чертеж под
контролем
учителя.
Выполняют
контроль
операций по
вопросам
учителя.
Действуют в
соответствии с
планом работы.
Контролируют
правильностью
выполнения
трудовых
действий

Читают
чертеж по
чертежным
линиям.
Называют
чертежные
линии.
Находят
общие детали
в чертеже и
на объемном
рисунке
объекта.
Выполняют
разметку
изделия с
опорой на
чертеж.
Выполняют
контроль
операций.
Действуют в
соответствии
с планом
работы.
Контролирую
т
правильность
ю выполнения
трудовых
действий

Рассказывают об
изделиях
декоративноприкладного
искусства.
Рассказывают об
аппликации.
Рассказывают о
видах, свойствах
ниток, видах
работы с
нитками.
Рассматривают
аппликацию,
выделяя в ней
детали и их
пространственно
е соотношение
по вопросам
учителя.
Работают в
соответствии с

Рассказывают
об изделиях
декоративноприкладного
искусства.
Рассказывают
об
аппликации.
Рассказывают
о видах,
свойствах
ниток, видах
работы с
нитками.
Рассматриваю
т
аппликацию,
выделяя в ней
детали и их
пространстве
нное
соотношение.

Работа с проволокой – 2 часа
27.
Декоративные
1
фигурки птиц,
зверей, человечков

28.

Работа с
проволокой.
«Муха»

1

ниток в
пучок.
Проведение
сборки
изделия по
намеченному
плану

намеченным
планом под
контролем
учителя

Работают в
соответствии
с намеченным
планом

Рассказ о
видах
проволоки, ее
свойствах,
приемах
сгибания.
Выполнение
приемов
формообразо
вания
изделий из
проволоки.
Разбор
изделия.
Выполнение
изделия по
намеченному
плану
Проверка
знаний о
проволоке,
нитках,
бумаге.
Разбор
изделия.
Проведение
сборки
изделия из
разных
материалов
(проволока,
бумага,
нитки).
Выполнение
изделия по
намеченному
плану

Рассказывают о
видах
проволоки, ее
свойствах,
приемах ее
сгибания.
Разбирают
объект и
действуют в
соответствии с
намеченным
планом работы
по вопросам
учителя

Рассказывают
о видах
проволоки, ее
свойствах,
приемах ее
сгибания.
Разбирают
объект и
действуют в
соответствии
с намеченным
планом
работы

Используют
различные
материалы при
изготовлении
одного изделия.
Рассказывают о
проволоке,
нитках, бумаге.
Определяют
сходства и
различия между
этими
материалами по
вопросам
учителя.
Разбирают
объект и
действуют в
соответствии с
намеченным
планом работы
под контролем
учителя

Используют
различные
материалы
при
изготовлении
одного
изделия.
Рассказывают
о проволоке,
нитках,
бумаге.
Определяют
сходства и
различия
между этими
материалами.
Разбирают
объект и
действуют в
соответствии
с намеченным
планом
работы

Работа с бумагой и картоном – 1 час
29.
Изделие «Открытая
1
Рассказ о
коробочка»
функциональ
ном
назначении

Рассказывают о
Рассказывают
функциональном о
назначении
функциональ
ном

Работа с древесиной – 2 часа
30.
Аппликация из
1
карандашной
стружки «Цветок»

изделий из
бумаги
(коробочки).
Чтение схемрисунков с
условными
обозначениям
и.
Изготовление
открытой
коробочки
способом
сгибания
бумаги.
Выполнение
изделия по
намеченному
плану

изделий из
бумаги.
Определяют
названия вида
искусства, в
котором изделия
складываются из
бумаги по
вопросам
учителя.
Рассказывают о
приемах
сгибания
бумаги.
Складывают
базовую форму
«треугольник» и
на ее основе
коробочку под
контролем
учителя.
Складывают
базовую форму
«блин» и на ее
основе
коробочку под
контролем
учителя.
Действуют в
соответствии с
намеченным
планом работы

назначении
изделий из
бумаги.
Определяют
названия вида
искусства, в
котором
изделия
складываются
из бумаги.
Рассказывают
о приемах
сгибания
бумаги.
Складывают
базовую
форму
«треугольник
» и на ее
основе
коробочку.
Складывают
базовую
форму «блин»
и на ее основе
коробочку.
Действуют в
соответствии
с намеченным
планом
работы

Выполнение
обработки
древесины
ручными
инструмента
ми.
Применение
карандашной
стружки в
аппликации.
Выполнение
приемов
получения
древесной
стружки в
процессе
заточки
карандаша с
применением
точилки и
соединения

Рассказывают о
древесных
материалах, их
свойствах и
ручной
обработке
различными
видами резцов.
Владеют
приемом
получения
древесной
стружки в
процессе
заточки
карандаша с
применением
точилки.
Изготовление
аппликации с
применением

Рассказывают
о древесных
материалах,
их свойствах
и ручной
обработке
различными
видами
резцов.
Владеют
приемом
получения
древесной
стружки в
процессе
заточки
карандаша с
применением
точилки.
Изготовление
аппликации с

кусочков
карандашной
стружки.
Освоение
технологии
клеевой
обработки
деталей из
карандашной
стружки

Знакомство с
изделиями из
древесины.
Применение
древесных
заготовок в
аппликации.
Выполнение
обработки
древесины
ручными
инструмента
ми.
Выполнение
клеевого
соединения
деталей из
древесины.
Разбор
аппликации,
выделение
деталей и их
пространстве
нное
расположени
ев
композиции.
Самостоятель
ное
выполнение
изделия по
намеченному
плану
Работа с текстильными материалами – 3 часа
32.
Пришивание
1
Беседа о
пуговиц с четырьмя
различных
31.

Аппликация из
древесных
заготовок «Дом»

1

карандашной
стружки под
контролем
учителя.
Владеют
приемами
затачивания
карандаша,
соединения
кусочков
карандашной
стружки и
технологией
клеевой
обработки
деталей из
карандашной
стружки
Рассказывают о
изделиях из
древесины.
Рассказывают о
древесных
материалах, их
свойствах.
Рассказывают о
применении
древесных
заготовок в
аппликации.
Разбирают
аппликацию,
определяют ее
детали и их
пространственно
е расположение
в композиции по
вопросам
учителя.
Работают по
намеченному
плану

применением
карандашной
стружки.
Владеют
приемами
затачивания
карандаша,
соединения
кусочков
карандашной
стружки и
технологией
клеевой
обработки
деталей из
карандашной
стружки

Рассказывают о
различных

Рассказывают
о различных

Рассказывают
о изделиях из
древесины.
Рассказывают
о древесных
материалах,
их свойствах.
Рассказывают
о применении
древесных
заготовок в
аппликации.
Разбирают
аппликацию,
определяют
ее детали и их
пространстве
нное
расположение
в композиции.
Работают по
намеченному
плану

сквозными
отверстиями

операциях по
ремонту
одежды.
Овладение
технологией
пришивания
пуговиц с
четырьмя
сквозными
отверстиями.
Повторение
правила
работы с
иглой.
Выполнение
приемов
отрезание
нитки
нужной
длины,
завязывание
узелка на
конце нитки.
Проведение
работы по
намеченному
плану

33.

Пришивание
пуговиц с ушком

1

Обучение
технологии
пришивания
пуговиц с
ушком.
Повторение
правила
работы с
иглой.
Овладение
приемами
отрезание
нитки
нужной
длины,
завязывание
узелка на
конце нитки.
Работа по
намеченному
плану

34.

Ремонт одежды.

1

Беседа о
различных

операциях по
ремонту
одежды.
Рассказывают о
пуговицах и
различают их.
Владеют
технологией
пришивания
пуговиц с
четырьмя
сквозными
отверстиями с
частичной
помощью
учителя.
Рассказывают
правила работы
с иглой.
Отрезают нитку
нужной длины,
завязывают
узелок на конце
нитки под
контролем
учителя.
Работают по
намеченному
плану
Рассказывают о
пуговицах и
различают их.
Владеют
технологией
пришивания
пуговиц с ушком
с частичной
помощью
учителя.
Рассказывают
правила работы
с иглой.
Отрезают нитку
нужной длины,
завязывают
узелок на конце
нитки под
контролем
учителя.
Работают по
намеченному
плану
Рассказывают о
различных

операциях по
ремонту
одежды.
Рассказывают
о пуговицах и
различают их.
Владеют
технологией
пришивания
пуговиц с
четырьмя
сквозными
отверстиями.
Рассказывают
правила
работы иглой.
Отрезают
нитку нужной
длины,
завязывают
узелок на
конце нитки.
Работают по
намеченному
плану

Рассказывают
о пуговицах и
различают их.
Владеют
технологией
пришивания
пуговиц с
ушком.
Рассказывают
правила
работы с
иглой.
Отрезают
нитку нужной
длины,
завязывают
узелок на
конце нитки.
Работают по
намеченному
плану
Рассказывают
о различных

Изготовление и
пришивание
вешалки

операциях
при ремонте
одежды.
Овладение
технологией
изготовления
и
пришивания
вешалки.
Повторение
правила
работы с
иглой.
Овладение
приемами
отрезания
нитки
нужной
длины,
завязывания
узелка на
конце нитки.
Выполнение
работы по
намеченному
плану

Общее количество часов по программе -34 часа.

операциях при
ремонте одежды.
Рассказывают
правила работы
с иглой.
Отрезают нитку
нужной длины,
завязывают
узелок на конце
нитки.
Рассказывают о
строчке прямого
и косого стежков
и применяют их
при
изготовлении и
пришивании
вешалки.
Работают по
намеченному
плану под
контролем
учителя.
Изготавливают
лекало вешалки
из бумаги,
размечают и
выкраивают
деталь из ткани,
сшивают
вешалку и
пришивают ее к
ткани под
контролем
учителя

операциях
при ремонте
одежды.
Рассказывают
правила
работы с
иглой.
Отрезают
нитку нужной
длины,
завязывают
узелок на
конце нитки.
Рассказывают
о строчке
прямого и
косого
стежков и
применяют их
при
изготовлении
и пришивании
вешалки.
Работают по
намеченному
плану.
Изготавливаю
т лекало
вешалки из
бумаги,
размечают и
выкраивают
деталь из
ткани,
сшивают
вешалку и
пришивают ее
к ткани


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».