Приложение к адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утверждѐнной приказом директора школы Приказ № 163-ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4 класс Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях. В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения: Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся", "Меня зовут ...", "Меня зовут ..., а тебя?". Формулы: "Это ...", "Познакомься пожалуйста, это ...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!". Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании: "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)". Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с ...", "Поздравляю с праздником ..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе ...", "Желаю Вам ...", "Я хочу пожелать ...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе ...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой ...", "Как хорошо ты ...", "Как красиво!". Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите, пожалуйста ...", "Попросите пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю". Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста," ...", "Можно ..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне ...", "Можно я ...". Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но ...". Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение просьбы: "Спасибо ... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю". Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!". Примерные темы речевых ситуаций: "Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей); "Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной организации, в секции, в творческой студии); "Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе); "Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу). Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях". Алгоритм работы над темой речевой ситуации: 1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. 2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. 3) Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. 4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. 5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. 6) Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ способность положительно относиться к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 класс Минимальный уровень: − выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; − выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; − знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями); − слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; − выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; − участвовать в беседе; − слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план. Достаточный уровень: − понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; − уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; − правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; − принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; − уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план. 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , 4 класс № у р о- Тема урока к а п. /п Ко ли чест во ака деми чес ких ча сов 1 1 Мы снова в школе Делимся новостями 2 Мы снова в школе 1 3 Как я провѐл лето 1 4 Урок-игра «Угадай мой рисунок» 1 Виды деятельности Минимальный вень уро- Выражают свои просьбы, используют вежливые слова, используют правила этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми Составляют рассказы на основе иллюстраций с помощью наводящих вопросов учителя Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Участвуют в диалоге с помощью наводящих вопросов Составляют рассказы с использованием карточек-опор с помощью наводящих вопросов учителя Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Играют в игры, соблюдая правила Составляют рассказы с опорой на карточки с помощью наводящих вопросов учителя Участвуют в обсуждении Составляют рассказ по рисунку с помощью наводящих во5 Достаточный уровень Правильно выражают свои просьбы, умеют здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используют соответствующие выражения Составляют рассказы на основе иллюстраций Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Участвуют в диалоге Составляют рассказы на тему летнего отдыха с использованием карточек-опор Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игру, соблюдая правила Участвуют в диалоге Составляют рассказы с опорой на карточки Участвуют в обсуждении Составляют рассказ по рисунку Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 5 Я выбираю книгу 1 6 7 Мы в библиотеке Моя любимая книга Моя любимая книга 1 1 9 «Подскажите, пожалуйста…» 1 1 0 1 1 1 2 «Подскажите, пожалуйста…» «Подскажите, пожалуйста…» «Подскажите, пожалуйста…» 1 1 3 Я - пассажир 1 1 4 1 5 Я - пассажир 1 Я - пассажир 1 1 6 Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок» 1 8 1 1 1 просов учителя Участвуют в беседе Знакомятся с правилами поведения в библиотеке Умеют выбирать книгу в библиотеке с помощью учителя Участвуют в беседе с библиотекарем Составляют предложения с опорой на картинку с помощью наводящих вопросов учителя Составляют рассказы «Моя любимая книга» с опорой на план с помощью наводящих вопросов учителя Играют в игры, соблюдая правила Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал Обсуждают ситуацию с помощью учителя Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Играют в игры, соблюдая правила Используют правила поведения в общественном транспорте Используют вежливые слова Конструируют возможные диалоги в общественном транспорте с помощью учителя Играют в игры, соблюдая правила Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный ма6 Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного Соблюдают правила поведения в библиотеке Умеют выбирать книгу в библиотеке Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного Отгадывают загадки Составляют предложения с опорой на картинку и собственные высказывания Составляют рассказ «Моя любимая книга» с опорой на план Играют в игры, соблюдая правила Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Обсуждают ситуацию Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игры, соблюдая правила Умеют пользоваться правилами поведения в общественном транспорте Используют вежливые слова Конструируют возможные диалоги в общественном транспорте Играют в игры, соблюдая правила Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на во- 1 7 Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок» 1 териал Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя 1 8 1 Участвуют в проиг- Принимают участие в рывании эпизодов театрализованном сказки с помощью представлении учителя 2 0 Театрализованное представление сказки Театрализованное представление сказки Моя любимая сказка 2 1 2 2 Моя сказка Моя сказка любимая 1 любимая 1 2 3 У телевизора Планируем телевизионный досуг 1 2 4 У телевизора. Планируем телевизионный досуг 1 2 5 Мои любимые передачи 1 2 6 Мои любимые передачи 1 2 7 Игра «Лисичкасестричка» 1 2 8 2 9 Игра «Лисичкасестричка» Игра «Лисичкасестричка» 1 1 9 1 1 1 просы учителя Участвуют в проигрывании эпизодов сказки Воспринимают на слух рассказы одноклассников Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстративный материал Пересказывают сказку с опорой на иллюстративный материал Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов Воспринимают на слух рассказы одноклассников Отвечают на вопросы учителя Пересказывают сказку Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов Участвуют в коллективном обсуждении «Моя любимая книга» с помощью учителя, с опорой на план Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал Пересказывают сказку с опорой на иллюстрации Участвуют в проигрывании эпизодов сказки Играют в игры, со- Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя Коллективно обсуждают «Моя любимая книга» с опорой на план 7 Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Инсценируют сказку Играют в игры, соблюдая правила блюдая правила 3 0 Новогодние истории 1 3 1 1 3 2 Административная полугодовая контрольная работа Новогодние истории 3 3 Новогодние истории 1 3 4 Знаки-помощники 1 3 5 Знаки помощники 1 3 6 3 7 Я – пассажир 1 Я – пассажир 1 3 8 В гостях у леса 1 3 9 В гостях у леса 1 4 0 В гостях у леса 1 - 1 Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов Обсуждают замысел истории с помощью наводящих вопросов Составляют простые предложения с опорой на вопросный план и с помощью учителя Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя Повторяют правила ПДД Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, предполагающие обсуждение значения дорожных знаков с помощью учителя Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя Обсуждают замысел истории Составляют распространенные предложения с опорой на вопросный план Рассказывают получившие истории Принимают участие в театрализованном представлении Составляют правила дорожного движения Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на Пользуются правилами дорожного движения Участвуют в ролевых играх Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета 8 Называют дорожные знаки и виды переходов, рисуют знаки Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, предполагающие обсуждение значения дорожных знаков Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Умеют воспроизводить составленные рассказы с опорой на иллюстративный ма- 4 1 В гостях у леса 4 2 4 3 1 1 Задушевный разговор Задушевный разговор 1 4 4 Учимся общаться 1 4 5 Учимся общаться 1 иллюстративный материал Участвуют в представлении работ в соответствии с речевыми возможностями Составляют «Правила вежливого поведения в лесу» с помощью учителя Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Играют в игру «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу», соблюдая правила Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций и с помощью учителя Слушают рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении Отвечают на вопросы Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций 9 териал Представляют работы Составляют «Правила вежливого поведения в лесу» Выбираю правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Играют в игру «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу» Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций Понимают содержание рассказов, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении Отвечают на вопросы Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Соотносят составленные рассказы с о своим личным опытом с помощью учителя 4 6 Я получил приглашение 1 4 7 Я получил приглашение 1 4 8 Я получил приглашение 1 4 9 Инсценировка стихотворения А. Усачѐва «Приглашение улитке» 1 5 0 Поздравления 1 5 1 Поздравления 1 5 2 Поздравления 1 5 3 Мы на Дне рождения 1 5 4 Мы на Дне рождения 1 Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Составляют устные приглашения с опорой на план в соответствии с речевыми возможностями Составляют текстовые письменные приглашения с помощью учителя Моделируют диалоги с помощью наводящих вопросов Слушают стихотворение А. Усачѐва «Приглашение улитке» Участвуют в инсценировании стихотворения А. Усачѐва «Приглашение улитке» Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя Подписывают поздравительные открытки по образцу Оформляют поздравительную открытку с помощью учителя Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями Составляют предложения с опорой на схемы и с помощью учителя Произносят простые поздравления Принимают участие в играх, соблюдая пра10 Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Конструируют устные приглашения с опорой на план Составляют текстовые письменные приглашения Моделируют диалоги Понимают содержание стихотворения, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Инсценируют стихотворение А. Усачѐва «Приглашение улитке» Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями Подписывают поздравительные открытки по образцу Оформляют поздравительную открытку Разучивают и рассказывают стихотворения Составляют предложения с опорой на схемы Составляют и воспроизводят простые поздравления Принимают участие в играх, соблюдая правила вила 5 5 Жду письма! 1 5 6 Жду письма! 1 5 7 Жду письма! 1 5 8 «Извините ня…» ме- 1 5 9 «Извините ня…» ме- 1 6 0 6 1 «Извините меня…» Административная годовая контрольная работа 1 6 2 Поздравительная открытка к 9 мая 1 1 Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Отвечают на вопросы Используют структуру письма и участвуют в составлении коллективного письма Составляют письма с помощью учителя Участвуют в самостоятельной работе с дифференцированной помощью учителя Рассматривают картинки Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения с помощью наводящих вопросов Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Отвечают на вопросы Слушают песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной 11 Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Отвечают на вопросы Пользуются структурой письма, опираются на план из ключевых слов при составлении коллективного письма Составляют письма. Самостоятельно работают с дифференцированной помощью учителя Рассматривают картинки. Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций, в ролевых играх Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Отвечают на вопросы Понимают содержание стихов, песен, рассказов о ВОВ прослушанной в аудиоза- 6 3 Поздравительная открытка к 9 мая 1 6 4 «Во саду ли, в огороде» 1 6 5 «Во саду ли, в огороде» 1 6 6 «Во саду ли, в огороде» 1 войне Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями Составляют поздравления с праздником с помощью наводящих вопросов и учителя Подписывают открытки с опорой на образец Рассматривают картинки Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Участвуют в беседе; отвечают на вопросы учителя Выполняют и представляют творческие работы классу в соответствии с речевыми возможностями Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов 6 Повторение темы 1 7 Сочиняем сказку 6 Повторение темы 1 8 Приглашение Итого по программе - 68 часов АКР-2 12 писи, отвечают на вопросы учителя Разучивают и рассказывают стихотворения Составляют поздравления с праздником различным адресатам с помощью учителя Подписывают открытки Рассматривают картинки. Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Участвуют в беседе; отвечают на вопросы учителя Выполняют и представляют творческие работы классу Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов Задают вопросы учителю и одноклассникам Составляют простой рассказ на тему «Как я буду проводить каникулы»