Приложение к адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утверждѐнной приказом директора школы Приказ № 163-ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4 класс Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Программа обучения в 4 классе направлена на изучение нумерации чисел в пределах 100: раскрывается понятие разряда, обучающиеся знакомятся со сложением и вычитанием двузначных чисел, приемами устных и письменных вычислений. Завершается изучение табличного умножения и деления, ознакомление с вне табличным умножением и делением. Продолжается изучение величин и единиц их измерения. Обучающиеся продолжают изучать единицы измерения длины, стоимости, массы, времени, соотношение единиц измерения. В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и т. д). Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений. Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше на (в)...". Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия. Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе дальше, между). Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания; - начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания; элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 класс Минимальный уровень: знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части); знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; определять время по часам хотя бы одним способом; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания; знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя); различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов. Достаточный уровень: знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления; 4 знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см; знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 4 КЛАСС № урока п./п Тема урока Ко ли чест во ака деми чес ких ча сов Виды деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1 Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Умножение числа 2, деление на 2 – 26 часов КР- 1 ПР-1 АКР-0 1 Устная и письменная нумерация в пределах 100 Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы) 1 Знают числовой ряд 1100 в прямом порядке; умеют откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100 Знают состав двузначных чисел из десятков и единиц и умеют представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых 2-3 Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд 2 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения 4-5 Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд 2 Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с перехо6 Знают числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, умеют считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; умеют откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100 Знают состав двузначных чисел из десятков и единиц и умеют представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с дом через десяток, пользуются ею при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) 6 Проверочная работа 1 7 Меры стоимости: рубль, копейка. Соотношение 1р. = 100к. 1 8 Мера длины – миллиметр Меры длины: м, дм, см Построение отрезков 1 9 Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд типа 30+40, 80-60 1 переходом через десяток Используют еѐ при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного Выполняют сложение и Выполняют сложевычитание чисел в прение и вычитание чиделах 100 без перехода сел в пределах 100 через разряд, в пределах без перехода через 20 с переходом через разряд, в пределах разряд, с помощью счѐт- 20 с переходом через ного материала разряд самостоятельно Знают соотношение: 1 р. Знают соотношение: = 100 к. 1 р. = 100 к. Присчитывают, отсчиПрисчитывают, оттывают по 10 р. (10 к.) в считывают по 10 р. пределах 100 р. (100 к.) (10 к.) в пределах Разменивают монеты 100 р. (100 к.) достоинством 50 к., 1 р. Разменивают монеты монетами по 10 к., раздостоинством 50 к., менивать монеты более 1 р. монетами по 10 мелкого достоинства (10 к., разменивать мок.) монетой более крупнеты более мелкого ного достоинства (с подостоинства (10 к.) мощью учителя) монетой более крупного достоинства Различают меры длины: Различают меры метр, дециметр, сантидлины: метр, дециметр, миллиметр метр, сантиметр, Знают соотношение миллиметр единиц измерения: 1 см Знают соотношение = 10 мм единиц измерения: 1 Сравнивают числа, посм = 10 мм лученные при измерении Сравнивают числа, величин двумя мерами полученные при из(с помощью учителя) мерении величин Строят отрезок заданной двумя мерами длины в сантиметрах Строят отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) Выполняют сложение и Выполняют сложевычитание чисел в прение и вычитание чиделах 100 (полученных сел в пределах 100 при счете и при измере- (полученных при нии величин одной месчете и при измерерой) без перехода через нии величин одной разряд на основе приемерой) без перехода мов устных вычислений, через разряд на ос7 с использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного материала) 10 Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 1 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного материала) 11 Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 1 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного материала) 12 Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 1 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного материала) 1314 Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 2 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием пере8 нове приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов уст- местительного свойства сложения (с помощью счетного материала) 1516 Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 1 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного материала) 17 Контрольная работа 1 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд с помощью счѐтного материала, с использованием переместительного свойства сложения 18 Работа над ошибками Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд 1 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного материала) 19 Меры времени 1 20 Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через 1 Различают единицы измерения времени, их соотношение Называют месяцы, определяют их последовательность и количество суток в каждом месяце с помощью календаря (с помощью учителя) Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измере9 ных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения Различают единицы измерения времени, их соотношение Называют месяцы, определяют их последовательность и количество суток в каждом месяце с помощью календаря Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при разряд Замкнутые, незамкнутые кривые линии нии величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Различают замкнутые, незамкнутые кривые 21 Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд Окружность, дуга 1 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 Различают понятия: окружность, дуга Строят окружность с данным радиусом Строят дугу с помощью циркуля 22 Умножение чисел 1 Заменяют сложение умножением; заменяют умножение сложением (в пределах 20) Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение) с помощью учителя 23 Таблица умножения числа 2 1 Знают таблицы умножения числа 2 и выполняют табличные случаи умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 2 Выполняют действия в числовых выражениях без скобок в два арифметических действия (с помощью учителя) 24 Деление чисел 1 Делят предметные сово10 счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Различают, используют в речи понятия: замкнутые, незамкнутые кривые линии Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 Различают, используют в речи понятия: окружность, дуга Строят окружность с данным радиусом, с радиусами, равными по длине, разными по длине Строят дугу с помощью циркуля Заменяют сложение умножением; заменяют умножение сложением (в пределах 20) Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение) Знают таблицы умножения числа 2 и выполняют табличные случаи умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 2 Выполняют действия в числовых выражениях без скобок в два арифметических действия Делят предметные купности на равные части Решают простые арифметические задачи на нахождение частного (с помощью учителя) Выполняют табличные случаи деления числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2 Решают простые арифметические задачи на нахождение частного, составные задачи в два арифметических действия (сложение, вычитание, деление) с помощью учителя совокупности на равные части Решают простые арифметические задачи на нахождение частного 25- Деление на 2 2 Выполняют таблич26 ные случаи деления числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2 Решают простые арифметические задачи на нахождение частного, составные задачи в два арифметических действия (сложение, вычитание, деление) Раздел 2 Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд – 15 часов КР-1 ПР- 0 АКР- 0 27- Сложение дву3 Выполняют сложение Выполняют сложе29 значного числа с двузначного числа с од- ние двузначного однозначным нозначным числом с пе- числа с однозначным реходом через разряд на числом с переходом основе приемов устных через разряд на освычислений (с помощью нове приемов устучителя) ных вычислений 30- Сложение дву4 Выполняют сложение Выполняют сложе33 значных чисел двузначных чисел с пение двузначных чиреходом через разряд (45 сел с переходом че+ 16) на основе приемов рез разряд (45 + 16) устных вычислений (с на основе приемов помощью учителя) устных вычислений Знают порядок действий Знают порядок дейв числовых выражениях ствий в числовых (примерах) без скобок в выражениях (примедва арифметических рах) без скобок в два действия (сложение, вы- арифметических читание, умножение, де- действия (сложение, ление) с помощью учивычитание, умножетеля ние, деление) 34 Сложение дву1 Выполняют сложение Выполняют сложезначных чисел: двузначного числа с од- ние двузначного все случаи нозначным числом, сло- числа с однозначным жение двузначных чичислом, сложение сел с переходом через двузначных чисел с разряд на основе приепереходом через мов устных вычислений разряд на основе (с помощью учителя) приемов устных вычислений 35 Сложение дву1 Выполняют сложение Выполняют сложе11 значных чисел: все случаи Ломаная линия Угол Вершина Отрезок двузначных чисел Различают линии: ломаная линия, отрезки, вершины, углы ломаной линии Строят ломаную линию с помощь линейки (с помощью учителя) 36 Вычитание однозначного числа из двузначного числа 1 3738 Вычитание двузначных чисел Ломаная линия 2 39 Контрольная работа 1 40 Работа над ошибками Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений Замкнутые, незамкнутые ломаные линии Многоугольник 1 41 1 Выполняют вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Выполняют вычитание двузначного числа из двузначного числа с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Строят ломаную линию Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью счѐтного материала) Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью счѐтного материала) Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом через разряд Различают и называют замкнутые, незамкнутые ломаные линии Моделируют, строят замкнутые, незамкнутые ломаные линии 12 ние двузначных чисел Различают и используют в речи слова: ломаная линия, отрезки, вершины, углы ломаной линии Строят ломаную линию с помощь линейки Выполняют вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений Выполняют вычитание двузначного числа из двузначного числа с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений Строят ломаную линию из отрезков заданной длины самостоятельно Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом через разряд Различают и называют замкнутые, незамкнутые ломаные линии Моделируют, строят замкнутые, незамкнутые ломаные 4244 4547 4850 5152 53 линии самостоятельно Раздел 3 Умножение и деление чисел в пределах 100 – 63 часа КР-2 ПР-0 АКР-1 Таблица умноже3 Пользуются таблицей Знают таблицу ния числа 3 умножения числа 3 умножения числа 3 Применяют переместиПроверять правильтельное свойство умноность вычислений по жения (с помощью учи- таблице умножения теля) числа 3 Применяют переместительное свойство умножения Деление на 3 3 Делят предметные сово- Делят предметные Деление на 3 равкупности на 3 равные совокупности на 3 ные части части и составляют при- равные части и сомер ставляют пример Пользуются таблицей Знают таблицу умножения числа 3 умножения и делеРазличают деление на ния числа 3 равные части и по соРазличают деление держанию (с помощью на равные части и по учителя) содержанию Таблица умноже3 Пользуются таблицей Знают таблицу ния числа 4 умножения числа 4 умножения числа 4 Применяют переместиПроверять правильтельное свойство умноность вычислений по жения таблице умножения числа 4 Применяют переместительное свойство умножения Деление на 4 2 Делят предметные сово- Делят предметные Деление на 4 равкупности на 4 равные совокупности на 4 ные части части и составляют при- равные части и сомер ставляют пример Пользуются таблицей Знают таблицу умножения числа 4 умножения и делеРазличают деление на ния числа 4 равные части и по соРазличают деление держанию (с помощью на равные части и по учителя) содержанию Административ1 Выполняют задания на Выполняют задания ная полугодовая знание табличных слуна знание табличных контрольная рачаев умножения чисел 2- случаев умножения бота 4 с проверкой правильчисел 2-4 ности вычислений по Выполняют сложетаблице умножения чиние и вычитание чисел 2-4 сел в пределах 100 Выполняют сложение и без перехода через вычитание чисел в преразряд, с переходом делах 100 без перехода через разряд на осчерез разряд, с перехонове приемов письдом через разряд на осменных вычислений 13 нове приемов письменных вычислений Делят предметные совокупности на 4 равные части и составляют пример Различают ломаные линии Строят отрезок, равный длине ломаной с помощью циркуля 54 Деление на 4 равные части Длина ломаной линии 1 5557 Таблица умножения числа 5 3 Пользуются таблицей умножения числа 5 Применяют переместительное свойство умножения 5860 Деление на 5 Деление на 5 равных частей 3 61 Контрольная работа 1 62 Работа над ошибками Двойное обозначение времени 1 Делят предметные совокупности на 5 равные части и составляют пример Пользуются таблицей умножения числа 5 Различают деление на равные части и по содержанию (с помощью учителя) Выполняют решение примеров на знание табличных случаев умножения чисел 2, 3, 4, 5 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения чисел 2, 3, 4, 5 Делят предметные совокупности на 2, 3, 4, 5 равных частей и составляют пример, с помощью Пользуются таблицей умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5 Различают деление на равные части и по содержанию (с помощью учителя) Определяют время по часам с точностью до 1 14 Делят предметные совокупности на 4 равные части и составляют пример Различают ломаные линии Моделируют, строят отрезок, равный длине ломаной с помощью циркуля Знают таблицу умножения числа 5 Проверять правильность вычислений по таблице умножения числа 5 Применяют переместительное свойство умножения Делят предметные совокупности на 5 равные части и составляют пример Знают таблицу умножения и деления числа 5 Различают деление на равные части и по содержанию Выполняют решение примеров на знание табличных случаев умножения чисел 2, 3, 4, 5 Делят предметные совокупности на 2, 3, 4, 5 равных частей и составляют пример Знают таблицу умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5 Различают деление на равные части и по содержанию Определяют время по часам с точностью до 1 минуты, называть время тре- минуты, называть время одним способом Пользуются таблицей умножения числа 6 Применяют переместительное свойство умножения 6365 Таблица умножения числа 6 3 6365 Таблица умножения числа 6 3 Пользуются таблицей умножения числа 6 Применяют переместительное свойство умножения 66 Решение задач на нахождение стоимости 1 6769 Деление на 6 Деление на 6 равных частей 3 70 Решение задач на нахождение цены 1 71 Решение задач на нахождение стоимости, цены Прямоугольник 1 Выполняют решение простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя) Делят предметные совокупности на 6 равных частей и составляют пример Пользуются таблицей умножения числа 6 Различают деление на равные части и по содержанию (с помощью учителя) Решают простые арифметические задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с помощью учителя) Различают и называют среди прямоугольников квадраты и прямоугольники Строят прямоугольник с 15 мя способами Знают таблицу умножения числа 6 Проверять правильность вычислений по таблице умножения числа 6 Применяют переместительное свойство умножения Знают таблицу умножения числа 6 Проверять правильность вычислений по таблице умножения числа 6 Применяют переместительное свойство умножения Выполняют решение простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества Делят предметные совокупности на 6 равных частей и составляют пример Знают таблицу умножения и деления числа 6 Различают деление на равные части и по содержанию Решают простые арифметические задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью Различают и называют среди прямоугольников квадраты и прямоугольники Строят прямоуголь- 7273 Таблица умножения числа 7 2 74 Решение задач на нахождение количества 1 7577 Увеличение числа в несколько раз Решение задач на увеличение числа в несколько раз 3 7880 Деление на 7 Деление на 7 равных частей 3 8183 Уменьшение числа в несколько раз Решение задач на уменьшение числа в несколько раз 3 помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя) Пользуются таблицей умножения числа 7 Применяют переместительное свойство умножения Решают простые арифметические задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с помощью учителя) Выполняют решение простых арифметических задач на увеличение числа в несколько раз (с отношением «больше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи (с помощью учителя) Делят предметные совокупности на 7 равных частей и составляют пример Пользуются таблицей умножения числа 7 Различают деление на равные части и по содержанию (с помощью учителя) Выполняют решение простых арифметических задач на уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи (с по16 ник с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге Знают таблицу умножения числа 7 Проверять правильность вычислений по таблице умножения числа 7 Применяют переместительное свойство умножения Решают простые арифметические задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью Выполняют решение простых арифметических задач на увеличение числа в несколько раз (с отношением «больше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи Делят предметные совокупности на 7 равных частей и составляют пример Знают таблицу умножения и деления числа 7 Различают деление на равные части и по содержанию Выполняют решение простых арифметических задач на уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстриро- мощью учителя) 84 Решение задач на нахождение цены, количества, стоимости 1 85 Решение задач на уменьшение числа в несколько раз, на уменьшение числа на несколько единиц 1 86 Решение задач на нахождение цены, количества, стоимости Квадрат 1 8789 Таблица умножения числа 8 3 9092 Деление на 8 Деление на 8 равных частей 3 вания содержания задачи Решают простые арифРешают простые метические задачи на арифметические занахождение цены, коли- дачи на нахождение чества, стоимости на ос- цены, количества, нове зависимости между стоимости на основе ценой, количеством, зависимости между стоимостью (с помощью ценой, количеством, учителя) стоимостью Выполняют решение Выполняют решение простых арифметичепростых арифметиских задач на увеличеческих задач на увение, уменьшение числа в личение, уменьшенесколько раз на основе ние числа в нескольдействий с предметными ко раз на основе дейсовокупностями, иллюствий с предметныстрирования содержания ми совокупностями, задачи (с помощью учи- иллюстрирования теля) содержания задачи Решают простые арифРешают простые метические задачи на арифметические занахождение цены, коли- дачи на нахождение чества, стоимости на ос- цены, количества, нове зависимости между стоимости на основе ценой, количеством, зависимости между стоимостью (с помощью ценой, количеством, учителя) стоимостью Различают и называют Различают и назысмежные, противоповают смежные, проложные стороны квадра- тивоположные стота. роны квадрата. Строят квадрат с помоСтроят квадрат с щью чертежного угольпомощью чертежноника (на нелинованной го угольника (на небумаге) линованной бумаге) самостоятельно Пользуются таблицей Знают таблицу умножения числа 8 умножения числа 8 Применяют переместиПроверять правильтельное свойство умноность вычислений по жения таблице умножения числа 8 Применяют переместительное свойство умножения Делят предметные сово- Делят предметные купности на 8 равных совокупности на 8 частей и составляют равных частей и сопример ставляют пример Пользуются таблицей Знают таблицу умножения числа 8 умножения и делеРазличают деление на ния числа 8 17 93 Меры времени 1 9496 Таблица умножения числа 9 3 9799 Деление на 9 Деление на 9 равных частей 3 100 Контрольная работа 1 101 Работа над ошибками Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз 1 102 Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз Пересечение фигур 1 равные части и по содержанию (с помощью учителя) Умеют определять время по часам с точностью до 1 минуты, называть время одним способом Различают деление на равные части и по содержанию Умеют определять время по часам с точностью до 1 минуты, называть время тремя способами Пользуются таблицей Знают таблицу умножения числа 9 умножения числа 9 Применяют переместиПроверять правильтельное свойство умноность вычислений по жения таблице умножения числа 9 Применяют переместительное свойство умножения Делят предметные сово- Делят предметные купности на 9 равных совокупности на 9 частей и составляют равных частей и сопример ставляют пример Пользуются таблицей Знают таблицу умножения числа 9 умножения и делеРазличают деление на ния числа 9 равные части и по соРазличают деление держанию (с помощью на равные части и по учителя) содержанию Выполняют задания на Выполняют задания знание табличных слуна знание табличных чаев умножения чисел 2- случаев умножения 9 с проверкой правильчисел 2-9 ности вычислений по таблице умножения чисел 2-9 Пользуются таблицей Знают таблицу умножения и деления умножения и делечисел 2-9 ния чисел 2-9 Выполняют решение Выполняют решение простых арифметичепростых арифметиских задач на увеличеческих задач на увение, уменьшение числа в личение, уменьшенесколько раз на основе ние числа в нескольдействий с предметными ко раз на основе дейсовокупностями, иллюствий с предметныстрирования содержания ми совокупностями, задачи (с помощью учи- иллюстрирования теля) содержания задачи Различают, строят пере- Различают, строят секающиеся, непересепересекающиеся, кающиеся геометриченепересекающиеся ские фигуры (с помогеометрические фищью учителя) гуры 18 Применяют правило умножения единицы на число, числа на единицу 104 Деление на 1 1 Применяют правило де- Применяют правило ления числа на единицу деления числа на единицу Раздел 4 Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) – 18 час КР-0 ПР-0 АКР -1 105- Сложение и вы4 Выполняют сложение и Выполняют сложе108 читание чисел вычитание чисел в прение и вычитание чи(письменные выделах 100 без перехода сел в пределах 100 числения) без печерез разряд на основе без перехода через рехода через разприемов письменных разряд на основе ряд вычислений (с помощью приемов письменучителя) ных вычислений 109 Сложение с пере1 Выполняют сложение Выполняют сложеходом через разчисел в пределах 100 с ние чисел в пределах ряд переходом через разряд 100 с переходом чена основе приемов рез разряд на основе письменных вычислений приемов письмен(с помощью учителя) ных вычислений 110 Сложение с пере1 Выполняют сложение Выполняют сложеходом через разчисел в пределах 100 с ние чисел в пределах ряд переходом через разряд 100 с переходом чена основе приемов рез разряд на основе письменных вычислений приемов письмен(с помощью учителя) ных вычислений 111 Сложение с пере1 Выполняют сложение Выполняют сложеходом через разчисел в пределах 100 с ние чисел в пределах ряд переходом через разряд 100 с переходом чена основе приемов рез разряд на основе письменных вычислений приемов письмен(с помощью учителя) ных вычислений 112 Сложение с пере1 Выполняют сложение Выполняют сложеходом через разчисел в пределах 100 с ние чисел в пределах ряд переходом через разряд 100 с переходом чена основе приемов рез разряд на основе письменных вычислений приемов письмен(с помощью учителя) ных вычислений 113 Сложение с пере1 Выполняют сложение Выполняют сложеходом через разчисел в пределах 100 с ние чисел в пределах ряд переходом через разряд 100 и с переходом на основе приемов через разряд на осписьменных вычислений нове приемов пись(с помощью учителя) менных вычислений 114 Решение задач на 1 Выполняют решение Выполняют решение увеличение, простых арифметичепростых арифметиуменьшение чисских задач на увеличеческих задач на увела в несколько ние, уменьшение числа в личение, уменьшераз, на несколько несколько раз на нение числа в нескольединиц сколько единиц (с поко раз на несколько 103 Умножение 1 и на 1 1 Применяют правило умножения единицы на число, числа на единицу 19 115- Вычитание с пе116 реходом через разряд 2 117 Вычитание с переходом через разряд 1 118 Вычитание с переходом через разряд 1 119 Вычитание с переходом через разряд 1 120 Административная годовая контрольная работа 1 121 5 Работа над ошибками Сложение и вычитание чисел в пределах 100 1 122 Умножение 0 и на 0 1 мощью учителя) Выполняют вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя) Выполняют вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя) Выполняют вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя) Выполняют вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя) единиц Выполняют вычитание чисел в пределах 100 и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений Выполняют вычитание чисел в пределах 100 и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений Выполняют вычитание чисел в пределах 100 и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений Выполняют и вычитание чисел в пределах 100 и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений Выполняют задания на Выполняют задания знание табличных слуна знание табличных чаев умножения чисел 2- случаев умножения 9 с проверкой правильчисел 2-9 ности вычислений по Выполняют сложетаблице умножения чиние и вычитание чисел 2-9 сел в пределах 100 Выполняют сложение и без перехода через вычитание чисел в преразряд, с переходом делах 100 без перехода через разряд на осчерез разряд, с перехонове приемов письдом через разряд на осменных вычислений нове приемов письменных вычислений Выполняют сложение и Выполняют сложевычитание чисел в прение вычитание чисел делах 100 с переходом в пределах 100 и с через разряд на основе переходом через приемов письменных разряд на основе вычислений (с помощью приемов письменучителя) ных вычислений Применяют правила Применяют правила умножения числа 0. умножения числа 0. Понимают связь таблиц Понимают связь умножения и деления, таблиц умножения и пользуются таблицами деления, пользуются умножения на печатной таблицами умноже20 основе для нахождения произведения и частного (с помощью учителя) ния на печатной основе для нахождения произведения и частного Раздел 5 Умножение и деление с числами 0, 10 – 5 часов КР-0 ПР-0 АКР-0 123 Деление 0 на чис1 Применяют правило де- Применяют правило ло ления 0 на число деления 0 на число Понимают связь таблиц Понимают связь умножения и деления, таблиц умножения и пользуются таблицами деления, пользуются умножения на печатной таблицами умножеоснове для нахождения ния на печатной оспроизведения и частного нове для нахождения (с помощью учителя) произведения и частного 124 Умножение и де1 Узнают, называют, моУзнают, называют, ление числа 0 делируют взаимное помоделируют, строят Взаимное пололожение двух геометри- взаимное положение жение геометрических фигур; нахожде- двух геометрических ческих фигур ние точки пересечения фигур; нахождение без построения точки пересечения 125 Умножение 10 и 1 Применяют правила Применяют правила на 10 умножения числа 10. умножения числа 10. Понимают связь таблиц Понимают связь умножения и деления, таблиц умножения и пользуются таблицами деления, пользуются умножения на печатной таблицами умножеоснове для нахождения ния на печатной оспроизведения и частного нове для нахождения (с помощью учителя) произведения и частного 126 Деление на 10 1 Применяют правила де- Применяют правила ления числа на 10 деления числа на 10 Понимают связь таблиц Понимают связь умножения и деления, таблиц умножения и пользуются таблицами деления, пользуются умножения на печатной таблицами умножеоснове для нахождения ния на печатной оспроизведения и частного нове для нахождения (с помощью учителя) произведения и частного 127 Нахождение неиз1 Решают примеры с неРешают примеры с вестного слагаеизвестным слагаемым, неизвестным слагаемого обозначенным буквой мым, обозначенным «х» (с помощью учитебуквой «х» ля) Раздел 6 Повторение – 4 часа КР-0 ПР-0 АКР-0 128- Сложение и вы2 Выполняют сложение и Выполняют сложе129 читание чисел с вычитание чисел в прение вычитание чисел переходом через делах 100 с переходом в пределах 100 и с разряд через разряд на основе переходом через приемов письменных разряд на основе 21 130- Умножение и де131 ление чисел в пределах 100 2 вычислений (с помощью учителя) Пользуются таблицей умножения и деления чисел 2-9 Выполняют решение простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи (с помощью учителя) Повтроение темы 1 Арифметические действия 133 Повтроение темы 1 Арифметические действия 134 Повтроение темы 1 Арифметические действия 135 Повтроение темы 1 Арифметические действия 136 Повтроение темы 1 Арифметические действия Итого по программе - 136 часов АКР – 2 КР-4 ПР-1 132 22 приемов письменных вычислений Знают таблицу умножения и деления чисел 2-9 Выполняют решение простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи