ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08. 2023 РАБОЧАЯПРОГРАММА ПОУЧЕБНОМУПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 класс Экономическая наука. Экономические блага. Производство Экономика как наука и как хозяйство. Предмет и метод экономической науки. Блага. Ограниченность и её роль в экономической науке. Неизбежность выбора. Альтернативная стоимость. Экономическая система и её функции. Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и собственность как её основа. Конкуренция и её экономическая роль. Причины эффективности рыночного механизма и его слабости. Командная система: её особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. Спрос. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополнительные товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Предложение. Равновесная цена. Величина предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, формирующие предложение. Эластичность предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Объём продаж. Выручка. Рыночный механизм. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость Понятие цены. Функции цен. Ценовой механизм. Цена продавца и цена покупателя. Стоимость товара. Конкуренция. Типы рынков Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Рыночные структуры. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика. Доходы и расходы Доходы. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Сбережения. Расходы. Закон Энгеля. Постоянные и переменные расходы. Потребительская корзина. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования. Банки и банковская система Банки. Формирование банковской системы. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа Общая характеристика биржевой сделки и её виды. Биржевые посредник: брокеры и дилеры. Товарная биржа и её роль в экономике. Фондовая биржа. Виды ценных бумаг. Различные виды фирм Основные типы фирм. Индивидуальная фирма. Полное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью. Коммандитное товарищество. Кооператив. Акционерное общество. Акция, дивиденд, контрольный пакет, облигация. Итоговая контрольная работа 11 класс Менеджмент и маркетинг Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Современные тенденции менеджмента. Маркетинг. Понятие маркетинга.. Сущность и содержание маркетинга. Государственные финансы Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги — главный источник государственного бюджета. Виды налогов. Механизм налогообложения. Государство и экономика Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственное регулирование экономики. Основные макроэкономические показатели Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные последствия инфляции. Экономический рост Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. Экономические циклы Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Кризис. Объективный характер и неизбежность экономических циклов. Международная торговля Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО. Российская Федерация в системе мирового хозяйства Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Основные макроэкономические показатели России. Место России в мировой экономике. Глобальные экономические проблемы современности. Итоговая контрольная работа 1ч ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины; 2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания; 3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих; 4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства; 5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; 6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности; 7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду. Метапредметные результаты: 1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы; 2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.; 3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания; 4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других; 5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты; 6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы; 7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; 8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами; 10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации. Предметные результаты: 1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной экономической науки; 2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности; 3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач; 4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса; 5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы; 6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства; 7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС № Тема урока КоличеВиды деятельности Электронные уро-ка ство (цифровые) п./п акадеобразовамичетельные реских часурсы сов Тема 1. Экономическая наука. Экономические блага. Экономическое производство 1 час КР-О ПР-0 1. Что такое экономи1 Характеризовать предмет и ка. Ограниченность сферы экономической науки. экономических реПриводить примеры свободсурсов ных и экономических благ; выстраивать логическую последовательность экономических процессов; понимать, что такое альтернативная стоимость, приводить собственные примеры альтернативной стоимости выбора; анализировать кривую производственных возможностей Тема 2. Экономическая система и её функции 2 часа КР-О ПР-0 2. Традиционная и 1 Раскрывать сущность понярыночная экономития «экономическая систеческие системы ма»; называть главные особенно3. Командная и сме1 сти традиционной, централишанная экономичезованной и рыночной эконоские системы. мических систем; Практикум по теме: приводить примеры различ«Определение типа ных форм собственности; экономической сисделать выводы о преимущетемы» ствах и недостатках экономических систем; Тема 3. Спрос 2 часа КР-О ПР-1 4. Что такое спрос. 1 5. Практикум по теме: 1 «Кривая спроса. Неценовые факторы спроса». объяснять значение основных понятий темы; формулировать закон спроса; доказывать примерами зависимость спроса от цены; анализировать график кривой спроса, объяснять причины сдвига кривой называть группу товаров с эластичным и неэластичным спросом Тема 4. Предложение. Равновесная цена. 3 часа КР-О ПР-1 6. Что такое предло1 объяснять значение основ- жение. Формирование рыночных цен. Практикум: по теме: «Кривая предложения. Неценовые факторы предложения» ных понятий темы; формулировать закон пред7. 1 ложения; доказывать примерами зави8. 1 симость предложения от цены; анализировать график кривой предложения, объяснять причины сдвига кривой; устанавливать причины рыночного равновесия; объяснять причины различной эластичности; приводить примеры, иллюстрирующие понятия темы; строить графики спроса и предложения, решать задачи на нахождение равновесной цены Тема 5. Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость 1 час КР-О ПР-0 9. Цена и стоимость. 1 объяснять значение основАльтернативная ных понятий темы; стоимость раскрывать суть двух концепций формирования цены товара; приводить примеры различных видов цен; решать задачи на альтернативную стоимость. Тема 6. Конкуренция. Типы рынков 2 часа КР-О ПР-0 10. Понятие конкурен1 называть условия для конкуции. ренции; выявлять достоинства и не11. Рыночные структу1 достатки конкуренции; ры. Модели рынка. классифицировать рынки по Несовершенная степени проявления конкуконкуренция. Анренции; тимонопольная пообъяснять причину появлелитика ния естественных монополий, приводить примеры естественных монополий Тема 7. Доходы и расходы 2 часа КР-О ПР-0 12. Доходы. Расходы. 1 объяснять значение основных понятий темы; 13. Закон Энгеля. Зара1 называть источники доходов, ботная плата. находить информацию о размере МРОТ и прожиточном минимуме в разных регионах страны, сопоставлять, делать выводы; анализировать диаграммы и таблицы со статистическими данными, делать выводы на основе анализа; составлять личный бюджет и семейный бюджет; рассчитывать реальную заработную плату; объяснять различия в зарплате трудящихся разных стран Тема 8. Банки и банковская система 1 час КР-О ПР-0 14. Банки. Формирова1 давать характеристику банние банковской ковской системы страны; системы. Кредиты. сравнивать функции Центрального банка и коммерческих банков; объяснять значение основных понятий темы; просчитывать риски по кредитам; рассчитывать выплаты по кредиту на основе примеров из реальной жизни; находить информацию об условиях ипотечного кредитования в различных банках Тема 9. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа 1 час КР-О ПР-0 15. Фондовый рынок. 1 объяснять значение основФондовые биржи, ных понятий темы; их деятельность сравнивать различные ценные бумаги; объяснять действия участников фондового рынка; искать информацию о биржевых индексах, представлять доклады и презентации по теме Тема 10. Различные виды фирм 1 час КР-О ПР-0 16. Фирмы и их задачи 1 раскрывать задачи фирмы и предприниматель- ской деятельности; называть основные признаки фирмы; давать характеристику различных видов фирм; выявлять преимущества и недостатки различных фирм; приводить примеры фирм, различающихся по форме собственности и по размерам; Итоговая контрольная работа. Итого по программе – 17 часов 17. 1 Систематизировать и обобщать знания по курсу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № Тема урока КолиВиды деятельности уро-ка чество п./п академических часов Тема 1. Менеджмент и маркетинг 2 часа КР-0 ПР-0 1. 2. Общее понятие о менеджменте. Маркетинг. 1 1 объяснять значение основных понятий темы; давать характеристику различных школ менеджмента; сравнивать, выявлять преимущества и недостатки различных школ управления; приводить примеры агрессивной рекламы, удачных и неудачных рекламных кампанийфирм; объяснять функциональные обязанности мерчендайзеров и маркетологов Тема 2. Государственные финансы 3 часа КР-0 ПР-0 3. 4. 5. Государственные финансы. Государственный бюджет. Налоги – главный источник государственного бюджета. Виды налогов. Механизм налогообложения 1 1 1 объяснять значение основных понятий темы; называть и объяснять бюджетные принципы, функции бюджета; объяснять причины появления государственного долга и пути погашения долга; объяснять экономическую сущность налогов; называть функции налогов, приводить примеры бюджетных фондов, выплат из этих фондов; давать характеристику фискальной политики государства; приводить примеры прямых и косвенных налогов, выявлять различия прямых и косвенных налогов; Тема 3. Государство и экономика 2 часа КР-0 ПР-0 6. Экономические функции государства 1 объяснять значение основных понятий темы; объяснять причины государст- Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Формы участия государства в экономике в современных условиях. 1 венной экспансии в экономику; приводить примеры прямых и косвенных форм вмешательства; называть экономические функции государства; приводить примеры национализации и приватизации; приводить примеры государственной собственности; давать характеристику социалистической национализации; выявлять особенности капиталистической приватизации; Тема 4. Основные макроэкономические показатели 2 часа КР-0 ПР-0 Основные макроэкономические показатели. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). 1 10. Экономический рост. Факторы экономического роста. Современная трактовка экономического роста. 1 12. Циклическое развитие Фазы экономического цикла. Кризисы. 1 7. объяснять значение основных понятий темы; применять методы подсчёта ВВП и ВНП при решении задач 1 9. по теме; приводить примеры двойного счёта; различать реальный и номинальный ВВП; называть виды инфляции, объяснять социальные последствия инфляции; анализировать таблицы, делать выводы об уровне экономического развития разных стран. Тема 5. Экономический рост 2 часа КР-0 ПР-0 8. применять формулу для определения экономического роста; называть факторы экономического роста; 1 11. приводить примеры интенсивных и экстенсивных факторов экономического развития Тема 6. Экономические циклы 2 часа КР-0 ПР-0 13. 1 объяснять значение основных понятий темы; приводить аргументы, подтверждающие цикличность развития экономики; называть последовательно фазы экономического цикла, характеризовать явления в экономике, связанные с определённой фазой цикла Тема 7. Международная торговля 2 часа КР-0 ПР-0 14. Международная торговля. Валютные курсы. 1 объяснять значение основных понятий темы; анализировать статистические 1 15. данные, делать выводы; классифицировать страны по объёму внешней торговли; приводить примеры абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле Тема 8. Российская Федерация в системе мирового хозяйства 1 час КР-0 ПР-0 16. Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства 1 Итоговая контрольная работа Итого по программе – 17 часов 17. 1 давать характеристику экономики России; называть основные макро- экономические показатели; анализировать основные показатели участия России во внешнеэкономических связях; - приводить примеры неравного потребления. Систематизировать и обобщать знания по курсу. Лист коррекции рабочей программы по учебному предмету «_____________________»« »класс Дата урока, тема урока Прохождение программы Причины коррекции