РП СОО Экономика

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08. 2023

РАБОЧАЯПРОГРАММА
ПОУЧЕБНОМУПРЕДМЕТУ
«ЭКОНОМИКА»

пгт. Уральский, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
Экономическая наука. Экономические блага. Производство
Экономика как наука и как хозяйство. Предмет и метод экономической науки. Блага. Ограниченность и её роль в экономической науке. Неизбежность выбора. Альтернативная
стоимость.
Экономическая система и её функции.
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и собственность как её основа. Конкуренция и её экономическая роль. Причины эффективности рыночного механизма и его слабости.
Командная система: её особенности, возможности и слабости. Причины возникновения
смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Спрос.
Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополнительные товары и
услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса.
Предложение. Равновесная цена.
Величина предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, формирующие предложение. Эластичность предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Объём продаж. Выручка. Рыночный механизм.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Понятие цены. Функции цен. Ценовой механизм. Цена продавца и цена покупателя.
Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Рыночные структуры. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Доходы и расходы
Доходы. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Сбережения. Расходы. Закон Энгеля. Постоянные и переменные расходы. Потребительская корзина. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.
Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты.
Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа
Общая характеристика биржевой сделки и её виды. Биржевые посредник: брокеры и дилеры. Товарная биржа и её роль в экономике. Фондовая биржа. Виды ценных бумаг.
Различные виды фирм
Основные типы фирм. Индивидуальная фирма. Полное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью. Коммандитное товарищество. Кооператив. Акционерное общество. Акция, дивиденд, контрольный пакет, облигация.
Итоговая контрольная работа
11 класс
Менеджмент и маркетинг
Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Современные тенденции менеджмента.
Маркетинг. Понятие маркетинга.. Сущность и содержание маркетинга.
Государственные финансы
Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги — главный источник государственного бюджета. Виды налогов. Механизм налогообложения.
Государство и экономика

Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственное регулирование экономики.
Основные макроэкономические показатели
Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП.
Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход.
Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные
последствия инфляции.
Экономический рост
Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и
образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.
Экономические циклы
Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Кризис. Объективный характер и неизбежность экономических циклов.
Международная торговля
Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Основные макроэкономические показатели России. Место России в мировой экономике. Глобальные экономические
проблемы современности.
Итоговая контрольная работа 1ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского
общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;
2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для
выбора
будущей
профессии
с
опорой
на
экономические
знания;
3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.
Метапредметные результаты:
1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы,
таблицы, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути
их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т.
п.;
3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в
дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;
6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических
знаний;
8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе
умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения
слов
с
иностранных
языков,
заменять
их
синонимами;
10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.
Предметные результаты:
1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в
других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной
экономической науки;

2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности;
3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса;
5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы;
6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС
№
Тема урока
КоличеВиды деятельности
Электронные
уро-ка
ство
(цифровые)
п./п
акадеобразовамичетельные реских часурсы
сов
Тема 1. Экономическая наука. Экономические блага. Экономическое производство 1
час КР-О ПР-0
1.
Что такое экономи1
Характеризовать предмет и
ка. Ограниченность
сферы экономической науки.
экономических реПриводить примеры свободсурсов
ных и экономических благ;
выстраивать логическую последовательность экономических процессов;
понимать, что такое альтернативная стоимость, приводить собственные примеры
альтернативной стоимости
выбора; анализировать кривую производственных возможностей
Тема 2. Экономическая система и её функции 2 часа КР-О ПР-0
2.
Традиционная
и
1
Раскрывать сущность понярыночная экономития «экономическая систеческие системы
ма»;
называть главные особенно3.
Командная и сме1
сти традиционной, централишанная экономичезованной и рыночной эконоские
системы.
мических систем;
Практикум по теме:
приводить примеры различ«Определение типа
ных форм собственности;
экономической сисделать выводы о преимущетемы»
ствах и недостатках экономических систем;
Тема 3. Спрос 2 часа КР-О ПР-1
4.
Что такое спрос.
1
5.
Практикум по теме:
1
«Кривая спроса.
Неценовые факторы
спроса».

объяснять значение основных понятий темы;
формулировать закон спроса;
доказывать примерами зависимость спроса от цены;
анализировать график кривой спроса, объяснять причины сдвига кривой называть
группу товаров с эластичным
и неэластичным спросом
Тема 4. Предложение. Равновесная цена. 3 часа КР-О ПР-1
6.
Что такое предло1
объяснять значение основ-

жение.
Формирование рыночных цен.
Практикум: по теме: «Кривая предложения. Неценовые факторы предложения»

ных понятий темы;
формулировать закон пред7.
1
ложения;
доказывать примерами зави8.
1
симость предложения от цены;
анализировать график кривой предложения, объяснять
причины сдвига кривой;
устанавливать причины рыночного равновесия;
объяснять причины различной эластичности;
приводить примеры, иллюстрирующие понятия темы;
строить графики спроса и
предложения, решать задачи
на нахождение равновесной
цены
Тема 5. Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость 1 час КР-О ПР-0
9.
Цена и стоимость.
1
объяснять значение основАльтернативная
ных понятий темы;
стоимость
раскрывать суть двух концепций формирования цены
товара;
приводить примеры различных видов цен;
решать задачи на альтернативную стоимость.
Тема 6. Конкуренция. Типы рынков 2 часа КР-О ПР-0
10.
Понятие конкурен1
называть условия для конкуции.
ренции;
выявлять достоинства и не11.
Рыночные структу1
достатки конкуренции;
ры. Модели рынка.
классифицировать рынки по
Несовершенная
степени проявления конкуконкуренция. Анренции;
тимонопольная пообъяснять причину появлелитика
ния естественных монополий, приводить примеры естественных монополий
Тема 7. Доходы и расходы 2 часа КР-О ПР-0
12.
Доходы. Расходы.
1
объяснять значение основных понятий темы;
13.
Закон Энгеля. Зара1
называть источники доходов,
ботная плата.
находить информацию о
размере МРОТ и прожиточном минимуме в разных регионах страны, сопоставлять,
делать выводы;
анализировать диаграммы и

таблицы со статистическими
данными, делать выводы на
основе анализа;
составлять личный бюджет и
семейный бюджет;
рассчитывать реальную заработную плату;
объяснять различия в зарплате трудящихся разных стран
Тема 8. Банки и банковская система 1 час КР-О ПР-0
14.
Банки. Формирова1
давать характеристику банние банковской
ковской системы страны;
системы. Кредиты.
сравнивать функции Центрального банка и коммерческих банков;
объяснять значение основных понятий темы;
просчитывать риски по кредитам;
рассчитывать выплаты по
кредиту на основе примеров
из реальной жизни;
находить информацию об
условиях ипотечного кредитования в различных банках
Тема 9. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа 1 час КР-О ПР-0
15.
Фондовый рынок.
1
объяснять значение основФондовые биржи,
ных понятий темы;
их деятельность
сравнивать различные ценные бумаги;
объяснять действия участников фондового рынка;
искать информацию о биржевых индексах, представлять доклады и презентации
по теме
Тема 10. Различные виды фирм 1 час КР-О ПР-0
16.
Фирмы и их задачи
1
раскрывать задачи фирмы и
предприниматель- ской деятельности;
называть основные признаки
фирмы;
давать характеристику различных видов фирм;
выявлять преимущества и
недостатки различных фирм;
приводить примеры фирм,
различающихся по форме
собственности и по размерам;

Итоговая контрольная работа.
Итого по программе – 17 часов
17.

1

Систематизировать и обобщать знания по курсу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
Тема урока
КолиВиды деятельности
уро-ка
чество
п./п
академических
часов
Тема 1. Менеджмент и маркетинг 2 часа КР-0 ПР-0
1.
2.

Общее понятие о
менеджменте.
Маркетинг.

1
1

объяснять значение основных
понятий темы;
давать характеристику различных школ менеджмента;
сравнивать, выявлять преимущества и недостатки различных
школ управления; приводить
примеры агрессивной рекламы,
удачных и неудачных рекламных кампанийфирм;
объяснять
функциональные
обязанности мерчендайзеров и
маркетологов

Тема 2. Государственные финансы 3 часа КР-0 ПР-0
3.

4.

5.

Государственные
финансы. Государственный бюджет.
Налоги – главный
источник государственного бюджета.
Виды налогов. Механизм налогообложения

1

1

1

объяснять значение основных
понятий темы;
называть и объяснять бюджетные принципы, функции бюджета;
объяснять причины появления
государственного долга и пути
погашения долга; объяснять
экономическую сущность налогов;
называть функции налогов,
приводить примеры бюджетных
фондов, выплат из этих фондов;
давать характеристику фискальной политики государства;
приводить примеры прямых и
косвенных налогов, выявлять
различия прямых и косвенных
налогов;

Тема 3. Государство и экономика 2 часа КР-0 ПР-0
6.

Экономические
функции государства

1

объяснять значение основных
понятий темы;
объяснять причины государст-

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Формы участия государства в экономике в современных
условиях.

1

венной экспансии в экономику;
приводить примеры прямых и
косвенных форм вмешательства;
называть экономические функции государства;
приводить примеры национализации и приватизации;
приводить примеры государственной собственности;
давать характеристику социалистической национализации;
выявлять особенности капиталистической приватизации;
Тема 4. Основные макроэкономические показатели 2 часа КР-0 ПР-0
Основные макроэкономические показатели.
ВВП и ВНП на душу
населения. Национальный доход (НД).

1

10.

Экономический
рост. Факторы экономического роста.
Современная трактовка экономического роста.

1

12.

Циклическое развитие
Фазы экономического цикла. Кризисы.

1

7.

объяснять значение основных
понятий темы;
применять методы подсчёта
ВВП и ВНП при решении задач
1
9.
по теме;
приводить примеры двойного
счёта;
различать реальный и номинальный ВВП;
называть виды инфляции, объяснять социальные последствия
инфляции;
анализировать таблицы, делать
выводы об уровне экономического развития разных стран.
Тема 5. Экономический рост 2 часа КР-0 ПР-0
8.

применять формулу для определения экономического роста;
называть факторы экономического роста;
1
11.
приводить примеры интенсивных и экстенсивных факторов
экономического развития
Тема 6. Экономические циклы 2 часа КР-0 ПР-0

13.

1

объяснять значение основных
понятий темы;
приводить аргументы, подтверждающие
цикличность
развития экономики;
называть последовательно фазы экономического цикла, характеризовать явления в экономике, связанные с определённой фазой цикла

Тема 7. Международная торговля 2 часа КР-0 ПР-0
14.

Международная
торговля.
Валютные курсы.

1

объяснять значение основных
понятий темы;
анализировать статистические
1
15.
данные, делать выводы;
классифицировать страны по
объёму внешней торговли;
приводить примеры абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле
Тема 8. Российская Федерация в системе мирового хозяйства 1 час КР-0 ПР-0
16.

Место Российской
Федерации в системе мирового хозяйства

1

Итоговая контрольная работа
Итого по программе – 17 часов
17.

1

давать характеристику экономики России;
называть основные макро- экономические показатели;
анализировать основные показатели участия России во
внешнеэкономических связях;
- приводить примеры неравного
потребления.
Систематизировать и обобщать
знания по курсу.

Лист коррекции рабочей программы

по учебному предмету
«_____________________»«
»класс
Дата урока, тема урока

Прохождение
программы

Причины коррекции


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».