РП СОО Экономика

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08. 2023

РАБОЧАЯПРОГРАММА
ПОУЧЕБНОМУПРЕДМЕТУ
«ЭКОНОМИКА»

пгт. Уральский, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
Экономическая наука. Экономические блага. Производство
Экономика как наука и как хозяйство. Предмет и метод экономической науки. Блага. Ограниченность и её роль в экономической науке. Неизбежность выбора. Альтернативная
стоимость.
Экономическая система и её функции.
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и собственность как её основа. Конкуренция и её экономическая роль. Причины эффективности рыночного механизма и его слабости.
Командная система: её особенности, возможности и слабости. Причины возникновения
смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Спрос.
Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополнительные товары и
услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса.
Предложение. Равновесная цена.
Величина предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, формирующие предложение. Эластичность предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Объём продаж. Выручка. Рыночный механизм.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Понятие цены. Функции цен. Ценовой механизм. Цена продавца и цена покупателя.
Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Рыночные структуры. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Доходы и расходы
Доходы. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Сбережения. Расходы. Закон Энгеля. Постоянные и переменные расходы. Потребительская корзина. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.
Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты.
Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа
Общая характеристика биржевой сделки и её виды. Биржевые посредник: брокеры и дилеры. Товарная биржа и её роль в экономике. Фондовая биржа. Виды ценных бумаг.
Различные виды фирм
Основные типы фирм. Индивидуальная фирма. Полное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью. Коммандитное товарищество. Кооператив. Акционерное общество. Акция, дивиденд, контрольный пакет, облигация.
Итоговая контрольная работа
11 класс
Менеджмент и маркетинг
Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Современные тенденции менеджмента.
Маркетинг. Понятие маркетинга.. Сущность и содержание маркетинга.
Государственные финансы
Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги — главный источник государственного бюджета. Виды налогов. Механизм налогообложения.
Государство и экономика

Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственное регулирование экономики.
Основные макроэкономические показатели
Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП.
Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход.
Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные
последствия инфляции.
Экономический рост
Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и
образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.
Экономические циклы
Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Кризис. Объективный характер и неизбежность экономических циклов.
Международная торговля
Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Основные макроэкономические показатели России. Место России в мировой экономике. Глобальные экономические
проблемы современности.
Итоговая контрольная работа 1ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского
общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;
2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для
выбора
будущей
профессии
с
опорой
на
экономические
знания;
3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.
Метапредметные результаты:
1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы,
таблицы, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути
их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т.
п.;
3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в
дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;
6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических
знаний;
8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе
умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения
слов
с
иностранных
языков,
заменять
их
синонимами;
10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.
Предметные результаты:
1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в
других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной
экономической науки;

2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности;
3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса;
5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы;
6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС
№
Тема урока
КоличеВиды деятельности
Электронные
уро-ка
ство
(цифровые)
п./п
акадеобразовамичетельные реских часурсы
сов
Тема 1. Экономическая наука. Экономические блага. Экономическое производство 1
час КР-О ПР-0
1.
Что такое экономи1
Характеризовать предмет и
ка. Ограниченность
сферы экономической науки.
экономических реПриводить примеры свободсурсов
ных и экономических благ;
выстраивать логическую последовательность экономических процессов;
понимать, что такое альтернативная стоимость, приводить собственные примеры
альтернативной стоимости
выбора; анализировать кривую производственных возможностей
Тема 2. Экономическая система и её функции 2 часа КР-О ПР-0
2.
Традиционная
и
1
Раскрывать сущность понярыночная экономития «экономическая систеческие системы
ма»;
называть главные особенно3.
Командная и сме1
сти традиционной, централишанная экономичезованной и рыночной эконоские
системы.
мических систем;
Практикум по теме:
приводить примеры различ«Определение типа
ных форм собственности;
экономической сисделать выводы о преимущетемы»
ствах и недостатках экономических систем;
Тема 3. Спрос 2 часа КР-О ПР-1
4.
Что такое спрос.
1
5.
Практикум по теме:
1
«Кривая спроса.
Неценовые факторы
спроса».

объяснять значение основных понятий темы;
формулировать закон спроса;
доказывать примерами зависимость спроса от цены;
анализировать график кривой спроса, объяснять причины сдвига кривой называть
группу товаров с эластичным
и неэластичным спросом
Тема 4. Предложение. Равновесная цена. 3 часа КР-О ПР-1
6.
Что такое предло1
объяснять значение основ-

жение.
Формирование рыночных цен.
Практикум: по теме: «Кривая предложения. Неценовые факторы предложения»

ных понятий темы;
формулировать закон пред7.
1
ложения;
доказывать примерами зави8.
1
симость предложения от цены;
анализировать график кривой предложения, объяснять
причины сдвига кривой;
устанавливать причины рыночного равновесия;
объяснять причины различной эластичности;
приводить примеры, иллюстрирующие понятия темы;
строить графики спроса и
предложения, решать задачи
на нахождение равновесной
цены
Тема 5. Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость 1 час КР-О ПР-0
9.
Цена и стоимость.
1
объяснять значение основАльтернативная
ных понятий темы;
стоимость
раскрывать суть двух концепций формирования цены
товара;
приводить примеры различных видов цен;
решать задачи на альтернативную стоимость.
Тема 6. Конкуренция. Типы рынков 2 часа КР-О ПР-0
10.
Понятие конкурен1
называть условия для конкуции.
ренции;
выявлять достоинства и не11.
Рыночные структу1
достатки конкуренции;
ры. Модели рынка.
классифицировать рынки по
Несовершенная
степени проявления конкуконкуренция. Анренции;
тимонопольная пообъяснять причину появлелитика
ния естественных монополий, приводить примеры естественных монополий
Тема 7. Доходы и расходы 2 часа КР-О ПР-0
12.
Доходы. Расходы.
1
объяснять значение основных понятий темы;
13.
Закон Энгеля. Зара1
называть источники доходов,
ботная плата.
находить информацию о
размере МРОТ и прожиточном минимуме в разных регионах страны, сопоставлять,
делать выводы;
анализировать диаграммы и

таблицы со статистическими
данными, делать выводы на
основе анализа;
составлять личный бюджет и
семейный бюджет;
рассчитывать реальную заработную плату;
объяснять различия в зарплате трудящихся разных стран
Тема 8. Банки и банковская система 1 час КР-О ПР-0
14.
Банки. Формирова1
давать характеристику банние банковской
ковской системы страны;
системы. Кредиты.
сравнивать функции Центрального банка и коммерческих банков;
объяснять значение основных понятий темы;
просчитывать риски по кредитам;
рассчитывать выплаты по
кредиту на основе примеров
из реальной жизни;
находить информацию об
условиях ипотечного кредитования в различных банках
Тема 9. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа 1 час КР-О ПР-0
15.
Фондовый рынок.
1
объяснять значение основФондовые биржи,
ных понятий темы;
их деятельность
сравнивать различные ценные бумаги;
объяснять действия участников фондового рынка;
искать информацию о биржевых индексах, представлять доклады и презентации
по теме
Тема 10. Различные виды фирм 1 час КР-О ПР-0
16.
Фирмы и их задачи
1
раскрывать задачи фирмы и
предприниматель- ской деятельности;
называть основные признаки
фирмы;
давать характеристику различных видов фирм;
выявлять преимущества и
недостатки различных фирм;
приводить примеры фирм,
различающихся по форме
собственности и по размерам;

Итоговая контрольная работа.
Итого по программе – 17 часов
17.

1

Систематизировать и обобщать знания по курсу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
Тема урока
КолиВиды деятельности
уро-ка
чество
п./п
академических
часов
Тема 1. Менеджмент и маркетинг 2 часа КР-0 ПР-0
1.
2.

Общее понятие о
менеджменте.
Маркетинг.

1
1

объяснять значение основных
понятий темы;
давать характеристику различных школ менеджмента;
сравнивать, выявлять преимущества и недостатки различных
школ управления; приводить
примеры агрессивной рекламы,
удачных и неудачных рекламных кампанийфирм;
объяснять
функциональные
обязанности мерчендайзеров и
маркетологов

Тема 2. Государственные финансы 3 часа КР-0 ПР-0
3.

4.

5.

Государственные
финансы. Государственный бюджет.
Налоги – главный
источник государственного бюджета.
Виды налогов. Механизм налогообложения

1

1

1

объяснять значение основных
понятий темы;
называть и объяснять бюджетные принципы, функции бюджета;
объяснять причины появления
государственного долга и пути
погашения долга; объяснять
экономическую сущность налогов;
называть функции налогов,
приводить примеры бюджетных
фондов, выплат из этих фондов;
давать характеристику фискальной политики государства;
приводить примеры прямых и
косвенных налогов, выявлять
различия прямых и косвенных
налогов;

Тема 3. Государство и экономика 2 часа КР-0 ПР-0
6.

Экономические
функции государства

1

объяснять значение основных
понятий темы;
объяснять причины государст-

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Формы участия государства в экономике в современных
условиях.

1

венной экспансии в экономику;
приводить примеры прямых и
косвенных форм вмешательства;
называть экономические функции государства;
приводить примеры национализации и приватизации;
приводить примеры государственной собственности;
давать характеристику социалистической национализации;
выявлять особенности капиталистической приватизации;
Тема 4. Основные макроэкономические показатели 2 часа КР-0 ПР-0
Основные макроэкономические показатели.
ВВП и ВНП на душу
населения. Национальный доход (НД).

1

10.

Экономический
рост. Факторы экономического роста.
Современная трактовка экономического роста.

1

12.

Циклическое развитие
Фазы экономического цикла. Кризисы.

1

7.

объяснять значение основных
понятий темы;
применять методы подсчёта
ВВП и ВНП при решении задач
1
9.
по теме;
приводить примеры двойного
счёта;
различать реальный и номинальный ВВП;
называть виды инфляции, объяснять социальные последствия
инфляции;
анализировать таблицы, делать
выводы об уровне экономического развития разных стран.
Тема 5. Экономический рост 2 часа КР-0 ПР-0
8.

применять формулу для определения экономического роста;
называть факторы экономического роста;
1
11.
приводить примеры интенсивных и экстенсивных факторов
экономического развития
Тема 6. Экономические циклы 2 часа КР-0 ПР-0

13.

1

объяснять значение основных
понятий темы;
приводить аргументы, подтверждающие
цикличность
развития экономики;
называть последовательно фазы экономического цикла, характеризовать явления в экономике, связанные с определённой фазой цикла

Тема 7. Международная торговля 2 часа КР-0 ПР-0
14.

Международная
торговля.
Валютные курсы.

1

объяснять значение основных
понятий темы;
анализировать статистические
1
15.
данные, делать выводы;
классифицировать страны по
объёму внешней торговли;
приводить примеры абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле
Тема 8. Российская Федерация в системе мирового хозяйства 1 час КР-0 ПР-0
16.

Место Российской
Федерации в системе мирового хозяйства

1

Итоговая контрольная работа
Итого по программе – 17 часов
17.

1

давать характеристику экономики России;
называть основные макро- экономические показатели;
анализировать основные показатели участия России во
внешнеэкономических связях;
- приводить примеры неравного
потребления.
Систематизировать и обобщать
знания по курсу.

Лист коррекции рабочей программы

по учебному предмету
«_____________________»«
»класс
Дата урока, тема урока

Прохождение
программы

Причины коррекции


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».