Приложение к адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утверждённой приказом директора Приказ № 163-ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4 класс Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Минимальный уровень: осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5 - 7 коротких стихотворений. Достаточный уровень: чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника; определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника, картинный план 3 или иллюстрацию; Тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс № урока п./п Ко Виды деятельности Электронные ли (цифровые) чест образователь во ные ресурсы ака деми чес ких ча сов Раздел 1 Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!-3 часа КР -0 1 Осени 1 Рассматривание иллюстрации. приметы. Л. Составление Преображенска небольшого рассказа по иллюстрации. я «Осени Определение и элементарная оценка приметы»; Е. эмоционального состояния персонажей, Наумова изображённых на иллюстрации. «Очень Нахождение в тексте ответов на вопросы просто», учителя или вопросы, представленные в «Замечательны учебнике. й день» Объяснение образного выражения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения 2 Школьная 1 Ответы на вопросы по содержанию дружба. Е. прочитанного текста. Установление Пермяк смысловых связей между поступками «Надёжный героев; эмоциональным состоянием героя человек»; А. и причинами, его вызвавшими Дементьев «Друг познаётся в удаче…» 3 Кто зазнаётся, 1 Чтение трудных по структуре слов по тот без друзей слогам и остаётся. Е. целыми словами. Объяснение образного Клюев выражения. Составление устного «Указка, рассказа на тему, близкую теме которая знала прочитанного произведения. всё» Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Раздел 2 «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» - 10 часов КР -0 4 Тема урока Было ль, не 1 было ль... М. Лермонтов «Бородино»; В. Старостин «Вольга — богатырь Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинноследственных связей между поступками героев. Формулирование элементарных 4 вещий» суждений и умозаключений. 5 «Богатырская 1 наша сила — сила духа и сила воли!». В. Старостин «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги» Прогнозирование содержания текста по его названию. Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. 6 Страна 1 городов. А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика» 7 Отец и дочь. Е. 1 Чудинова «Гардарика» 8 Подвиги во 1 имя любви. А. К. Толстой «Песня о Гаральде и Ярославне» 9 Племянник 1 Ломоносова. О. Гурьян «Мальчик из Холмогор» 10 Племянник 1 Ломоносова. О. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте ответов навопросы, представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Объяснение значения непонятных слов с опорой на материал учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение ответа на вопрос в тексте. Выразительное чтение с интонацией, соответствующей знакам препинания. Рассматривание иллюстраций; подбор к иллюстрациям отрывков из текста или составление к ним предложений. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Объяснение образных выражений. Определение идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление элементарных рассуждений на материале прочитанных произведений. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального состояния персонажа. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи Чтение трудных по структуре слов по слогам и 5 Гурьян «Мальчик Холмогор 11 12 13 14 15 16 целыми словами. Толкование смысла из образных выражений с опорой на текст. Пересказ отрывка из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы. Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания. Учитель, 1 Чтение трудных по структуре слов по ученик, родная слогам и кровь. О. целыми словами. Толкование смысла Гурьян образных «Мальчик из выражений с опорой на текст. Пересказ Холмогор» отрывка из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы. Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания. Учитель, 1 Формулирование элементарных ученик, родная суждений и умозаключений. Объяснение кровь. О. значения непонятных слов с опорой на Гурьян материал учебника. Эмоциональная «Мальчик из оценка текста. Холмогор» Выразительное чтение. Первые на Руси 1 Чтение трудных по структуре слов по книги для слогам и детей. Отрывок целыми словами. Самостоятельный из «Азбуки» В. подбор Бурцова названий к предметным картинкам. Графическое рисование по представлениям или на основе иллюстраций учебника. Раздел 3 Где нам посчастливилось родиться - 3 часа КР -0 «Любовь очей, 1 Чтение трудных по структуре слов по моя страна!». слогам и Н. Языков целыми словами. Объяснение образных «Родина»; И. сравнений на основе имеющихся Бунин «В представлений. Подбор отрывков из стороне текста, соответствующих содержанию далёкой от сюжетных картинок. родного края…» «Любовь очей, 1 Чтение трудных по структуре слов по моя страна!». слогам и Н. Языков целыми словами. Объяснение прямого и «Родина»; И. переносного значения выражений с Бунин «В опорой на иллюстрации и на текст. стороне Словесное рисование. далёкой от родного края…» «Любовь очей, 1 Чтение трудных по структуре слов по моя страна!». слогам и Н. Языков целыми словами. Объяснение прямого и 6 «Родина»; И. переносного значения выражений с Бунин «В опорой на иллюстрации и на текст. стороне Словесное рисование. далёкой от родного края…» Раздел 4 Рождество подарит праздник и добром согреет душу – 2 часа КР – 0 17 Каждый из нас 1 ангел… Саша Чёрный «Рождественск ий ангел» 18 Рождество 1 добром согреет душу! В. Соллогуб «Бабушказима»; В. Смирнов «Рождественск ий дед» Раздел 5 Невидимый мир внутри тебя – 3 часа КР-0 19 Хлеб в пути — 1 не в тягость. О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество» В начале было 1 слово… А. Фёдоров «Господин Снов» 20 21 В начале было 1 слово… (продолжение) А. Фёдоров «Господин Снов» Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст стихотворения. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, описываемой в стихотворении. Нахождение в тексте авторских сравнений; формулировка элементарных суждений об уместности их использования. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Ответы своими словами на вопросы по содержанию текста. Объяснение переносного значения образных выражений. Ответы на вопросы словами текста. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Определение собственного эмоционального отношения к картине, описываемой в тексте. Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст произведения. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Объяснение образного выражения. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Деление текста на части с опорой на картинный план. Пересказ текста на основе картинного плана. Подбор названий к предметным картинкам с опорой на текст. Формулировка вопросов, обращённых к 7 учителю. Ответы на вопросы словами текста. Установление причинноследственных связей. Раздел 6 Любовь к Родине начинается с семьи – 6 часов КР-0 22 Семья — мои 1 корни. А. Лопатина «Листья и корни» 23 «Я буду 1 светить путеводной звездой!». К. Валаханович «Я буду с тобой» Вместе с 1 мамой. О. Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю. Кузнецова «Лес в шкатулке» 24 25 26 27 Как хорошо, 1 когда папа рядом! И. Шмелёв «Филиповки»; М. Лукашевич «Мой папа» Бабушка моя!.. 1 Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А. Усачёв «Бабушка»; Е. Каликинская «Всё подругому» Бабушка моя!.. 1 Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А. Усачёв «Бабушка»; Е. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Сравнение двух произведений, близких, но не одинаковых по теме; формулировка элементарных суждений с подтверждением ответа строчками из стихотворения. Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков текста, соответствующих содержанию вопроса. Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст произведения Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образных выражений. Установление смысловых связей между мотивом и состоянием персонажа. Сопоставление поведения разных персонажей; элементарная оценка поведения персонажей с опорой на текст и личный опыт. Определение собственного отношения к поведению разных персонажей произведения. Ответы на вопросы своими словами. Нахождение в тексте слов, определяющих признаки. Графическое иллюстрирование. Элементарная оценка поведения персонажей с опорой на текст и личный опыт. Пересказ текста по опорным вопросам. Сопоставление содержания прочитанных произведений и иллюстративного материала. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Сопоставление поведения разных персонажей; элементарная оценка поведения персонажей с опорой на текст и личный 8 Каликинская «Всё подругому» опыт. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Раздел 7 «Идет война народная, священная война!» - 3 часа КР-0 КР-0 28 29 30 31 32 33 Героическая 1 Ответы на вопросы словами из текста. азбука. С. Соотнесение иллюстрации со смыслом Щипачёв «22 прочитанного. Элементарная оценка июня 1941»; В. героев и их поступков с опорой на Бахревский личный опыт и вопросы учителя. «Героическая Объяснение нравственного смысла азбука» поступков героев. «…А был он 1 Ответы на вопросы словами из текста. лишь Соотнесение иллюстрации со смыслом солдат…». С. прочитанного. Элементарная оценка Орлов «Его героев и их поступков с опорой на зарыли в шар личный опыт и вопросы учителя. земной…»; В. Объяснение нравственного смысла Бахревский поступков героев. «Героическая азбука» «…А был он 1 Ответы на вопросы словами из текста. лишь Соотнесение иллюстрации со смыслом солдат…». С. прочитанного. Элементарная оценка Орлов «Его героев и их поступков с опорой на зарыли в шар личный опыт и вопросы учителя. земной…»; В. Объяснение нравственного смысла Бахревский поступков героев. «Героическая азбука» Раздел 8 Это русское раздолье, это родина моя -3 часа КР-0 Русских полей 1 нежное очарованье… И. Бунин «Полевые цветы» Здравствуй, 1 лето! К. Валаханович. «Лето, не уйдёшь!»; Саша Чёрный «Летом» Я хочу, чтобы 1 лето не кончалось… К. Валаханович «Моя деревня» Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы учебника. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или вопросы, представленные в учебнике. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или вопросы, представленные в учебнике. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. 9 Резерв 1 Повторение темы Любовь к Родине Итого по программе - 34 часа КР-0 34 10