ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждѐнной приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ВОКРУГ НАС» 1-4 КЛАСС пгт. Уральский, 2023 г. Содержание курса внеурочной деятельности «Ми вокруг нас», 1-4 класс Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Географические открытия в древности. Небосвод. Земной шар. Глобус - модель Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток. Месяцы и недели. Год и времена года. Веселое путешествие по временам года. Секреты живой и неживой природы. Природа – наш общий дом. Как дружить с природой. Наблюдения за водой, снегом, льдом. Любители света и тени, влаги и тепла. Экскурсия в школьные кабинеты биологии, химии, географии и др. Люди разные нужны, люди всякие важны Человек, будь природе другом! Вредные привычки, которые влияют на природу. Праздник друзей природы. Изучение природы. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные озере, реки, родники и их охрана. Кто и как живет рядом с нами. Мир животных и человек. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Выясняем, что такое экология. Растения и животные ближайшего природного окружения. Живые существа, которым угрожает исчезновение. Способы охраны природы. Роль неживой природы в жизни живого. Разнообразие природы. Связь между состоянием природы и здоровьем человека. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Мир во круг нас», 1-4 класс Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: - уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, родного края, страны; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В сфере духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; - свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического воспитания: - осознание ценности жизни; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - открытость опыту и знаниям других; - повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно систематизировать информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - делать выбор и брать ответственность за решение; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - оценивать соответствие результата цели и условиям; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учѐтом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: - совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; - формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: - побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; - овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); - формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; - подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; - выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; - извлечение информации из различных источников, еѐ осмысление и оперирование ею. Литература: - понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и еѐ роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; - понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; - овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражѐнную в литературных произведениях, с учѐтом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; - овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; - развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; - давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: - умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран. Информатика: - освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; - умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. История: - соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; - определять современников исторических событий, явлений, процессов; - умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; - умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; - умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов. География: - освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населѐнного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; - умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; - умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Мир вокруг нас», 1-4 класс № 1. Тема занятия Географические открытия в древности. Колво академических часов Виды деятельности Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Беседа. Работа с видеоматериалами. Игра. ФГИС «Моя школа». 2. Небосвод. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 3. Земной шар. Глобус - модель Земли. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникатив- Работа с видеоматериалами. Интерактивная викторина. Беседа. Работа с видеоматериалами. ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». № Тема занятия Колво академических часов Виды деятельности ная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Как дружить с 11. природой. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Наблюдения за водой, снегом, 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая 4. 5. 6. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток. 7. Месяцы и недели. 8. Год и времена года. 9. Веселое путешествие по временам года. Природа – наш 10. общий дом. 12. Форма проведения занятий Работа в группах. Беседа. Работа с видеоматериалами. Беседа. Интерактивные задания. Работа с видеоматериалами. Работа в командах. Дискуссия. Работа с видеоматериалами. Беседа. . Игра. Работа с видеоматериалами. Интерактивная игра. Беседа. Работа с видеоматериалами. Интерактивное задание. Дискуссия. Беседа. Работа с видеоматериалами. Интерактивное задание. Дискуссия. Беседа. Экскурсия. Беседа. Работа с видеоматериалами. Интерактивное задание. Дискуссия. Работа с видеоматериалами. Игра. Работа в группах. Беседа. Работа с видеомате- Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». № Тема занятия Колво академических часов льдом. Любители света и 13. тени, влаги и тепла. Экскурсия в школьные каби14. неты биологии, химии, географии и др. Люди разные 15. нужны, люди всякие важны 16. Человек, будь природе другом! Вредные привычки, которые 17. влияют на природу. 18. Праздник друзей природы. Солнце - источник тепла и света на Зем19. ле. Виды деятельности Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы деятельность, коммуникативная деятельность. риалами. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Работа с видеоматериалами. Работа в группах. Беседа. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Работа с видеоматериалами. Дискуссия. Игра. Беседа. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Работа с видеоматериалами. Игра. ФГИС «Моя школа». 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Климат и сезоны года. Сезонные яв20. ления нашей местности. 1 Особенности вес21. ны, лета, осени, зимы. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Работа с видеоматериалами. Игра. Работа в парах. Дискуссия. Беседа. Работа с видеоматериалами. Блицопрос. Беседа. Интерактивные задания. Работа с видеоматериалами. Интерактивное задание. Игра. Работа с видеоматериалами. Блиц-опрос. Беседа. Работа в парах. Работа с видеоматериалами. Беседа. Работа с видеоматериалами. Беседа. Интерактив- ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». № Тема занятия Неблагоприятные и 22. необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных 23. явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в 24. горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух 25. в городе чище. 26. Вода - это жизнь. Природные озере, 27. реки, родники и их охрана. 28. Кто и как живет рядом с нами. 29. Мир животных и человек. 30. Выясняем, что такое экология. Колво академических часов Виды деятельности 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. 1 Исследовательская и практическая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Форма проведения занятий ные задания. Работа в группах. Работа с видеоматериалами. Беседа. Мозговой штурм. Работа с видеоматериалами. Работа в парах. Дискуссия. Работа с видеоматериалами. Беседа. Групповая работа. Работа с видеоматериалами. Работа в группах. Беседа. Работа с видеоматериалами. Работа в группах. Беседа. Работа с видеоматериалами. Работа в группах. Беседа. Работа с видеоматериалами. Групповая работа. Работа с видеоматериалами. Беседа. . Видеовикторина. Работа с видеоматериалами. Беседа. Дискуссия. Работа в группах. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». № 31. 32. 33. 34. 35. 36. Тема занятия Колво академических часов Виды деятельности Форма проведения занятий Работа с видеоматериаИсследовательская и практиРастения и животческая деятельность, игровая лами. Работа в ные ближайшего 1 деятельность, коммуникатив- группах. Бесеприродного окруда. Интеракная деятельность. жения. тивная игра. Игра. Работа с виИсследовательская и практиЖивые существа, деоматериаческая деятельность, игровая которым угрожает 1 деятельность, коммуникатив- лами. Дискусисчезновение. сия. Работа в ная деятельность. группах. Работа с виИсследовательская и практидеоматериаческая деятельность, игровая Способы охраны 1 лами. Беседа. деятельность, коммуникативприроды. Блиц-опрос. ная деятельность. Игра. Исследовательская и практиРабота с виРоль неживой прическая деятельность, игровая деоматериароды в жизни жи1 деятельность, коммуникатив- лами. Беседа. вого. ная деятельность. Дискуссия. Исследовательская и практиРабота с вическая деятельность, игровая деоматериаРазнообразие приро1 деятельность, коммуникатив- лами. Дискусды. ная деятельность. сия. Беседа. Работа с виИсследовательская и практиСвязь между содеоматериаческая деятельность, игровая стоянием природы лами. Инте1 деятельность, коммуникатив- рактивные заи здоровьем челоная деятельность. века. дания. Беседа. Игра. Резервное время - 1 час. Итого по программе - 37 часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа».