ПРИЛОЖЕНИЕ к основнойобразовательнойпрограмме начального общегообразования, уровеньобразования утверждѐнной приказом директора, Приказ №162- ОД от 30.02.2023 РАБОЧАЯПРОГРАММА ПОКУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КНИГОЧЕИ» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 – 4 класс Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. Инсценировка литературных произведений. Раздел «Круг чтения». Б. Заходер «Товарищам детям». Басни дедушки Крылова. Г. Остер «На весѐлой волне». Раздел «Мир сказок». По страницам любимых сказок. А.Пушкин «Что за прелесть эти сказки». С.Аксаков «Аленький цветочек». «Всюду, где живут люди, живут и сказки». Раздел «Писатели-натуралисты». Е. Чарушин «Лучший друг ребят и зверят».В. Бианки «Живой календарь природы». И. Акимушкин «Причуды природы». Раздел «Работаем с книгой». Учимся любить книгу. Путешествие по библиотекам мира Старая – старая книжка. Раздел «Хочу все знать». Ларчик с книгами. Алфавит в загадках. «Сказочная» викторина. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КНИГОЧЕИ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка; осознание своей этнокультурной гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2) духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3) эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. 4) трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества. 5) экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. 6) ценности научного познания: овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; анализировать и создавать текстовую, графическую в соответствии с учебной задачей. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Тематическоепланирование, 1-4 класс № уро -ка п./ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Ко ли чест во ака деми чес ких ча сов Виды деятельности Формы организации Раздел 1 «Круг чтения» 4 часа Б. Заходер «Товарищам 1 Объяснение своего Громкие чтедетям» выбора. Объяснение ния слов и образных Басни дедушки Крылова 1 Инсценировка выражений. Выбор из Литературная Г. Остер «На весѐлой 1 текста волне» игра отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения.Выразительное чтение. Раздел 2 «Мир сказок» 3 часа По страницам любимых 1 Сопоставление поведе- Устный журсказок. ния разных персона- нал жей; элементарная Беседа с элеА.Пушкин «Что за преоценка лесть эти сказки». ментами игры поведения персонажей Беседа с элеС.Аксаков «Аленький 1 с опорой на текст и ментами игры цветочек» личный опыт. Опреде- Видеорассказ «Всюду, где живут люди, ление собственного отживут и сказки». ношения к поведению разных персонажей произведения. Загадывание одноклассникам известных загадок по памяти; работа в парах и малой группе Раздел 3«Писатели-натуралисты» 4 часа Е. Чарушин «Лучший 1 Определение собствен- Громкие чтедруг ребят и зверят» ного отношения к про- ния читанным произведе- Творческая В. Бианки «Живой ка- 1 ниям; их элементарная работа лендарь природы» оценка; формулировка Литературное И. Акимушкин «Причу- 1 доказательных сужде- знакомство ды природы» ний с опорой на текст. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Про- Электронные (цифровые) образовательные ресурсы должение рассказа по аналогии. Графическое и словесное рисование картин природы Раздел 4 «Работаем с книгой» 3 часа 11 Учимся любить книгу 1 Воспроизведение по Коллективное памяти и вопросам со- творческое держания прочитанных дело текстов. Объяснение Библиотеч12 Старая – старая книжка 1 своего выбора. Объяс- ный урок нение слов и образных Виртуальная 13 Путешествие по библио- 1 выражений. Выбор из экскурсия текам мира текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Загадывание одноклассникам вопросов; работа в парах и малой группе Раздел 5 «Хочу все знать» 3часа 14 Ларчик с книгами 1 Выбор заголовка, под- Конкурс чтеходящего к иллюстра- цов ции, из нескольких Конкурс 15 Алфавит в загадках 1 предложенных. Вос- Викторина 16 «Сказочная» викторина 1 произведение по памяти и вопросам содержания прочитанных текстов. Загадывание одноклассникам известных загадок по памяти; работа в парах и малой группе 17 Итого занятие - Рефлексия Итогопопрограмме-17часов