ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом директора школы, Приказ № 162- ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» пгт. Уральский, 2023 год Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы», 1-4 класс Личностные результаты: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий . - Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Читать и пересказывать текст. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: - Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - Выделять существенные признаки предметов; - Сравнивать между собой предметы, явления; - Обобщать, делать несложные выводы; - Классифицировать явления, предметы; - Определять последовательность событий; - Судить о противоположных явлениях; - Давать определения тем или иным понятиям; - Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - Выявлять функциональные отношения между понятиями; - Выявлять закономерности и проводить аналогии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАСС № п/п Содержание курса Формы организации 1. Вводное занятие. Инструктаж. Знакомство с целями, задачами и содержанием. 2. Речевая культура. Общение. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно – образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. 3. Предложение. Текст. Вид деятельности Инструктаж учащихся Беседа по правилам безопасности при выполнении работ. Речевое общение Игра Беседа Круглый стол Викторины Практическая работа Игра —моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; — самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; — наблюдать образование слов в русском языке; — анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; — наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; — группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); — взаимодействовать и договариваться в процессе игры; — находить необходимую информацию и строить на еѐ основе связное монологическое высказывание. — высказывания о Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в текстах синонимов и антонимов 4. «Учимся работать с текстом стихотворения» Виды текстов. (Текст – описание; текст – рассуждения, текст – повествования.) Признаки текстов. Составление текста по опорным словам. Сравнения в литературных произведениях. Цепная (последовательная) связь предложений в тексте. Составление текста, в котором предложения соединяются цепной связью. Цепная (последовательная) связь предложений в тексте. Беседа Круглый стол Викторины Практическая работа происхождении выбранного слова; — самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; — наблюдать образование слов в русском языке; — анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; — наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; — группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); — взаимодействовать и договариваться в процессе игры; — находить необходимую информацию и строить на еѐ основе связное монологическое высказывание. Смысловое чтение. Игра — формулировать собБеседа ственное мнение, аргуКруглый стол ментировать его, догоВикторины вариваться и приходить Практическая ра- к общему решению при бота совместном обсуждении проблемы; — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — сравнивать толкова- Параллельная связь предложений в тексте. Единый временный план текста. 5. 6. 7. «Учимся работать с художественным текстом» Заголовок – «окно» для высказывания предположения о содержании текста. Нахождение в тексте примеров использования автором изобразительных средств языка (сравнение, олицетворение). Н. Абрамцева «Осенняя сказка». «Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи, орфографическим правилом» Пишем конспект. Пишем тезисы. Зачем нужны блокноты и записные книжки? Учимся у Пушкина. Письма поэта к П.Вяземскому и И.Пущину. Пишем письмо другу - самое основное и интересное! Царство математики. Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Числа – великаны (класс миллионов, класс миллиардов). Коллективный счѐт. Знакомство с интересными приѐмами Игра Беседа Круглый стол Викторины Практическая работа Игра Беседа Круглый стол Викторины Практическая работа ние слова в различных словарях; —самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; —оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; — работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; — умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — самостоятельно сопоставлять и анализировать поэтические тексты. — умение отсеивать информацию, выделять и классифицировать факты. Занимательная математика. Игра Сравнивать разные Беседа приемы действий, выКруглый стол бирать удобные спосоВикторины бы для выполнения Практическая ра- конкретного задания. бота Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе само- устного счѐта. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». 8. Мир задач. Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку. Задачи, допускающие несколько способов решения. Аналогия. Комбинаторика. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Старинные задачи. Игра Беседа Круглый стол Викторины Практическая работа Экскурсия стоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответ- 9. Логические задачи. Логические задачи. Нестандартные задачи. Задачи на переливание. Задачи, решаемые способом перебора. Решение задач повышенной сложности. Решение олимпиадных задач международных конкурсов Игра Беседа Круглый стол Викторины Практическая работа ствующие знаковосимволические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с задан- ными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ - 37 10. Упражнения на быстрый счет. Пространственные представления. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Моделирование фигур (игра «Танграм). Вычерчивание фигур без отрыва. Игра Беседа Круглый стол Викторины Практическая работа Экскурсия Тематическое планирование 1-4 класс Тема занятия 1 2 3 4 5 6 Введение в курс. Инструктаж по ТБ. Речевое общение Речевая культура. Общение. Предложение. Текст. Смысловое чтение. «Учимся работать с текстом стихотворения». «Учимся работать с художественным текстом». «Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи, орфографическим правилом». Кол-во часов 1 6 4 4 4 4 Занимательная математика . 7 8 9 10 Царство математики. Мир задач. Логические задачи. Упражнения на быстрый счет. Итого по программе – 37 часов 3 4 4 3 37