ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе начального общего образования, уровень образования утверждѐнной приказом директора, Приказ № 162 - ОД от 30.02.2023 РАБОЧАЯПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» пгт. Уральский, 2023 год Содержание учебного курса «Основы финансовой грамотности» 2 класс Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Компетенции • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орѐл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать купюры и монеты. • Сравнивать металлические и бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Тема 4. Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчѐтов. Функции банкоматов. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчѐтами. • Объяснять, что такое безналичный расчѐт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют. Тема 5. Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Основные понятия Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Компетенции • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, кому и почему платят пособия. • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Тема 6. На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. Основные понятия Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счѐт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Компетенции • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. • Сравнивать покупки по степени необходимости. • Различать планируемые и непредвиденные расходы. • Объяснять, как появляются сбережения и долги. Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учѐт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции • Объяснять, как управлять деньгами. • Сравнивать доходы и расходы. • Объяснять, как можно экономить. • Составлять бюджет на простом примере. Тема 8. Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Основные понятия Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Компетенции • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений. Тема 9 Подготовка и защита мини- проектов и исследований. 3 класс Что такое деньги и какими они бывают (4 часа). Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Рассмотрим деньги поближе (2 часа). Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орел». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Какие деньги были раньше в России (4 часа). «Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Защита от подделок (2 часа). Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Современные деньги России и других стран (3 часа). Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Современные деньги России и других стран (2 часа). Доллар. Евро. Откуда в семье деньги (4 часа). Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. На что тратятся деньги (4 часа). Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Как умно управлять своими деньгами (4 часа). Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Как делать сбережения (4 часа) Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Что полезно знать о деньгах (1 час). Планируемые образовательные результаты Изучение финансовой грамотности на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программой воспитания, признана обеспечить достижения личностных результатов Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчѐтов. Тематическое планирование по учебному курсу «Основы финансовой грамотности», 2 класс № п/п Тема урока Количество академических часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Обмен и деньги. Какими бывают деньги – 14ч. КР – 0. ПР -0. 1 1 Выявлять особенности экономиче- http://www.gorodfina ских потребностей и роль денег в их nsov.ru удовлетворении в ситуации выбора; www.azbukafinansov. приводить примеры товаров и услуг ru для удовлетворения потребностей в http://www.it-n.ru/ образовании опираясь на собствен- http://www.uchportal. ный опыт; ru/load/136 Что такое деньги и высказывать предположения и вы- ttp://michurin.com/ind откуда они взялись. бирать решение из нескольких ex.htm предложенных, кратко обосновы- http://michurin.com/in вать выбор (отвечать на вопросы dex.htm «как вы думаете?», «что значит?», http://richkid.ru/club/a «какие варианты или способы воз- bout/ можны?»; «кто помогает удовле- www.azbukafinansov. творять потребности учеников в ru школе»); 2 1 описывать и сопоставлять характе- http://www.gorodfina ристики видов денег и платежных nsov.ru средств по одному (нескольким) www.azbukafinansov. признакам; устанавливать причин- ru но-следственные связи и зависимо- http://www.it-n.ru/ сти; http://www.uchportal. характеризовать признаки понятий: Что такое деньги и ru/load/136 «цена», «дешевый», «дорогой», ttp://michurin.com/ind откуда они взялись. «сдача»; Игра «Обмен товаex.htm осуществлять простое моделирова- http://michurin.com/in рами». ние: (разработка и изготовление ко- dex.htm пилки как элемента отечественной http://richkid.ru/club/a культурной практики (узнаваемая bout/ форма и символ копилки); ведение www.azbukafinansov. учетной ведомости сэкономлен- ru ных средств и того, что они имеют в 3 1 своей копилке на «черный день»; http://www.gorodfina создание списка покупок для похо- nsov.ru да на рынок; разыгрывание разных www.azbukafinansov. социальных ролей («покупатель» и ru Что такое деньги и «продавец» на рынке); откуда они взялись. http://www.it-n.ru/ обсуждать проблемные вопросы; Решение задач с http://www.uchportal. оформлять диалогическое высказы- ru/load/136 денежными расчевание в соответствии с требования- ttp://michurin.com/ind тами ми речевого этикета; ex.htm составлять небольшие устные мо- http://michurin.com/in нологические высказывания, dex.htm «удерживать» логику 4 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru Что такое деньги и откуда они взялись. Тест. 5 http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата. 6 Рассмотрим деньги поближе. Постер «Виды товарных денег». 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 7 Рассмотрим деньги 1 http://www.gorodfina поближе. Игра путешествие «Сказочная страна финансов». nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 8 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 9 Рассмотрим деньги поближе. Викторина по теме «Деньги». 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 10 Какие деньги были раньше в России. Деньга, копейка, рубль. 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 11 Какие деньги были раньше в России. Первые бумажные деньги. 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 12 Какие деньги были раньше в России. Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны. 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 13 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России. 14 Современные деньги России и других стран. Банки. Безналичные и электронные деньги. повествования, приводить убедиРаздел 2. Семейный бюджет – тельные примеры и доказательства 16ч. КР – 0, ПР – 0. 15 1 : проявлять понимание и уважение к деньгам – как средству удовлетворения экономических потребностей, а не желаний; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека; Современные день– различать основные нравственноги России и других этические понятия финансовой стран. Пластиковые культуры: этика и честность, ответкарты. ственность; – соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой; – оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил 16 Современные день1 правильно и др.); использовать имеющийся практичеги России и других http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru http://www.gorodfina nsov.ru стран. Постер «Оборот денег» 17 Современные деньги России и других стран. Доллар и евро. 18 ский опыт, связанный с учебой в школе для интерпретации знакомых им экономических потребностей; – проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. развитие социальных мотивов: стремление выполнять социальнозначимую и социальнооцениваемую деятельность, быть полезным обществу; www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. владение необходимыми для жизни ru в современном обществе умениями 1 социальной активности и элемента- http://www.gorodfina ми функциональной грамотности nsov.ru при планировании и осуществлении www.azbukafinansov. доступных финансовых отношений. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind Современные деньги России и других стран. Тест. 19 Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство. ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 20 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль» 21 Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Миниисследование «Основные доходы в семье» 22 Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные» ru 23 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru Откуда в семье деньги. Тест. 24 На что тратятся деньги. Необходимые расходы. 25 На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин» 26 На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление при- мерной сметы расходов в семье. 27 http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Считаем деньги. 28 Как умно управлять своими деньгами. Что такое экономия? Кого называют банкротом? 29 Как умно управлять своими деньгами. Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами. dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 30 1 Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» Раздел 3. Защита минипроектов и исследований – 4 ч. КР -0, ПР – 0. 31 1 Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? 32 1 Как делать сбережения. «Путешествие в страну Капиталия». http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 33 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru 1 http://www.gorodfina nsov.ru www.azbukafinansov. ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal. ru/load/136 ttp://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/in dex.htm http://richkid.ru/club/a bout/ www.azbukafinansov. ru Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель» 34 Итоговый урок. Тестирование по курсу. ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 34 ЧАСА Тематическое планирование, 3 класс № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем программы КоВиды деятельности Электронные личе(цифровые) обство разовательные акаде ресурсы демимических часов Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают - 17ч. КР – 0, ПР – 0. Что такое деньги и 1 Выявлять особенности http://www.gorodfinans откуда они взялись. экономических потребностей и ov.ru Обмен товарами. роль денег в их удовлетворении в www.azbukafinansov.r ситуации выбора; u приводить примеры товаров и http://www.it-n.ru/ услуг для удовлетворения по- http://www.uchportal.ru требностей в образовании опира- /load/136 ясь на собственный опыт; ttp://michurin.com/inde высказывать предположения и x.htm выбирать решение из нескольких http://michurin.com/ind предложенных, кратко обосно- ex.htm вывать выбор (отвечать на во- http://richkid.ru/club/ab просы «как вы думаете?», «что out/ значит?», «какие варианты или www.azbukafinansov.r способы возможны?»; «кто по- u Что такое деньги и 1 могает удовлетворять потребно- http://www.gorodfinans сти учеников в школе»); откуда они взялись. ov.ru описывать и сопоставлять харак- www.azbukafinansov.r Появление первых теристики видов денег и платеж- u денег ных средств по одному (несколь- http://www.it-n.ru/ ким) признакам; устанавливать http://www.uchportal.ru причинно-следственные связи и /load/136 зависимости; ttp://michurin.com/inde характеризовать признаки поня- x.htm тий: «цена», «дешевый», «доро- http://michurin.com/ind гой», «сдача»; ex.htm осуществлять простое моделиро- http://richkid.ru/club/ab вание: (разработка и изготовле- out/ ние копилки как элемента отече- www.azbukafinansov.r ственной культурной практики u Что такое деньги и 1 (узнаваемая форма и символ ко- http://www.gorodfinans пилки); ведение учетной ведо- ov.ru откуда они взялись. мости сэкономленных средств и www.azbukafinansov.r Появление монет того, что они имеют в своей ко- u пилке на «черный день»; созда- http://www.it-n.ru/ ние списка покупок для похода http://www.uchportal.ru на рынок; разыгрывание разных /load/136 социальных ролей («покупатель» ttp://michurin.com/inde и «продавец» на рынке); x.htm обсуждать проблемные вопросы; http://michurin.com/ind оформлять диалогическое выска- ex.htm зывание в соответствии с требо- http://richkid.ru/club/ab ваниями речевого этикета; out/ 4 Что такое деньги и откуда они взялись. Первые монеты разных государств 5 Рассмотрим деньги поближе. Устройство монеты. 6 Рассмотрим деньги поближе. Изобретение бумажных денег составлять небольшие устные монологические высказывания, 1 «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства : проявлять понимание и уважение к деньгам – как средству удовлетворения экономических потребностей, а не желаний; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека; – различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность; 1 – соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой; – оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); использовать имеющийся практический опыт, связанный с учебой в школе для интерпретации знакомых им экономических потребностей; – проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. 1 развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социальнооцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений. 7 Рассмотрим деньги поближе. Современные монеты. 1 www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 8 Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. 1 9 Какие деньги были раньше в России. Происхождение слов «рубль», «копейка» 1 10 Какие деньги были раньше в России. Первые русские монеты. 1 11 Защита монет от 1 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans подделок 12 Способы защиты от подделок бумажных денег. 1 13 Современные деньги России 1 14 Современные деньги мира 1 ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab 15 Появление безналичных денег. 1 16 Наличные, безналичные и электронные деньги. 1 17 Проведение безналичных расчѐтов. Функции банкоматов. 1 Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье – 4ч. КР – 0, ПР – 0. 18 Заработная плата. 1 Выявлять особенности Услуги. экономических потребностей и роль денег в их удовлетворении в ситуации выбора; приводить примеры товаров и out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ 19 Наследство, лотерея, клад. 20 Пенсия, пособия, стипендия. 21 Проценты по вкладам. Кредиты. услуг для удовлетворения потребностей в образовании опираясь на собственный опыт; высказывать предположения и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»; «кто по1 могает удовлетворять потребности учеников в школе»); описывать и сопоставлять характеристики видов денег и платежных средств по одному (нескольким) признакам; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости; характеризовать признаки понятий: «цена», «дешевый», «дорогой», «сдача»; осуществлять простое моделирование: (разработка и изготовление копилки как элемента отечественной культурной практики 1 (узнаваемая форма и символ копилки); ведение учетной ведомости сэкономленных средств и того, что они имеют в своей копилке на «черный день»; создание списка покупок для похода на рынок; разыгрывание разных социальных ролей («покупатель» и «продавец» на рынке); обсуждать проблемные вопросы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, 1 «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства : проявлять понимание и уважение к деньгам – как средству удовлетворения экономических потребностей, а не желаний; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека; – различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r ответственность; u – соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой; – оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); использовать имеющийся практический опыт, связанный с учебой в школе для интерпретации знакомых им экономических потребностей; – проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социальнооцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать – 4ч. КР – 0, ПР – 0. 22 На что тратятся 1 Выявлять особенности http://www.gorodfinans деньги. Расходы экономических потребностей и ov.ru обязательные и нероль денег в их удовлетворении в www.azbukafinansov.r обязательные. ситуации выбора; u приводить примеры товаров и http://www.it-n.ru/ услуг для удовлетворения по- http://www.uchportal.ru требностей в образовании опира- /load/136 ясь на собственный опыт; ttp://michurin.com/inde высказывать предположения и x.htm выбирать решение из нескольких http://michurin.com/ind предложенных, кратко обосно- ex.htm вывать выбор (отвечать на во- http://richkid.ru/club/ab просы «как вы думаете?», «что out/ значит?», «какие варианты или www.azbukafinansov.r способы возможны?»; «кто по- u 23 Непредвиденные 1 могает удовлетворять потребно- http://www.gorodfinans сти учеников в школе»); расходы. ov.ru описывать и сопоставлять харак- www.azbukafinansov.r теристики видов денег и платеж- u ных средств по одному (несколь- http://www.it-n.ru/ ким) признакам; устанавливать http://www.uchportal.ru причинно-следственные связи и /load/136 зависимости; ttp://michurin.com/inde характеризовать признаки поня- x.htm 24 Сбережения. Долги. 25 На что тратятся деньги. Вредные привычки. Хобби. тий: «цена», «дешевый», «дорогой», «сдача»; осуществлять простое моделирование: (разработка и изготовление копилки как элемента отечественной культурной практики 1 (узнаваемая форма и символ копилки); ведение учетной ведомости сэкономленных средств и того, что они имеют в своей копилке на «черный день»; создание списка покупок для похода на рынок; разыгрывание разных социальных ролей («покупатель» и «продавец» на рынке); обсуждать проблемные вопросы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, 1 «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства : проявлять понимание и уважение к деньгам – как средству удовлетворения экономических потребностей, а не желаний; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека; – различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность; – соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой; – оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); использовать имеющийся практический опыт, связанный с учебой в школе для интерпретации знакомых им экономических потребностей; – проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально- http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений Раздел 4. Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал – 9ч. КР – 0, ПР – 0. 26 Как умно управ1 Выявлять особенности http://www.gorodfinans лять своими деньэкономических потребностей и ov.ru гами. Бюджет-план роль денег в их удовлетворении в www.azbukafinansov.r доходов и расхоситуации выбора; u дов. приводить примеры товаров и http://www.it-n.ru/ услуг для удовлетворения по- http://www.uchportal.ru требностей в образовании опира- /load/136 ясь на собственный опыт; ttp://michurin.com/inde высказывать предположения и x.htm выбирать решение из нескольких http://michurin.com/ind предложенных, кратко обосно- ex.htm вывать выбор (отвечать на во- http://richkid.ru/club/ab просы «как вы думаете?», «что out/ значит?», «какие варианты или www.azbukafinansov.r способы возможны?»; «кто по- u 27 Как умно управ1 могает удовлетворять потребно- http://www.gorodfinans сти учеников в школе»); лять своими деньov.ru описывать и сопоставлять харак- www.azbukafinansov.r гами. Составление теристики видов денег и платеж- u бюджета. ных средств по одному (несколь- http://www.it-n.ru/ ким) признакам; устанавливать http://www.uchportal.ru причинно-следственные связи и /load/136 зависимости; ttp://michurin.com/inde характеризовать признаки поня- x.htm тий: «цена», «дешевый», «доро- http://michurin.com/ind гой», «сдача»; ex.htm осуществлять простое моделиро- http://richkid.ru/club/ab вание: (разработка и изготовле- out/ ние копилки как элемента отече- www.azbukafinansov.r ственной культурной практики u 28 Как умно управ1 (узнаваемая форма и символ ко- http://www.gorodfinans пилки); ведение учетной ведо- ov.ru лять своими деньмости сэкономленных средств и www.azbukafinansov.r гами. Как можно того, что они имеют в своей ко- u экономить. пилке на «черный день»; созда- http://www.it-n.ru/ ние списка покупок для похода http://www.uchportal.ru на рынок; разыгрывание разных /load/136 социальных ролей («покупатель» ttp://michurin.com/inde и «продавец» на рынке); x.htm обсуждать проблемные вопросы; http://michurin.com/ind оформлять диалогическое выска- ex.htm зывание в соответствии с требо- http://richkid.ru/club/ab ваниями речевого этикета; out/ 29 30 31 32 Как умно управлять своими деньгами. Дополнительный заработок. Формы сбережений. Виды сбережений. Доходы от различных вложений денег. составлять небольшие устные монологические высказывания, 1 «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства : проявлять понимание и уважение к деньгам – как средству удовлетворения экономических потребностей, а не желаний; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека; – различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность; – соотносить понятие экономии с 1 ответственностью и принятой нормой; – оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); использовать имеющийся практический опыт, связанный с учебой в школе для интерпретации знакомых им экономических потребностей; – проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. развитие социальных мотивов: стремление выполнять социальи социально1 но-значимую оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений 1 www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u 33 Экскурсия в банк. 1 34 Что полезно знать о деньгах 1 ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ - 34 ЧАСА http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 http://michurin.com/ind ex.htm http://michurin.com/ind ex.htmhttp://richkid.ru/ club/about/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136 ttp://michurin.com/inde x.htm http://michurin.com/ind ex.htm http://richkid.ru/club/ab out/ www.azbukafinansov.r u http://www.gorodfinans ov.ru www.azbukafinansov.r u http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru /load/136