Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «СОШ пос. Уральский»
(с изменениями и дополнениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
8 – 9 КЛАСС
пгт. Уральский
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЗР»
8-9 классы
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества,
безопасности страны, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
стратегия национальной безопасности, национальные интересы и угрозы национальной
безопасности;
чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН;
история развития гражданской обороны;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при
объявлении эвакуации;
современная армия, воинская обязанность и военная служба, добровольная и обязательная
подготовка к службе в армии.
Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
история возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации;
этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные направления подготовки к военной службе;
организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов вооружения
и военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, противовоздушной обороны);
организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи отделения в
различных видах боя;
состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего;
вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74, ручной пулемет
Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В, снайперская винтовка
Драгунова (СВД);
назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат (наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная граната оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН);
история создания общевоинских уставов;
этапы становления современных общевоинских уставов;
общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и основные
понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск;
сущность единоначалия;
командиры (начальники) и подчинённые;
старшие и младшие;
приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;
воинские звания и военная форма одежды;
воинская дисциплина, её сущность и значение;
обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской дисциплины;
способы достижения воинской дисциплины;
положения Строевого устава;
обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
строевые приёмы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы
(головной убор) – снять (надеть)», повороты на месте.
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
безопасность жизнедеятельности: ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
понятия опасной и чрезвычайной ситуации, сходство и различия опасной и чрезвычайной
ситуации;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами; приемы и правила оказания
первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за
ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминогенного характера;
правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения
при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила предупреждения возможных аварий на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение;
условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения; световозвращающие элементы и
правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных средствах при опасных и
чрезвычайных ситуациях;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда и иных средств индивидуальной мобильности;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (внеуличного, железнодорожного, водного, воздушного);
обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных
видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
приёмы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
природные чрезвычайные ситуации и их классификация;
опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и паукообразные, ядовитые грибы и растения;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном пребывании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок
действий при нахождении в зоне природного пожара;
правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимый для
снижения риска попадания в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания на оборудованных и
необорудованных пляжах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;
ураганы, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и
смерчах;
грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий
при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества;
правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке (загрязнении атмосферы).
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты
от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия,
панфитотия);
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы саморегуляции
эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы эффективного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные
и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных
проявлениях;
способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и
способы противостояния им;
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и
здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и
способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного
поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения опасных ситуаций в цифровой среде;
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы
распознавания опасностей при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для снижения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы);
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты
проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического
поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении;
правила безопасного поведения в случае теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства,
подрыв взрывного устройства).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОБЗР»
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР, отражают
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся
в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному
диалогу с другими людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности других людей;
4) эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать
прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и
прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в
опасных или чрезвычайных ситуациях с учётом реальных условий и возможностей;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет–среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
умение принимать себя и других людей, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций
во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных
местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР:
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; проводить выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и
наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных
ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения
других людей, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее
целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей, выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого человека, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение
общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками
группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Предметные результаты по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины»:
1) сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого развития для государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и принципах, формирующих основы российского общества, безопасности страны, закрепленных в Конституции Российской Федерации, правовых основах обеспечения национальной безопасности, угрозах мирного и военного характера;
2) освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении военной угрозы; формирование представлений о роли гражданской обороны и ее истории; знание порядка действий при
сигнале «Внимание всем!»; знание об индивидуальных и коллективных мерах защиты и сформированность представлений о порядке их применения;
3) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества; овладение знаниями об истории возникновения и развития военной организации государства, функции и задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, знание особенностей добровольной и обязательной подготовки к военной службе;
4) сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем устройстве стрелкового оружия;
5) овладение основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской службы;
6) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, понятиях
«опасность», «безопасность», «риск», знание универсальных правил безопасного поведения,
готовность применять их на практике, используя освоенные знания и умения, освоение основ
проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
7) знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения в быту,
транспорте, в общественных местах, на природе и умение применять их в поведении;
8) сформированность представлений о порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе; умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасных и
чрезвычайных ситуациях, с учетом реальных условий и возможностей;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
10) сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме, овладение
знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном поведении, умения распознавать опасные проявления и формирование готовности им противодействовать;
11) сформированность представлений об информационных и компьютерных угрозах, опасных явлениях в Интернете, знания о правилах безопасного поведения в информационном пространстве и готовность применять их на практике;
12) освоение знаний об основах общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму; сформированность представлений об опасности вовлечения в деструктивную, экстремистскую и террористическую деятельность, умение распознавать опасности
вовлечения; знания правил безопасного поведения при угрозе или в случае террористического
акта;
13) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
14) понимание роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности,
обороны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
8 КЛАСС
Предметные результаты по модулю № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
объяснять значение Конституции Российской Федерации;
раскрывать содержание статей 2, 4, 20, 41, 42, 58, 59 Конституции Российской Федерации, пояснять их значение для личности и общества;
объяснять значение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;
раскрывать понятия «национальные интересы» и «угрозы национальной безопасности», приводить
примеры;
раскрывать классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабам и источникам возникновения,
приводить примеры;
раскрывать способы информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
перечислять основные этапы развития гражданской обороны, характеризовать роль гражданской
обороны при чрезвычайных ситуациях и угрозах военного характера;
выработать навыки безопасных действий при получении сигнала «Внимание всем!»; изучить средства индивидуальной и коллективной защиты населения, вырабатывать навыки пользования фильтрующим противогазом;
объяснять порядок действий населения при объявлении эвакуации;
характеризовать современное состояние Вооружённых Сил Российской Федерации;
приводить примеры применения Вооружённых Сил Российской Федерациив борьбе с неонацизмом и международным терроризмом;
раскрывать понятия «воинская обязанность», «военная служба»;
раскрывать содержание подготовки к службе в армии.
Предметные результаты по модулю № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
иметь представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации;
владеть информацией о направлениях подготовки к военной службе;
понимать необходимость подготовки к военной службе по основным направлениям;
осознавать значимость каждого направления подготовки к военной службе в решении комплексных задач;
иметь представление о составе, предназначении видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации;
понимать функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе;
понимать значимость военной присяги для формирования образа российского военнослужащего –
защитника Отечества;
иметь представление об основных образцах вооружения и военной техники;
иметь представление о классификации видов вооружения и военной техники;
иметь представление об основных тактико-технических характеристиках вооружения и военной
техники;
иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного состава в бою;
иметь представление о современных элементах экипировки и бронезащиты военнослужащего;
знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты;
иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках стрелкового оружия;
знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных гранат;
знать историю создания уставов и этапов становления современных общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
знать структуру современных общевоинских уставов и понимать их значение для повседневной
жизнедеятельности войск;
понимать принцип единоначалия, принятый в Вооруженных Силах Российской Федерации;
иметь представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях военнослужащих;
понимать порядок отдачи приказа (приказания) и их выполнения;
различать воинские звания и образцы военной формы одежды;
иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности и значении;
понимать принципы достижения воинской дисциплины;
уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины;
знать основные положения Строевого устава;
знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
знать строевые приёмы на месте без оружия;
выполнять строевые приёмы на месте без оружия.
Предметные результаты по модулю № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
характеризовать значение безопасности жизнедеятельности для человека;
раскрывать смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
классифицировать и характеризовать источники опасности;
раскрывать и обосновывать общие принципы безопасного поведения; моделировать реальные ситуации и решать ситуационные задачи;
объяснять сходство и различия опасной и чрезвычайной ситуаций;
объяснять механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию;
приводить примеры различных угроз безопасности и характеризовать их;
раскрывать и обосновывать правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Предметные результаты по модулю № 4 «Безопасность в быту»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать основные источники опасности в быту;
объяснять права потребителя, выработать навыки безопасного выбора продуктов питания;
характеризовать бытовые отравления и причины их возникновения;
характеризовать правила безопасного использования средств бытовой химии; иметь навыки безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях в случае, если разбился ртутный термометр;
раскрывать признаки отравления, иметь навыки профилактики пищевых отравлений;
знать правила и приёмы оказания первой помощи, иметь навыки безопасных действий при отравлениях, промывании желудка;
характеризовать бытовые травмы и объяснять правила их предупреждения;
знать правила безопасного обращения с инструментами;
знать меры предосторожности от укусов различных животных;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при ушибах, переломах, растяжении, вывихе, сотрясении мозга, укусах животных, кровотечениях;
владеть правилами комплектования и хранения домашней аптечки;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при обращении с
газовыми и электрическими приборами;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных действий при опасных ситуациях в подъезде и лифте;
владеть правилами и иметь навыки приёмов оказания первой помощи при отравлении газом и
электротравме;
характеризовать пожар, его факторы и стадии развития;
объяснять условия и причины возникновения пожаров, характеризовать их возможные последствия;
иметь навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в лифте;
иметь навыки правильного использования первичных средств пожаротушения, оказания первой
помощи;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан в области пожарной
безопасности;
знать порядок и иметь навыки вызова экстренных служб; знать порядок взаимодействия с экстренным службами;
иметь представление об ответственности за ложные сообщения;
характеризовать меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом;
характеризовать ситуации криминогенного характера;
знать правила поведения с малознакомыми людьми;
знать правила поведения и иметь навыки безопасных действий при попытке проникновения в дом
посторонних;
классифицировать аварийные ситуации на коммунальных системах жизнеобеспечения;
иметь навыки безопасных действий при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения.
Предметные результаты по модулю № 5 «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения и объяснять их значение;
перечислять и характеризовать участников дорожного движения и элементы дороги;
знать условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
знать правила дорожного движения для пешеходов;
классифицировать и характеризовать дорожные знаки для пешеходов;
знать «дорожные ловушки» и объяснять правила их предупреждения;
иметь навыки безопасного перехода дороги;
знать правила применения световозвращающих элементов;
знать правила дорожного движения для пассажиров;
знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств;
знать правила применения ремня безопасности и детских удерживающих устройств;
иметь навыки безопасных действий пассажиров при опасных и чрезвычайных ситуациях в маршрутных транспортных средствах;
знать правила поведения пассажира мотоцикла;
знать правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда, лиц, использующих средства индивидуальной мобильности;
знать дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
знать правила подготовки и выработать навыки безопасного использования велосипеда;
знать требования правил дорожного движения к водителю мотоцикла;
классифицировать дорожно-транспортные происшествия и характеризовать причины их возникновения;
иметь навыки безопасных действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
знать порядок действий при пожаре на транспорте;
знать особенности и опасности на различных видах транспорта (внеуличного, железнодорожного,
водного, воздушного);
знать обязанности пассажиров отдельных видов транспорта;
иметь навыки безопасного поведения пассажиров при различных происшествиях на отдельных
видах транспорта;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте;
знать способы извлечения пострадавшего из транспорта.
Предметные результаты по модулю № 6 «Безопасность в общественных местах»:
классифицировать общественные места;
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах;
знать правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
уметь планировать действия в случае возникновения опасной или чрезвычайной ситуации;
характеризовать риски массовых мероприятий и объяснять правила подготовки к посещению массовых мероприятий;
иметь навыки безопасного поведения при беспорядках в местах массового пребывания людей;
иметь навыки безопасных действий при попадании в толпу и давку;
иметь навыки безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
знать правила и иметь навыки безопасных действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
знать навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений;
характеризовать опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах;
иметь представление о безопасных действиях в ситуациях криминогенного и антиобщественного
характера, при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в
случае террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
иметь навыки действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
9 КЛАСС
Предметные результаты по модулю № 7 «Безопасность в природной среде»:
классифицировать и характеризовать чрезвычайные ситуации природного характера;
характеризовать опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и паукообразные, ядовитые грибы и растения;
иметь представление о безопасных действиях при встрече с дикими животными, змеями, насекомыми и паукообразными;
знать правила поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
характеризовать автономные условия, раскрывать их опасности и порядок подготовки к ним;
иметь представление о безопасных действиях при автономном пребывании в природной среде:
ориентирование на местности, в том числе работа с компасом и картой, обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия;
классифицировать и характеризовать природные пожары и их опасности;
характеризовать факторы и причины возникновения пожаров;
иметь представления о безопасных действиях при нахождении в зоне природного пожара;
иметь представление о правилах безопасного поведения в горах;
характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние признаки и опасности;
иметь представления о безопасных действиях, необходимых для снижения риска попадания в лавину, под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня;
знать общие правила безопасного поведения на водоёмах;
знать правила купания, понимать различия между оборудованными и необорудованными пляжами;
знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
иметь представление о безопасных действиях при обнаружении тонущего человека летом и человека в полынье;
знать правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду;
характеризовать наводнения, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при наводнении;
характеризовать цунами, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне цунами;
характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при ураганах и смерчах;
характеризовать грозы, их внешние признаки и опасности;
иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу;
характеризовать землетрясения и извержения вулканов и их опасности;
иметь представление о безопасных действиях при землетрясении, в том числе при попадании под
завал;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне извержения вулкана;
раскрывать смысл понятий «экология» и «экологическая культура»;
объяснять значение экологии для устойчивого развития общества;
знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке (загрязнении атмосферы).
Предметные результаты по модулю № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи»:
раскрывать смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» и их содержание, объяснять
значение здоровья для человека;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать содержание элементов здорового образа жизни, объяснять пагубность вредных привычек;
обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья;
раскрывать понятие «инфекционные заболевания», объяснять причины их возникновения;
характеризовать механизм распространения инфекционных заболеваний, выработать навыки соблюдения мер их профилактики и защиты от них;
иметь представление о безопасных действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
характеризовать основные мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения
(эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия);
раскрывать понятие «неинфекционные заболевания» и давать их классификацию;
характеризовать факторы риска неинфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
знать назначение диспансеризации и раскрывать её задачи;
раскрывать понятия «психическое здоровье» и «психическое благополучие»;
объяснять понятие «стресс» и его влияние на человека;
иметь навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывать способы саморегуляции эмоциональных состояний;
раскрывать понятие «первая помощь» и её содержание;
знать состояния, требующие оказания первой помощи;
знать универсальный алгоритм оказания первой помощи; знать назначение и состав аптечки первой помощи;
иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях;
характеризовать приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Предметные результаты по модулю № 9 «Безопасность в социуме»:
характеризовать общение и объяснять его значение для человека;
характеризовать признаки и анализировать способы эффективного общения;
раскрывать приёмы и иметь навыки соблюдения правил безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе;
раскрывать признаки конструктивного и деструктивного общения;
раскрывать понятие «конфликт» и характеризовать стадии его развития, факторы и причины развития;
иметь представление о ситуациях возникновения межличностных и групповых конфликтов;
характеризовать безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
иметь навыки безопасного поведения для снижения риска конфликта и безопасных действий при
его опасных проявлениях;
характеризовать способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора);
иметь представление об опасных формах проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и
буллинг;
характеризовать манипуляции в ходе межличностного общения;
раскрывать приёмы распознавания манипуляций и знать способы противостояния ей;
раскрывать приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и знать способы
защиты от них;
харатеризовать современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, знать правила безопасного поведения;
иметь навыки безопасного поведения при коммуникации с незнакомыми людьми.
Предметные результаты по модулю № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
раскрывать понятие «цифровая среда», её характеристики и приводить примеры информационных
и компьютерных угроз;
объяснять положительные возможности цифровой среды;
характеризовать риски и угрозы при использовании Интернета;
знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения
опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
характеризовать опасные явления цифровой среды;
классифицировать и оценивать риски вредоносных программ и приложений, их разновидностей;
иметь навыки соблюдения правил кибергигиены для предупреждения возникновения опасных ситуаций в цифровой среде;
характеризовать основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и характеризовать
его признаки;
раскрывать приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
характеризовать противоправные действия в Интернете;
иметь навыки соблюдения правил цифрового поведения, необходимых для снижения рисков и
угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы);
характеризовать деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности;
иметь навыки соблюдения правил безопасного использования Интернета, необходимых для снижения рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.
Предметные результаты по модулю № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм», раскрывать их содержание, характеризовать причины, возможные варианты проявления и их последствия;
раскрывать цели и формы проявления террористических актов, характеризовать их последствия;
раскрывать основы общественно-государственной системы, роль личности в противодействии
экстремизму и терроризму;
знать уровни террористической опасности и цели контртеррористической операции;
характеризовать признаки вовлечения в террористическую деятельность;
иметь навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и безопасных действий при
обнаружении признаков вербовки;
иметь представление о признаках подготовки различных форм терактов, объяснять признаки подозрительных предметов, иметь навыки безопасных действий при их обнаружении;
иметь представление о безопасных действиях в случае теракта (нападение террористов и попытка
захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв
взрывного устройства).
Тематическое планирование по учебному предмету «ОБЗР» 8 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Кол-во
академ.
часов
Виды деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» - 4 часа
1
Роль безопасности в жизни человека, общества, государства
2
Чрезвычайные
ситуации природного, техногенного и биолого-социального
характера
3
Мероприятия по
оповещению и
защите населения при ЧС и
возникновении
угроз военного
1
Объясняют значение Конституции
Российской Федерации. Раскрывают
содержание 2, 4, 20, 41, 42, 58,59 статей Конституции Российской Федерации. Поясняют их значение для личности и общества. Объясняют значение
Стратегии национальной безопасности. Раскрывают понятия «национальные интересы» и «угрозы национальной безопасности. Приводят примеры
1
Раскрывают классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабам и источникам возникновения. Приводят
примеры. Изучают способы информирования и оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях. Перечисляют основные этапы развития гражданской обороны, характеризуют роль
гражданской обороны при ЧС и угрозах военного характера. Вырабатывают навыки безопасных действий при
получении сигнала «Внимание всем!»
Изучают средства индивидуальной и
коллективной защиты населения, вырабатывают
навыки
пользования
фильтрующим противогазом. Объясняют порядок действий населения при
объявлении эвакуации. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
1
Характеризуют современное состояние Вооружённых Сил Российской
Федерации. Приводят примеры применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с неонацизмом и международным терроризмом.
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
характера
4
Защита Отечества как долг и
обязанность
гражданина
Раскрывают понятия «воинская обязанность», «военная служба». Раскрывают содержание подготовки к службе
в армии
1
Характеризуют современное состояние Вооружённых Сил Российской
Федерации. Приводят примеры применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с неонацизмом и международным терроризмом.
Раскрывают понятия «воинская обязанность», «военная служба». Раскрывают содержание подготовки к службе
в армии
Библиотека ЦОК
Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний» - 9 часов
5
Вооруженные
Силы Российской Федерации
– защита нашего
Отечества
6
Состав и назначение Вооруженных Сил
Российской Федерации
7
Основные образцы вооружения и
военной техники
Вооруженных
Сил Российской
Федерации (ос-
1
Объясняют значение Конституции
Российской Федерации. Раскрывают
содержание 2, 4, 20, 41, 42, 58,59 статей Конституции Российской Федерации. Поясняют их значение для личности и общества. Объясняют значение
Стратегии национальной безопасности. Раскрывают понятия «национальные интересы» и «угрозы национальной безопасности. Приводят примеры
Библиотека ЦОК
1
Актуализируют информацию о видах
и родах Вооруженных Сил Российской
Федерации. Формируют понимание
функций и задач Вооруженных Сил
Российской Федерации на современном этапе. Актуализируют информацию о видах и родах Вооруженных
Сил Российской Федерации. Формируют понимание функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.
Библиотека ЦОК
1
Формируют представления об основных образцах вооружения и военной
техники. Классифицируют виды вооружения и военной техники. Рассказывают об основных тактикотехнических характеристиках вооружения и
Библиотека ЦОК
новы технической подготовки
и связи)
8
Организационно-штатная
структура мотострелкового отделения (взвода)
(тактическая
подготовка)
9
Виды, назначение и тактикотехнические характеристики
стрелкового
оружия и ручных
гранат Вооруженных Сил
Российской Федерации (огневая
подготовка)
10
11
Общевоинские
уставы – закон
жизни Вооруженных Сил
Российской Федерации
Военнослужащие и взаимоотношения между
ними (общевоинские уставы)
военной техники
1
Формируют представление об организационной структуре отделения и задачах личного состава в бою. Классифицируют современные виды средств
экипировки военнослужащего и элементов бронезащиты. Вырабатывают
алгоритм надевания экипировки и
средств бронезащиты
Библиотека ЦОК
1
Актуализируют информацию о вооружении
отделения
и
тактикотехнических характеристиках стрелкового оружия. Классифицируют виды
стрелкового оружия и ручных гранат.
Рассказывают о перспективах развития
стрелкового оружия
Библиотека ЦОК
1
Актуализируют информацию об истории создания уставов, а также этапов
становления современных общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Классифицируют
состав современных общевоинских
уставов, а также направления их деятельности для повседневной жизнедеятельности войск
Библиотека ЦОК
1
Рассказывают о принципах единоначалия, принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации. Формируют представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях. Актуализируют информацию о порядке отдачи приказа (приказания) и их выполнения. Классифицируют воинские
звания и образцы военной формы
одежды
Библиотека ЦОК
12
13
Воинская дисциплина, ее сущность и значение
Строевые приёмы и движение
без оружия
(строевая подготовка)
1
Актуализируют знания о воинской
дисциплине. Формируют понимание
сущности воинской дисциплины и ее
значение. Рассказывают о принципах
достижения твердой воинской дисциплины. Оценивают риски нарушения
воинской дисциплины. Вырабатывают
модель
поведения
в
воинском
коллективе
Библиотека ЦОК
1
Объясняют
основные
положения
Строевого устава. Объясняют обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Перечисляют строевые приёмы на месте. Выполняют
строевые приёмы. Вырабатывают
навык выполнения строевых приемов
на месте без оружия
Библиотека ЦОК
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» - 2 часа
14
15
Основы
безопасности
жизнедеятельнос
ти
Правила поведения в опасных и
чрезвычайных
ситуациях
1
Характеризуют значение безопасности
жизнедеятельности для человека. Раскрывают смысл понятий «опасность»,
«безопасность», «риск», «культура
безопасности
жизнедеятельности».
Классифицируют и характеризуют источники опасности. Раскрывают и
обосновывают общие принципы безопасного поведения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
1
Характеризуют значение безопасности
жизнедеятельности для человека. Раскрывают смысл понятий «опасность»,
«безопасность», «риск», «культура
безопасности
жизнедеятельности».
Классифицируют и характеризуют источники опасности. Раскрывают и
обосновывают общие принципы безопасного поведения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют значение
безопасности жизнедеятельности для
человека. Раскрывают смысл понятий
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eac746
«опасность», «безопасность», «риск»,
«культура безопасности жизнедеятельности». Классифицируют и характеризуют источники опасности. Раскрывают и обосновывают общие
принципы безопасного поведения.
Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Модуль № 4 «Безопасность в быту» - 6 часов
16
17
Основные опасности в быту.
Предупреждение
бытовых отравлений
Предупреждение
бытовых травм
1
Классифицируют основные источники
опасности в быту. Объясняют права
потребителя, вырабатывают навыки
безопасного выбора продуктов питания. Характеризуют бытовые отравления и причины их возникновения.
Изучают правила безопасного поведения при использовании средств бытовой химии. Вырабатывают навыки
безопасных действий при сборе ртути
в домашних условиях. Раскрывают
признаки отравления, вырабатывают
навыки
профилактики
пищевых
отравлений. Объясняют правила и
приёмы оказания первой помощи при
отравлениях (поступлении токсичного
вещества через рот), вырабатывают
навыки безопасных действий при
отравлениях, промывании желудка.
Моделируют реальные ситуации и
решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eac8c2
1
Характеризуют бытовые травмы и
объясняют правила их предупреждения. Объясняют правила безопасного
обращения с инструментами. Объясняют меры предосторожности от укусов различных животных. Объясняют
правила и вырабатывают навыки оказания первой помощи при ушибах, переломах, растяжении, вывихе, травмах
головы, укусах животных, кровотечениях. Объясняют правила комплектования и хранения домашней аптечки.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eac8c2
Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи
18
19
20
Безопасная эксплуатация бытовых приборов и
мест общего
пользования
Пожарная
безопасность в
быту
Предупреждение
ситуаций
криминального
характера
1
Объясняют правила безопасного поведения и вырабатывают навыки безопасных действий при обращении с
газовыми и электрическими приборами, при опасных ситуациях в подъезде
и лифте. Объясняют правила и вырабатывают навыки приёмов оказания
первой помощи при отравлении газом
(поступлении токсичного вещества через дыхательные пути) и электротравме. Моделируют реальные ситуации и
решают ситуационные задачи
1
Характеризуют пожар, его факторы и
стадии развития. Объясняют условия и
причины возникновения пожаров, характеризуют их возможные последствия. Вырабатывают навыки безопасных действий при пожаре дома, на
балконе, в подъезде, в лифте. Вырабатывают навыки правильного использования первичных средств пожаротушения, оказания первой помощи.
Объясняют права, обязанность и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Объясняют правила и вырабатывают навыки вызова
экстренных служб и объясняют порядок взаимодействия с ними. Раскрывают ответственность за ложные сообщения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи
1
Характеризуют меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом. Характеризуют ситуации
криминогенного характера. Объясняют правила поведения с малознакомыми людьми. Объясняют правила
поведения и вырабатывают навыки
безопасных действий при попытке
проникновения в дом посторонних.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eacdf4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eacf84
Библиотека ЦОК
Моделируют реальные ситуации и
решают ситуационные задачи
21
Безопасные действия при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения
1
Классифицируют аварийные ситуации
в коммунальных системах жизнеобеспечения. Объясняют правила подготовки к возможным авариям в коммунальных системах жизнеобеспечения.
Вырабатывают навыки безопасных
действий при авариях в коммунальных
системах
жизнеобеспечения.
Моделируют реальные ситуации и
решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ead51a
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте» - 7 часов
22
23
24
Правила
дорожного
движения
Безопасность
пешехода
Безопасность
пассажира
1
Характеризуют правила дорожного
движения и объясняют их значение.
Перечисляют и характеризуют участников дорожного движения и элементы дороги. Характеризуют условия
обеспечения безопасности участников
дорожного движения. Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5ead68c
1
Характеризуют правила дорожного
движения и объясняют их значение.
Перечисляют и характеризуют участников дорожного движения и элементы дороги. Характеризуют условия
обеспечения безопасности участников
дорожного движения. Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eaefa0
1
Характеризуют правила дорожного
движения для пассажиров. Объясняют
обязанности пассажиров маршрутных
транспортных средств.
Объясняют
правила применения ремня безопасности
и
детских
удерживающих
устройств. Вырабатывают навыки безопасных действий пассажиров при
опасных и чрезвычайных ситуациях в
маршрутных транспортных средствах.
Объясняют правила поведения пасса-
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eaf78e
жира мотоцикла. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные
задачи
25
26
Безопасность
водителя
Безопасные действия при дорожнотранспортных
происшествиях
27
Безопасность
пассажиров на
различных видах
транспорта
28
Первая помощь
при чрезвычайных ситуациях
на транспорте
1
Характеризуют правила дорожного
движения для водителя велосипеда,
мопеда и лиц, использующих средства
индивидуальной мобильности. Характеризуют дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста. Объясняют правила подготовки и
вырабатывают навыки безопасного
использования велосипеда. Объясняют
требования правил дорожного движения к водителю мотоцикла. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eaf946
1
Классифицируют
дорожнотранспортные происшествия и характеризуют причины их возникновения.
Вырабатывают навыки безопасных
действий
очевидца
дорожнотранспортного происшествия. Объясняют порядок действий при пожаре на
транспорте. Моделируют реальные
ситуации и решают ситуационные
задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eafef0
1
Характеризуют особенности и опасности на различных видах транспорта
(внеуличного,
железнодорожного,
водного, воздушного). Раскрывают
обязанности пассажиров отдельных
видов транспорта. Вырабатывают
навыки безопасного поведения пассажиров при опасных и чрезвычайных
ситуациях на отдельных видах транспорта.
Моделируют
реальные
ситуации и решают ситуационные
задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eafd42
1
Объясняют правила и вырабатывают
навыки оказания первой помощи при
различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb0210
Характеризуют способы извлечения
пострадавшего из транспорта. Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах» - 6 часов
29
Основные опасности в общественных местах
30
Правила безопасного поведения при посещении массовых
мероприятий
31
Пожарная безопасность в общественных местах
32
Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера
33
34
Резервный урок
1
Классифицируют общественные места. Характеризуют потенциальные
источники опасности в общественных
местах. Объясняют правила вызова
экстренных служб и порядок взаимодействия с ними
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb038c
1
Характеризуют массовые мероприятия
и объясняют правила подготовки к
ним. Вырабатывают навыки безопасного поведения при беспорядках в местах массового пребывания людей.
Вырабатывают навыки безопасных
действий при попадании в толпу и
давку.
Моделируют
реальные
ситуации и решают ситуационные
задачи.
Библиотека ЦОК
1
1
2
Вырабатывают навыки безопасных
действий при обнаружении угрозы
возникновения пожара. Объясняют
правила и вырабатывают навыки безопасных действий при эвакуации из
общественных мест и зданий. Вырабатывают навыки безопасных действий
при обрушениях зданий и сооружений.
Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Характеризуют опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах. Вырабатывают навыки безопасных действий в
ситуациях криминогенного и антиобщественного характера, при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в
условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и
освобождении заложников. Вырабаты-
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb0c10
вают навыки действий при взаимодействии с правоохранительными органами. Моделируют реальные ситуации и
решают ситуационные задачи
Резервное время - 2 часа (из них АКР – 2 часа)
Итого по программе - 34 часа. КР – 0, ПР - 0
Тематическое планирование по учебному предмету «ОБЗР»
9 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
Кол-во
академ.
часов
Виды деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Модуль № 1 «Безопасность в природной среде» - 9 часов
1
2
Правила безопасного поведения в
природной среде
Безопасные действия при автономном существовании в природной среде
1
Классифицируют и характеризуют природные чрезвычайные ситуации. Характеризуют самых распространенных опасных животных, змей, насекомых,
паукообразных, ядовитые
грибы и растения. Раскрывают правила поведения
для снижения риска встречи
с дикими животными. Вырабатывают навыки безопасных
действий
при
встрече с дикими животными, укусах змей, паукообразных и насекомых.
Раскрывают правила поведения для снижения риска
отравления ядовитыми грибами
и
растениями.
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
1
Характеризуют автономные
условия, раскрывают их
опасности и порядок подготовки к ним. Вырабатывают
навыки безопасных действий при автономном пребывании в природной среде:
ориентирование
на
местности, в том числе работа с компасом и картой,
обеспечение ночлега и питания, разведение костра,
подача сигналов бедствия.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14
e4
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
3
4
5
Пожарная безопасность в природной среде
Безопасное
поведение в
горах
Безопасное
поведение на
водоёмах
1
Классифицируют и характеризуют природные пожары и их опасности. Характеризуют факторы и причины возникновения пожаров.
Вырабатывают навыки безопасных
действий
при
нахождении в зоне природного пожара. Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные
задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0ef
e
1
Раскрывают правила безопасного поведения в горах.
Характеризуют
снежные
лавины, камнепады, сели,
оползни, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных
действий, необходимых для
снижения риска попадания
в лавину, под камнепад, при
попадании в зону селя, при
начале
оползня.
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1ac
0
1
Объясняют общие правила
безопасного поведения на
водоёмах. Характеризуют
разницу оборудованного и
необорудованного пляжа.
Вырабатывают навыки безопасных действий при обнаружении тонущего человека летом и человека в полынье. Раскрывают правила
поведения при нахождении
на плавсредствах и на льду.
Моделируют
реальные
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1d
a4
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
6
7
8
Безопасные действия при наводнении, цунами
Безопасные действия при урагане, смерче, грозе
Безопасные действия при землетрясении, извержении вулкана
1
Характеризуют наводнения,
их внешние признаки и
опасности. Вырабатывают
навыки безопасных действий при наводнении. Характеризуют цунами, их
внешние признаки и опасности.
Вырабатывают
навыки безопасных действий при нахождении в
зоне цунами. Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные
задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb20
9c
1
Характеризуют
ураганы,
смерчи, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных
действий при ураганах,
смерчах.
Характеризуют
грозы, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных
действий при попадании в
грозу.
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные
задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb22
2c
1
Характеризуют землетрясения и извержения вулканов
и их опасности. Вырабатывают навыки безопасных
действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал. Вырабатывают навыки безопасных
действий при нахождении в
зоне извержения вулкана.
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb23
a8
ситуационные задачи
Экология и её
значение для
устойчивого развития общества
9
1
Раскрывают смысл понятий
«экология» и «экологическая культура». Объясняют
значение экологии для
устойчивого развития общества. Раскрывают правила безопасного поведения
при неблагоприятной экологической обстановке (загрязнении атмосферы).
Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Модуль № 2 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи» - 7 часов
10
11
Общие
представления о
здоровье
Предупреждение
и защита от инфекционных заболеваний
1
Раскрывают смысл понятий
«здоровье» и «здоровый
образ жизни» и их содержание, объясняют значение
здоровья для человека. Характеризуют факторы, влияющие на здоровье человека. Раскрывают содержание
элементов здорового образа
жизни, объясняют пагубность вредных привычек.
Обосновывают личную ответственность за сохранение здоровья. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb27
9a
1
Раскрывают понятие «инфекционные заболевания»,
объясняют причины их возникновения. Характеризуют
механизм распространения
инфекционных
заболеваний, вырабатывают навыки
соблюдения мер их профилактики и защиты от них.
Вырабатывают навыки безопасных действий при возникновении чрезвычайных
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2c
0e
ситуаций
биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия).
Характеризуют основные
мероприятия, проводимые
государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время
чрезвычайных
ситуаций
биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия). Моделируют реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
12
13
Профилактика
неинфекционных
заболеваний
Психическое
здоровье и психологическое
благополучие
1
Раскрывают понятие «неинфекционные
заболевания» и дают их классификацию. Характеризуют факторы риска неинфекционных заболеваний. Вырабатывают навыки соблюдения
мер профилактики неинфекционных заболеваний и
защиты от них. Объясняют
назначение диспансеризации и раскрывают её задачи. Моделируют реальные
ситуации и решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2d
94
1
Раскрывают понятия «психическое здоровье» и «психическое
благополучие».
Объясняют
понятие
«стресс» и его влияние на
человека.
Вырабатывают
навыки соблюдения мер
профилактики стресса, раскрывают способы саморегуляции эмоциональных состояний.
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb30
78
задачи
14
Первая помощь
при неотложных
состояниях
1
15
Практикум для
отработки практических навыков первой помощи и психологической поддержки, решения
кейсов, моделирования ситуаций
1
16
Практикум для
отработки практических навыков первой помощи и психологической поддержки, решения
кейсов, моделирования ситуаций
1
Раскрывают понятие «первая помощь». Изучают состояния, требующие оказания первой помощи и мероприятия по оказанию первой помощи. Анализируют
универсальный
алгоритм
оказания первой помощи.
Характеризуют назначение
и состав аптечки первой
помощи.
Вырабатывают
навыки действий при оказании первой помощи в
различных ситуациях. Характеризуют приёмы психологической
поддержки
пострадавшего. Моделируют реальные ситуации и
решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb35
0a
https://m.edsoo.ru/f5eb36
7c
Вырабатывают навыки действий при оказании первой
помощи в различных ситуациях. Характеризуют приёмы психологической поддержки
пострадавшего.
Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Модуль № 3 «Безопасность в социуме» - 6 часов
17
Общение –
основа
социального
1
Характеризуют общение и
объясняют его значение для
человека.
Анализируют
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3ca
8
взаимодействия
способы эффективного общения. Раскрывают приёмы
и вырабатывают навыки соблюдения правил безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе.
Раскрывают признаки конструктивного и деструктивного общения. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные задачи
18
Безопасные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций
19
Безопасные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций
Раскрывают понятие «конфликт» и характеризуют
стадии его развития, факторы и причины развития.
Анализируют условия и ситуации
возникновения
межличностных и групповых конфликтов. Характеризуют безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций. Вырабатывают навыки безопасного поведения для снижения риска конфликта и безопасных действий при его
опасных проявлениях. Характеризуют способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора).
Анализируют
опасные формы проявления
конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг.
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
20
Манипуляция и
способы противостоять ей
1
21
Манипуляция и
1
1
1
Характеризуют манипуляции в ходе межличностного
общения. Раскрывают приёмы распознавания манипуляций и анализируют
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb42
5c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb42
5c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb40
ea
Библиотека ЦОК
способы противостоять ей
22
Современные
увлечения. Их
возможности и
риски
способы
противостояния
ей.
Раскрывают приёмы
распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред
жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную
деятельность) и анализируют способы защиты от них.
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
1
https://m.edsoo.ru/f5eb40
ea
Характеризуют особенности современных увлечений
с точки зрения их возможностей и опасностей. Вырабатывают навыки безопасной коммуникации с незнакомыми людьми. Моделируют реальные ситуации и
решают ситуационные задачи
Модуль № 4 «Безопасность в информационном пространстве» - 5 часов
23
Цифровая среда ее возможности и
риски
1
Раскрывают понятие «цифровая среда», её характеристики и приводят примеры
информационных и компьютерных угроз. Объясняют
положительные возможности цифровой среды Характеризуют риски и угрозы
при использовании Интернета. Анализируют общие
принципы безопасного поведения, необходимые для
предупреждения возникновения опасных ситуаций в
личном цифровом пространстве.
Моделируют
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb45
68
реальные
решают
задачи
24
Вредоносные
программы и
приложения, способы защиты от
них
25
Опасный и запрещенный контент: способы
распознавания и
защиты
26
Деструктивные
течения в интернете, их признаки, опасности
27
Правила безопасного поведения в
цифровой среде
1
1
1
1
ситуации
и
ситуационные
Характеризуют опасные явления цифровой среды.
Классифицируют и анализируют вредоносные программы и приложения и их
разновидности. Вырабатывают навыки соблюдения
правил кибергигиены для
предупреждения возникновения опасных ситуаций в
цифровой
среде.
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные задачи
Характеризуют основные
виды опасного и запрещённого контента в Интернете
и характеризуют его признаки. Раскрывают приёмы
распознавания опасностей
при использовании Интернета. Характеризуют противоправные действия в
Интернете. Вырабатывают
навыки соблюдения правил
цифрового поведения, необходимых для снижения
рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации
и
группы).
Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные
задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46
da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46
da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb48
42
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46
da
Модуль № 5 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» - 7 часов
28
Сущность понятий "терроризм"
и "экстремизм"
1
Объясняют понятия «экстремизм» и «терроризм»,
раскрывают их содержание,
характеризуют
причины,
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46
da
возможные варианты проявления и их последствия.
Раскрывают цели и формы
проявления террористических актов, характеризуют
их последствия. Раскрывают основы общественногосударственной системы,
роль личности в противодействии экстремизму и
терроризму.
Объясняют
уровни террористической
опасности
и
цели
контртеррористической
операции
29
Основы общественногосударственной
системы противодействия экстремизму и терроризму
1
30
Основы общественногосударственной
системы противодействия экстремизму и терроризму
1
Характеризуют
признаки
вовлечения в террористическую деятельность. Вырабатывают навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и
безопасных действий при
обнаружении
признаков
вербовки.
Анализируют
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, объясняют признаки
подозрительных предметов.
Вырабатывают навыки безопасных действий при их
обнаружении. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
31
Опасности вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность, меры защиты
1
Правила безопасного поведения
при угрозе и совершении террористического акта
32,
33
Резервный урок
1
2
Характеризуют
признаки
вовлечения в террористическую деятельность. Вырабатывают навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и
безопасных действий при
обнаружении
признаков
вербовки.
Анализируют
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, объясняют признаки
подозрительных предметов.
Вырабатывают навыки безопасных действий при их
обнаружении. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные задачи
Библиотека ЦОК
Характеризуют
правила
безопасного поведения в
условиях совершения теракта. Вырабатывают навыки безопасных действий в
условиях совершения терактов (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт,
наезд транспортного средства, подрыв взрывного
устройства). Моделируют
реальные
ситуации
и
решают
ситуационные
задачи
Библиотека ЦОК
Резервное время - 2 часа (из них АКР – 2 часа)
Итого по программе - 34 часа. КР – 0, ПР - 0