ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» 10-11 КЛАСС пгт. Уральский, 2023 год Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», 10-11 класс Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство ифинансы. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся в вопросы самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации: организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального карьерногопути. Профориентационная диагностика и разбор результатов 1) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль». Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать профиль обучения и направления развития. Методика предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). 2) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступнапрофориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения). Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся получает рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее» («Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет- платформе https://bvbinfo.ru/). Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) (1 час) В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают школьники при подборе профессионального образования. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие 1) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1). Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность. 2) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения. Методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет- платформе https://bvbinfo.ru/). Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежныхотраслей. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получениецифрового артефакта). Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежныхотраслей. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) 1) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час) Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика. 2) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения). Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится по желанию обучающихся). Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежныхотраслей. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональнойдеятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) Обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об основных рабочих задачах гражданских государственных служащих в различных органах государственного управления, узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах и особенностях трудоустройства в органы государственного управления; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в государственных структурах. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости собственных усилий для достижения успеха, совершенствование субъектной позиции, развитие социальнопсихологических качеств личности. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежныхотраслей. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежныхотраслей. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социально-экономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежныхотраслей. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»(моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi». 2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров. 3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКСприродоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»). 4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»). Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог. 6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом». 7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +». 8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/). Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональнойобластью. – Постановка задачи и подготовительно-обучающийэтап. – Практическое выполнениезадания. – Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифровогоартефакта). Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», 10 - 11 класс Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества. В сфере патриотического воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. В сфере духовнонравственного воспитания: способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности. В сфере эстетического воспитания: способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений. В сфере трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. В сфере экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества. В сфере ценности научного познания: совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными познавательными действиями: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов. В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями: владеть различными способами общения и взаимодействия; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. В сфере овладения универсальными регулятивными действиями: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; оценивать приобретенный опыт. Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», 10-11 класс Кол-во Форма Электронные Тема академи Виды проведени (цифровые) № занятия ческих деятельности я образовательн часов занятий ые ресурсы Актуализация процессов профессионального самоопределения на основе знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных отраслей экономического развития страны. Формирование представлений о современных универсальных компетенциях, предъявляемых к специалистам Платформа из различных отраслей. проекта Вводный Повышение познавательного «Билет в урок «Моя интереса и компетентности Беседа,пра будущее»: 1. Россия – 1 обучающихся в построении ктикум https://bvbinfo.ru/ мои своей карьерной траектории Конструктор горизонты» развития. Просмотр будущего (bvbвидеороликов, дискуссии, kb.ru) обсуждения, игры и практические задания на занятие. В рамках самостоятельной работы рекомендуется провести анализ полученного опыта: работа с памятками и материалами занятий, знакомство с онлайнинструментом «Примерочная профессий» https://bvbinfo.ru/suits «Открой Каждому компоненту посвящен Беседа,пра Платформа 2. 1 своё отдельный блок занятия, в ктикум проекта № Тема занятия Кол-во академи ческих часов будущее» 3. Профориент ационная диагностика №1«Мой профиль» 1 Виды деятельности Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) рамках которого обучающиеся обмениваются мнениями (дискуссии, обсуждения), смотрят видеоролики, выполняют практические задания, заполняют анкетыподсказки, принимают участие в играх и упражнениях, в рамках которых отвечают на вопросы (1 час): ‒ Что такое профессия? ‒ Насколько разнообразен мир профессий? ‒ Какие существуют профессиональные направления? ‒ Как выбрать соответствующий профессиональным запросам уровень образования? В рамках самостоятельной работы заполнение таблицы по видам образования, знакомство сонлайн-инструментом «Примерочная профессий», заполнение анкеты саморефлексии (для участников проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе проекта https://bvbinfo.ru/). ‒ Для педагогических работников, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», материалы доступны на цифровой платформе profmin.bvbinfo.ru Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика «Мой профиль». Профориентационная диагностика проводится на Платформа персональном компьютере проекта (телефоне) с устойчивым «Билет в доступом в Интернет. После Диагностик будущее»: прохождения диагностики а,проба https://bvbinfo.ru/ рекомендуется провести разбор Конструктор полученных результатов будущего (bvbметодики, обратив внимание на: kb.ru) – Шкальный профиль профессиональных интересов: высокие результаты (яркие интересы) и низкие результаты (отсутствие интереса к данной сфере). – Рекомендованные профильные классы. – № 4. Тема занятия «Система образования России». «Пробую профессию в сфере науки 5. и образования » Кол-во академи ческих часов 1 1 Виды деятельности Словесные описания интересов обучающегося. – Рекомендованное дополнительное образование на основе интересов обучающегося. Результаты: ‒ понимание обучающимся своих профессиональных интересов; ‒ понимание обучающимся рекомендованных ему профилей обучения и дополнительного образования. Обучающимся также доступны для самостоятельного прохождения следующие диагностические методики: – «Включенность в выбор профессии» – диагностика направлена на оценку готовности ребенка к выбору профессии и позволяет определить, насколько ребенок погружен в вопросы выбора, готов ли он совершать для этого необходимые шаги, и как представляет свои возможности. Диагностика занимает около 7 минут. Просмотр видеоролика о значении образования для профессионального будущего человека. Участие в его обсуждении. Беседа об особенностях среднего и высшего образования с опорой на таблицу. Фронтальная работа со схемой, представляющей уровни высшего образования. Групповая работа: составление схемы образовательной траектории героев по описанию их профессионального пути. Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью – наука и образование. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № 6. Тема занятия «Россия в деле» «Мои ориентиры» Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы за персональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробы самостоятельно в качестве домашнего задания. Просмотр видеосюжетов, обсуждение в формате дискуссий, оценки познавательного интереса и формирования ценности труда к профессиям в предложенных сферах экономического развития (на выбор): Импортозамещение: Системы управления судами, которыми оснащены российские порты и суда – импортные. Российская компания создала Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия Кол-во академи ческих часов Виды деятельности программно-аппаратный комплекс, который полностью заместил иностранные аналоги. ЭКНИС – электронная картографическая навигационноинформационная система. Амбициозный высокотехнологичный проект. Кроме этого, в России созданы морские навигационные тренажеры для обучения тех, кто будет в ближайшем будущем водить суда по мировому океану. Ранее и эти тренажеры поставлялись к нам исключительно из других стран. Отечественными стали и малые космические аппараты, созданные по самым последним современным технологиям. Они уже на орбите. Авиастроение: ‒ Авиастроение: Современные достижения отечественного авиастроения. В Жуковском стоят МС-21, которые уже прошли все необходимые испытания и ждут сертификации. В Москве корпорация "Иркут" проводит испытания Суперджета на стенде "Электронная птица", собирает новые модификации кабин пилотов на панелях. В Казани налажено производство Ту-214. Первые серийные самолеты, которые будут служить гражданской авиации, собирают специалисты высокого класса, владеющие личным клеймом. То есть каждый из них отвечает за качество нового лайнера. Цикл сборки — 18 месяцев. Самолет сертифицирован по всем международным правилам. Судовождение: Российские специалисты первые в мире разработали автономную систему судовождения, которая уже работает на некоторых судах. Качество – безопасность – эффективность – главные принципы работы отечественных Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы № 7. Тема занятия «Россия промышлен ная» Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности морских систем. Судостроение: В Санкт-Петербурге на верфи сняты готовое электросудно, а также суда, которые пока только собираются. Специалисты "Морсвязьавтоматики" поставляют двигатели, узлы, микросхемы для сборки электросудов. Этот экологически чистый вид речного транспорта сегодня уже принимают Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде на заводе "Красное Сормово" начали собирать судакраболовы. Пока страна в начале пути. Завод выполняет заказ на первые пять, которые будут ходить в Баренцевом море. Российские краболовы способны осуществлять полный цикл по вылову и производству замороженной, вакуумированной продукции. Лесная промышленность: Работа лесоперерабатывающего и лесозаготовительного комплекса. Главные достижения и пути развития. Современная техника и технологии на делянках Вологодской области. Завод по производству фанеры. Питомник, где выращивают елочки, которыми засаживают отработанные делянки, сохраняя «зеленый» баланс нашей страны Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в сфере промышленности с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование и прогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формирование профориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Пробую профессию в 8. сфере промышлен ности» Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности будущего» с учетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере промышленности. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы за персональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Диагности ка, проба Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Россия цифровая: узнаю достижения 9. страны в области цифровых технологий» «Пробую профессию в 10. области цифровых технологий» Кол-во академи ческих часов 1 1 Виды деятельности демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробы самостоятельно в качестве домашнего задания Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в области экономики и предпринимательства с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование и прогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формирование профориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» с учетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере цифровых технологий. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № 11. Тема занятия «Россия в деле» Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайн пробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы за персональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробы самостоятельно в качестве домашнего задания Просмотр видеосюжетов, обсуждение в формате дискуссий, оценки познавательного интереса и формирования ценности труда к профессиям в предложенных сферах экономического развития (на выбор): Медицина: Медицина очень интенсивно развивается. Произошли взрывы знаний, просто выдающиеся открытия сделаны. Появились возможности выращивать новые клетки, новые ткани, новые органы, это начальный этап этой науки, которая называется регенеративная медицина. Реабилитация: Развитие и создание отечественного оборудования для реабилитации и физиотерапии. Генетика: Прогресс человечества связывают с использованием Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Россия инженерная: узнаю достижения 12. страны в области инженерног о дела» «Пробую профессию в 13. инженерной сфере» Кол-во академи ческих часов 1 1 Виды деятельности генетических организмов. Сегодня российские ученые научились конструировать живые объекты. Генетические технологии проникли во все сферы экономики. И это не опасно для человека! Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в сфере инженерного дела с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование и прогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формирование профориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» с учетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере инженерного дела (инженерии). Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайнпробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия Кол-во академи ческих часов «Государств енное управление и 14. общественна я безопасност ь» 1 «Пробую профессию в сфере 15. управления и безопасност и» 1 Виды деятельности Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы за персональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером Просмотр видеоролика о функциях государства с последующим обсуждением. Информирование обучающихся об основных Платформа правоохранительных органах и проекта их функциях с возможным «Билет в использованием интерактивных Диагностик будущее»: заданий, дискуссий. Работа в а,проба https://bvbinfo.ru/ командах: выполнение Конструктор упражнения на соотнесение будущего (bvbпрофессий и kb.ru) правоохранительных органов. Просмотр видеоролика об особенностях работы в госструктурах с последующим обсуждением. Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, Платформа обсуждений и дискуссий. Вторая проекта часть занятия – знакомство с «Билет в профессией и профессиональной Беседа, будущее»: областью в сфере управления и практикум https://bvbinfo.ru/ безопасности. Обучающемуся Конструктор предоставляется информация о будущего (bvbпрофессии, цели и задачи kb.ru) задания (онлайнпробы), а также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу № Тема занятия Кол-во академи ческих часов «Моё 16. будущее – моя страна» 1 «Россия плодородная : о достижениях 17. агропромыш ленного комплекса страны». 1 Виды деятельности Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Групповое обсуждение, Платформа рефлексия, разбор полученного проекта опыта за первое полугодие по «Билет в результатам участия в Диагностик будущее»: профориентационных занятиях, а,проба https://bvbinfo.ru/ практические задания и Конструктор упражнения, просмотр будущего (bvbвидеороликов kb.ru) Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в сфере агропромышленного комплекса и сельского хозяйства с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание Платформа будущего (исследование и проекта прогноз на основе видео«Билет в интервью и дополнительных Беседа, будущее»: материалов); – спорить о практикум https://bvbinfo.ru/ будущем (мозговой штурм); – Конструктор очерчивать будущее будущего (bvb(формирование kb.ru) профориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» с учетом трендов, технологий, профессий, № Тема занятия «Пробую профессию в 18. аграрной сфере» «Россия здоровая: узнаю достижения 19. страны в области медицины и здравоохран ения» Кол-во академи ческих часов 1 1 Виды деятельности личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в аграрной сфере. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в сфере медицины и здравоохранения с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование и прогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Диагности ка, проба Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Пробую профессию в 20. области медицины» Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности (формирование профориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» с учетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере медицины. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы за персональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Россия добрая: узнаю о 21. профессиях на благо общества» «Пробую профессию 22. на благо общества» Кол-во академи ческих часов 1 1 Виды деятельности обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробы самостоятельно в качестве домашнего задания Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в сфере социального развития, туризма и гостеприимства с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование и прогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формирование профориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» с учетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в социальной сфере. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Диагности ка, проба Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Россия креативная: 23. узнаю творческие профессии» «Пробую 24. творческую профессию» Кол-во академи ческих часов 1 1 Виды деятельности ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в области творческой индустрии с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование и прогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формирование профориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» с учетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере творчества. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайн- Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Диагности ка, проба Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Один день в профессии» (часть 1) 25. (учитель, актер, эколог) (1 час) Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Погружение в профориентационную тематику на основе просмотра и обсуждения видеосюжетов в формате реалити-шоу. В рамках занятия предлагаются к изучению следующие профессии (на выбор): Учитель: Учитель — это призвание. Педагоги не только рассказывают общую или Платформа предметную информацию, они и проекта наставники, психологи, «Билет в способные раскрыть твой Диагностик будущее»: потенциал и направить тебя в а,проба https://bvbinfo.ru/ нужное русло, готовые всегда Конструктор подсказать и помочь. Актер: будущего (bvbТворчество – основа профессии, kb.ru) которая часто воспринимается слишком играючи. Профессиональный актер многогранен, он должен не только вживаться в роль и запоминать текст, но и виртуозно управляться своим голосом и выражать эмоции без слов. Именно поэтому их называют универсалами – в работе есть № Тема занятия «Один день в 26. профессии» (часть 2) Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности необходимость не только в перевоплощении, но и в правильной подаче, использовании потенциала на полную. Эколог: Проблема экологии – одна из наиболее актуальных и болезненных тем на сегодняшний день. Как спасти планету от климатических изменений? Что сделать, чтобы многие виды животных перестали быть редкими? Возможно ли уменьшить углеродный след, которые оставляют большие компании? Решением этих вопросов занимается целый ряд самых разных профильных специалистов с приставкой «эко». Эко-активисты, экоюристы, экопредприниматели и, конечно, профессиональные экологи Погружение в профориентационную тематику на основе просмотра и обсуждения видеосюжетов в формате реалити-шоу. В рамках занятия предлагаются к изучению следующие профессии (на выбор): Пожарный: несмотря на то, что основная задача пожарного — устранение очага возгорания, профессионал отвечает за большее, чем тушение огня. Пожарный должен уметь оказать первую помощь и психологически поддержать человека, если он в ней нуждается. Ветеринар: одна из самых сложных профессий, особенно когда твой пациент не может сказать, где и что у него болит. И речь сейчас не только о животных. Важно также чувствовать человека и найти правильный контакт с хозяином хвостатого друга, а последние тоже не всегда могут сказать, что случилось. Ветеринар должен обладать не только профессиональными навыками, Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа,пра ктикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия Профориент ационный сериал 27. проекта «Билет в будущее» (часть 1) Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы но и эмпатией, способностью помогать другим. Но несмотря на все трудности, врачи каждый день сталкиваются с чем-то новым и интересным. Повар: Кулинария – это язык, с помощью которого можно передать гармонию, счастье, красоту, иронию, культуру – в общем, все, из чего складывается наша жизнь. Повара по праву считаются новыми «рокзвездами», именно от них зависит меню, впечатление от ресторана и многое другое. Профессия, безусловно, ответственная, но очень креативная и захватывающая Просмотр профориентационного сериала, обсуждение историй героев, обмен мнением, марафон профориентационных вопросов: «Какая история вам была наиболее близка?», «Какие качества необходимы для этой профессии?», «Какие школьные предметы необходимы для данной специальности? И др. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: Платформа начальник конструкторского проекта отдела компании «ОДК«Билет в Авиадвигатели», владелец Диагностик будущее»: семейной фермы «Российские а,проба https://bvbinfo.ru/ альпаки», шеф-повар ресторана Конструктор «Peshi», мастер-пожарный будущего (bvbспециализированной пожарноkb.ru) спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене, инженертехнолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро № 28. Тема занятия «Билет в будущее» (часть 2) Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКСприродоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»), мастер участка компании «ОДКАвиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротроннонейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»). Для педагогов-навигаторов, принимающих участие в проекте «Билет в будущее» материалы для проведения занятия, доступны в цифровом инструменте проекта «Конструктор будущего» (в личном кабинете на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/). Просмотр профориентационного сериала, обсуждение историй героев, обмен мнением, марафон профориентационных вопросов: «Какая история вам была наиболее близка?», «Какие качества необходимы для этой профессии?», «Какие школьные предметы необходимы для данной специальности? И др. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог, врачпедиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом», сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +», краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог- Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Пробую профессию в 29. инженерной сфере» «Пробую профессию в 30. цифровой сфере» Кол-во академи ческих часов 1 1 Виды деятельности ортопед, клинический ординатор. Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере инженерного дела (инженерии). Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайнпробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в цифровой сфере. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Пробую профессию в 31. сфере промышлен ности» Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайн-пробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы за персональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробы самостоятельно в качестве домашнего задания Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере промышленности. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Беседа, практикум Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Пробую профессию в 32. сфере медицины» Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере медицины. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Диагности ка, проба Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Пробую профессию в 33. креативной сфере» Кол-во академи ческих часов 1 Виды деятельности использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы за персональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробы самостоятельно в качестве домашнего задания. Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью в креативной сфере. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Диагности ка, проба Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Моё 34. будущее – Моя страна» «Пробую профессию в 35. сфере промышлен ности» Кол-во академи ческих часов 1 1 Виды деятельности использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Занятие завершающего цикла по профориентационной деятельности. Анализ и осознание полученного опыт, обсуждение ключевых форматов работы (просмотр видеосюжетов, игры, задания, онлайн-пробы, диагностика и др.). Оценка индивидуальных достижений и проектирование карьерных траекторий развития: построение профессиональных планов, шагов для реализации, оценка готовности к избранной деятельности и др Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере промышленности. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайнпробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении Форма проведени я занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Диагности ка, проба Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) Диагности ка, проба Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru) № Тема занятия «Россия цифровая: узнаю достижения 36. страны в области цифровых технологий» Кол-во академи ческих часов Виды деятельности Форма проведени я занятий заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайнпробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе по заданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы за персональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробы самостоятельно в качестве домашнего задания Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в области экономики и предпринимательства с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование и прогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – Беседа, 1 очерчивать будущее практикум (формирование профориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» с учетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. Резервное время - 1час. Итого по программе - 37часов Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ Конструктор будущего (bvbkb.ru)