ВД - Разговоры о важном, 10-11 кл.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
10 - 11 КЛАСС

пгт. Уральский
2023 г.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»,
10-11 класс
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание». Возможности,
которые предоставляют проекты общества «Знание» для обучающихся различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники – чем
гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и
стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви к
своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской
Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и благополучие
граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание
участвовать в развитии своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир
возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и
«старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду,
так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с
окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем обществе. В условиях
информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической
нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они приводят к
депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести к проблемам
физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о
том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как
смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститься до
«травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях
кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный во всем
мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурноисторическое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию. Развитие
отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует
образ ее будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя,
как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и
рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую
значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное
самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие
спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральным качествами,
являются достойным примеромнастоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства. Единство
многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех народов
является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как
границы государства, это основа и залог существования современной страны. Развитие
сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего, профессии
в этой сфере очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет решает
задачи обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной независимости,
транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и формирование
высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к
технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые создают и
поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки. Основа семьи – это
любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценныемногодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья,

родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине человек несет в
себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не просто территория, это, прежде
всего то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически
сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали друг другу,
оказывали всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история
и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей.
Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные
новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних праздников
в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи
информации до появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука»,
напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к
чтению, бережное отношение к книге начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе
налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают дляграждан? Выплата налогов
– обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О
провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был полностью
освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает
правами? Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России –
государства, которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные ценности,
уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в
нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика, специалиста во многих областях
науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной в мире,
которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали
русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для
себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790— 1798); командующего русскотурецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни? Что
нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Примеры настоящей
дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим
семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать
настоящим профессионалом. Поддержка профессионального самоопределения школьников в
России. Эти вопросы волнуют подростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и
способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля.
Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали,
которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской авиации.
Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых российских самолетов.
Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные
с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова.
Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны стремиться

поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическоездоровье населения играют
важную роль в укреплении экономического потенциала и социальной стабильности страны,
повышают качество жизни каждого человека. Цирк как фантазийное и сказочное искусство.
Цирк в России, История цирка, цирковые
династии
России.
Знаменитые
навесь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники.
Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай
Гоголь–
признанный классик
русской
литературы,
автор знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей
день.Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.Соблюдать
эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель еесоздания и
деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. ВкладА. С.
Пушкина в формирование современного литературного русского языка.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном», 10-11 класс
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметныхобразовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
- уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
- осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания:
- осознание ценности жизни;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
- открытость опыту и знаниям других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
- осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
- эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
участия в программе «Разговоры о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского
литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками

самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания
произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях.
Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка и умение; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и
страны/стран изучаемого языка; сформированность умения использовать иностранный язык
как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и
самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и
человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе; сформированность умений применять исторические знания в профессиональной
и общественной
деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владении умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;сформированность представлений
об
основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества
глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков
оценивания социальной информации, умений поиска информации висточниках различного
типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: владение представлениями о современной географической науке, ее участии
в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социально- экономических и
экологических процессов и проблем; сформированность системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений
за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать
карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах
и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; сформированность
представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни
общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание значения этических

норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; владение
навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая
Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание места и роли России в
современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических
событиях в России и в мире.
Право: сформированность представлений о понятии государства, его функциях,
механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права,
законности, правоотношениях; сформированность представлений о Конституции Российской
Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового
статуса личности в Российской Федерации; сформированность умений применять правовые
знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия
законодательству Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного
поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных
ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных с
ней процессов в окружающем мире; сформированность базовых навыков и умений по
соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
Естествознание: сформированность представлений о целостной современной
естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи
человека, природы и общества; о пространственно- временных масштабах Вселенной;
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания,
повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения
окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности,
бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения
роли грамотного потребителя; сформированность представлений о научном методе познания
природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; сформированность
умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо
от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой
ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;осознание роли отечественной науки в
освоении и использовании космического пространства и развитии международного
сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об
экологических связях в системе "человек - общество - природа"; сформированность
экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия
в разных сферах деятельности; владение умениями применять экологические знания в
жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; владение
знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и
ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности

жизни; сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной
ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной
социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды,
здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность представлений о
культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической
безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также
как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; знание основ
государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту
населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного
характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом
образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности; знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности
«Разговоры о важном», 10-11 класс
Кол-во
Форма
Электронные
Тема
академи
Виды
проведени
(цифровые)
№
занятия
ческих
деятельности
я
образовательн
часов
занятий
ые ресурсы
Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика о необходимости
знаний для жизненного успеха.
Интеллекту
День
Участие в мотивационной беседе о
https://razgovor.
1.
1
альный
знаний
чертах
характера,
которые
edsoo.ru/
марафон
присущи людям с активной
жизненной позицией, о мечтах и о
том, как можно их достигнуть.
Участие во вступительной беседе о
России. Просмотр ролика о России.
Работа с
Там, где
Интерактивная викторина. Чем
https://razgovor.
2.
1
интерактив
Россия
полезны
фенологические
edsoo.ru/
нойкартой
наблюдения. Их роль в жизни
человека.
Участие во вступительной беседе.
Просмотр видеоролика о жизни и
Зоя.
подвиге Зои. Участие в беседе о
К 100том, как воспитываются черты
летию со
личности героя. Подвиг Зои был Литератур
дня
https://razgovor.
3.
1
подвигом ради жизни будущих
ная
рождения
edsoo.ru/
поколений. В защиту всего, что
гостиная
Зои
любила эта молодая девушка.
Космодем
Просмотр интерактивной карты,
ьянской
беседа о сохранении памятников
героям.
Участие во вступительной беседе.
Избирате
Просмотр видеоролика об истории
льная
Центральной
избирательной
Проблемна
система
комиссии. Обсуждение ситуаций,
https://razgovor.
4.
1
я
России
возникающих
в
связи
с
edsoo.ru/
дискуссия
(30 лет
голосованием
и
выборами.
ЦИК)
Выполнение
интерактивного
задания «Избирательная система в

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

День
учителя
(советник
5.
и по
воспитан
ию)

1

О
взаимоот
ношениях
в
коллектив
е
(Всемирн
6.
ый день
психичес
кого
здоровья,
профилак
тика
буллинга)

1

7.

По ту
сторону
экрана.
115 лет
кино в
России

1

Виды
деятельности
России».
Просмотр видеоролика. Участие в
командной работе: каким должен
быть
современный
Учитель?
(создание кластера). Участие в
дискуссии
на
одну
из
предложенных тем: «Если бы я был
учителем,
какими
качествами
обладал…, как относился бы к
ученикам…, как готовился к
занятиям…,
какие
вспомогательные
средства
использовал
для
проведения
уроков?»; «Чем может помочь
советник по воспитанию?»
Мотивационная
беседа
о
взаимосвязи
физического
и
психического
здоровья.
Игра
«Верю - не верю» о стереотипах в
отношении здоровья и здорового
образа жизни. Просмотр отрывков
из мультфильмов и фильмов,
обсуждение их. Беседа о буллинге,
его причинах и вреде, который он
причиняет человеку. Мастер-класс
«Магия игры», в ходе которого
школьники участвуют в игровых
упражнениях, помогающих снять
стресс
и
психологическое
напряжение,
выплеснуть
негативные эмоции. Мозговой
штурм
«Мои
правила
благополучия», в ходе которого
школьники составляют список
лайфхаков класса о том, как
подростку
справляться
со
стрессами, излишним давлением
взрослых. Итоговая рефлексивная
беседа, в ходе которой школьники
обсуждают
характеристики
идеального коллектива, в котором
им
было
бы
комфортно
находиться.
Мотивационная беседа о любимых
мультфильмах и кинофильмах,
жанрах
кино.
Просмотр
видеоролика
об
истории
российского
игрового
кино.
Обсуждение ролика. Беседа о
будущем
кинематографа
в
цифровую эпоху. Интерактивная
игра, в ходе которой школьники

Форма
проведени
я
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Музыкальн
ая гостиная

https://razgovor.
edsoo.ru/

Работа с
интерактив
нойкартой

https://razgovor.
edsoo.ru/

Проблемна
я
дискуссия

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

8.

День
спецназа

1

9.

День
народног
о
единства

1

Россия:
взгляд в
будущее.
Технолог
ический
суверенит
10.
ет /
цифровая
экономик
а / новые
професси
и

1

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий

называют мультфильм или фильм
по его отрывку. Игра «Ты - актер»,
где дети пробуют себя в роли
актеров немого кино. Итоговая
беседа о возможности создания
собственного фильма о классе,
сделанного руками школьников.
Участие во вступительной беседе,
просмотр видеоролика о видах
подразделений
специального
назначения в России. Участие в Проблемна
обсуждении: «Качества личности
я
бойца спецназа». Выполнение дискуссия
интерактивного
задания «Что
важнее для спецназовца –
ум или сила?»
Участие во вступительной беседе о
появлении
праздника
День
народного единства. Знакомство с
исторической справкой о событиях
Смутного времени. Работа в
группах: если бы вы жили в
Смутное время, в чем вы бы
увидели
причины
появления
Проблемна
народных
ополчений?
Обмен
я
мнениями. Дискуссия о том, что 4
дискуссия
ноября 1612 года воины народного
ополчения
продемонстрировали
образец героизма и сплоченности
всего народа вне зависимости от
происхождения, вероисповедания и
положения в обществе. Дискуссия
о том, когда еще люди чувствуют,
что им надо объединяться?
Беседа о сущности понятий
«суверенитет», «технологический
суверенитет»,
«цифровая
экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых
технологиях,
вошедших
в
современную
жизнь
многих
россиян, в экономику, образование
Проблемна
и культуру страны. Дискуссия, в
я
ходе
которой
школьники
дискуссия
высказывают свои мнения о
возможностях и рисках, которые
появляются
в
связи
с
проникновением искусственного
интеллекта во многие сферы не
только экономики, но и культуры,
образования,
спорта.
Игравикторина «Язык не для всех», в

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

О
взаимоот
ношениях
11.
в семье
(День
матери)

Что такое
Родина?
(регионал
12. ьный и
местный
компонен
т)

13.

Мы
вместе

Кол-во
академи
ческих
часов

1

1

1

Виды
деятельности
ходе
которой
школьники
знакомятся с новыми понятиями в
области цифровых технологий и с
профессиями
будущего.
Интерактивное путешествие по
городу профессий будущего, в
ходе
которого
школьники
знакомятся
с
двенадцатью
направлениями профессиональной
деятельности, которые охватывают
50 перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе
которой
педагог
просит
школьников завершить некоторые
из предложений, например: «Самое
большое открытие, которое я
сделал на этом занятии – это …»;
«Все говорят, что без цифры
сегодняшняя
жизнь
просто
невозможна,
я
с
этим
утверждением …»; «Если у меня
спросят, готов ли я учится всю
свою
жизнь, то я отвечу …»
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой
каждый школьник продолжает
предложение
«Первое,
что
приходит в голову, когда я слышу
слово «мама» …» Участие в
групповом обсуждении случаев
недопонимания мам и детей. Поиск
причин этого в процессе групповой
работы. Участие в беседе о том,
что
делает
наших
мам
счастливыми
Участие в беседе о том, когда
каждый из нас чувствовал гордость
при
виде
государственных
символов нашей страны. Какова
региональная символика? Что
означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов,
живущих на территории России.
Участие в дискуссии о том, что
объединяет
людей
разных
национальностей в одной стране,
что им в этом помогает?
Знакомство
школьников
с
информацией
о
создании
в
Международного
Комитета
Красного Креста.

Форма
проведени
я
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Работа с
интерактив
нойкартой

https://razgovor.
edsoo.ru/

Творческая
лаборатори
я

https://razgovor.
edsoo.ru/

Работа с
историческ
ими
документа

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

Главный
закон
страны

1

Герои
15. нашего
времени

1

Новогодн
ие
семейные
16. традиции
разных
народов
России

1

От А до
Я.
450 лет
17.
"Азбуке"
Ивана
Фёдорова

1

14.

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий
ми

Участие в обсуждении вопроса:
действительно ли создание именно
этой организации можно считать
началом волонтерского движения?
Работа в группах по составлению
списка особенностей волонтерской
деятельности. Обмен историями из
жизни
о
волонтёрской
деятельности
Участие во вступительной беседе о
значении слова «конституция» и о
жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в
которых было нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное Социальна
предложение», во время которой я реклама
каждый школьник продолжает
предложение
«Нужно
знать
Конституцию, потому что…»
Участие
в
дискуссии
об
осознанном поведении и личной
ответственности
Участие во вступительной беседе о
непростой судьбе нашей страны, о
войнах, которые выпали на долю
народа и о героизме тех, кто
Литератур
вставал на ее защиту. Участие в
ная
дискуссии о том, есть ли место
гостиная
героизму сегодня? Обсуждение
мнений школьников. Участие в
игре
«Качества
современного
героя»
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли
вы знаете о Новом годе?). Участие
в дискуссии «Поделись новогодней
традицией, которая объединяет
народы нашей страны». Участие в Проблемна
беседе о том, что чаще всего мы
я
мечтаем о материальных подарках, дискуссия
но есть ли что-то, что мы хотели
бы изменить в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних
приметах, подарках.
Беседа о разных способах передачи
информации.
Блиц-опрос
Работа с
«Интересные факты об Азбуке».
историческ
Эвристическая беседа «Первая
ими
печатная «Азбука»: в чем
документа
особенности».
ми
Интерактивные задания, связанные
с содержанием «Азбуки».

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

Налогова
я
18.
грамотнос
ть

1

Непокоре
нные.
80 лет со
дня
полного
освобожд
19.
ения
Ленингра
да от
фашистск
ой
блокады

1

Союзники
России

1

190 лет со
дня
рождения
Д.
21. Менделее
ва.
День
российско
й науки

1

День
22. первооткр
ывателя

1

20.

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий

Беседа о том, что такое налоговая
система. Блиц-опрос «Для чего
государству необходим бюджет?».
Деловая
Беседа «Права и обязанности
игра
налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и
распредели бюджет».
Участие в блиц-опросе «Что вы
знаете о блокаде Ленинграда;
каким образом город попал в
кольцо; зачем Гитлер хотел
захватить
город;
почему
Ладожское
озеро
называют
дорогой жизни; чем стало полное
Интеллекту
освобождение
Ленинграда
от
альный
фашистской блокады для всей
марафон
страны,
для
хода
Великой
Отечественной войны?». Беседа о
том, что помогало людям выстоять
в осажденном городе.
Работа в парах с дальнейшим
обобщением:
почему
планам
Гитлера не суждено было сбыться?
Беседа о государствах-союзниках
Российской Федерации. Блицопрос:
«Какие
традиционные
ценности разделяют союзники?».
Работа с
Дискуссия: права и обязанности интерактив
союзных государств. В чем нойкартой
заключается
союзническая
поддержка? Что Россия делает для
союзников?
Участие во вступительной беседе о
том, какой была бы жизнь человека
без научных достижений. Участиев
беседе об основных научных и
технических достижениях в нашей
стране. Участие в интерактивном
Литератур
задании «Д.И. Менделеев: не
ная
только химия». Участие в блиц –
гостиная
опросе «Примеры использования
достижений науки в повседневной
жизни». Работа в группах с
дальнейшим обобщением: «Плюсы
и минусы научно-технического
прогресса»
Мотивационная
беседа
о
первооткрывателях, открытиях и
Проблемна
удивительных
местах
России.
я
Мозговой штурм, в ходе которого
дискуссия
школьники за 1 минуту должны
назвать 15 российских городов; за

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

День
защитник
а
Отечества
.
23.
280 лет со
дня
рождения
Федора
Ушакова

1

Как найти
свое
24.
место в
обществе

1

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий

вторую минуту - 15 российских
рек; за третью – 15 названий
деревьев, кустарников и цветов,
которые растут в их регионе.
Просмотр
и
обсуждение
видеоролика
Русского
географического
общества
о
русских землепроходцах. Игра
«Своя
игра»,
в
которой
разыгрываются
вопросы
об
уникальных местах России и их
первооткрывателях. Рефлексивная
беседа со школьниками, в процессе
которой
они
продолжают
предложения, начало которых
произносит педагог: «Я никогда не
знал, что …»; «Если бы я делал
пост в социальных сетях по итогам
нашего сегодняшнего разговора, то
я назвал бы его …»; «Каждый
может стать первооткрывателем,
потому что …».
Участие
в
интеллектуальной
разминке «Что вы знаете о Дне
защитника Отечества». Участие в
дискуссии о причинах выбора
профессии военного. Участие в
работе в парах: знакомство с Творческая
примерами военных действий, в лаборатори
которых
выручала
смекалка.
я
История и современность: уроки
адмирала Ушакова. Участие в
беседе о том, как жители России
выражают свою благодарность
защитникам Отечества
Проблематизирующая беседа о
трех
слагаемых
успешной
самореализации
человека
в
обществе:
дружбе,
семье
и
профессии.
Выступление
федерального спикера (о примерах
и
способах
самореализации
человека в различных сферах
Социальна
общественной
жизни).
я реклама
Рефлексивная
беседа
«Мое
будущее»,
в
ходе
которой
школьники обсуждают вопросы о
том, как найти хороших друзей,
как
найти
спутника/спутницу
жизни, чем руководствоваться в
выборе профессии. Групповая
работа «Что я возьму с собой во

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

Всемирн
ый
25.
фестиваль
молодежи

1

«Первым
делом
самолеты
».
26.
О
гражданс
кой
авиации

1

27.

Крым.
Путь

1

Виды
деятельности
взрослую жизнь?», в ходе которой
школьники в каждой группе из
набора карточек выбирают 5 и
аргументируют всему классу свой
выбор. В набор могут входить,
например,
карточки
«умение
готовить», «умение дружить»,
«умение учиться», «знать языки»,
«умение шутить» и т.д.
Групповая работа по созданию
кластера «Всемирный фестиваль
молодежи». Историческая справка
об
истории
возникновения
Всемирного фестиваля молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы
фестивалей».
Дискуссия
«Всемирный фестиваль молодежи2024 в подробностях».
Проблематизирующая
беседа
«Почему человек всегда хотел
подняться в небо?», в ходе которой
обсуждаются события, связанные с
первыми попытками человека
«обрести крылья». Видеоролик об
истории российской авиации, от
первого полета в 1913 году на
первом в мире четырехмоторном
самолете «Русский витязь» до
современных
авиалайнеров
"Суперджет", МС-21, Ил-114- 300,
Ту-214,
Ил-96,
"Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки
в небо», в ходе которой школьники
знакомятся
с
легендарными
российскими
пилотами,
испытателями,
конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика»,
в ходе которого школьники
выполняют некоторые упражнения
и задания (например, «Компас»,
«Часы» и др.) которые предлагают
современным
пилотам
при
профотборе. Рефлексивная беседа
«Я могу стать кем захочу, или уже
нет?», в ходе которой подростки
рассуждают
об ограничениях,
которые накладывает профессия
пилота, о том, как может
реализоваться мечта о небе, даже
если нельзя стать летчиком.
Участие в беседе о географическом
положении
Крыма
с

Форма
проведени
я
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Работа с
историческ
ими
документа
ми

https://razgovor.
edsoo.ru/

Проблемна
я
дискуссия

https://razgovor.
edsoo.ru/

Музыкальн
ая гостиная

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

домой

Россия 28. здоровая
держава

1

Цирк!
Цирк!
Цирк! (К
29. Междуна
родному
дню
цирка)

1

«Я вижу
Землю!
30.
Это так
красиво».

1

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий

использованием
карты.
Самостоятельная
работа
по
изучению информации по истории
Крыма. Работа в группах с
обобщением: что с древних времен
привлекало разные народы в
Крымском полуострове? Обмен
мнениями:
что
бы
вы
рекомендовали посетить в Крыму
Дискуссия «Основные правила
здорового
образа
жизни».
Групповая работа: составление Интеллекту
памятки о ЗОЖ. Дискуссия
альный
«Следуешь моде – вредишь
марафон
здоровью» (о тату, пирсинге,
энергетиках и т.д.).
Просмотр видеоролика об истории
цирка в России, начиная с первого
стационарного
цирка,
построенного в Петербурге в 1877
году. Беседа о современном цирке,
причинах его популярности у детей
и взрослых, о видах циркового
искусства (клоунаде, акробатике,
эквилибристике,
гимнастике,
жонглировании,
эксцентрике,
иллюзионизме,
пантомиме,
Литератур
дрессировке животных). Мастерная
класс «Фокус здесь и сейчас», в
гостиная
ходе
которого
школьники
разучивают несколько простых
фокусов.
Видео-викторина
«Клоун»,
в
ходе
которой
школьники знакомятся великими
российскими клоунами (Юрий
Никулин, Олег Попов, Юрий
Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как
важно
уметь
поддерживать
оптимизм в себе и в окружающих.
Участие во вступительной беседе
об
основных
исторических
событиях
в
космонавтике.
Самостоятельная работа в группах:
найти в интернете информацию о
Работа с
космонавте и сделать сообщение
интерактив
для
одноклассников
(Герман
нойкартой
Титов,
Валентина
Терешкова,
Алексей
Леонов,
Светлана
Савицкая, Валерий Поляков, Елена
Кондакова,
Сергей
Крикалев,
Геннадий
Падалка,
Анатолий

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

215-летие
со дня
31. рождения
Н. В.
Гоголя

1

Экологич
ное
32.
потреблен
ие

1

33. Труд крут

1

34.

Урок
памяти

1

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий

Соловьев). Участие в беседе о
трудном процессе подготовки к
полёту.
Обсуждение
фильма
«Вызов» - в чем заключался
героизм главных действующих лиц
и актрисы и режиссера фильма.
Проблематизирующая
беседа
«Классик есть классик», в ходе
которой школьники обсуждают,
какие сюжеты, герои, ситуации из
произведений Гоголя можно было
назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую
крылатой»,
в
ходе
которой
школьники
продолжают
знаменитые
фразы
из
произведений Н. Гоголя.
Социальна
Интерактивная игра, в ходе я реклама
которой школьники по отрывкам
из телеспектаклей, кинофильмов,
иллюстраций,
созданных
по
произведениям Николая Гоголя,
называют произведение и его
главных героев.
Дискуссия,
в
ходе
которой
школьники обсуждают фразу И.А.
Гончарова «Он, смеша и смеясь,
невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе
об экологическом потреблении.
Обсуждение
экологических
Работа с
проблем, существующих в России, историческ
и роли людей в их появлении,
ими
поиски решений. Работа в группах документа
по составлению общего списка экоми
правил, которые легко может
соблюдать каждый
Вступительная беседа об истории
Праздника труда. Участие в
дискуссии: «Труд — это право или
обязанность человека?» Мозговой Творческая
штурм — обсуждение критериев лаборатори
работы мечты.
я
Блиц-опрос «Владеете ли вы
элементарными
трудовыми
навыками?»
Участие во вступительной беседе
об истории появления праздника
Литератур
День Победы. Участие в беседе о
ная
том, что заставляет тысячи человек
гостиная
заниматься
поиском
и
захоронением останков погибших

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/

№

Тема
занятия

Будь
готов!
Ко дню
детских
35.
обществе
нных
организац
ий
Русский
язык.
Великий
и
могучий.
36.
225 со
дня
рождения
А. С.
Пушкина

Кол-во
академи
ческих
часов

1

1

Виды
деятельности

Форма
проведени
я
занятий

защитников Отечества? Обмен
мнениями: есть ли в вашей семье
традиция отмечать День Победы?
Участвует ли семья в шествиях
Бессмертного полка?
Участие во вступительной беседе о
пионерской организации. Участие
в дискуссии о том, какое должно
быть
детское
общественное
Работа с
объединение, чтобы вам захотелось историческ
в него вступить. Участие в
ими
мозговом штурме по выдвижению документа
причин,
по
которым
дети
ми
объединяются. Участие в беседе о
том,
какие
бывают
детские
общественные объединения
Брейн-ринг «Узнай произведение
по иллюстрации». Историческая
справка «Малоизвестные факты из
Творческая
жизни
А.
С.
Пушкина».
лаборатори
Эвристическая
беседа
«Мы
я
говорим на языке Пушкина».
Интерактивные задания на знание
русского языка.

Резервное время - 1 час. Итого по программе - 37 часов

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://razgovor.
edsoo.ru/

https://razgovor.
edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».