ВД - Функциональная грамотность, 5-9 кл.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
5 - 9 КЛАСС

пгт. Уральский
2023 г.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни», 5-9 класс
Введение в курс «Функциональная грамотность».
Модуль «Читательская грамотность».
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.
Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль
«Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных
форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска
и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения
факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по
анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность
источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора
текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Модуль «Естественно-научная грамотность»
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной
грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно
грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем,
относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих
компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей
естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные
доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с
точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей
степени, чем при изучении систематических учебных
предметов, регламентируется
образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках
внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от
количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного
обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя
и познавательной активности учащихся.
Модуль «Математическая грамотность.
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности
разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, Концепции развития математического образования в
Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные
отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования
современной
техники,
восприятие и интерпретация социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы,
применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать

информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в
ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом
может осуществляться на уроках математики, причем как
в
рамках
конкретных
изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат
внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации
образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это
связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения
математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и
изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых,
такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других
учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается
«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует
применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные
понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает
естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Модуль «Финансовая грамотность».
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С
этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа
финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая
темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного
использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую
информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и
оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и
навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно
правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного
выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание
занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении
практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики,
информатики, географии и обществознания.
Модуль «Глобальные компетенции».
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение
которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и
иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и
межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать
глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и
оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы,
оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет
решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их
возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической
культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих
действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и
социального окружения.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни», 5-9 класс
Курс направлен на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех
направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных
результатов.

Личностные результаты
 осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места
в мире);
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
 проявление интереса к способам познания;
 стремление к самоизменению;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
 активное участие в жизни семьи;
 приобретение опыта успешного межличностного общения;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного
отношения к личному и общественному имуществу;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
 овладение универсальными учебными познавательными действиями;
 овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
 овладение универсальными регулятивными действиями.
 освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов
в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
- владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических
средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с
точки зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по
контексту).
По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями,
и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад
в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать
в практических
(жизненных)
ситуациях следующие
предметные
математические умения и навыки:
Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные
дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные
приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку
результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений;
использовать калькулятор;
Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время,
расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью
величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и
алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»;
пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости;
выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с
учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной,
столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать
данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и
столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных
и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность,
круг; распознавать
параллелепипед,
куб,
пирамиду, конус,
цилиндр,
использовать
терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов
окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры
параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и
симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия,
подобие; использовать
свойства
изученных
фигур
для
их
распознавания,
построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов
треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин,
расстояний, площадей;
Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника,
периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности,
плошать круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать
несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях;

пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема;
выражать одни единицы величины через другие;
Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости
между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации,
извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей,
использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом
задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать
свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественнонаучные предметы»:
 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую
природную среду;
 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных
экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые
финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений
 формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
 формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
 формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений
о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
 формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
фишинг)
 формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик);
 приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления

личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения,
составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
 формирование предпосылок научного типа мышления;
 освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты
и сценарии, диалоги и инсценировки;
 проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
 демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений
и т.п.;
 предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений;
 ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.
Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни», 5-9 класс
Кол-во
Электронные
Форма
Тема
академи
Виды
(цифровые)
№
проведения
занятия
ческих
деятельности
образовательные
занятий
часов
ресурсы
Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности;
стремление быть
полезным, интерес к
социальному
сотрудничеству.
Сформировать
внутреннюю позиции
личности как особого
ценностного
отношения к себе,
РЭШ
Введение в курс
окружающим людям и
https://fg.resh.edu.
1 «Функциональная
1
Беседа
жизни в целом.
ru/
грамотность»
Сформировать
установку на активное
участие
в решении
практических задач,
осознанием важности
образования на
протяжении всей жизни
для успешной
профессиональной
деятельности и
развитием
необходимых умений.

№

2

3

4

5

Тема
занятия
Путешествуем и
познаем мир
(Путешествие по
России)
Интеграция темы
«Планета людей
(Взаимоотношения
)» по читательской
грамотности и
темы «Общаемся,
учитывая свои
интересы и
интересы других»
по «Глобальным
компетенциям»
Открываем тайны
планеты (Изучение
планеты)
Человек и книга

6

Познание

7

Смысл жизни (я и
моя жизнь)

8

Мои увлечения

9

Растения и
животные в нашей
жизни

10 Наука и технологии

Кол-во
академи
ческих
часов
1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Творческая
лаборатория

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

Дискуссия

1

Интегрировать и
интерпретировать
информацию,
осмыслять содержание
и форму текста.

Играрасследован
ие

1

Беседа

1

Творческая
лаборатория

Дискуссия

1

1

1

1

Вещества, которые
11
нас окружают

1

Заботимся о Земле

1

12

Виды
деятельности

Форма
проведения
занятий

Объяснение принципов
действия технологий.
Выдвижение идей по
использованию знаний
для разработки и
совершенствования
технологий
Объяснение
происходящих
процессов и
воздействия различных
веществ на организм
человека.
Анализ методов
исследования и
интерпретация
результатов
«экспериментов.
Получение выводов на
основе интерпретации
данных (графиков,
схем), построение

Работа
индивидуаль
но или в
парах.
Работа
индивидуаль
но или в
парах.
Работа
индивидуаль
но или в
парах
Работа в
парах или
группах.
Мозговой
штурм.
Презентация
результатов
выполнения
заданий.
Работа в

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/
РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/
РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/
РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/
РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/
РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/
РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

Виды
деятельности
рассуждений.
Проведение простых
исследований и анализ
их результатов.
Выдвижение идей по
моделированию
глобальных процессов.

Креативное
13 мышление: Модели
и ситуации

Выдвижение
разнообразных
идей. Учимся
14
проявлять гибкость
и беглость
мышления

15

Выдвижение
креативных идей и
их доработка

Креативность в
учебных ситуациях
16
и ситуациях
социального
взаимодействия

Креативность в
бытовых и учебных
17
ситуациях: модели
и ситуации.

1

1

1

1

1

Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста с
целью выделения
главного. Совместная
деятельность по
анализу предложенных
ситуаций.
Самостоятельное
выдвижение идей и
моделирование
создания диалогов (на
основе комиксов,
рисунков, описания
случаев и т.д.)
создания инфографики
(например, на основе
текста параграфа),
проектирования
личностных действий
(самопознания,
самооценки и др.),
научного познания.
Моделирование
жизненных ситуаций,
требующих
применения
дивергентного
мышления. Примеры:
Как поступить?
Какое принять
решение?
Преобразование
ситуации. Поиск
альтернатив. Поиск
связей и отношений.
Подведение итогов:
– когда в жизни может
выручить гибкость и
беглость мышления?

Форма
проведения
занятий
парах или
группах.
Мозговой
штурм.
Презентация
результатов
выполнения
заданий
Работа в
парах и
малых
группах над
различными
комплексны
ми
заданиями.
Презентация
результатов
обсуждения
и
подведение
итогов
Индивидуал
ьная работа.
Работа в
парах.
Работа в
малых
группах
Презентация
результатов
обсуждения
Работа в
парах и
малых
группах над
различными
комплексны
ми
заданиями.
Презентация
результатов
обсуждения
и
подведение
итогов
Индивидуал
ьная работа.
Работа в
парах.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

№

18

Тема
занятия

Диагностика и
рефлексия.
Самооценка

Подведение итогов
первой части
программы.
19
Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях

20

Путешествие и
отдых

21

Геометрические
формы вокруг нас
(«Поделки из
пластиковой
бутылки»,
«Ковровая
дорожка»)

22

Математика в
общественной
жизни:
общественное
питание

23

Математика в
общественной
жизни: домашних
делах:
коммунальные
платежи

Кол-во
академи
ческих
часов

Виды
деятельности

Форма
проведения
занятий

1

Работа в
малых
группах
Презентация
результатов
обсуждения

1

Работа в
малых
группах
Презентация
результатов
обсуждения

1

1

1

1

Извлекать информацию
(из текста, таблицы,
диаграммы).
Распознавать
математические
объекты. Описывать
ход и результаты
действий.
Предлагать и
обсуждать способы
решения. Прикидывать,
оценивать, вычислять
результат.
Устанавливать и
использовать
зависимости между
величинами, данными.
Читать, записывать,
сравнивать
математические
объекты (числа,
величины, фигуры).
Применять правила,
свойства (вычислений,
нахождения
результата). Применять
приемы проверки
результата.
Интерпретировать
ответ, данные.
Выдвигать и
обосновывать гипотезу.
Формулировать
обобщения
и выводы. Распознавать
истинные и ложные
высказывания об
объектах. Строить
высказывания.

Групповая
работа,
индивидуаль
ная работа,
практическа
я работа
Групповая
работа,
индивидуаль
ная работа,
практическа
я работа
Групповая
работа,
индивидуаль
ная работа,
практическа
я работа

Групповая
работа,
индивидуаль
ная работа,
практическа
я работа

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

Виды
деятельности

Форма
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Приводить примеры и
контрпримеры.
Выявлять сходства и
различия объектов.
Измерять объекты.
Конструировать
математические
отношения.
Моделировать
ситуацию
математически.
Наблюдать и проводить
аналогии

24

Собираемся за
покупками: что
важно знать

25

Непредвиденные
расходы: как
снизить риски
финансовых
затруднений

26

Заходим в
интернет:
опасности для
личных финансов

27

Самое главное о
сбережениях и
накоплениях

28

29

Интегрированные
занятия:
Финансовая
грамотность +
Математика
«Сберегательные
вклады»
Интегрированные
занятия:
Финансовая
грамотность +
Математика
«Акции и
распродажи»

30 Мы умеем дружить

1

1

1

1

1

1

1

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания.
Обосновывать
финансовое решение.
Финансовая
грамотность: выявлять
и анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания.
Обосновывать
финансовое решение.
Извлекать информацию
(из текста, таблицы,
диаграммы).
Распознавать
математические
объекты.
Моделировать
ситуацию
математически
Предлагать и
обсуждать способы
решения.
Прикидывать,
оценивать, вычислять
результат.
Приводить примеры
«твердых» и
«мягких» навыков.

Решение
ситуативных
и
проблемных
задач
Групповая
работа,
индивидуаль
ная работа,
практическа
я работа
Групповая
работа,
индивидуаль
ная работа,
практическа
я работа
Решение
ситуативных
и
проблемных
задач

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

Решение
кейсов

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

Решение
кейсов

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

Решение
ситуативных
и

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

№

Тема
занятия

Узнаем традиции и
обычаи и
учитываем их в
31
общении.
Соблюдаем
правила. Участвуем
в самоуправлении
Прошлое и
будущее: причины
32 и способы решения
глобальных
проблем
33

Социальные
нормы — основа
общения

Почему и для чего
в современном
мире нужно быть
глобально
компетентным?
34
Действуем для
будущего:
учитываем цели
устойчивого
развития
Общаемся в школе,
соблюдая свои
интересы и
интересы друга.
Идея: на материале
35
задания «Тихая
дискотека»
интеграция с
читательской
грамотностью
Подведение итогов
программы.
36
Рефлексивное
занятие

Подведение итогов
программы.
37
Рефлексивное
занятие

Кол-во
академи
ческих
часов

1

1

1

1

1

1

1

Виды
деятельности

Форма
проведения
занятий

Объяснять причины
проблемных
возрастания значения
задач
«мягких навыков» в
современной жизни.
Решение
Объяснять понятия
ситуативных
«критическое
и
мышление»,
проблемных
«аналитическое
задач
мышление».
Аргументировать свое
мнение о значении
Решение
«мягких навыков» в
кейсов
современном мире.
Объяснять, как
определить достоверность информации,
Решение
отличить факт и
кейсов
мнение.
Выявлять и оценивать
различные мнения и
точки зрения,
связанные со
стереотипами.
Дискуссия
Оценивать ситуации
межкультурного
общения с ценностных
позиций. Объяснять
сложные ситуации и
проблемы,
возникающие в
общении в социальных
Решение
сетях. Аргументировать
познаватель
свое мнение о
возможностях и рисках ных задач и
разбор
участия в сетевых
ситуаций
сообществах

Оценивать результаты
своей деятельности.
Аргументировать и
обосновывать свою
позицию.
Осуществлять
сотрудничество со
сверстниками.
Учитывать разные
мнения. Решение
практических задач,
успешное
межличностное
общение в совместной

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/
РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

Групповая
работа

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

Групповая
работа

РЭШ
https://fg.resh.edu.
ru/

№

Тема
занятия

Кол-во
академи
ческих
часов

Виды
деятельности

деятельности
Итого по программе - 37 часов

Форма
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».