ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора школы, Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» 5-9 КЛАСС пгт. Уральский 2023 год Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» Бессюжетные игры Данные игры типа ловушек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле. Содержание данного раздела: 1. «Вороны и воробьи»; 7. «Веселый бег»; 2. «Ловишки-перебежки»; 8. «Попади в след»; 3. «Паровозик»; 9. «Землемеры». 4. «Белые медведи»; 5. «На одной ноге»; 6. «Петушиный бой»; Игры-забавы В работе с детьми используются игры-забавы, аттракционы. Не будучи особо важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами). Требуется от участников двигательные умения, ловкость, координация. Содержание данного раздела: 1. «Охота на тигра»; 2. «Донести рыбку»; 3. «Черепаха-путешественница»; 4. «Собери орехи»; 5. «Повяжу я шелковый платочек»; 6. «Дриблинг»; 7. Пролезь сквозь мешок». Народные игры Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности. Содержание данного раздела: 1. Русская народная игра «Краски»; 2. Русская народная игра «Стадо»; 3. Таджикская народная игра «Нахчирбози», («Горный козел»); 4. Украинская народная игра «Хлибчик», «Хлебец»); 5. Чеченская народная игра «Гдалахловзар» (Игра в башню); 6. Дагестанская народная игра «Папахныал» («Достань шапку»); 7. Бурятская народная игра «Шонобахурьгад» («Волк и ягнята»); 8. Казахская народная игра «Байга» («Конное состязание»). Любимые игры детей (предложенные детьми) В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективны. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоциональноположительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость в содействии с гармоничным развитием личности. Содержание данного раздела: 1. «Увернись от мяча»; 2. «Сильный бросок»; 3. «Космонавты»; 4. «Второй лишний»; 5. «Два мороза»; 6. «Большой мяч»; 7. «Шлепанки»; 8. «Прятки»; 9. «Перехватчики». Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» Личностные результаты: готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев; готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения; готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга; готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях; готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом; стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта; готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей; осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом; осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок; готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде; освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности; повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей; формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы следующие универсальные познавательные учебные действия: проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и различия; осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примеры её гуманистической направленности; анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек; характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья, руководствоваться требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака; устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности; устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений; устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма; устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма. У обучающегося будут сформированы следующие универсальные коммуникативные учебные действия: выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой; вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления; описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения; и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом; наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения. У обучающегося будут сформированы следующие универсальные регулятивные учебные действия: составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб; составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно разучивать сложно-координированные упражнения на спортивных снарядах; активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление; разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников; организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей; демонстрировать технические действия в подвижных играх. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» Кол-во Электронные Форма академ Виды (цифровые) Тема занятия проведения ически деятельности Образователь занятий х часов ные ресурсы Изучение правил, «Вороны и воробьи» 1 ответственных ролей, «Ловишки-перебежки» 1 взаимосвязанные игровые действия всех участников. «Паровозик» 1 Развиваются: самостоятельност «Белые медведи» 1 ь, глазомер, Беседа, быстрота и демонстраци «На одной ноге» 1 ловкость ФГИС я, игровая движений, «Моя школа» деятельност ориентировка в «Петушиный бой» 1 ь пространстве. Дети учатся «Веселый бег» 1 координировать свои действия. «Попади в след» 1 Игры чаще всего основаны на простых «Землемеры» 1 движениях: беге, ловле. 10 Беговые упражнения. 1 11 «Донести рыбку» 1 12 «Черепахапутешественница» 1 13 «Собери орехи» 1 14 «Повяжу я шелковый платочек» 1 15 «Дриблинг» 1 16 «Пролезь сквозь мешок» 1 17 «Охота на тигра» 1 18 «Черепахапутешественница» 1 Изучить правила игр, игры-забавы, аттракционы. Не будучи особо важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных праздниках, на Беседа, вечерах досуга. демонстраци Двигательные я, игровая задания в этих деятельност играх ь выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами). ФГИС «Моя школа» № Тема занятия Кол-во академ ически х часов 19 «Охота на тигра» 20 Русская народная игра «Краски» 1 21 Русская народная игра «Стадо» 1 22 Таджикская игра «Нахчирбози» («Горный козел») 1 23 Украинская народная игра «Хлибчик», «Хлебец» 1 24 Чеченская народная игра «Гдалахловзар» (Игра в башню) 1 25 Дагестанская народная игра «Папахныал» («Достань шапку») 1 26 Бурятская народная игра «Шонобахурьгад» («Волк и ягнята») 1 27 Казахская народная игра «Байга» («Конное состязание») 1 28 «Увернись от мяча» 1 29 «Сильный бросок» 1 30 «Космонавты» 1 31 «Второй лишний» 1 32 «Два мороза» 1 1 Виды деятельности Форма проведения занятий Электронные (цифровые) Образователь ные ресурсы Требуется от участников двигательные умения, ловкость, координация. Обучить учащихся народным играм. Народные игры являются неотъемлемой частью интернациональн ого, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным Беседа, обогащением. В демонстраци народных играх я, игровая много юмора, деятельност шуток, ь соревновательног о задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности. Изучение правил игры, которые предложили сами Беседа, дети. Все игры демонстраци коллективные. я, игровая Дети выступают в деятельност роли ведущих, ь объясняют и проводят игру. ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» № Тема занятия 33 «Большой мяч» 34 «Шлепанки» 35 «Прятки» 36 «Перехватчики» 37 Резервное время Кол-во академ ически х часов Виды деятельности Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей 1 проявить интерес к 1 самостоятельном у проведению игры, сохраняется эмоционально положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в 1 игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость в содействии с гармоничным развитием личности. 1 Итого по программе - 37 часов Форма проведения занятий Электронные (цифровые) Образователь ные ресурсы - - 1