ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» 5 - 9 КЛАСС пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья», 5-9 класс Наука о здоровье. Что такое здоровье? Мое здоровье в моих руках. Мой режим дня. Значение спорта в жизни человека. Книга Гиннеса «Мировые спортивные рекорды». Спорт в нашем поселке. Взаимосвязь физического и психического здоровья. «Вредные» и «полезные» привычки. Спортивный праздник «День здоровья». Я и мой мир. Мы так похожи - мы такие разные. Я знаю, я умею, я могу. Правила общения«Если вы вежливы...». Культура внешнего вида. Азбука настроения. Язык жестов и движений. Ярмарка достоинств. Психологический практикум «Что я хочу узнать и чему хочу научиться». Правила здорового питания. Правильное сбалансированное питание. Основные принципы здорового образа жизни. Продукты для здоровья. Энергетическая ценность пищи. Витамины – наши друзья. Растения в рационе питания человека. Вегетарианство – «за» и «против». Мое меню с учётом всех принципов рационального питания. Игра «Кулинарные посиделки». Чистота - залог здоровья. Что значит средства личной гигиены. Правила личной гигиены человека. Гигиена одежды и обуви «Мода и школьные будни». Аллергия – болезнь XXI века. Гигиена питания. Викторина «Кто аккуратен, тот людям приятен». Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья», 5-9 класс Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: - сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; - воспитание гражданской идентичности: уважения к многонациональному народу России, чувства ответственности перед другими людьми, гордости за свой край; - формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. В сфере патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота; - готовность к служению Отечеству, его защите. В сфере духовно-нравственного воспитания: - сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий; - ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества. В сфере эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности; понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни. В сфере физического воспитания: - осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; - знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости. В сфере трудового воспитания: готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; - готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. В сфере экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства. В сфере ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - понимание научно-практических основ курса внеурочной деятельности, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; - способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях). В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - открытость опыту и знаниям других; - повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно систематизировать информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - делать выбор и брать ответственность за решение; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - оценивать соответствие результата цели и условиям; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: - совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; - формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: - побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; - овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); - формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; - подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; - выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; - извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею. Литература: - понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; - понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; - овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; - овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; - развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; - давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: - умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран. Информатика: - освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; - умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. Обществознание: - освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; - о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; - умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; Естественно-научные предметы: - процессы и свойства тел, в контексте ситуаций практико-ориентированного характера; - умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; - умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов. Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Азбука здоровья», 5-9 класс Кол-во Электронные Форма Тема академи Виды (цифровые) № проведения занятия ческих деятельности образовательны занятий часов е ресурсы Игровая деятельность, Соревнования, Наука о коммуникативная ФГИС «Моя 1. 1 викторина, игра, здоровье. деятельность, творческая школа». беседа, экскурсия. деятельность. Спортивный квест, Исследовательская и творческий проект, Что такое ФГИС «Моя 2. 1 практическая соревнования, здоровье? школа». деятельность. викторина, игра, беседа, экскурсия. Исследовательская и практическая Спортивный квест, деятельность, проектная творческий проект, Мое здоровье деятельность, игровая ФГИС «Моя 3. 1 соревнования, в моих руках. деятельность, школа». викторина, игра, коммуникативная беседа, экскурсия. деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая Спортивный квест, деятельность, проектная творческий проект, Мой режим деятельность, игровая ФГИС «Моя 4. 1 соревнования, дня. деятельность, школа». викторина, игра, коммуникативная беседа, экскурсия. деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая Спортивный квест, Значение деятельность, проектная творческий проект, спорта в деятельность, игровая ФГИС «Моя 5. 1 соревнования, жизни деятельность, школа». викторина, игра, человека. коммуникативная беседа, экскурсия. деятельность, творческая деятельность. Книга Гиннеса Исследовательская и Спортивный квест, ФГИС «Моя 6. 1 «Мировые практическая творческий проект, школа». № Тема занятия Кол-во академи ческих часов спортивные рекорды». 7. Спорт в нашем поселке. 8. Взаимосвязь физического и психического здоровья. 9. «Вредные» и «полезные» привычки. Спортивный праздник 10. «День здоровья». 11. Я и мой мир. Мы так 12. похожи - мы такие разные. 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. Спортивный квест, творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Спортивный квест, творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Спортивный квест, творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Спортивный квест, творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические тесты. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические ФГИС «Моя школа». № 13. Тема занятия Я знаю, я умею, я могу. Правила общения 14. «Если вы вежливы...». Культура 15. внешнего вида. 16. 17. Азбука настроения. Язык жестов и движений. Кол-во академи ческих часов 1 1 1 1 1 18. Ярмарка достоинств. 1 19. Психологичес кий практикум 1 Виды деятельности деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы тесты. Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические тесты. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические тесты. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические тесты. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические тесты. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические тесты. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические тесты. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, ФГИС «Моя школа». № Тема занятия Кол-во академи ческих часов «Что я хочу узнать и чему хочу научиться». Правила 20. здорового питания. Правильное 21. сбалансирован ное питание. Основные принципы 22. здорового образа жизни. Продукты для 23. здоровья. Энергетическа 24. я ценность пищи. 25. Витамины – наши друзья. 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы викторина, игра, беседа, экскурсия, творческие отчёты, психологические тесты. Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Работа с видеоматериалам и. Блиц-опрос. Беседа. Интерактивные задания. Работа в группах. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». № Кол-во академи ческих часов Тема занятия Растения рационе 26. питания человека. в 1 Вегетарианст 27. во – «за» и «против». Мое меню с учётом всех 28. принципов рационального питания. Игра 29. «Кулинарные посиделки». Чистота 30. залог здоровья. 1 1 1 - Что значит средства 31. личной гигиены. 1 1 Виды деятельности деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа, экскурсия. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа. ФГИС «Моя школа». № Тема занятия Правила личной 32. гигиены человека. Гигиена одежды и 33. обуви «Мода и школьные будни». Аллергия – 34. болезнь XXI века. 35. Гигиена питания. Викторина «Кто 36. аккуратен, тот людям приятен». Кол-во академи ческих часов 1 1 1 Виды деятельности деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, творческая деятельность. Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа. ФГИС «Моя школа». Творческий проект, соревнования, викторина, игра, беседа. ФГИС «Моя школа». Исследовательская и практическая деятельность, проектная Творческий проект, деятельность, игровая соревнования, 1 деятельность, викторина, игра, коммуникативная беседа. деятельность, творческая деятельность. Исследовательская и практическая деятельность, проектная Творческий проект, деятельность, игровая соревнования, 1 деятельность, викторина, игра, коммуникативная беседа. деятельность, творческая деятельность. Резервное время - 1 час. Итого по программе - 37 часов ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа».