ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора школы, Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» пгт. Уральский 2023 год Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект» 11 класс Методология проектной и исследовательской деятельности Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Методология и технология проектной деятельности. Критерии оценивания проектов и исследовательских работ. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Актуальность темы проекта. Анализ проблемной ситуации. Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач проекта. Определение объекта и предмета исследования. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников.Инструментарий работы с информацией методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологии в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг.Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.Систематизация и обобщение материалов. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности Технологические требования к представлению результатов. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение. Выбор индивидуального стиля представления результатов проектов. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. Правила и навыки аргументации. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Рецензии и отзывы на проектную работу. Предзащита проектов. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Анализ результатов работы над проектом. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект» Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление квзаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки. В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека вмедицине и биологии. В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии вформировании эстетической культуры личности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью иустановка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиеническихправил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическаяактивность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употреблениеалкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического ипсихического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыкибезопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии,управление собственным эмоциональным состоянием. В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практическихзадач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологическойнаправленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных сбиологией. В сфере экологического воспитания: ориентация на применениебиологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознаниеэкологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практическойдеятельности экологической направленности. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация насовременную систему научных представлений об основных биологическихзакономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыковисследовательской деятельности. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природнойсреды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения(индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализабиологической информации; планирование действий в новой ситуациина основании знаний биологических закономерностей. Метапредметные результаты: Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения,критерии проводимого анализа; с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности ипротиворечия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагатькритерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решенияпоставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении биологическихявлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных ииндуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулироватьгипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящийс учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным ижелательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельноустанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений,аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложныйбиологический эксперимент, небольшое исследование по установлениюособенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектовмежду собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную входе наблюдения и эксперимента; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценкидостоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов иих последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборебиологической информации или данных из источников с учётомпредложенной учебной биологической задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну иту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, инойграфикой и их комбинациями; оценивать надёжность биологической информации по критериям,предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать биологическую информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессевыполнения практических и лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значениесоциальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтныхситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойбиологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решениебиологической задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,обнаруживать различия и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного биологического опыта(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации иособенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные иписьменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении конкретной биологической проблемы, обосновыватьнеобходимость применения групповых форм взаимодействия при решениипоставленной учебной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия поеё достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс ирезультат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (сучётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своемунаправлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды вдостижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлятьготовность к предоставлению отчёта перед группой; овладеть системой универсальных коммуникативных действий, котораяобеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,используя биологические знания; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётомимеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритмарешения), корректировать предложенный алгоритм с учётом полученияновых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть прирешении учебной биологической задачи, адаптировать решение кменяющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное впроизошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого; регулировать способ выражения эмоций. принятие себя и других; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг; владеть системой универсальных учебных регулятивных действий, котораяобеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняяпозиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой,самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект» к концу обучения в 11 классе: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания; самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественно-научные методыи приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов,проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые методы получения знаний,характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Тематическое планирование по учебному предмету «Индивидуальный проект» 11 класс Электронные Кол-во № (цифровые) Тема урока академ. Виды деятельности п/п образовательные часов ресурсы Методология проектной и исследовательской деятельности 8 ч. 1. Понятия Знакомство с основами «индивидуальный проектно-исследовательской проект», «проектная ФГИС деятельности. Обсуждение ее 1 деятельность», «Моя школа» роли в жизни человека и «проектная общества. культура» Знакомство с проектами 2. Типология проектов. различных видов. Участие в Методология и мозговом штурме по ФГИС технология 1 выдвижению идей конкретных «Моя школа» проектной проектов по каждому из деятельности предложенных педагогом 3. Критерии видов. оценивания Знакомство с правилами ФГИС проектов и 1 выбора и формулировки темы «Моя школа» исследовательских исследования или проекта. работ Обсуждение примеров тем исследовательских и 4. Конструирование проектных работ, над темы и проблемы ФГИС 1 которыми ранее работали проекта, «Моя школа» другие школьники, дискуссия исследования. об их сильных и слабых 5. Проектный замысел. сторонах. Работа в группах Критерии (метод мозгового штурма): безотметочной ФГИС формулировка тем на основе самооценки и 1 «Моя школа» предложенных оценки продуктов исследовательских или проекта (результатов практических проблем. исследования) Формулирование школьником 6. Актуальность темы ФГИС 1 нескольких вариантов темы проекта. Анализ «Моя школа» № п/п 7. 8. Тема урока проблемной ситуации Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач проекта Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Кол-во академ. часов 1 1 Виды деятельности своего проекта или исследования. Их обоснование. Беседа с педагогом по вопросам грамотности формулировки темы, ее соответствия собственным интересам и уровню подготовки, адекватности отражения в ней той проблемы, которую школьник хотел бы решить. Согласование темы проектной или исследовательской работы с педагогом. Обсуждение с педагогом первоначального замысла реализации проекта или исследования. Знакомство с правилами обоснования актуальности работы. Обсуждение с другими школьниками и педагогом роли убедительной аргументации в продвижении проекта или исследования. Обсуждение примеров описаний актуальности исследовательских и проектных работ, над которыми ранее работали другие школьники, дискуссия об их сильных и слабых сторонах. Участие в деловой игре: придумывание тем проектов и исследований для группы-партнера и определение адресата и обоснование актуальности тем, придуманных группойпартнером. Знакомство с правилами и примерами постановки цели, задач, разработки исследовательской гипотезы или описания предполагаемых свойств создаваемого продукта. Участие в дискуссии о сильных и слабых сторонах приводимых педагогом примеров из проектных и исследовательских работ, выполненных другими школьниками. Вопросы школьника Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» № п/п 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности 11 ч. Методы Знакомство с наиболее эмпирического распространенными методами исследования исследования. Обсуждение ФГИС (наблюдение, 1 вопроса о применимости того «Моя школа» сравнение, или иного метода в измерение, собственной работе. эксперимент) Вопросы школьника педагогу Методы, — на понимание или используемые как на уточнение отдельных аспектов эмпирическом, так и реализуемых ими проектов. на теоретическом Высказывание и аргументация уровне исследования ФГИС своих идей, затруднений, 1 (абстрагирование, «Моя школа» сомнений, связанных с анализ и синтез, работой. Согласование индукция и позиций. дедукция, Знакомство с основными моделирование) этапами реализации проекта и Методы их особенностями. теоретического Составление в микрогруппах исследования ФГИС списка требуемого 1 (восхождение от «Моя школа» оборудования для реализации абстрактного к вымышленного учебного конкретному) проекта, предложенного педагогом. Работа с Поочередные выступления с информационными самоанализом проделанной источниками. Поиск работы, групповое обсуждение и систематизация ФГИС каждой работы. информации. 1 «Моя школа» Работа с различными видами Информационная информационных источников. культура. Виды Отбор и систематизация информационных информации. Рассмотрение источников. текста с точки зрения его Инструментарий структуры. Применение работы с информационных технологии информацией ФГИС в исследовании, проектной методы, приемы, 1 «Моя школа» деятельности. технологии. Отбор и Оформление таблиц, рисунков систематизация и иллюстрированных информации. плакатов, ссылок, сносок, Информационные списка литературы. ресурсы на ФГИС 1 Сбор и систематизация бумажных «Моя школа» материалов. носителях. № п/п 15. 16. 17. 18. Тема урока Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологии в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемыпауки и каузальные цепи. Интеллекткарты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 ФГИС «Моя школа» 1 ФГИС «Моя школа» 1 ФГИС «Моя школа» 1 ФГИС «Моя школа» № п/п 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Систематизация и ФГИС обобщение 1 «Моя школа» материалов. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности 14 ч. Технологические Знакомство с правилами требования к ФГИС оформления итогового текста 1 представлению «Моя школа» проектной или результатов исследовательской работы. Коммуникативная Вопросы школьника педагогу ФГИС деятельность. 1 — на понимание или «Моя школа» Диалог. Монолог уточнение отдельных аспектов Коммуникации. публичной защиты своей Коммуникации в исследовательской работы. ФГИС профессиональной 1 Репетиция собственного «Моя школа» среде и в обществе в выступления на защите. целом Получение обратной связи от Формы и принципы педагога, внесение делового общения. коррективов в текст ФГИС Вербальное и 1 выступления и/или слайды «Моя школа» невербальное презентации, согласование общение итогового варианта выступления. Выбор Защита проектной или индивидуального ФГИС исследовательской работы как стиля представления 1 «Моя школа» возможность приобрести результатов полезный навык публичного проектов выступления, отстаивания и Стратегии продвижения своих идей. группового ФГИС Мультимедийное взаимодействия. 1 «Моя школа» сопровождение защиты, Аргументация. правила создания Спор. Дискуссия мультимедийной презентации Групповое общение в доступных компьютерных как деловое программах. Правила и взаимодействие. ФГИС секреты публичного Ориентация на 1 «Моя школа» выступления: грамотная речь, участников. темп речи и дикция, мимика и Ориентация на жесты, краткость и яркие понимание. примеры, уместный юмор, Правила ведения ФГИС внешний вид и умение спора. Дискуссия: 1 «Моя школа» держать себя перед виды и технологии № п/п 28. 29. 30. 31. 32. 33. Тема урока Правила и навыки аргументации Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств Рецензии и отзывы о проектной работе Предзащита проектов Корректировка проекта с учетом рекомендаций Анализ результатов работы над проектом Кол-во академ. часов 1 1 Виды деятельности аудиторией. Критерии оценки проектноисследовательской работы. Выступление с докладом об основных идеях и результатах своей проектной или исследовательской работы. Ответы на вопросы. Участие в дискуссиях по выступлениям других авторов. 1 1 1 1 Итого по программе - 33 часа. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа»