РП по учебному предмету-Индивидуальный проект (11 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора школы,
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

пгт. Уральский
2023 год

Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
11 класс
Методология проектной и исследовательской деятельности
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура».
Типология проектов. Методология и технология проектной деятельности. Критерии
оценивания проектов и исследовательских работ. Конструирование темы и проблемы
проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки
продуктов проекта (результатов исследования). Актуальность темы проекта. Анализ
проблемной ситуации. Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач проекта.
Определение объекта и предмета исследования.
Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование).
Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). Работа
с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная
культура. Виды информационных источников.Инструментарий работы с информацией методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.Информационные
ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды
переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация,
рецензия.Информационные
ресурсы
на
электронных
носителях.
Применение
информационных технологии в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.Технологии
визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы.
Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.Технологии визуализации и систематизации
текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты.
Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг.Требования к
оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература,
каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы. Сбор и систематизация материалов.Систематизация и обобщение
материалов.
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Технологические требования к представлению результатов. Коммуникативная
деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и
в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное
общение. Выбор индивидуального стиля представления результатов проектов. Стратегии
группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как
деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила
ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. Правила и навыки аргументации. Публичное
выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение
внимания аудитории. Использование наглядных средств. Рецензии и отзывы на проектную
работу. Предзащита проектов. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Анализ
результатов работы над проектом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект»
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности
при выполнении исследований и проектов, стремление квзаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
биологической науки.
В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с
позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости
нравственного аспекта деятельности человека вмедицине и биологии.
В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии вформировании эстетической
культуры личности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального
благополучия: ответственное отношение к своему здоровью иустановка на здоровый образ

жизни (здоровое питание, соблюдение гигиеническихправил и норм, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическаяактивность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употреблениеалкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического ипсихического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыкибезопасного поведения в природной среде; сформированность навыка
рефлексии,управление собственным эмоциональным состоянием.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практическихзадач (в рамках
семьи, школы, города, края) биологической и экологическойнаправленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных сбиологией.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применениебиологических знаний при
решении задач в области окружающей среды; осознаниеэкологических проблем и путей их
решения; готовность к участию в практическойдеятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация насовременную систему
научных представлений об основных биологическихзакономерностях, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;понимание роли биологической науки в формировании
научного мировоззрения;развитие научной любознательности, интереса к биологической
науке, навыковисследовательской деятельности.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природнойсреды: адекватная
оценка изменяющихся условий; принятие решения(индивидуальное, в группе) в
изменяющихся условиях на основании анализабиологической информации; планирование
действий в новой ситуациина основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения,критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности ипротиворечия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагатькритерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решенияпоставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологическихявлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных ииндуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулироватьгипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи(сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящийс учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным ижелательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельноустанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложныйбиологический
эксперимент, небольшое исследование по установлениюособенностей биологического
объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектовмежду собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную входе наблюдения и
эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценкидостоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов иих последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборебиологической
информации или данных из источников с учётомпредложенной учебной биологической
задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну иту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, инойграфикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессевыполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значениесоциальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтныхситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойбиологической
темы и высказывать идеи, нацеленные на решениебиологической задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,обнаруживать
различия и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта(эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации иособенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные иписьменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении
конкретной биологической проблемы, обосновыватьнеобходимость применения групповых
форм взаимодействия при решениипоставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия поеё достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс ирезультат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (сучётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своемунаправлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена команды вдостижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлятьготовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, котораяобеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта школьников.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётомимеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументироватьпредлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритмарешения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом полученияновых биологических знаний об
изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть прирешении
учебной биологической задачи, адаптировать решение кменяющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное впроизошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого;
регулировать способ выражения эмоций.
принятие себя и других;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
владеть системой универсальных учебных регулятивных действий, котораяобеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняяпозиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой,самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект» к
концу обучения в 11 классе:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,
модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания;
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественно-научные методыи приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов,проверка на совместимость с другими известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний,характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного
(типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Тематическое планирование по учебному предмету
«Индивидуальный проект»
11 класс
Электронные
Кол-во
№
(цифровые)
Тема урока
академ.
Виды деятельности
п/п
образовательные
часов
ресурсы
Методология проектной и исследовательской деятельности 8 ч.
1.
Понятия
Знакомство с основами
«индивидуальный
проектно-исследовательской
проект», «проектная
ФГИС
деятельности. Обсуждение ее
1
деятельность»,
«Моя школа»
роли в жизни человека и
«проектная
общества.
культура»
Знакомство с проектами
2.
Типология проектов.
различных видов. Участие в
Методология и
мозговом штурме по
ФГИС
технология
1
выдвижению идей конкретных
«Моя школа»
проектной
проектов по каждому из
деятельности
предложенных педагогом
3.
Критерии
видов.
оценивания
Знакомство с правилами
ФГИС
проектов и
1
выбора и формулировки темы
«Моя школа»
исследовательских
исследования или проекта.
работ
Обсуждение примеров тем
исследовательских и
4.
Конструирование
проектных работ, над
темы и проблемы
ФГИС
1
которыми ранее работали
проекта,
«Моя школа»
другие школьники, дискуссия
исследования.
об их сильных и слабых
5.
Проектный замысел.
сторонах. Работа в группах
Критерии
(метод мозгового штурма):
безотметочной
ФГИС
формулировка тем на основе
самооценки и
1
«Моя школа»
предложенных
оценки продуктов
исследовательских или
проекта (результатов
практических
проблем.
исследования)
Формулирование школьником
6.
Актуальность темы
ФГИС
1
нескольких
вариантов
темы
проекта. Анализ
«Моя школа»

№
п/п

7.

8.

Тема урока
проблемной
ситуации
Принятие,
уточнение и
конкретизация цели
и задач проекта
Методологические
атрибуты
исследовательской
деятельности.
Построение
гипотезы
исследования.
Предмет и объект
исследования.
Проблема
исследования.

Кол-во
академ.
часов

1

1

Виды деятельности
своего проекта или
исследования. Их
обоснование. Беседа с
педагогом по вопросам
грамотности формулировки
темы, ее соответствия
собственным интересам и
уровню подготовки,
адекватности отражения в ней
той проблемы, которую
школьник хотел бы решить.
Согласование темы проектной
или исследовательской работы
с педагогом. Обсуждение с
педагогом первоначального
замысла реализации проекта
или исследования. Знакомство
с правилами обоснования
актуальности работы.
Обсуждение с другими
школьниками и педагогом
роли убедительной
аргументации в продвижении
проекта или исследования.
Обсуждение примеров
описаний актуальности
исследовательских и
проектных работ, над
которыми ранее работали
другие школьники, дискуссия
об их сильных и слабых
сторонах. Участие в деловой
игре: придумывание тем
проектов и исследований для
группы-партнера и
определение адресата и
обоснование актуальности тем,
придуманных группойпартнером.
Знакомство с правилами и
примерами постановки цели,
задач, разработки
исследовательской гипотезы
или описания предполагаемых
свойств создаваемого
продукта. Участие в дискуссии
о сильных и слабых сторонах
приводимых педагогом
примеров из проектных и
исследовательских работ,
выполненных другими
школьниками.
Вопросы школьника

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ФГИС
«Моя школа»

ФГИС
«Моя школа»

№
п/п

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Тема урока

Кол-во
академ.
часов

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

педагогу — на понимание
или уточнение отдельных
аспектов реализуемых ими
исследований.
Высказывание и
аргументация своих идей,
затруднений, сомнений,
связанных с работой.
Согласование позиций.
Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности 11 ч.
Методы
Знакомство с наиболее
эмпирического
распространенными методами
исследования
исследования. Обсуждение
ФГИС
(наблюдение,
1
вопроса о применимости того
«Моя школа»
сравнение,
или иного метода в
измерение,
собственной работе.
эксперимент)
Вопросы школьника педагогу
Методы,
— на понимание или
используемые как на
уточнение отдельных аспектов
эмпирическом, так и
реализуемых ими проектов.
на теоретическом
Высказывание и аргументация
уровне исследования
ФГИС
своих идей, затруднений,
1
(абстрагирование,
«Моя школа»
сомнений, связанных с
анализ и синтез,
работой. Согласование
индукция и
позиций.
дедукция,
Знакомство с основными
моделирование)
этапами реализации проекта и
Методы
их особенностями.
теоретического
Составление в микрогруппах
исследования
ФГИС
списка требуемого
1
(восхождение от
«Моя школа»
оборудования для реализации
абстрактного к
вымышленного учебного
конкретному)
проекта, предложенного
педагогом.
Работа с
Поочередные выступления с
информационными
самоанализом проделанной
источниками. Поиск
работы, групповое обсуждение
и систематизация
ФГИС
каждой работы.
информации.
1
«Моя школа»
Работа с различными видами
Информационная
информационных
источников.
культура. Виды
Отбор и систематизация
информационных
информации. Рассмотрение
источников.
текста с точки зрения его
Инструментарий
структуры. Применение
работы с
информационных технологии
информацией ФГИС
в исследовании, проектной
методы, приемы,
1
«Моя школа»
деятельности.
технологии. Отбор и
Оформление таблиц, рисунков
систематизация
и иллюстрированных
информации.
плакатов, ссылок, сносок,
Информационные
списка литературы.
ресурсы на
ФГИС
1
Сбор и систематизация
бумажных
«Моя школа»
материалов.
носителях.

№
п/п

15.

16.

17.

18.

Тема урока
Рассмотрение текста
с точки зрения его
структуры. Виды
переработки чужого
текста. Понятия:
конспект, тезисы,
реферат, аннотация,
рецензия.
Информационные
ресурсы на
электронных
носителях.
Применение
информационных
технологии в
исследовании,
проектной
деятельности.
Способы и формы
представления
данных.
Компьютерная
обработка данных
исследования.
Технологии
визуализации и
систематизации
текстовой
информации.
Диаграммы и
графики. Графы.
Сравнительные
таблицы. Опорные
конспекты.
Технологии
визуализации и
систематизации
текстовой
информации.
Лучевые схемыпауки и каузальные
цепи. Интеллекткарты. Создание
скетчей (визуальных
заметок).
Инфографика.
Скрайбинг.
Требования к
оформлению
проектной и
исследовательской
работы.
Библиография,

Кол-во
академ.
часов

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

ФГИС
«Моя школа»

1

ФГИС
«Моя школа»

1

ФГИС
«Моя школа»

1

ФГИС
«Моя школа»

№
п/п

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Тема урока

Кол-во
академ.
часов

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

справочная
литература,
каталоги.
Оформление таблиц,
рисунков и
иллюстрированных
плакатов, ссылок,
сносок, списка
литературы. Сбор и
систематизация
материалов.
Систематизация и
ФГИС
обобщение
1
«Моя школа»
материалов.
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности 14 ч.
Технологические
Знакомство с правилами
требования к
ФГИС
оформления
итогового текста
1
представлению
«Моя
школа»
проектной или
результатов
исследовательской работы.
Коммуникативная
Вопросы школьника педагогу
ФГИС
деятельность.
1
— на понимание или
«Моя школа»
Диалог. Монолог
уточнение отдельных аспектов
Коммуникации.
публичной защиты своей
Коммуникации в
исследовательской работы.
ФГИС
профессиональной
1
Репетиция собственного
«Моя школа»
среде и в обществе в
выступления на защите.
целом
Получение обратной связи от
Формы и принципы
педагога, внесение
делового общения.
коррективов в текст
ФГИС
Вербальное и
1
выступления и/или слайды
«Моя школа»
невербальное
презентации, согласование
общение
итогового варианта
выступления.
Выбор
Защита проектной или
индивидуального
ФГИС
исследовательской работы как
стиля представления
1
«Моя школа»
возможность приобрести
результатов
полезный навык публичного
проектов
выступления, отстаивания и
Стратегии
продвижения своих идей.
группового
ФГИС
Мультимедийное
взаимодействия.
1
«Моя школа»
сопровождение защиты,
Аргументация.
правила создания
Спор. Дискуссия
мультимедийной презентации
Групповое общение
в доступных компьютерных
как деловое
программах. Правила и
взаимодействие.
ФГИС
секреты публичного
Ориентация на
1
«Моя
школа»
выступления: грамотная речь,
участников.
темп речи и дикция, мимика и
Ориентация на
жесты, краткость и яркие
понимание.
примеры,
уместный юмор,
Правила ведения
ФГИС
внешний вид и умение
спора. Дискуссия:
1
«Моя школа»
держать себя перед
виды и технологии

№
п/п
28.
29.

30.
31.
32.

33.

Тема урока
Правила и навыки
аргументации
Публичное
выступление: от
подготовки до
реализации. Этапы
подготовки
выступления.
Привлечение
внимания
аудитории.
Использование
наглядных средств
Рецензии и отзывы о
проектной работе
Предзащита
проектов
Корректировка
проекта с учетом
рекомендаций
Анализ результатов
работы над
проектом

Кол-во
академ.
часов
1

1

Виды деятельности
аудиторией.
Критерии оценки проектноисследовательской работы.
Выступление с докладом об
основных идеях и результатах
своей проектной или
исследовательской работы.
Ответы на вопросы. Участие в
дискуссиях по выступлениям
других авторов.

1
1
1

1
Итого по программе - 33 часа.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ФГИС
«Моя школа»

ФГИС
«Моя школа»

ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».