ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора школы,
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
пгт. Уральский
2023 год
Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
11 класс
Методология проектной и исследовательской деятельности
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура».
Типология проектов. Методология и технология проектной деятельности. Критерии
оценивания проектов и исследовательских работ. Конструирование темы и проблемы
проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки
продуктов проекта (результатов исследования). Актуальность темы проекта. Анализ
проблемной ситуации. Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач проекта.
Определение объекта и предмета исследования.
Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование).
Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). Работа
с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная
культура. Виды информационных источников.Инструментарий работы с информацией методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.Информационные
ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды
переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация,
рецензия.Информационные
ресурсы
на
электронных
носителях.
Применение
информационных технологии в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.Технологии
визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы.
Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.Технологии визуализации и систематизации
текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты.
Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг.Требования к
оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература,
каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы. Сбор и систематизация материалов.Систематизация и обобщение
материалов.
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Технологические требования к представлению результатов. Коммуникативная
деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и
в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное
общение. Выбор индивидуального стиля представления результатов проектов. Стратегии
группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как
деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила
ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. Правила и навыки аргументации. Публичное
выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение
внимания аудитории. Использование наглядных средств. Рецензии и отзывы на проектную
работу. Предзащита проектов. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Анализ
результатов работы над проектом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект»
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности
при выполнении исследований и проектов, стремление квзаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
биологической науки.
В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с
позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости
нравственного аспекта деятельности человека вмедицине и биологии.
В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии вформировании эстетической
культуры личности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального
благополучия: ответственное отношение к своему здоровью иустановка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиеническихправил и норм, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическаяактивность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употреблениеалкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического ипсихического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыкибезопасного поведения в природной среде; сформированность навыка
рефлексии,управление собственным эмоциональным состоянием.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практическихзадач (в рамках
семьи, школы, города, края) биологической и экологическойнаправленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных сбиологией.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применениебиологических знаний при
решении задач в области окружающей среды; осознаниеэкологических проблем и путей их
решения; готовность к участию в практическойдеятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация насовременную систему
научных представлений об основных биологическихзакономерностях, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;понимание роли биологической науки в формировании
научного мировоззрения;развитие научной любознательности, интереса к биологической
науке, навыковисследовательской деятельности.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природнойсреды: адекватная
оценка изменяющихся условий; принятие решения(индивидуальное, в группе) в
изменяющихся условиях на основании анализабиологической информации; планирование
действий в новой ситуациина основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения,критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности ипротиворечия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагатькритерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решенияпоставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологическихявлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных ииндуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулироватьгипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи(сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящийс учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным ижелательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельноустанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложныйбиологический
эксперимент, небольшое исследование по установлениюособенностей биологического
объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектовмежду собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную входе наблюдения и
эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценкидостоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов иих последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборебиологической
информации или данных из источников с учётомпредложенной учебной биологической
задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну иту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, инойграфикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессевыполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значениесоциальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтныхситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойбиологической
темы и высказывать идеи, нацеленные на решениебиологической задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,обнаруживать
различия и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта(эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации иособенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные иписьменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении
конкретной биологической проблемы, обосновыватьнеобходимость применения групповых
форм взаимодействия при решениипоставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия поеё достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс ирезультат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (сучётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своемунаправлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена команды вдостижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлятьготовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, котораяобеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта школьников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётомимеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументироватьпредлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритмарешения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом полученияновых биологических знаний об
изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть прирешении
учебной биологической задачи, адаптировать решение кменяющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное впроизошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого;
регулировать способ выражения эмоций.
принятие себя и других;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
владеть системой универсальных учебных регулятивных действий, котораяобеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняяпозиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой,самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект» к
концу обучения в 11 классе:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,
модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания;
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественно-научные методыи приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов,проверка на совместимость с другими известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний,характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного
(типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Тематическое планирование по учебному предмету
«Индивидуальный проект»
11 класс
Электронные
Кол-во
№
(цифровые)
Тема урока
академ.
Виды деятельности
п/п
образовательные
часов
ресурсы
Методология проектной и исследовательской деятельности 8 ч.
1.
Понятия
Знакомство с основами
«индивидуальный
проектно-исследовательской
проект», «проектная
ФГИС
деятельности. Обсуждение ее
1
деятельность»,
«Моя школа»
роли в жизни человека и
«проектная
общества.
культура»
Знакомство с проектами
2.
Типология проектов.
различных видов. Участие в
Методология и
мозговом штурме по
ФГИС
технология
1
выдвижению идей конкретных
«Моя школа»
проектной
проектов по каждому из
деятельности
предложенных педагогом
3.
Критерии
видов.
оценивания
Знакомство с правилами
ФГИС
проектов и
1
выбора и формулировки темы
«Моя школа»
исследовательских
исследования или проекта.
работ
Обсуждение примеров тем
исследовательских и
4.
Конструирование
проектных работ, над
темы и проблемы
ФГИС
1
которыми ранее работали
проекта,
«Моя школа»
другие школьники, дискуссия
исследования.
об их сильных и слабых
5.
Проектный замысел.
сторонах. Работа в группах
Критерии
(метод мозгового штурма):
безотметочной
ФГИС
формулировка тем на основе
самооценки и
1
«Моя школа»
предложенных
оценки продуктов
исследовательских или
проекта (результатов
практических
проблем.
исследования)
Формулирование школьником
6.
Актуальность темы
ФГИС
1
нескольких
вариантов
темы
проекта. Анализ
«Моя школа»
№
п/п
7.
8.
Тема урока
проблемной
ситуации
Принятие,
уточнение и
конкретизация цели
и задач проекта
Методологические
атрибуты
исследовательской
деятельности.
Построение
гипотезы
исследования.
Предмет и объект
исследования.
Проблема
исследования.
Кол-во
академ.
часов
1
1
Виды деятельности
своего проекта или
исследования. Их
обоснование. Беседа с
педагогом по вопросам
грамотности формулировки
темы, ее соответствия
собственным интересам и
уровню подготовки,
адекватности отражения в ней
той проблемы, которую
школьник хотел бы решить.
Согласование темы проектной
или исследовательской работы
с педагогом. Обсуждение с
педагогом первоначального
замысла реализации проекта
или исследования. Знакомство
с правилами обоснования
актуальности работы.
Обсуждение с другими
школьниками и педагогом
роли убедительной
аргументации в продвижении
проекта или исследования.
Обсуждение примеров
описаний актуальности
исследовательских и
проектных работ, над
которыми ранее работали
другие школьники, дискуссия
об их сильных и слабых
сторонах. Участие в деловой
игре: придумывание тем
проектов и исследований для
группы-партнера и
определение адресата и
обоснование актуальности тем,
придуманных группойпартнером.
Знакомство с правилами и
примерами постановки цели,
задач, разработки
исследовательской гипотезы
или описания предполагаемых
свойств создаваемого
продукта. Участие в дискуссии
о сильных и слабых сторонах
приводимых педагогом
примеров из проектных и
исследовательских работ,
выполненных другими
школьниками.
Вопросы школьника
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
№
п/п
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема урока
Кол-во
академ.
часов
Виды деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
педагогу — на понимание
или уточнение отдельных
аспектов реализуемых ими
исследований.
Высказывание и
аргументация своих идей,
затруднений, сомнений,
связанных с работой.
Согласование позиций.
Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности 11 ч.
Методы
Знакомство с наиболее
эмпирического
распространенными методами
исследования
исследования. Обсуждение
ФГИС
(наблюдение,
1
вопроса о применимости того
«Моя школа»
сравнение,
или иного метода в
измерение,
собственной работе.
эксперимент)
Вопросы школьника педагогу
Методы,
— на понимание или
используемые как на
уточнение отдельных аспектов
эмпирическом, так и
реализуемых ими проектов.
на теоретическом
Высказывание и аргументация
уровне исследования
ФГИС
своих идей, затруднений,
1
(абстрагирование,
«Моя школа»
сомнений, связанных с
анализ и синтез,
работой. Согласование
индукция и
позиций.
дедукция,
Знакомство с основными
моделирование)
этапами реализации проекта и
Методы
их особенностями.
теоретического
Составление в микрогруппах
исследования
ФГИС
списка требуемого
1
(восхождение от
«Моя школа»
оборудования для реализации
абстрактного к
вымышленного учебного
конкретному)
проекта, предложенного
педагогом.
Работа с
Поочередные выступления с
информационными
самоанализом проделанной
источниками. Поиск
работы, групповое обсуждение
и систематизация
ФГИС
каждой работы.
информации.
1
«Моя школа»
Работа с различными видами
Информационная
информационных
источников.
культура. Виды
Отбор и систематизация
информационных
информации. Рассмотрение
источников.
текста с точки зрения его
Инструментарий
структуры. Применение
работы с
информационных технологии
информацией ФГИС
в исследовании, проектной
методы, приемы,
1
«Моя школа»
деятельности.
технологии. Отбор и
Оформление таблиц, рисунков
систематизация
и иллюстрированных
информации.
плакатов, ссылок, сносок,
Информационные
списка литературы.
ресурсы на
ФГИС
1
Сбор и систематизация
бумажных
«Моя школа»
материалов.
носителях.
№
п/п
15.
16.
17.
18.
Тема урока
Рассмотрение текста
с точки зрения его
структуры. Виды
переработки чужого
текста. Понятия:
конспект, тезисы,
реферат, аннотация,
рецензия.
Информационные
ресурсы на
электронных
носителях.
Применение
информационных
технологии в
исследовании,
проектной
деятельности.
Способы и формы
представления
данных.
Компьютерная
обработка данных
исследования.
Технологии
визуализации и
систематизации
текстовой
информации.
Диаграммы и
графики. Графы.
Сравнительные
таблицы. Опорные
конспекты.
Технологии
визуализации и
систематизации
текстовой
информации.
Лучевые схемыпауки и каузальные
цепи. Интеллекткарты. Создание
скетчей (визуальных
заметок).
Инфографика.
Скрайбинг.
Требования к
оформлению
проектной и
исследовательской
работы.
Библиография,
Кол-во
академ.
часов
Виды деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
ФГИС
«Моя школа»
1
ФГИС
«Моя школа»
1
ФГИС
«Моя школа»
1
ФГИС
«Моя школа»
№
п/п
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Тема урока
Кол-во
академ.
часов
Виды деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
справочная
литература,
каталоги.
Оформление таблиц,
рисунков и
иллюстрированных
плакатов, ссылок,
сносок, списка
литературы. Сбор и
систематизация
материалов.
Систематизация и
ФГИС
обобщение
1
«Моя школа»
материалов.
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности 14 ч.
Технологические
Знакомство с правилами
требования к
ФГИС
оформления
итогового текста
1
представлению
«Моя
школа»
проектной или
результатов
исследовательской работы.
Коммуникативная
Вопросы школьника педагогу
ФГИС
деятельность.
1
— на понимание или
«Моя школа»
Диалог. Монолог
уточнение отдельных аспектов
Коммуникации.
публичной защиты своей
Коммуникации в
исследовательской работы.
ФГИС
профессиональной
1
Репетиция собственного
«Моя школа»
среде и в обществе в
выступления на защите.
целом
Получение обратной связи от
Формы и принципы
педагога, внесение
делового общения.
коррективов в текст
ФГИС
Вербальное и
1
выступления и/или слайды
«Моя школа»
невербальное
презентации, согласование
общение
итогового варианта
выступления.
Выбор
Защита проектной или
индивидуального
ФГИС
исследовательской работы как
стиля представления
1
«Моя школа»
возможность приобрести
результатов
полезный навык публичного
проектов
выступления, отстаивания и
Стратегии
продвижения своих идей.
группового
ФГИС
Мультимедийное
взаимодействия.
1
«Моя школа»
сопровождение защиты,
Аргументация.
правила создания
Спор. Дискуссия
мультимедийной презентации
Групповое общение
в доступных компьютерных
как деловое
программах. Правила и
взаимодействие.
ФГИС
секреты публичного
Ориентация на
1
«Моя
школа»
выступления: грамотная речь,
участников.
темп речи и дикция, мимика и
Ориентация на
жесты, краткость и яркие
понимание.
примеры,
уместный юмор,
Правила ведения
ФГИС
внешний вид и умение
спора. Дискуссия:
1
«Моя школа»
держать себя перед
виды и технологии
№
п/п
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Тема урока
Правила и навыки
аргументации
Публичное
выступление: от
подготовки до
реализации. Этапы
подготовки
выступления.
Привлечение
внимания
аудитории.
Использование
наглядных средств
Рецензии и отзывы о
проектной работе
Предзащита
проектов
Корректировка
проекта с учетом
рекомендаций
Анализ результатов
работы над
проектом
Кол-во
академ.
часов
1
1
Виды деятельности
аудиторией.
Критерии оценки проектноисследовательской работы.
Выступление с докладом об
основных идеях и результатах
своей проектной или
исследовательской работы.
Ответы на вопросы. Участие в
дискуссиях по выступлениям
других авторов.
1
1
1
1
Итого по программе - 33 часа.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»
ФГИС
«Моя школа»