ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора школы, Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» пгт. Уральский 2023 год Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект» 11 класс Раздел «Введение» Проект как тип деятельности проектная культура. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Методология и технология проектной деятельности. Раздел «Мониторинг проекта» Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой пггурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение I проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет календарного графика проектной деятельности. Работа с научной литературой. Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к публичной защите проекта. Раздел «Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ» Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Раздел « Публичная защита результатов проектной деятельности» Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности. Раздел « Рефлексия проектной деятельности» Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект» Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: отношение к предмету как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой науки. В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека. В сфере эстетического воспитания: понимание роли предмета в формировании эстетической культуры личности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) различной направленности, интерес к практическому изучению профессий. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к науке, навыков исследовательской деятельности. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний закономерностей. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов; определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах; вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных. Базовые исследовательские действия: развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт; уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать; значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Предметные результаты: – планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; – выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; – распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; – использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, – использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; – использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; – ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; – отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; – видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. – самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты; – использовать догадку, озарение, интуицию; – использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; – использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; – целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; – осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. № п/п 1. 2. 3. 4. Тематическое планирование по учебному предмету «Индивидуальный проект» 11 класс Электронные Кол-во Виды (цифровые) Тема урока академ. деятельности образовательные часов ресурсы Раздел «Введение» - 3 часа Проект как тип деятельности. 1 Получают ФГИС представление об «Моя школа» особенностях Виды проектов: практико 1 исследовательской ориентированный. ФГИС деятельности. Исследовательские, «Моя школа» Записывают информационные проекты. материал лекции. Понятие, особенности Предлагают темы Игровой и культурно-досуговый 1 для исследования, ФГИС проект. Понятие, особенности. участвуют в «Моя школа» обсуждении. Итого по разделу – 3 часа Раздел «Мониторинг проекта» - 20 часов Структура 1 Знакомство и ФГИС учебно-исследовательской анализ проектов, «Моя школа» деятельности задуманных и № п/п Тема урока 5. Кол-во академ. часов 1 Виды переработки текста. 6. 7. 1 Виды научных работ. Индивидуальный план. 8. 9. 10. 11. 1 1 Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Основные источники получения информации. Виды информации и методы поиска. 12. 1 1 1 1 Работа с научной литературой. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 1 Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Оформление и систематизация материалов Компьютерная обработка данных исследования. Применение информационных технологий в исследовании. Консультирование по проблемам проектной деятельности. Консультирование по проблемам проектной деятельности. Формы представления проектов. Подготовка к публичной защите проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Библиография, справочная литература, каталоги. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Электронные Виды (цифровые) деятельности образовательные ресурсы осуществленных ФГИС школьниками: «Моя школа» умение ФГИС самостоятельно «Моя школа» поставит ФГИС проблему, «Моя школа» сформулировать ФГИС цель, задачи и «Моя школа» найти способы их ФГИС решения. «Моя школа» Планировать и управлять своей ФГИС познавательной «Моя школа» деятельностью во ФГИС времени, «Моя школа» использовать ФГИС ресурсные «Моя школа» возможности для ФГИС достижения целей, «Моя школа» осуществлять ФГИС выбор «Моя школа» конструктивных ФГИС стратегий в «Моя школа» трудных ФГИС ситуациях, уметь «Моя школа» ясно излагать и ФГИС оформлять «Моя школа» выполненную ФГИС работу, «Моя школа» представить её ФГИС результаты, «Моя школа» аргументировано ФГИС ответить на «Моя школа» вопросы. ФГИС Работают с «Моя школа» текстом пособия, ФГИС заполняют «Моя школа» таблицу «Сравнение проектирования и конструирования». Делают выводы. Находят примеры с описанием разработок и реализации технических проектов разного масштаба. Высказывают мнение по проблеме «Какие ФГИС «Моя школа» № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы современные идеи в сфере технического проектирования будут влиять на социальную строну жизни людей в ближайшем и отдаленном будущем». Итого по разделу – 20 часов Раздел «Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ» - 3 часа 24. Поиск и предложение возможных 1 Получить ФГИС вариантов решения представление о «Моя школа» процессе 25. Постановка цели, 1 ФГИС контроля, об формулирование задач, «Моя школа» оценке, отметке, выдвижение гипотез. оценочных 26. Мониторинг выполняемых работ 1 шкалах; получить и методы контроля исполнения. опыт деятельности в роли эксперта, рефлексии по поводу собственной оценочной деятельности; ФГИС самооценки своей «Моя школа» деятельности и ее результатов; научиться проводить оценку с использованием эталона; оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности. Итого по разделу – 3 часа Раздел «Публичная защита результатов проектной деятельности» - 5 часов 27. Публичная защита результатов 1 Планировать и ФГИС проектной деятельности. управлять своей «Моя школа» познавательной 28. Публичная защита результатов 1 ФГИС деятельностью во проектной деятельности. «Моя школа» времени, 29. Публичная защита результатов 1 ФГИС использовать проектной деятельности. «Моя школа» ресурсные 30. Публичная защита результатов 1 ФГИС возможности для проектной деятельности. «Моя школа» достижения целей, 31. Рефлексия проектной 1 осуществлять ФГИС деятельности. выбор «Моя школа» конструктивных № п/п 32. 33. Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Освоить приёмы ведения дискуссии, выдвижения тезиса и антитезиса; получить представление о прямом и косвенном доказательстве, о прямом и косвенном опровержении; о правилах постановки вопроса; о правилах ведения дискуссии; получить опыт доказательства своих выводов и ведения дискуссии. Итого по разделу – 5 часов Раздел «Рефлексия проектной деятельности» - 2 часа Экспертиза действий и движения 1 Оценивают в проекте. Индивидуальный собственный прогресс. проект по предложенным Подведение итогов, 1 критериям. конструктивный анализ выполненной работы Итого по разделу – 3 часа Итого по программе - 33 часа Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа»