ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА» пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного предмета «Физика» 10 класс РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Эксперимент в физике. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Демонстрации Аналоговые и цифровые измерительные приборы, компьютерные датчики. РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИКА Тема 1. Кинематика Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчёта. Траектория. Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и ускорение материальной точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и сложение скоростей. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости координат, скорости, ускорения, пути и перемещения материальной точки от времени. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. Угловая скорость, линейная скорость. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение. Технические устройства и практическое применение: спидометр, движение снарядов, цепные и ремённые передачи. Демонстрации Модель системы отсчёта, иллюстрация кинематических характеристик движения. Преобразование движений с использованием простых механизмов. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Наблюдение движения тела, брошенного под углом к горизонту и горизонтально. Измерение ускорения свободного падения. Направление скорости при движении по окружности. Ученический эксперимент, лабораторные работы Изучение неравномерного движения с целью определения мгновенной скорости. Исследование соотношения между путями, пройденными телом за последовательные равные промежутки времени при равноускоренном движении с начальной скоростью, равной нулю. Изучение движения шарика в вязкой жидкости. Изучение движения тела, брошенного горизонтально. Тема 2. Динамика Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона для материальной точки. Третий закон Ньютона для материальных точек. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Первая космическая скорость. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Трение. Виды трения (покоя, скольжения, качения). Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя. Коэффициент трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе. Поступательное и вращательное движение абсолютно твёрдого тела. Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Условия равновесия твёрдого тела. Технические устройства и практическое применение: подшипники, движение искусственных спутников. Демонстрации Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Невесомость. Вес тела при ускоренном подъёме и падении. Сравнение сил трения покоя, качения и скольжения. Условия равновесия твёрдого тела. Виды равновесия. Ученический эксперимент, лабораторные работы Изучение движения бруска по наклонной плоскости. Исследование зависимости сил упругости, возникающих в пружине и резиновом образце, от их деформации. Исследование условий равновесия твёрдого тела, имеющего ось вращения. Тема 3. Законы сохранения в механике Импульс материальной точки (тела), системы материальных точек. Импульс силы и изменение импульса тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность силы. Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упруго деформированной пружины. Потенциальная энергия тела вблизи поверхности Земли. Потенциальные и непотенциальные силы. Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон сохранения механической энергии. Упругие и неупругие столкновения. Технические устройства и практическое применение: водомёт, копёр, пружинный пистолет, движение ракет. Демонстрации Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Ученический эксперимент, лабораторные работы Изучение абсолютно неупругого удара с помощью двух одинаковых нитяных маятников. Исследование связи работы силы с изменением механической энергии тела на примере растяжения резинового жгута. РАЗДЕЛ 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА Тема 1. Основы молекулярно-кинетической теории Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Броуновское движение. Диффузия. Характер движения и взаимодействия частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Шкала температур Цельсия. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц газа. Шкала температур Кельвина. Газовые законы. Уравнение Менделеева– Клапейрона. Закон Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным количеством вещества. Графическое представление изопроцессов: изотерма, изохора, изобара. Технические устройства и практическое применение: термометр, барометр. Демонстрации Опыты, доказывающие дискретное строение вещества, фотографии молекул органических соединений. Опыты по диффузии жидкостей и газов. Модель броуновского движения. Модель опыта Штерна. Опыты, доказывающие существование межмолекулярного взаимодействия. Модель, иллюстрирующая природу давления газа на стенки сосуда. Опыты, иллюстрирующие уравнение состояния идеального газа, изопроцессы. Ученический эксперимент, лабораторные работы Определение массы воздуха в классной комнате на основе измерений объёма комнаты, давления и температуры воздуха в ней. Исследование зависимости между параметрами состояния разреженного газа. Тема 2. Основы термодинамики Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и способы её изменения. Количество теплоты и работа. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Удельная теплоёмкость вещества. Количество теплоты при теплопередаче. Понятие об адиабатном процессе. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Графическая интерпретация работы газа. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. Тепловые машины. Принципы действия тепловых машин. Преобразования энергии в тепловых машинах. Коэффициент полезного действия тепловой машины. Цикл Карно и его коэффициент полезного действия. Экологические проблемы теплоэнергетики. Технические устройства и практическое применение: двигатель внутреннего сгорания, бытовой холодильник, кондиционер. Демонстрации Изменение внутренней энергии тела при совершении работы: вылет пробки из бутылки под действием сжатого воздуха, нагревание эфира в латунной трубке путём трения (видеодемонстрация). Изменение внутренней энергии (температуры) тела при теплопередаче. Опыт по адиабатному расширению воздуха (опыт с воздушным огнивом). Модели паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, реактивного двигателя. Ученический эксперимент, лабораторные работы Измерение удельной теплоёмкости. Тема 3. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Насыщенный пар. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления. Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств кристаллов. Жидкие кристаллы. Современные материалы. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Сублимация. Уравнение теплового баланса. Технические устройства и практическое применение: гигрометр и психрометр, калориметр, технологии получения современных материалов, в том числе наноматериалов, и нанотехнологии. Демонстрации Свойства насыщенных паров. Кипение при пониженном давлении. Способы измерения влажности. Наблюдение нагревания и плавления кристаллического вещества. Демонстрация кристаллов. Ученический эксперимент, лабораторные работы Измерение относительной влажности воздуха. РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 1. Электростатика Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Точечный электрический заряд. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Линии напряжённости электрического поля. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Электроёмкость. Конденсатор. Электроёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Технические устройства и практическое применение: электроскоп, электрометр, электростатическая защита, заземление электроприборов, конденсатор, копировальный аппарат, струйный принтер. Демонстрации Устройство и принцип действия электрометра. Взаимодействие наэлектризованных тел. Электрическое поле заряженных тел. Проводники в электростатическом поле. Электростатическая защита. Диэлектрики в электростатическом поле. Зависимость электроёмкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемости. Энергия заряженного конденсатора. Ученический эксперимент, лабораторные работы Измерение электроёмкости конденсатора. Тема 2. Постоянный электрический ток. Токи в различных средах Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники тока. Сила тока. Постоянный ток. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление вещества. Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Мощность электрического тока. Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Короткое замыкание. Электронная проводимость твёрдых металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в вакууме. Свойства электронных пучков. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p– n-перехода. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряд. Молния. Плазма. Технические устройства и практическое применение: амперметр, вольтметр, реостат, источники тока, электронагревательные приборы, электроосветительные приборы, термометр сопротивления, вакуумный диод, термисторы и фоторезисторы, полупроводниковый диод, гальваника. Демонстрации Измерение силы тока и напряжения. Зависимость сопротивления цилиндрических проводников от длины, площади поперечного сечения и материала. Смешанное соединение проводников. Прямое измерение электродвижущей силы. Короткое замыкание гальванического элемента и оценка внутреннего сопротивления. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Проводимость электролитов. Искровой разряд и проводимость воздуха. Односторонняя проводимость диода. Ученический эксперимент, лабораторные работы Изучение смешанного соединения резисторов. Измерение электродвижущей силы источника тока и его внутреннего сопротивления. Наблюдение электролиза. Межпредметные связи Изучение курса физики базового уровня в 10 классе осуществляется с учётом содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии, географии и технологии. Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания: явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение, эксперимент, моделирование, модель, измерение. Математика: решение системы уравнений, линейная функция, парабола, гипербола, их графики и свойства, тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс, основное тригонометрическое тождество, векторы и их проекции на оси координат, сложение векторов. Биология: механическое движение в живой природе, диффузия, осмос, теплообмен живых организмов (виды теплопередачи, тепловое равновесие), электрические явления в живой природе. Химия: дискретное строение вещества, строение атомов и молекул, моль вещества, молярная масса, тепловые свойства твёрдых тел, жидкостей и газов, электрические свойства металлов, электролитическая диссоциация, гальваника. География: влажность воздуха, ветры, барометр, термометр. Технология: преобразование движений с использованием механизмов, учёт трения в технике, подшипники, использование закона сохранения импульса в технике (ракета, водомёт и другие), двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, бытовой холодильник, кондиционер, технологии получения современных материалов, в том числе наноматериалов, и нанотехнологии, электростатическая защита, заземление электроприборов, ксерокс, струйный принтер, электронагревательные приборы, электроосветительные приборы, гальваника. 11 класс РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 3. Магнитное поле. Электромагнитная индукция Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитной индукции. Картина линий магнитной индукции поля постоянных магнитов. Магнитное поле проводника с током. Картина линий индукции магнитного поля длинного прямого проводника и замкнутого кольцевого проводника, катушки с током. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с током. Сила Ампера, её модуль и направление. Сила Лоренца, её модуль и направление. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Работа силы Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Поток вектора магнитной индукции. Электродвижущая сила индукции. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Электродвижущая сила индукции в проводнике, движущемся поступательно в однородном магнитном поле. Правило Ленца. Индуктивность. Явление самоиндукции. Электродвижущая сила самоиндукции. Энергия магнитного поля катушки с током. Электромагнитное поле. Технические устройства и практическое применение: постоянные магниты, электромагниты, электродвигатель, ускорители элементарных частиц, индукционная печь. Демонстрации Опыт Эрстеда. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Линии индукции магнитного поля. Взаимодействие двух проводников с током. Сила Ампера. Действие силы Лоренца на ионы электролита. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Зависимость электродвижущей силы индукции от скорости изменения магнитного потока. Явление самоиндукции. Ученический эксперимент, лабораторные работы Изучение магнитного поля катушки с током. Исследование действия постоянного магнита на рамку с током. Исследование явления электромагнитной индукции. РАЗДЕЛ 5. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ Тема 1. Механические и электромагнитные колебания Колебательная система. Свободные механические колебания. Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда и фаза колебаний. Пружинный маятник. Математический маятник. Уравнение гармонических колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в идеальном колебательном контуре. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Формула Томсона. Закон сохранения энергии в идеальном колебательном контуре. Представление о затухающих колебаниях. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Синусоидальный переменный ток. Мощность переменного тока. Амплитудное и действующее значение силы тока и напряжения. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии. Экологические риски при производстве электроэнергии. Культура использования электроэнергии в повседневной жизни. Технические устройства и практическое применение: электрический звонок, генератор переменного тока, линии электропередач. Демонстрации Исследование параметров колебательной системы (пружинный или математический маятник). Наблюдение затухающих колебаний. Исследование свойств вынужденных колебаний. Наблюдение резонанса. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограммы (зависимости силы тока и напряжения от времени) для электромагнитных колебаний. Резонанс при последовательном соединении резистора, катушки индуктивности и конденсатора. Модель линии электропередачи. Ученический эксперимент, лабораторные работы Исследование зависимости периода малых колебаний груза на нити от длины нити и массы груза. Исследование переменного тока в цепи из последовательно соединённых конденсатора, катушки и резистора. Тема 2. Механические и электромагнитные волны Механические волны, условия распространения. Период. Скорость распространения и длина волны. Поперечные и продольные волны. Интерференция и дифракция механических волн. Звук. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Электромагнитные волны. Условия излучения электромагнитных волн. Взаимная ориентация векторов E, B, V в электромагнитной волне. Свойства электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация, дифракция, интерференция. Скорость электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту. Принципы радиосвязи и телевидения. Радиолокация. Электромагнитное загрязнение окружающей среды. Технические устройства и практическое применение: музыкальные инструменты, ультразвуковая диагностика в технике и медицине, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь. Демонстрации Образование и распространение поперечных и продольных волн. Колеблющееся тело как источник звука. Наблюдение отражения и преломления механических волн. Наблюдение интерференции и дифракции механических волн. Звуковой резонанс. Наблюдение связи громкости звука и высоты тона с амплитудой и частотой колебаний. Исследование свойств электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация, дифракция, интерференция. Тема 3. Оптика Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Луч света. Точечный источник света. Отражение света. Законы отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Преломление света. Законы преломления света. Абсолютный показатель преломления. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Дисперсия света. Сложный состав белого света. Цвет. Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в собирающих и рассеивающих линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой. Пределы применимости геометрической оптики. Волновая оптика. Интерференция света. Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и минимумов в интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников. Дифракция света. Дифракционная решётка. Условие наблюдения главных максимумов при падении монохроматического света на дифракционную решётку. Поляризация света. Технические устройства и практическое применение: очки, лупа, фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп, волоконная оптика, дифракционная решётка, поляроид. Демонстрации Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы. Полное внутреннее отражение. Модель световода. Исследование свойств изображений в линзах. Модели микроскопа, телескопа. Наблюдение интерференции света. Наблюдение дифракции света. Наблюдение дисперсии света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки. Наблюдение поляризации света. Ученический эксперимент, лабораторные работы Измерение показателя преломления стекла. Исследование свойств изображений в линзах. Наблюдение дисперсии света. РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ Границы применимости классической механики. Постулаты специальной теории относительности: инвариантность модуля скорости света в вакууме, принцип относительности Эйнштейна. Относительность одновременности. Замедление времени и сокращение длины. Энергия и импульс релятивистской частицы. Связь массы с энергией и импульсом релятивистской частицы. Энергия покоя. РАЗДЕЛ 7. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Тема 1. Элементы квантовой оптики Фотоны. Формула Планка связи энергии фотона с его частотой. Энергия и импульс фотона. Открытие и исследование фотоэффекта. Опыты А. Г. Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. «Красная граница» фотоэффекта. Давление света. Опыты П. Н. Лебедева. Химическое действие света. Технические устройства и практическое применение: фотоэлемент, фотодатчик, солнечная батарея, светодиод. Демонстрации Фотоэффект на установке с цинковой пластиной. Исследование законов внешнего фотоэффекта. Светодиод. Солнечная батарея. Тема 2. Строение атома Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α -частиц. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня энергии на другой. Виды спектров. Спектр уровней энергии атома водорода. Волновые свойства частиц. Волны де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Спонтанное и вынужденное излучение. Технические устройства и практическое применение: спектральный анализ (спектроскоп), лазер, квантовый компьютер. Демонстрации Модель опыта Резерфорда. Определение длины волны лазера. Наблюдение линейчатых спектров излучения. Лазер. Ученический эксперимент, лабораторные работы Наблюдение линейчатого спектра. Тема 3. Атомное ядро Эксперименты, доказывающие сложность строения ядра. Открытие радиоактивности. Опыты Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения. Свойства альфа-, бета-, гамма-излучения. Влияние радиоактивности на живые организмы. Открытие протона и нейтрона. Нуклонная модель ядра Гейзенберга–Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы. Альфа-распад. Электронный и позитронный бета-распад. Гамма-излучение. Закон радиоактивного распада. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Проблемы и перспективы ядерной энергетики. Экологические аспекты ядерной энергетики. Элементарные частицы. Открытие позитрона. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия. Единство физической картины мира. Технические устройства и практическое применение: дозиметр, камера Вильсона, ядерный реактор, атомная бомба. Демонстрации Счётчик ионизирующих частиц. Ученический эксперимент, лабораторные работы Исследование треков частиц (по готовым фотографиям). РАЗДЕЛ 8. ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОНОМИИ И АСТРОФИЗИКИ Этапы развития астрономии. Прикладное и мировоззренческое значение астрономии. Вид звёздного неба. Созвездия, яркие звёзды, планеты, их видимое движение. Солнечная система. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд. Звёзды, их основные характеристики. Диаграмма «спектральный класс – светимость». Звёзды главной последовательности. Зависимость «масса – светимость» для звёзд главной последовательности. Внутреннее строение звёзд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд. Млечный Путь – наша Галактика. Положение и движение Солнца в Галактике. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Чёрные дыры в ядрах галактик. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Разбегание галактик. Теория Большого взрыва. Реликтовое излучение. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика. Нерешённые проблемы астрономии. Ученические наблюдения Наблюдения невооружённым глазом с использованием компьютерных приложений для определения положения небесных объектов на конкретную дату: основные созвездия Северного полушария и яркие звёзды. Наблюдения в телескоп Луны, планет, Млечного Пути. Обобщающее повторение Роль физики и астрономии в экономической, технологической, социальной и этической сферах деятельности человека, роль и место физики и астрономии в современной научной картине мира, роль физической теории в формировании представлений о физической картине мира, место физической картины мира в общем ряду современных естественно-научных представлений о природе. Межпредметные связи Изучение курса физики базового уровня в 11 классе осуществляется с учётом содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии, географии и технологии. Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания: явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение, эксперимент, моделирование, модель, измерение. Математика: решение системы уравнений, тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс, основное тригонометрическое тождество, векторы и их проекции на оси координат, сложение векторов, производные элементарных функций, признаки подобия треугольников, определение площади плоских фигур и объёма тел. Биология: электрические явления в живой природе, колебательные движения в живой природе, оптические явления в живой природе, действие радиации на живые организмы. Химия: строение атомов и молекул, кристаллическая структура твёрдых тел, механизмы образования кристаллической решётки, спектральный анализ. География: магнитные полюса Земли, залежи магнитных руд, фотосъёмка земной поверхности, предсказание землетрясений. Технология: линии электропередач, генератор переменного тока, электродвигатель, индукционная печь, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь, проекционный аппарат, волоконная оптика, солнечная батарея. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика» Личностные результаты Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма; ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в области физики и техники; 3) духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке; 5) трудового воспитания: интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни; 6) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике; 7) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Базовые исследовательские действия: владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания; владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; оценивать достоверность информации; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи; самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки. В процессе достижения личностных результатов освоения программы по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении общения, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. Предметные результаты К концу обучения в 10 классе предметные результаты на базовом уровне отражают сформированность у обучающихся умений: демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, точечный электрический заряд при решении физических задач; распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов механики, молекулярно-кинетической теории строения вещества и электродинамики: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твёрдых тел, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, электризация тел, взаимодействие зарядов; описывать механическое движение, используя физические величины: координата, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: давление газа, температура, средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул, среднеквадратичная скорость молекул, количество теплоты, внутренняя энергия, работа газа, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинам; описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправия инерциальных систем отсчёта, молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, первый закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости; объяснять основные принципы действия машин, приборов и технических устройств; различать условия их безопасного использования в повседневной жизни; выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых и косвенных измерений, при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы; осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений; исследовать зависимости между физическими величинами с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования; решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию; приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий; использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы. К концу обучения в 11 классе предметные результаты на базовом уровне отражают сформированность у обучающихся умений: демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство физической картины мира; учитывать границы применения изученных физических моделей: точечный электрический заряд, луч света, точечный источник света, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач; распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов электродинамики и квантовой физики: электрическая проводимость, тепловое, световое, химическое, магнитное действия тока, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света, фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность; описывать изученные свойства вещества (электрические, магнитные, оптические, электрическую проводимость различных сред) и электромагнитные явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, разность потенциалов, электродвижущая сила, работа тока, индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность катушки, энергия электрического и магнитного полей, период и частота колебаний в колебательном контуре, заряд и сила тока в процессе гармонических электромагнитных колебаний, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; описывать изученные квантовые явления и процессы, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, энергия и импульс фотона, период полураспада, энергия связи атомных ядер, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной индукции, закон прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы преломления света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости; определять направление вектора индукции магнитного поля проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца; строить и описывать изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой; выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых и косвенных измерений: при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы; осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений; исследовать зависимости физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования; решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию; объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, различать условия их безопасного использования в повседневной жизни; приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий; использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы. Тематическое планирование по учебному предмету «Физика» 10 класс Электронные Кол-во № (цифровые) Тема урока академ. Виды деятельности п/п образовательные часов ресурсы Физика и методы научного познания – 2 часа Физика — наука о Библиотека ЦОК Работа в группе по природе. Научные методы 1 1 https://m.edsoo.ru/ff подготовке коротких познания окружающего 0c32e2 сообщений о роли и месте мира физики в практической Роль и место физики в деятельности людей. формировании Освоение основных Библиотека ЦОК современной научной приёмов работы с цифровой 2 1 https://m.edsoo.ru/ff картины мира, в лабораторией по физике 0c33e6 практической деятельности людей Итого по разделу - 2 часа Механика – 18 часов Механическое движение. Проведение эксперимента: Библиотека ЦОК Относительность 3 1 https://m.edsoo.ru/ff изучение неравномерного механического движения. 0c3508 движения с целью Перемещение, скорость, № п/п Тема урока Кол-во академ. часов ускорение 4 Равномерное прямолинейное движение 1 5 Равноускоренное прямолинейное движение 1 6 7 8 9 Свободное падение. Ускорение свободного падения Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности Принцип относительности Галилея. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона для материальной точки 10 Третий закон Ньютона для материальных точек 11 Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Первая космическая скорость 12 Сила упругости. Закон Гука. Вес тела 13 14 15 Сила трения. Коэффициент трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе Поступательное и вращательное движение абсолютно твёрдого тела. Момент силы. Плечо силы. Условия равновесия твёрдого тела Импульс материальной точки, системы материальных точек. Импульс силы. Закон сохранения импульса. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности определения мгновенной скорости; исследование соотношения между путями, пройденными телом за последовательные равные промежутки времени при равноускоренном движении с начальной скоростью, равной нулю; изучение движения шарика в вязкой жидкости. Объяснение основных принципов действия технических устройств, таких как: спидометр, цепные и ремённые передачи движения; и условий их безопасного использования в повседневной жизни. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием основных формул кинематики. Построение и анализ графиков зависимостей кинематических величин от времени. Распознавание физических явлений в учебных опытах и окружающей жизни: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности. Описание механического движения с использованием физических величин: координата, путь, перемещение, скорость, ускорение. Работа в группах при планировании, проведении и интерпретации результатов опытов и Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c3620 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c372e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c39cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c3ada Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c3be8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c3be8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c3be8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c3d00 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c3e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c3f76 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c41a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c43d6 № п/п 16 17 18 19 20 Тема урока Реактивное движение Работа и мощность силы. Кинетическая энергия материальной̆ точки. Теорема об изменении кинетической̆ энергии Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упруго деформированной пружины. Потенциальная энергия тела вблизи поверхности Земли Потенциальные и непотенциальные силы. Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон сохранения механической энергии Лабораторная работа «Исследование связи работы силы с изменением механической энергии тела на примере растяжения резинового жгута» Контрольная работа по теме «Кинематика. Динамика. Законы сохранения в механике» Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 Виды деятельности анализе дополнительных источников информации по теме. Проведение эксперимента: исследование зависимости сил упругости, возникающих в пружине и резиновом образце, от их деформации; изучение движения бруска по наклонной плоскости; исследование условий равновесия твёрдого тела, имеющего ось вращения. Объяснение особенностей равномерного и равноускоренного прямолинейного движения, свободного падения тел, движения по окружности на основе законов Ньютона, закона всемирного тяготения. Объяснение основных принципов действия технических устройств, таких как подшипники. Объяснение движения искусственных спутников. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием основных законов и формул динамики. Распознавание физических явлений в учебных опытах и окружающей жизни: инерция, взаимодействие тел. Анализ физических процессов и явлений с использованием законов и принципов: закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c4502 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c461a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c478c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c4b74 № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности инерциальных систем отсчёта. Проведение эксперимента: изучение абсолютно неупругого удара с помощью двух одинаковых нитяных маятников; исследование связи работы силы с изменением механической энергии тела на примере растяжения резинового жгута. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием основных законов и формул динамики и законов сохранения. Решение качественных задач с опорой на изученные в разделе «Механика» законы, закономерности и физические явления. Описание механического движения с использованием физических величин: импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность. Анализ физических процессов и явлений с использованием закона сохранения механической энергии, закона сохранения импульса. Объяснение основных принципов действия технических устройств, таких как: водомёт, копёр, пружинный пистолет. Объяснение движения ракет с опорой на изученные физические величины и законы механики. Использование при подготовке сообщений Электронные (цифровые) образовательные ресурсы № п/п 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности о применении законов механики современных информационных технологий для поиска, структурирования, интерпретации и представления информации, критический анализ получаемой информации Итого по разделу - 18 часов Молекулярная физика и термодинамика - 24 часа Основные положения Проведение эксперимента: молекулярно определение массы кинетической теории. 1 воздуха в классной комнате Броуновское движение. на основе измерений Диффузия объёма комнаты, давления Характер движения и и температуры воздуха в взаимодействия частиц ней; вещества. Модели 1 исследование строения газов, жидкостей зависимости между и твёрдых тел параметрами состояния разреженного газа. Масса молекул. Объяснение основных Количество вещества. 1 принципов действий Постоянная Авогадро технических устройств, Тепловое равновесие. таких как: термометр и Температура и её 1 барометр; и условий их измерение. Шкала безопасного использования температур Цельсия в повседневной жизни. Идеальный газ в МКТ. Распознавание физических 1 Основное уравнение МКТ явлений в учебных опытах и окружающей жизни: Абсолютная температура диффузия, броуновское как мера средней движение. кинетической энергии Описание тепловых 1 движения молекул. явлений с использованием Уравнение Менделеевафизических величин: Клапейрона давление газа, температура, Закон Дальтона. Газовые средняя кинетическая 1 законы энергия хаотического Лабораторная работа движения молекул, «Исследование среднеквадратичная зависимости между 1 скорость молекул. параметрами состояния Анализ физических разреженного газа» процессов и явлений с использованием Изопроцессы в идеальном молекулярно-кинетической газе и их графическое 1 теории строения вещества, представление Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c4dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c4fde Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c511e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c570e Кол-во академ. часов № п/п Тема урока 30 Внутренняя энергия термодинамической системы и способы её изменения. Количество теплоты и работа. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа 1 31 Виды теплопередачи 1 32 33 34 Удельная теплоёмкость вещества. Количество теплоты при теплопередаче. Адиабатный процесс Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики 1 1 1 35 Принцип действия и КПД тепловой машины 1 36 Цикл Карно и его КПД 1 37 38 39 40 41 42 Экологические проблемы теплоэнергетики Обобщающий урок «Молекулярная физика. Основы термодинамики» Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Основы термодинамики» Парообразование и конденсация. Испарение и кипение Абсолютная и относительная влажность воздуха. Насыщенный пар Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств кристаллов. Жидкие 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности газовых законов, связи средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием основных положений МКТ, законов и формул молекулярной физики. Работа в группах при планировании, проведении и интерпретации результатов опытов и анализе дополнительных источников информации по теме. Проведение ученического эксперимента: измерение удельной теплоёмкости вещества. Объяснение основных принципов действия технических устройств, таких как: двигатель внутреннего сгорания, бытовой холодильник, кондиционер; и условий их безопасного использования в повседневной жизни. Описание изученных свойств тел и тепловых явлений с использованием физических величин: давление газа, температура, количество теплоты, внутренняя энергия, работа газа. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием основных законов и формул термодинамики. Решение качественных задач с опорой на изученные в разделе «Молекулярная физика и термодинамика» законы, закономерности и физические явления. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c5952 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c5c36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c5c36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c5efc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6230 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c600a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6938 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6a50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c63b6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c64d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c65f0 № п/п 43 44 Тема урока кристаллы. Современные материалы Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Сублимация Уравнение теплового баланса Кол-во академ. часов 1 1 Виды деятельности Работа в группах при анализе дополнительных источников информации по теме Проведение эксперимента: измерение относительной влажности воздуха. Объяснение основных принципов действия технических устройств, таких как: гигрометр и психрометр, калориметр; и условий их безопасного использования в повседневной жизни. Описание принципов получения современных материалов, в том числе наноматериалов. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием уравнения теплового баланса. Решение качественных задач с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления по теме. Распознавание физических явлений в учебных опытах и окружающей жизни: деформация твёрдых тел, нагревание и охлаждение тел, изменение агрегатных состояний вещества и объяснение их на основе законов и формул молекулярной физики. Использование информационных технологий для поиска, структурирования, интерпретации и представления информации при подготовке сообщений о применении законов молекулярной физики и термодинамики в технике и Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6708 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6820 № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы технологиях Итого по разделу - 24 часа Электродинамика – 22 часа 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Точечный электрический заряд Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Линии напряжённости Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость Электроёмкость. Конденсатор Электроёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора Лабораторная работа "Измерение электроёмкости конденсатора" Принцип действия и применение конденсаторов, копировального аппарата, струйного принтера. Электростатическая защита. Заземление электроприборов Электрический ток, условия его 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Проведение эксперимента: измерение электроёмкости конденсатора. Объяснение основных принципов действия технических устройств и технологий, таких как: электроскоп, электрометр, электростатическая защита, заземление электроприборов, конденсатор, копировальный аппарат, струйный принтер; и условий их безопасного применения в практической жизни. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием основных законов и формул электростатики. Решение качественных задач с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления по теме «Электростатика». Распознавание физических явлений в учебных опытах и окружающей жизни: электризация тел, взаимодействие зарядов; и объяснение их на основе законов и формул электростатики. Описание изученных свойств вещества и электрических явлений с использованием физических величин: электрический заряд, напряжённость электрического поля, потенциал, разность потенциалов, Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6bcc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6bcc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6ce4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6df2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c6f00 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c7018 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c7126 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c72c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ № п/п 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Тема урока существования. Постоянный ток. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Лабораторная работа «Изучение смешанного соединения резисторов» Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Короткое замыкание. Лабораторная работа «Измерение ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления» Электронная проводимость твёрдых металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость Электрический ток в вакууме. Свойства электронных пучков Полупроводники, их собственная и примесная проводимость. Свойства p—n-перехода. Полупроводниковые приборы Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролитическая диссоциация. Электролиз Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряд. Молния. Плазма Электрические приборы и устройства и их Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности электроёмкость. Анализ физических процессов и явлений с использованием физических законов: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона. Работа в группах при анализе дополнительных источников информации и подготовке сообщений о проявлении законов электростатики в окружающей жизни и применении их в технике Проведение эксперимента: изучение смешанного соединения резисторов; измерение ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления; наблюдение электролиза. Объяснение основных принципов действия технических устройств и технологий, таких как: амперметр, вольтметр, реостат, источники тока, электронагревательные приборы, электроосветительные приборы, термометр сопротивления, вакуумный диод, термисторы и фоторезисторы, полупроводниковый диод, гальваника; и условий их безопасного применения в практической жизни. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием основных законов и формул темы «Постоянный электрический ток». Распознавание физических явлений в учебных опытах и окружающей жизни: электрическая проводимость, тепловое, световое, химическое, Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c74f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c7838 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c7ae0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c84ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c82ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c84ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности практическое применение. Правила техники безопасности 65 66 6768 магнитное действия тока. Анализ электрических явлений и процессов в цепях постоянного тока с Обобщающий урок использованием законов: 1 «Электродинамика» закон Ома, закономерности последовательного и параллельного соединения проводников, закон Джоуля-Ленца. Описание изученных свойств веществ и электрических явлений с использованием физических величин: электрический заряд, сила тока, электрическое Контрольная работа по напряжение, электрическое теме «Электростатика. сопротивление, разность Постоянный 1 потенциалов, ЭДС, работа электрический ток. Токи в тока, мощность тока. различных средах» Использование информационных технологий для поиска, структурирования, интерпретации и представления информации при подготовке сообщений о применении законов постоянного тока в технике и технологиях Итого по разделу - 22 часа Резервный урок. 2 - Резервное время - 2 часа (из них АКР – 2 часа) Итого по программе - 68 часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0c86fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c88be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c8a8a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c8f6c Тематическое планирование по учебному предмету «Физика» 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электродинамика – 11 часов Постоянные магниты и их Проведение эксперимента: взаимодействие. изучение магнитного поля Магнитное поле. Вектор катушки с током; 1 магнитной индукции. исследование действия Линии магнитной постоянного магнита на индукции рамку с током; Магнитное поле исследование явления проводника с током. Опыт электромагнитной 1 Эрстеда. Взаимодействие индукции. проводников с током Объяснение основных принципов действия Лабораторная работа технических устройств, «Изучение магнитного 1 таких как: постоянные поля катушки с током» магниты, электромагниты, Действие магнитного поля электродвигатель, на проводник с током. ускорители элементарных Сила Ампера. частиц, индукционная печь; Лабораторная работа 1 и условий их безопасного «Исследование действия применения в практической постоянного магнита на жизни. рамку с током» Решение расчётных задач Действие магнитного поля на применение формул на движущуюся темы «Магнитное поле. заряженную частицу. Сила 1 Электромагнитная Лоренца. Работа силы индукция». Лоренца Решение качественных Электромагнитная задач с опорой на индукция. Поток вектора изученные законы, магнитной индукции. ЭДС закономерности и 1 индукции. Закон физические явления темы электромагнитной «Магнитное поле. индукции Фарадея Электромагнитная Лабораторная работа индукция». «Исследование явления Определение направления 1 электромагнитной вектора индукции индукции» магнитного поля Индуктивность. Явление проводника с током, силы самоиндукции. ЭДС Ампера и силы Лоренца. самоиндукции. Энергия Распознавание физических 1 магнитного поля катушки явлений в учебных опытах с током. и окружающей жизни: Электромагнитное поле взаимодействие магнитов, электромагнитная Технические устройства и индукция, действие их применение: магнитного поля на постоянные магниты, 1 проводник с током и электромагниты, движущийся заряд. электродвигатель, Анализ электромагнитных ускорители элементарных Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c9778 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c98fe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c98fe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c9ac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0c9df4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0ca150 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0ca600 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ № п/п 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока частиц, индукционная печь Обобщающий урок «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» Кол-во академ. часов Виды деятельности явлений с использованием закона электромагнитной индукции. Описание изученных 1 свойств веществ и электромагнитных явлений с использованием физических величин: индукция магнитного поля, Контрольная работа по сила Ампера, сила теме «Магнитное поле. 1 Лоренца, индуктивность Электромагнитная катушки, энергия индукция» электрического и магнитного полей Итого по разделу - 11 часов Колебания и волны – 24 часа Свободные механические Проведение эксперимента: колебания. Гармонические исследование колебания. Уравнение 1 зависимости периода гармонических колебаний. малых колебаний груза на Превращение энергии нити от длины нити и Лабораторная работа массы груза; «Исследование исследование зависимости периода переменного тока в цепи 1 малых колебаний груза на из последовательно нити от длины нити и соединённых массы груза» конденсатора, катушки Колебательный контур. и резистора. Свободные Объяснение основных электромагнитные принципов действия колебания в идеальном технических устройств, колебательном контуре. 1 таких как: электрический Аналогия между звонок, генератор механическими и переменного тока, линии электромагнитными электропередач; и условий колебаниями их безопасного применения в практической жизни. Формула Томсона. Закон Решение расчётных задач с сохранения энергии в 1 явно заданной физической идеальном колебательном моделью с использованием контуре основных законов и Представление о формул, описывающих затухающих колебаниях. механические и Вынужденные электромагнитные механические колебания. 1 колебания. Резонанс. Вынужденные Описание изученных электромагнитные механических и колебания электромагнитных Переменный ток. колебаний с Синусоидальный 1 использованием переменный ток. физических величин: Мощность переменного Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cab82 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cad58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0caf06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cb820 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cb9c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cbb86 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cbd34 № п/п 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема урока тока. Амплитудное и действующее значение силы тока и напряжения Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии Устройство и практическое применение электрического звонка, генератора переменного тока, линий электропередач Экологические риски при производстве электроэнергии. Культура использования электроэнергии в повседневной жизни Механические волны, условия распространения. Период. Скорость распространения и длина волны. Поперечные и продольные волны Звук. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука Электромагнитные волны, их свойства и скорость. Шкала электромагнитных волн Принципы радиосвязи и телевидения. Развитие средств связи. Радиолокация Контрольная работа «Колебания и волны» Прямолинейное распространение света в однородной среде. Точечный источник света. Луч света Отражение света. Законы отражения света. Построение изображений в плоском зеркале Преломление света. Полное внутреннее Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности период и частота колебаний, амплитуда и фаза колебаний, заряд и сила тока в процессе гармонических электромагнитных колебаний. Решение качественных задач с опорой на изученные законы, закономерности, описывающие механические и электромагнитные колебания. Работа в группах при планировании, проведении и интерпретации результатов опытов, и анализе дополнительных источников информации по теме Объяснение основных принципов действия технических устройств и технологий, таких как: музыкальные инструменты, ультразвуковая диагностика в технике и медицине, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь; и условий их безопасного применения в практической жизни. Решение расчётных и качественных задач с опорой на изученные законы и закономерности, описывающие распространение механических и электромагнитных волн. Использование информационных технологий для поиска, структурирования, интерпретации и представления информации при подготовке сообщений об использовании электромагнитных волн в технике. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cc324 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cca54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0ccc0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0ccfe0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cc6f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cd350 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cd4e0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff № п/п 29 30 31 32 33 Тема урока отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла» Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы Лабораторная работа «Исследование свойств изображений в линзах» Дисперсия света. Сложный состав белого света. Цвет. Лабораторная работа «Наблюдение дисперсии света» Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 34 Поперечность световых волн. Поляризация света 1 35 Оптические приборы и устройства и условия их безопасного применения 1 Виды деятельности Участие в дискуссии об электромагнитном загрязнении окружающей среды. Работа в группах при планировании, проведении и интерпретации результатов опытов и анализе дополнительных источников информации по теме Проведение эксперимента: наблюдение дисперсии света; измерение показателя преломления стекла; исследование свойств изображений в линзах. Объяснение основных принципов действия технических устройств и технологий, таких как: очки, лупа, фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп, волоконная оптика, дифракционная решётка, поляроид; и условий их безопасного применения в практической жизни. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием основных законов и формул геометрической оптики. Построение и описание изображения, создаваемого плоским зеркалом, тонкой линзой. Распознавание физических явлений в опытах и окружающей жизни: прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света. Анализ оптических явлений с использованием законов: закон прямолинейного распространения света, законы отражения света, Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0cd7f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cd67a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cdd1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0ced22 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cf02e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ № п/п 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы законы преломления света. Описание оптических явлений с использованием физических величин: фокусное расстояние и оптическая сила линзы Итого по разделу - 24 часа Основы специальной теории относительности – 4 часа Границы применимости Библиотека ЦОК классической механики. 1 https://m.edsoo.ru/ff Решение качественных Постулаты специальной 0cf862 задач с опорой на теории относительности изученные законы физики, Относительность Библиотека ЦОК закономерности и «Основы одновременности. 1 https://m.edsoo.ru/ff СТО». Использование Замедление времени и 0cfa42 информационных сокращение длины технологий для поиска, Энергия и импульс структурирования, Библиотека ЦОК релятивистской частицы. интерпретации и 1 https://m.edsoo.ru/ff Связь массы с энергией и представления при 0cfc68 импульсом. Энергия покоя подготовке сообщений о Контрольная работа классической механике и Библиотека ЦОК «Оптика. Основы основах СТО 1 https://m.edsoo.ru/ff специальной теории 0cf6f0 относительности» Квантовая физика – 15 часов Решение расчётных задач с Фотоны. Формула Планка. 1 явно заданной физической Энергия и импульс фотона моделью с использованием основных законов и формул Открытие и исследование квантовой оптики. фотоэффекта. Опыты А. Г. 1 Решение качественных Столетова задач с опорой на Законы фотоэффекта. изученные законы, Уравнение Эйнштейна для 1 закономерности квантовой фотоэффекта. «Красная оптики. граница» фотоэффекта Распознавание физических Давление света. Опыты П. явлений в учебных опытах: Н. Лебедева. Химическое 1 фотоэлектрический эффект, действие света световое давление. Технические устройства и Описание изученных практическое применение: квантовых явлений фотоэлемент, фотодатчик, 1 и процессов с солнечная батарея, использованием светодиод физических величин: Решение задач по теме скорость электромагнитных «Элементы квантовой 1 волн, длина волны и оптики» частота света, энергия и импульс фотона Модель атома Томсона. 1 Проведение эксперимента: Опыты Резерфорда по Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cfe16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0cffc4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d015e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d04a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d0302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff № п/п Тема урока Кол-во академ. часов рассеянию α-частиц. Планетарная модель атома 47 48 49 50 51 52 53 54 Постулаты Бора Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня энергии на другой. Виды спектров Волновые свойства частиц. Волны де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Спонтанное и вынужденное излучение Открытие радиоактивности. Опыты Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения Свойства альфа-, бета-, гамма-излучения. Влияние радиоактивности на живые организмы Открытие протона и нейтрона. Изотопы. Альфа-распад. Электронный и позитронный бета-распад. Гамма-излучение Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Проблемы, перспективы, экологические аспекты ядерной энергетики Элементарные частицы. Открытие позитрона. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Круглый стол «Фундаментальные взаимодействия. Единство физической картины мира» 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности наблюдение линейчатого спектра. Объяснение основных принципов действия технических устройств, таких как: спектроскоп, лазер, квантовый компьютер; и условий их безопасного применения в практической жизни. Решение качественных задач с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления по теме «Строение атома». Распознавание физических явлений в учебных опытах: возникновение линейчатого спектра. Анализ квантовых процессов и явлений с использованием постулатов Бора Проведение ученического эксперимента: исследование треков частиц (по готовым фотографиям). Объяснение основных принципов действия технических устройств, таких как: дозиметр, камера Вильсона, ядерный реактор, атомная бомба; и условий их безопасного применения в практической жизни. Решение качественных задач с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления по теме «Атомное ядро». Распознавание физических явлений в учебных опытах и в окружающей жизни: естественная и искусственная радиоактивность. Описание изученных квантовых явлений и процессов с Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0d091a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d0afa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d0afa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d0ca8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d0fd2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d1162 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d1356 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff 0d0e38 № п/п 55 56 57 58 59 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности использованием физических величин: период полураспада, энергия связи атомных ядер. Анализ процессов и явлений с использованием законов и постулатов: закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада. Использование информационных технологий для поиска, структурирования, интерпретации и представления информации при подготовке сообщений о применении законов квантовой физики в технике и технологиях Итого по разделу - 15 часов Элементы астрономии и астрофизики – 7 часов Вид звёздного неба. Подготовка сообщений о Созвездия, яркие звёзды, методах получения планеты, их видимое 1 научных астрономических движение. Солнечная знаний, открытиях в система современной астрономии. Солнце. Солнечная Выполнение заданий, активность. Источник 1 проверяющих владение энергии Солнца и звёзд основополагающими Звёзды, их основные астрономическими характеристики. Звёзды понятиями, позволяющими главной характеризовать процессы, последовательности. происходящие в звёздах, Внутреннее строение 1 в звёздных системах, в звёзд. Современные межгалактической среде; представления о движение небесных тел, происхождении и эволюцию звёзд и эволюции Солнца и звёзд Вселенной. Проведение наблюдений Млечный Путь — наша невооружённым глазом с Галактика. Положение и использованием движение Солнца в 1 компьютерных приложений Галактике. Галактики. для определения положения Чёрные дыры в ядрах небесных объектов на галактик конкретную дату: основные Вселенная. Разбегание 1 созвездия Северного галактик. Теория Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ № п/п 60 61 62 63 6466 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Большого взрыва. Реликтовое излучение. Метагалактика Нерешенные проблемы астрономии полушария и яркие звёзды. Проведение наблюдений в телескоп Луны, планет, Млечного Пути 1 Участие в дискуссии о роли физики и астрономии в различных сферах деятельности человека. Подготовка сообщений о месте физической картины мира в ряду современных Контрольная работа представлений о природе. «Элементы астрономии и 1 Выполнение учебных астрофизики» заданий, демонстрирующих освоение основных понятий, физических величин и законов курса физики Итого по разделу - 7 часов Обобщающее повторение – 2 часа Обобщающий урок. Роль физической теории в формировании 1 Выполнение учебных представлений о заданий, физической картине мира демонстрирующих освоение основных Обобщающий урок. Место понятий, физических физической картины мира величин и законов курса в общем ряду 1 физики современных естественнонаучных представлений о природе Итого по разделу - 2 часа Резервный урок 3 - Резервное время - 3 часа (из них АКР – 2 часа) Итого по программе - 66 часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ -