РП по компьютерной графике (10-11 кл.)

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

пгт. Уральский
2023 г.

Содержание учебного предмета «Компьютерная графика»
10 класс
Методы представления графических изображений.
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики.
Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики.
Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
Цвет в компьютерной графике
Аддитивная цветовая модель. Формирование собственных цветовых оттенков в модели
RGB. Субтрактивная цветовая модель. Взаимосвязь аддитивной и субтрактивной цветовых
моделей. Цветоотделение при печати. Формирование собственных цветовых оттенков в модели
CMYK. Цветовая модель «Цветовой оттенок – Насыщенность – Яркость»
Форматы графических файлов
Векторные форматы. Растровые форматы. Сохранение изображений в стандартных и
собственных форматах графических редакторов. Преобразование файлов из одного формата в
другой.
Монтаж и улучшение изображений
Введение в программу Adobe Photoshop. Рабочее окно программы Adobe Photoshop.
Выделение областей. Основные приемы работы. Изменение границ выделенной области.
Перемещение, дублирование и поворот выделенной области. Кадрирование изображения.
Маски и каналы. Корректировка выделения в режиме быстрой маски. Сохранение выделенной
области в качестве маски. Загрузка сохраненного выделения. Коллаж. Основы работы со
слоями. Послойная организация изображения. Операции над слоями. Рисование и
раскрашивание. Выбор основного и фонового цветов. Особенности инструментов рисования.
Раскрашивание черно-белых иллюстраций и черно-белых фотографий. Тоновая коррекция.
Тоновая коррекция темных, светлых и тусклых изображений. Цветовая коррекция.
Ретуширование фотографий. Устранение дефектов фильтром «Пыль и царапины».
Использование инструмента «Штамп». Осветление и затемнение фрагментов изображений
вручную. Работа с контурами. Создание контуров.
11 класс
Создание иллюстраций
Введение в программу векторной графики. Рабочее окно программы. Импорт и экспорт
изображений. Основы работы с объектами. Выделение объектов. Операции над объектами.
Закраска рисунков. Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливка. Формирование
собственной палитры цветов. Вспомогательные режимы работы. Инструменты для точного
рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка.
Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный. Понятие слоя, работа
со слоями. Создание рисунков из кривых. Узлы и траектории. Построение линий от руки.
Особенности рисования кривых. Редактирование формы кривой: выделение узлов,
перемещение узлов. Сглаживание кривой, разъединение кривой, объединение узлов и
замыкание. Выравнивание узлов, эластичный сдвиг узлов. Методы упорядочения и
объединения объектов. Эффект объема. Перспективные и изометрические изображения. Метод
выдавливания для получения объемных изображений. Закраска, вращение, подсветка объемных
изображений. Работа с текстом. Особенности простого и фигурного текста. Размещение текста
вдоль траектории, во фрейме. Обтекание текстом. Перетекание. Создание базового пошагового
перехода. Переходы вдоль заданной траектории. Составные и разделенные пошаговые
переходы.
Основы 3D-моделирования
Знакомство с программой Blender. 3D графика. Демонстрация возможностей, элементы
интерфейса программы Blender. Структура окна программы. Панели инструментов. Основные
операции с документами. Примитивы, работа с ними. Выравнивание и группировка объектов.
Сохранение сцены. Внедрение в сцену объектов. Простая визуализация и сохранение растровой
картинки. Добавление объектов. Режимы объектный и редактирования. Экструдирование
(выдавливание) в Blender. Сглаживание объектов в Blender. Подразделение (subdivide) в
Blender. Инструмент Spin (вращение). Модификаторы в Blender. Логические операции Boolean.
Mirror – зеркальное отображение. Базовые приемы работы с текстом в Blender. Добавление
материала. Свойства материала

Текстуры в Blender. Управление элементами через меню программы. Построение
сложных геометрических фигур. Построение сложных геометрических орнаментов.
Инструменты нарезки и удаления. Клонирование и внедрение в сцену объектов из других
файлов. Основы создания сплайнов. Создание трёхмерных объектов на основе сплайнов.
Модификатор
Lathe. Модификатор Bevel. Анимирование. Сохранение анимации. Анимация. Кадры,
операции над кадрами
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Компьютерная графика»
Личностные результаты
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений воспитательной
деятельности.
В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка,
соблюдение основополагающих норм информационного права и информационной
безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам в
виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке,
искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в жизни современного
общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе основанного на
использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью, в том числе за счёт соблюдения требований безопасной эксплуатации средств
информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки
информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе
с учётом возможностей информационно-коммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт

понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных
технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по информатике у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Метапредметные результаты
В результате изучения компьютерной графики на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, отраженные в универсальных
учебных действиях, а именно – познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и
задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты
В процессе изучения курса компьютерная графика в 10 классе обучающимися будут
достигнуты следующие предметные результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе,
технике и обществе, понятиями «информация», «информационный процесс», «система»,
«компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система
управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение критически оценивать
информацию, полученную из сети Интернет;
понимание основных принципов устройства и функционирования современных
стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными видами
программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств
противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное
распространение персональных данных, соблюдение требований техники безопасности и
гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения,
понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в
сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов информации, умение
определять информационный объём текстовых, графических и звуковых данных при заданных
параметрах дискретизации, умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать
изменение времени передачи при изменении информационного объёма данных и характеристик
канала связи;
В процессе изучения курса компьютерная графика в 11 классе обучающимися будут
достигнуты следующие предметные результаты:
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и
процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в
ходе моделирования, оценивать соответствие модели моделируемому объекту или процессу,
представлять результаты моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с использованием
различных средств цифровых технологий, понимание возможностей цифровых сервисов
государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;
понимание основных принципов работы, возможностей и ограничения применения
технологий искусственного интеллекта в различных областях, наличие представлений о круге
решаемых задач машинного обучения (распознавания, классификации и прогнозирования)
наличие представлений об использовании информационных технологий в различных
профессиональных сферах.

№
п/п

1-2

3-4

5

6

7

8

9

1011
1213

1416

17
18
19

Тематическое планирование по учебному предмету «Компьютерная графика»
10 класс
Электронные
Кол-во
(цифровые)
Тема урока
академ.
Виды деятельности
образовательные
часов
ресурсы
Методы представления графических изображений. 5 ч.
Растровая графика.
Достоинства растровой
2
графики. Недостатки
Раскрывать смысл
растровой графики.
изучаемых понятий.
Векторная графика.
Анализировать
Достоинства векторной
Библиотека ЦОК
пользовательский
2
графики. Недостатки
https://m.edsoo.ru
интерфейс
векторной графики.
применяемого
Сравнение растровой и
программного
векторной графики.
средства.
1
Особенности растровых и
векторных программ.
Итого по разделу – 5 часов
Цвет в компьютерной графике 4 ч.
Аддитивная цветовая модель.
Формирование собственных
1
цветовых оттенков в модели
RGB.
Субтрактивная цветовая
1
Определять условия и
модель
возможности
Взаимосвязь аддитивной и
применения
Библиотека ЦОК
субтрактивной цветовых
программного средства https://m.edsoo.ru
1
моделей. Цветоотделение при
для решения типовых
печати.
задач.
Формирование собственных
цветовых оттенков в модели
CMYK. Цветовая модель
1
«Цветовой оттенок –
Насыщенность – Яркость»
Итого по разделу – 4 часа
Форматы графических файлов 7 ч.
Векторные форматы.

2

Растровые форматы

2

Выявлять общее и
различия в разных
программных
продуктах,
предназначенных для
решения одного класса
задач.

Сохранение изображений в
стандартных и собственных
форматах графических
3
редакторов. Преобразование
файлов из одного формата в
другой.
Итого по разделу – 7 часов
Монтаж и улучшение изображений 4ч.
Введение в программу Adobe
Раскрывать смысл
1
Photoshop.
изучаемых понятий.
Рабочее окно программы
Строить растровые
1
Adobe Photoshop
изображения, управляя
отдельными пикселями.
Выделение областей.
1
Строить растровые
Основные приемы работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

№
п/п

Тема урока

Кол-во
академ.
часов

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Изменение границ выделенной
изображения, используя
области. Перемещение,
графические примитивы.
20
дублирование и поворот
1
Создавать программную
выделенной области.
анимацию движения
Кадрирование изображения
графического объекта.
Использовать обработку
21
Маски и каналы.
1
событий клавиатуры для
Корректировка выделения в
22
1
управления анимацией.
режиме быстрой маски.
Сохранение выделенной области
23
в качестве маски. Загрузка
1
сохраненного выделения.
Коллаж. Основы работы со
слоями. Послойная
24
1
организация изображения.
Операции над слоями.
Рисование и раскрашивание.
Выбор основного и фонового
25
1
цветов. Особенности
инструментов рисования.
Раскрашивание черно-белых
26
иллюстраций и черно-белых
1
фотографий.
Тоновая коррекция. Тоновая
27
коррекция темных, светлых и
1
тусклых изображений.
28
Цветовая коррекция.
1
Ретуширование фотографий.
29
Устранение дефектов
1
фильтром «Пыль и царапины».
Использование инструмента
30
1
«Штамп».
Осветление и затемнение
31
фрагментов изображений
1
вручную.
Работа с контурами. Создание
32
1
контуров.
Итого по разделу – 4 часа
33-34
Резервные уроки
2
Резервное время - 2 часа
Итого по программе - 34 часа

№
п/п

1.
2.

Тематическое планирование по учебному предмету «Компьютерная графика»
11 класс
Электронные
Кол-во
(цифровые)
Тема урока
академ.
Виды деятельности
образовательные
часов
ресурсы
Создание иллюстраций 16 ч.
Введение в программу
Раскрывать смысл
1
векторной графики
изучаемых понятий.
Библиотека ЦОК
Создавать и
https://m.edsoo.ru
Рабочее окно программы.
1
редактировать
Импорт и экспорт

№
п/п

Тема урока

изображений
Основы работы с объектами.
3-4
Выделение объектов.
Операции над объектами
Закраска рисунков.
Однородная, градиентная,
5.
узорчатая и текстурная
заливка. Формирование
собственной палитры цветов
Вспомогательные режимы
работы. Инструменты для
точного рисования и
расположения объектов
относительно друг друга:
6-7
линейки, направляющие,
сетка. Режимы вывода
объектов на экран: каркасный,
нормальный, улучшенный.
Понятие слоя, работа со
слоями
Создание рисунков из кривых.
8.
Узлы и траектории.
Построение линий от руки
Особенности рисования
кривых. Редактирование
формы кривой: выделение
узлов, перемещение узлов.
9-10
Сглаживание кривой,
разъединение кривой,
объединение узлов и
замыкание. Выравнивание
узлов, эластичный сдвиг узлов
Методы упорядочения и
11.
объединения объектов
Эффект объема.
Перспективные и
изометрические изображения.
Метод выдавливания для
12-13
получения объемных
изображений. Закраска,
вращение, подсветка
объемных изображений
Работа с текстом.
Особенности простого и
14-15 фигурного текста. Размещение
текста вдоль траектории, во
фрейме. Обтекание текстом
Перетекание. Создание
базового пошагового
16.
перехода. Переходы вдоль
заданной траектории.
Составные и разделенные

Кол-во
академ.
часов

2

1

2

1

2

1

2

2

1

Виды деятельности
изображения с
помощью инструментов
векторного
графического редактора

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

№
п/п

Тема урока

Кол-во
академ.
часов

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

пошаговые переходы

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.

25.

26.

27.
28.
29.
30.

Итого по разделу – 16 часов
Основы 3D-моделирования 17 ч.
Знакомство с программой
Blender. 3D графика.
Демонстрация возможностей,
элементы интерфейса
1
программы Blender. Структура
окна программы. Панели
инструментов.
Основные операции с
документами. Примитивы,
работа с ними. Выравнивание
и группировка объектов.
1
Сохранение сцены. Внедрение
в сцену объектов. Простая
визуализация и сохранение
растровой картинки.
Уверенно оперировать
Добавление объектов. Режимы
1
изучаемыми понятиями.
объектный и редактирования
Анализировать
Экструдирование
пользовательский
(выдавливание) в Blender.
1
интерфейс
Сглаживание объектов в
применяемого
Blender
программного
Подразделение (subdivide) в
средства.
1
Blender. Инструмент Spin
Осуществлять
(вращение)
системный анализ
Модификаторы в Blender.
объекта, выделять среди
Логические операции Boolean.
1
его свойств те свойства,
Mirror – зеркальное
которые существенны с
отображение
точки зрения целей
Базовые приемы работы с
1
моделирования.
текстом в Blender
Оценивать адекватность
Добавление материала.
модели моделируемому
1
Свойства материала
объекту и целям
Текстуры в Blender.
моделирования.
Управление элементами через
меню программы. Построение
1
сложных геометрических
фигур.
Построение сложных
1
геометрических орнаментов
Инструменты нарезки и
удаления. Клонирование и
1
внедрение в сцену объектов из
других файлов
1
Основы создания сплайнов
Создание трёхмерных
объектов на основе сплайнов.
1
Модификатор
Lathe.
1
Модификатор Bevel

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

№
п/п

Тема урока

Кол-во
академ.
часов

31-33

Анимирование. Сохранение
анимации. Анимация. Кадры,
операции над
кадрами

3

Виды деятельности

Итого по разделу - 17 часов
Итого по программе - 33 часа

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».