ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» (углубленный уровень) пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного предмета «Информатика» 10 класс Цифровая грамотность Требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения. Принципы работы компьютеров и компьютерных систем. Архитектура фон Неймана. Автоматическое выполнение программы процессором. Оперативная, постоянная и долговременная память. Обмен данными с помощью шин. Контроллеры внешних устройств. Прямой доступ к памяти. Основные тенденции развития компьютерных технологий. Параллельные вычисления. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределённые вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Программное обеспечение компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Параллельное программирование. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Утилиты. Драйверы устройств. Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Файловые системы. Принципы размещения и именования файлов в долговременной памяти. Шаблоны для описания групп файлов. Программное обеспечение. Лицензирование программного обеспечения и цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное программное обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использование программного обеспечения и цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая законодательством Российской Федерации за неправомерное использование программного обеспечения и цифровых ресурсов. Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Протоколы стека TCP/IP. Система доменных имён. Разделение IP-сети на подсети с помощью масок подсетей. Сетевое администрирование. Получение данных о сетевых настройках компьютера. Проверка наличия связи с узлом сети. Определение маршрута движения пакетов. Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени (например, локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов и гостиниц. Государственные электронные сервисы и услуги. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Открытые образовательные ресурсы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием информационнокоммуникационных технологий. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности. Средства защиты информации в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных информационных системах. Правовое обеспечение информационной безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа к личной конфиденциальной информации, хранящейся на персональном компьютере, мобильных устройствах. Вредоносное программное обеспечение и способы борьбы с ним. Антивирусные программы. Организация личного архива информации. Резервное копирование. Парольная защита архива. Шифрование данных. Симметричные и несимметричные шифры. Шифры простой замены. Шифр Цезаря. Шифр Виженера. Алгоритм шифрования RSA. Теоретические основы информатики Информация, данные и знания. Информационные процессы в природе, технике и обществе. Непрерывные и дискретные величины и сигналы. Необходимость дискретизации информации, предназначенной для хранения, передачи и обработки в цифровых системах. Двоичное кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Декодирование сообщений, записанных с помощью неравномерных кодов. Условие Фано. Построение однозначно декодируемых кодов с помощью дерева. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в позиционной системе счисления. Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную. Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в P-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в P-ичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, связь между ними. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Троичная уравновешенная система счисления. Двоично-десятичная система счисления. Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного объёма текстовых сообщений. Кодирование изображений. Оценка информационного объёма графических данных при заданных разрешении и глубине кодирования цвета. Цветовые модели. Векторное кодирование. Форматы графических файлов. Трёхмерная графика. Фрактальная графика. Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования. Алгебра логики. Понятие высказывания. Высказывательные формы (предикаты). Кванторы существования и всеобщности. Логические операции. Таблицы истинности. Логические выражения. Логические тождества. Доказательство логических тождеств с помощью таблиц истинности. Логические операции и операции над множествами. Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические уравнения и системы уравнений. Логические функции. Зависимость количества возможных логических функций от количества аргументов. Полные системы логических функций. Канонические формы логических выражений. Совершенные дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы, алгоритмы их построения по таблице истинности. Логические элементы в составе компьютера. Триггер. Сумматор. Многоразрядный сумматор. Построение схем на логических элементах по заданному логическому выражению. Запись логического выражения по логической схеме. Представление целых чисел в памяти компьютера. Ограниченность диапазона чисел при ограничении количества разрядов. Переполнение разрядной сетки. Беззнаковые и знаковые данные. Знаковый бит. Двоичный дополнительный код отрицательных чисел. Побитовые логические операции. Логический, арифметический и циклический сдвиги. Шифрование с помощью побитовой операции «исключающее ИЛИ». Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Значащая часть и порядок числа. Диапазон значений вещественных чисел. Проблемы хранения вещественных чисел, связанные с ограничением количества разрядов. Выполнение операций с вещественными числами, накопление ошибок при вычислениях. Алгоритмы и программирование Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Этапы решения задач на компьютере. Инструментальные средства: транслятор, отладчик, профилировщик. Компиляция и интерпретация программ. Виртуальные машины. Интегрированная среда разработки. Методы отладки программ. Использование трассировочных таблиц. Отладочный вывод. Пошаговое выполнение программы. Точки останова. Просмотр значений переменных. Язык программирования (Python, Java, C++, C#). Типы данных: целочисленные, вещественные, символьные, логические. Ветвления. Сложные условия. Циклы с условием. Циклы по переменной. Взаимозаменяемость различных видов циклов. Инвариант цикла. Составление цикла с использованием заранее определённого инварианта цикла. Документирование программ. Использование комментариев. Подготовка описания программы и инструкции для пользователя. Алгоритмы обработки натуральных чисел, записанных в позиционных системах счисления: разбиение записи числа на отдельные цифры, нахождение суммы и произведения цифр, нахождение максимальной (минимальной) цифры. Нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне. Представление числа в виде набора простых сомножителей. Алгоритм быстрого возведения в степень. Обработка данных, хранящихся в файлах. Текстовые и двоичные файлы. Файловые переменные (файловые указатели). Чтение из файла. Запись в файл. Разбиение задачи на подзадачи. Подпрограммы (процедуры и функции). Рекурсия. Рекурсивные объекты (фракталы). Рекурсивные процедуры и функции. Использование стека для организации рекурсивных вызовов. Использование стандартной библиотеки языка программирования. Подключение библиотек подпрограмм сторонних производителей. Модульный принцип построения программ. Численные методы. Точное и приближённое решения задачи. Численные методы решения уравнений: метод перебора, метод половинного деления. Приближённое вычисление длин кривых. Вычисление площадей фигур с помощью численных методов (метод прямоугольников, метод трапеций). Поиск максимума (минимума) функции одной переменной методом половинного деления. Обработка символьных данных. Встроенные функции языка программирования для обработки символьных строк. Алгоритмы обработки символьных строк: подсчёт количества появлений символа в строке, разбиение строки на слова по пробельным символам, поиск подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на другую строку. Генерация всех слов в некотором алфавите, удовлетворяющих заданным ограничениям. Преобразование числа в символьную строку и обратно. Массивы и последовательности чисел. Вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию). Линейный поиск заданного значения в массиве. Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки (метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками). Сортировка слиянием. Быстрая сортировка массива (алгоритм QuickSort). Двоичный поиск в отсортированном массиве. Двумерные массивы (матрицы). Алгоритмы обработки двумерных массивов: заполнение двумерного числового массива по заданным правилам, поиск элемента в двумерном массиве, вычисление максимума (минимума) и суммы элементов двумерного массива, перестановка строк и столбцов двумерного массива. Информационные технологии Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом процессоре. Использование стилей. Структурированные текстовые документы. Сноски, оглавление. Коллективная работа с документами. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах. Облачные сервисы. Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы. Знакомство с компьютерной вёрсткой текста. Технические средства ввода текста. Специализированные средства редактирования математических текстов. Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений. Последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов. Программные средства и интернет-сервисы для обработки и представления данных. Большие данные. Машинное обучение. Интеллектуальный анализ данных. Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего (наименьшего) значения диапазона. Вычисление коэффициента корреляции двух рядов данных. Построение столбчатых, линейчатых и круговых диаграмм. Построение графиков функций. Подбор линии тренда, решение задач прогнозирования. Численное решение уравнений с помощью подбора параметра. Оптимизация как поиск наилучшего решения в заданных условиях. Целевая функция, ограничения. Локальные и глобальный минимумы целевой функции. Решение задач оптимизации с помощью электронных таблиц. 11 класс Теоретические основы информатики Теоретические подходы к оценке количества информации. Закон аддитивности информации. Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона. Алгоритмы сжатия данных. Алгоритм RLE. Алгоритм Хаффмана. Алгоритм LZW. Алгоритмы сжатия данных с потерями. Уменьшение глубины кодирования цвета. Основные идеи алгоритмов сжатия JPEG, MP3. Скорость передачи данных. Зависимость времени передачи от информационного объёма данных и характеристик канала связи. Причины возникновения ошибок при передаче данных. Коды, позволяющие обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие при передаче данных. Расстояние Хэмминга. Кодирование с повторением битов. Коды Хэмминга. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системный эффект. Управление как информационный процесс. Обратная связь. Модели и моделирование. Цель моделирования. Соответствие модели моделируемому объекту или процессу, цели моделирования. Формализация прикладных задач. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Графы. Основные понятия. Виды графов. Описание графов с помощью матриц смежности, весовых матриц, списков смежности. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути между вершинами графа, определение количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа). Деревья. Бинарное дерево. Деревья поиска. Способы обхода дерева. Представление арифметических выражений в виде дерева. Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии игры в табличной форме. Выигрышные и проигрышные позиции. Выигрышные стратегии. Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и распознавания устной речи. Когнитивные сервисы. Идентификация и поиск изображений, распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в компьютерных играх. Использование методов искусственного интеллекта в обучающих системах. Использование методов искусственного интеллекта в робототехнике. Интернет вещей. Перспективы развития компьютерных интеллектуальных систем. Нейронные сети. Алгоритмы и программирование Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга как универсальная модель вычислений. Тезис Чёрча–Тьюринга. Оценка сложности вычислений. Время работы и объём используемой памяти, их зависимость от размера исходных данных. Оценка асимптотической сложности алгоритмов. Алгоритмы полиномиальной сложности. Переборные алгоритмы. Примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность. Поиск простых чисел в заданном диапазоне с помощью алгоритма «решето Эратосфена». Многоразрядные целые числа, задачи длинной арифметики. Словари (ассоциативные массивы, отображения). Хэш-таблицы. Построение алфавитночастотного словаря для заданного текста. Стеки. Анализ правильности скобочного выражения. Вычисление арифметического выражения, записанного в постфиксной форме. Очереди. Использование очереди для временного хранения данных. Алгоритмы на графах. Построение минимального остовного дерева взвешенного связного неориентированного графа. Количество различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа. Алгоритм Дейкстры. Деревья. Реализация дерева с помощью ссылочных структур. Двоичные (бинарные) деревья. Построение дерева для заданного арифметического выражения. Рекурсивные алгоритмы обхода дерева. Использование стека и очереди для обхода дерева. Динамическое программирование как метод решения задач с сохранением промежуточных результатов. Задачи, решаемые с помощью динамического программирования: вычисление рекурсивных функций, подсчёт количества вариантов, задачи оптимизации. Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы. Свойства и методы объектов. Объектно-ориентированный анализ. Разработка программ на основе объектно-ориентированного подхода. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Среды быстрой разработки программ. Проектирование интерфейса пользователя. Использование готовых управляемых элементов для построения интерфейса. Обзор языков программирования. Понятие о парадигмах программирования. Информационные технологии Этапы компьютерно-математического моделирования: постановка задачи, разработка модели, тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования. Дискретизация при математическом моделировании непрерывных процессов. Моделирование движения. Моделирование биологических систем. Математические модели в экономике. Вычислительные эксперименты с моделями. Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. Оценка числовых параметров моделируемых объектов и процессов. Восстановление зависимостей по результатам эксперимента. Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Имитационное моделирование. Системы массового обслуживания. Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и фильтрация данных. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами. Вычисляемые поля в запросах. Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Внешний ключ. Целостность базы данных. Запросы к многотабличным базам данных. Интернет-приложения. Понятие о серверной и клиентской частях сайта. Технология «клиент – сервер», её достоинства и недостатки. Основы языка HTML и каскадных таблиц стилей (CSS). Сценарии на языке JavaScript. Формы на веб-странице. Размещение веб-сайтов. Услуга хостинга. Загрузка файлов на сайт. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других устройств). Графический редактор. Разрешение. Кадрирование. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция уровней, коррекция цвета. Обесцвечивание цветных изображений. Ретушь. Работа с областями. Фильтры. Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы. Сохранение выделенной области. Подготовка иллюстраций для веб-сайтов. Анимированные изображения. Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных рисунков. Использование контуров. Векторизация растровых изображений. Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3Dпринтеры). Понятие о виртуальной реальности и дополненной реальности. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика» Личностные результаты Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации средствами учебного предмета основных направлений воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного права и информационной безопасности; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам в виртуальном пространстве; 2) патриотического воспитания: ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; 3) духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; способность воспринимать различные виды искусства, в том числе основанного на использовании информационных технологий; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, в том числе за счёт соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационно-коммуникационных технологий; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения программы по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. Метапредметные результаты В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, отраженные в универсальных учебных действиях, а именно – познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. 2) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. 3) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Регулятивные универсальные учебные действия 1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. 3) принятия себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Предметные результаты В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 10 классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты: владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет, умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования, умение классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений), понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов; понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными системами, основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире, о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей, об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных, соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; понимание основных принципов дискретизации различных видов информации, умение определять информационный объём текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации, умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объёма данных и характеристик канала связи; умение использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритма построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием, умение выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления; умение выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности, исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные, решать несложные логические уравнения и системы уравнений; понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне, обработка многоразрядных целых чисел, анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки, умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи; владение универсальным языком программирования высокого уровня (Python, Java, C++, C#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных, умение использовать основные управляющие конструкции, умение осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных, определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов, выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы, формулировать предложения по улучшению программного кода; умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений, выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования). В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 11 классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты: умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды), использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных, строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов, пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных; умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа), умение использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки, умение строить дерево игры по заданному алгоритму, разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры; умение разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, умение использовать в программах данные различных типов с учётом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья), использовать базовые операции со структурами данных, применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк, использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм, знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки, умение использовать средства отладки программ в среде программирования, умение документировать программы; умение создавать веб-страницы; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними, умение использовать табличные (реляционные) базы данных (составлять запросы в базах данных, выполнять сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять разработанную базу данных) и справочные системы; умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать соответствие модели моделируемому объекту или процессу, представлять результаты моделирования в наглядном виде; умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий, понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание основных принципов работы, возможностей и ограничения применения технологий искусственного интеллекта в различных областях, наличие представлений о круге решаемых задач машинного обучения (распознавания, классификации и прогнозирования) наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. № п/п 1 2 3 4 5 6 Тематическое планирование по учебному предмету «Информатика» 10 класс Электронные Кол-во (цифровые) Тема урока академ. Виды деятельности образовательные часов ресурсы Цифровая грамотность 11ч. Требования техники Анализировать условия безопасности и гигиены использования компьютера при работе с и других доступных компьютерами и компонентов цифрового другими компонентами окружения с точки зрения цифрового окружения. требований техники Библиотека ЦОК Принципы работы 1 безопасности и гигиены. https://m.edsoo.ru компьютеров и Описывать составные части компьютерных систем. и принципы работы Обмен данными с компьютеров и мобильных помощью шин. устройств. Характеризовать Контроллеры внешних компьютеры разных устройств поколений. Автоматическое Искать в сети Интернет Библиотека ЦОК выполнение программы 1 информацию об отечественных https://m.edsoo.ru процессором специалистах, внёсших вклад Оперативная, в развитие вычислительной постоянная и техники. долговременная память. Библиотека ЦОК Приводить примеры, 1 Контроллеры внешних https://m.edsoo.ru подтверждающие тенденции устройств. Прямой развития вычислительной доступ к памяти техники. Пояснять сущность параллельных вычислений. Современные Приводить примеры задач, компьютерные для решения которых технологии. применяются Программное Библиотека ЦОК 1 суперкомпьютерные обеспечение https://m.edsoo.ru технологии или технологии компьютеров, распределённых вычислений. компьютерных систем Работать с графическим и мобильных устройств интерфейсом операционной Системное системы (ОС), стандартными программное и служебными приложениями, обеспечение. файловыми менеджерами. Операционные Соотносить виды лицензий на системы. Утилиты. использование программного Драйверы устройств. Библиотека ЦОК 1 обеспечения и порядок его Параллельное https://m.edsoo.ru использования программирование. и распространения. Инсталляция и Приводить примеры деинсталляция проприетарного и свободного программного программного обеспечения, обеспечения. предназначенного для решения Файловые системы. одних и тех же задач. Принципы размещения Называть основные и именования файлов в Библиотека ЦОК 1 правонарушения, имеющие долговременной https://m.edsoo.ru место в области использования памяти. Шаблоны для программного обеспечения, описания групп файлов. № п/п 7 8 9 10 11 12 Тема урока Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения и данных Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет Разделение IP-сети на подсети с помощью масок подсетей. Сетевое администрирование. Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Государственные электронные сервисы и услуги Информационная безопасность. Вредоносные программное обеспечение и методы борьбы с ним. Практическая работа по теме "Антивирусные программы" Организация личного архива информации. Резервное копирование. Парольная защита архива Шифрование данных. Алгоритм шифрования RSA. Стеганография. Практическая работа по теме "Шифрование данных" Кол-во академ. часов 1 1 1 Виды деятельности и наказания за них, предусмотренные законодательством РФ. Пояснять принципы построения компьютерных сетей. Выявлять общее и различия в организации локальных и глобальных компьютерных сетей. Приводить примеры протоколов стека TCP/IP с определёнными функциями. Использовать маски подсетей для разбиения IP-сети на подсети. Применять программное обеспечение для проверки работоспособности сети. Характеризовать сущность понятий «информационная безопасность», «защита информации». Формулировать основные правила информационной безопасности. Анализировать законодательную базу, касающуюся информационной безопасности. Применять средства защиты информации: брандмауэры, антивирусные программы, паролирование и архивирование, шифрование Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Итого по разделу - 11 часов Теоретические основы информатики 23ч. Информация, данные и Пояснять сущность понятий знания. «информация», «данные», Информационные «знания». Решать задачи на процессы в природе, 1 измерение информации, технике и обществе. заключённой в тексте, с Непрерывные и позиции алфавитного подхода дискретные величины и (в предположении о равной Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 13 14 15 16 17 18 19 Тема урока сигналы. Необходимость дискретизации информации, предназначенной для хранения, передачи и обработки в цифровых системах Двоичное кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Декодирование сообщений, записанных с помощью неравномерных кодов Условие Фано. Построение однозначно декодируемых кодов с помощью дерева. Граф Ал. А. Маркова Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к оценке количества информации Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, связь между ними. Арифметические операции в позиционных системах счисления Троичная уравновешенная система счисления Двоично-десятичная система счисления Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 1 1 20 Кодирование текстов 1 21 Растровое кодирование изображений. Практическая работа по теме "Дискретизация 1 Виды деятельности вероятности появления символов в тексте). Пояснять необходимость и сущность дискретизации при хранении, передаче и обработке данных с помощью компьютеров. Приводить примеры равномерных и неравномерных кодов. Кодировать и декодировать сообщения с использованием равномерных и неравномерных кодов. Строить префиксные коды. Классифицировать системы счисления. Выполнять сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Осуществлять «быстрый» перевод чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Выполнять сложение и вычитание чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Осуществлять кодирование текстовой информации с помощью кодировочных таблиц. Определять информационный объём текстовых сообщений в разных кодировках. Вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета. Определять размеры графических файлов при известных разрешении и глубине кодирования цвета. Вычислять информационный объём цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи Приводить примеры элементарных и составных Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 22 23 24 25 26 27 Тема урока графической информации" Цветовые модели. Векторное кодирование. Форматы файлов. Трёхмерная графика. Фрактальная графика Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования. Практическая работа по теме "Дискретизация звуковой информации" Основы алгебры логики. Логические операции. Таблицы истинности Логические выражения. Логические тождества. Доказательство логических тождеств с помощью таблиц истинности. Практическая работа по теме «Построение и анализ таблиц истинности в табличном процессоре» Логические операции и операции над множествами. Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений Логические уравнения и системы уравнений. Логические функции. Зависимость количества возможных логических функций от количества аргументов. Полные системы логических функций Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности высказываний. Различать высказывания и предикаты. Устанавливать связь между алгеброй логики и теорией множеств. Вычислять значения логических выражений с логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции, инверсии, импликации, эквиваленции. Проводить анализ таблиц истинности. Строить таблицы истинности логических выражений. Осуществлять эквивалентные преобразования логических выражений с использованием законов алгебры логики. Осуществлять построение логического выражения с данной таблицей истинности и его упрощение. Решать простые логические уравнения и системы уравнений. Характеризовать логические элементы компьютера. Пояснять устройство сумматора и триггера. Записывать логическое выражение для простой логической схемы Получать внутреннее представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера; определять по внутреннему коду значение числа. Пояснять порядок выполнения арифметических операций с целыми и вещественными числами в процессоре. Применять побитовые логические операции. Пояснять причины накопления ошибок при вычислениях с вещественными числами Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 28 29 30 31 32 33 Тема урока Канонические формы логических выражений. Совершенные дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы, алгоритмы их построения по таблице истинности Логические элементы в составе компьютера. Триггер. Сумматор. Многоразрядный сумматор Построение схем на логических элементах. Запись логического выражения по логической схеме. Микросхемы и технология их производства Представление целых чисел в памяти компьютера. Ограниченность диапазона чисел при ограничении количества разрядов. Переполнение разрядной сетки Беззнаковые и знаковые данные. Знаковый бит. Двоичный дополнительный код отрицательных чисел. Побитовые логические операции. Логический, арифметический и циклический сдвиги Шифрование с помощью побитовой операции «исключающее ИЛИ». Представление и хранение в памяти компьютера вещественных чисел. Выполнение операций с вещественными числами, накопление Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Тема урока ошибок при вычислениях Практическая работа по теме «Изучение поразрядного машинного представления целых и вещественных чисел» Кол-во академ. часов Виды деятельности 1 Итого по разделу - 23 часа Алгоритмы и программирование 23ч. Анализ алгоритмов. Выяснять результат работы Этапы решения задач алгоритма для исполнителя при на компьютере. заданных исходных данных, Инструментальные 1 определять возможные средства: транслятор, исходные данные для отладчик, известного результата. профилировщик Приводить примеры алгоритмов, содержащих Среда последовательные, ветвящиеся программирования. и циклические структуры. Компиляция и Анализировать циклические интерпретация алгоритмы для исполнителя. программ. Виртуальные 1 Выделять этапы решения машины. задачи на компьютере. Интегрированная среда Пояснять сущность разработки. Методы выделенных этапов. отладки программ Отлаживать программы с Типы переменных в помощью трассировочных языке таблиц и с использованием программирования. возможностей отладчика среды Обработка целых чисел. 1 программирования. Обработка Составлять документацию на вещественных чисел. программу. Случайные и Разрабатывать псевдослучайные числа и реализовывать на языке Ветвления. Сложные 1 программирования алгоритмы условия обработки целых чисел, в том числе переборные алгоритмы. Циклы с условием 1 Разрабатывать программы для Циклы по переменной. обработки данных, хранящихся Взаимозаменяемость в текстовых файлах. 1 различных видов Разбивать задачу на циклов подзадачи. Оформлять Обработка натуральных логически целостные или чисел с использованием 1 повторяющиеся фрагменты циклов программы в виде подпрограмм. Пояснять Нахождение всех сущность рекурсивного простых чисел в алгоритма. Находить заданном диапазоне 1 рекурсивные объекты в Практическая работа по окружающем мире. Определять теме «Решение задач Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 43 44 45 46 47 48 49 Тема урока методом перебора». Инвариант цикла Документирование программ. Обработка данных, хранящихся в файлах. Разбиение задачи на подзадачи. Использование стандартной библиотеки языка программирования. Подключение библиотек подпрограмм сторонних производителей Подпрограммы (процедуры и функции). Практическая работа по теме "Разработка подпрограмм" Рекурсия. Рекурсивные объекты (фракталы). Рекурсивные процедуры и функции. Использование стека для организации рекурсивных вызовов Практическая работа по теме "Рекурсивные подпрограммы" Модульный принцип построения программ. Численные методы. Практическая работа по теме «Численное решение уравнений» Использование дискретизации в вычислительных задачах. Практическая работа по теме «Приближённое вычисление длин кривых и площадей фигур» Практическая работа по теме «Поиск максимума (минимума) функции» Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 Виды деятельности результат работы простого рекурсивного алгоритма. Использовать стандартные библиотеки подпрограмм языка программирования, библиотеки сторонних производителей. Применять модульный принцип при разработке программ. Пояснять принципы работы численных методов, разницу между точным и приближённым решениями вычислительных задач. Разрабатывать и отлаживать программы, реализующие численные методы решения уравнений, приближённое вычисление длин кривых и площадей фигур, поиск максимума (минимума) функции одной переменной. Разрабатывать и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки символьных строк на выбранном языке программирования Приводить примеры одномерных и двумерных массивов. Приводить примеры задач из повседневной жизни, предполагающих использование массивов. Разрабатывать и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов, на выбранном языке программирования. Разрабатывать программы для решения простых задач анализа данных Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 50 51 52 53 54 Тема урока Обработка символьных данных. Алгоритмы обработки символьных строк: подсчёт количества появлений символа в строке, разбиение строки на слова по пробельным символам Алгоритмы обработки символьных строк: поиск подстроки внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку. Практическая работа по теме "Обработка строк с использованием функций стандартной библиотеки языка программирования". Генерация слов в заданном алфавите Массивы и последовательности чисел. Практическая работа по теме "Заполнение массива" Обобщённые характеристики массива. Линейный поиск заданного значения в массиве. Практическая работа по теме "Линейный поиск заданного значения в массиве". Практическая работа по теме "Поиск минимального (максимального) элемента в числовом массиве" Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки. Практическая работа по теме "Простые методы сортировки массива" Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 55 56 57 Кол-во академ. часов Тема урока Сортировка слиянием. Быстрая сортировка массива (алгоритм QuickSort). Практическая работа по теме "Быстрая сортировка массива" Двоичный поиск в отсортированном массиве. Практическая работа по теме "Двоичный поиск" Двумерные массивы (матрицы). Алгоритмы обработки матриц. Решение задач анализа данных Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Итого по разделу - 23 часа Информационные технологии 7ч. 58 59 60 61 62 Средства текстового процессора. Компьютерная вёрстка текста. Практическая работа по теме "Вёрстка документов с математическими формулами" Инструменты рецензирования. Практическая работа по теме "Многостраничные документы" Облачные сервисы. Коллективная работа с документами. Практическая работа по теме "Коллективная работа с документами" Анализ данных. Большие данные. Машинное обучение. Анализ данных с помощью электронных таблиц. Практическая работа по теме "Анализ данных с помощью электронных таблиц" Построение графиков функций. Практическая 1 1 1 1 1 Разрабатывать структуру документа. Использовать средства автоматизации при создании документа. Применять правила цитирования источников и оформления библиографических ссылок. Принимать участие в коллективной работе над документом. Выполнять набор и простую вёрстку математических текстов. Приводить примеры задач анализа данных. Пояснять на примерах последовательность решения задач анализа данных. Решать простые задачи анализа данных с помощью электронных таблиц. Использовать сортировку и фильтры. Использовать средства деловой графики для наглядного представления данных. Решать простые расчётные и оптимизационные задачи с помощью электронных таблиц Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 63 64 65-68 Тема урока работа по теме "Наглядное представление результатов статистической обработки данных в виде диаграмм средствами редактора электронных таблиц" Линии тренда. Практическая работа по теме "Подбор линии тренда, прогнозирование". Подбор параметра. Практическая работа по теме "Численное решение уравнений с помощью подбора параметра" Оптимизация как поиск наилучшего решения в заданных условиях. Практическая работа по теме "Решение задач оптимизации с помощью электронных таблиц" Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Итого по разделу - 7 часов Резервное время 4 Резервное время - 4 часа (из них АКР – 2 часа) Итого по программе - 68 часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тематическое планирование по учебному предмету «Информатика» 11 класс Электронные Кол-во (цифровые) Тема урока академ. Виды деятельности образовательные часов ресурсы Теоретические основы информатики 11ч. Количество Характеризовать различные Библиотека ЦОК 1 1 информации теоретические подходы https://m.edsoo.ru к оценке количества Алгоритмы сжатия информации. Описывать данных. Алгоритм изучаемые алгоритмы сжатия Хаффмана. данных, сравнивать результаты Библиотека ЦОК Практическая работа по 1 https://m.edsoo.ru их работы. теме "Сжатие данных с Решать задачи на определение помощью алгоритма времени передачи данных по Хаффмана" каналу связи с известными Библиотека ЦОК Алгоритм LZW 1 характеристиками. https://m.edsoo.ru Пояснять принципы Алгоритмы сжатия обнаружения и исправления данных с потерями. ошибок при передаче данных Практическая работа по Библиотека ЦОК с помощью помехоустойчивых 1 теме "Сжатие данных с https://m.edsoo.ru кодов. потерями (алгоритмы Пояснять значение понятий JPEG, MP3)" «система», «подсистема», Скорость передачи Библиотека ЦОК «системный эффект», 1 данных https://m.edsoo.ru «управление»; значение Помехоустойчивые обратной связи для достижения коды. Практическая цели управления. Библиотека ЦОК работа по теме 1 Определять понятия https://m.edsoo.ru "Помехоустойчивые «модель», «моделирование». коды" Классифицировать модели по заданному основанию. Системы. Компоненты Определять цель системы и их моделирования в конкретном взаимодействие. случае. Системный эффект. Библиотека ЦОК 1 Применять алгоритмы Управление как https://m.edsoo.ru нахождения кратчайших путей информационный между вершинами процесс. Обратная ориентированного графа. связь Применять алгоритмы Модели и определения количества моделирование. Графы. Библиотека ЦОК различных путей между Решение задач с 1 https://m.edsoo.ru вершинами ориентированного помощью графов. ациклического графа. Деревья Приводить примеры Библиотека ЦОК Основы теории игр 1 использования деревьев https://m.edsoo.ru и графов при описании Практическая работа по объектов и процессов теме "Поиск окружающего мира. Библиотека ЦОК выигрышной стратегии 1 Характеризовать игру как https://m.edsoo.ru в игре с полной модель некоторой ситуации. информацией" Давать определение Средства выигрышной стратегии. Библиотека ЦОК искусственного 1 Описывать выигрышную https://m.edsoo.ru интеллекта. стратегию в заданной игровой № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Практическая работа по теме "Средства искусственного интеллекта" 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ситуации в форме дерева или в табличной форме. Пояснять понятия «искусственный интеллект», «машинное обучение». Приводить примеры задач, решаемых с помощью искусственного интеллекта Итого по разделу - 11 часов Алгоритмы и программирование 27ч. Формализация понятия Пояснять понятия алгоритма. Машина «вычислительный процесс», Тьюринга как «сложность алгоритма», 1 универсальная модель «эффективность алгоритма». вычислений. Тезис Давать оценку сложности Чёрча—Тьюринга известных алгоритмов. Практическая работа по Приводить примеры теме "Составление эффективных алгоритмов 1 простой программы для Использовать алгоритм машины Тьюринга" «решето Эратосфена» для поиска простых чисел Машина Поста 1 в заданном диапазоне. Пояснять принципы обработки Нормальные 1 многоразрядных целых чисел алгорифмы Маркова и реализовывать Алгоритмически соответствующие алгоритмы на неразрешимые задачи. языке программирования. Задача останова. 1 Применять словари Невозможность (ассоциативные массивы, автоматической отображения) в задачах отладки программ обработки данных. Выполнять простой анализ Сложность вычислений 1 текста на естественном языке, в Поиск простых чисел в том числе с использованием заданном диапазоне с регулярных выражений. помощью алгоритма Пояснять принципы работы «решето Эратосфена». стека и очереди, использовать 1 Практическая работа по стеки и очереди для решения теме "Поиск простых алгоритмических задач. чисел в заданном Реализовывать и использовать диапазоне" двоичные (бинарные) деревья и графы для решения задач Многоразрядные целые обработки данных. числа, задачи длинной Использовать динамическое арифметики. программирование для Практическая работа по 1 вычисления рекурсивных теме "Реализация функций, подсчёта количества вычислений с вариантов и решения задач многоразрядными оптимизации числами" Пояснять основные принципы Словари 1 объектно-ориентированного (ассоциативные Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 21 22 23 24 25 Тема урока массивы, отображения). Хэш-таблицы. Построение алфавитночастотного словаря для заданного текста. Практическая работа по теме "Построение алфавитно-частотного словаря для заданного текста" Анализ текста на естественном языке. Выделение последовательностей по шаблону. Регулярные выражения. Частотный анализ. Практическая работа по теме "Анализ текста на естественном языке" Стеки. Анализ правильности скобочного выражения Вычисление арифметического выражения, записанного в постфиксной форме. Практическая работа по теме "Вычисление арифметического выражения, записанного в постфиксной форме" Очереди. Использование очереди для временного хранения данных. Практическая работа по теме "Использование очереди" Деревья. Реализация дерева с помощью ссылочных структур. Двоичные (бинарные) деревья. Построение дерева для заданного арифметического выражения. Практическая работа по теме "Использование Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы программирования. Проектировать и использовать простые классы объектов. Проектировать иерархии классов для описания предметной области. Разрабатывать программы с графическим интерфейсом 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 26 27 28 29 30 Тема урока деревьев для вычисления арифметических выражений" Рекурсивные алгоритмы обхода дерева. Использование стека и очереди для обхода дерева Алгоритмы на графах. Построение минимального остовного дерева взвешенного связного неориентированного графа. Обход графа в глубину. Обход графа в ширину. Количество различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа Алгоритм Дейкстры. Практическая работа по теме "Вычисление длины кратчайшего пути между вершинами графа (алгоритм Дейкстры)". Алгоритм Флойда—Уоршалла Задачи, решаемые с помощью динамического программирования: вычисление рекурсивных функций. Практическая работа по теме "Вычисление рекурсивных функций с помощью динамического программирования" Задачи, решаемые с помощью динамического программирования: подсчёт количества вариантов. Практическая работа по теме "Подсчёт количества вариантов с Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 31 32 33 34 35 36 37 Тема урока помощью динамического программирования" Задачи, решаемые с помощью динамического программирования: задачи оптимизации Понятие о парадигмах программирования. Обзор языков программирования. Понятие об объектноориентированном программировании. Объекты и классы. Свойства и методы объектов Объектноориентированный анализ. Практическая работа по теме "Использование готовых классов в программе" Разработка программ на основе объектноориентированного подхода. Практическая работа "Разработка простой программы с использованием классов" Инкапсуляция. Практическая работа по теме "Разработка класса, использующего инкапсуляцию" Наследование. Полиморфизм. Практическая работа по теме "Разработка иерархии классов" Среды быстрой разработки программ. Проектирование интерфейса пользователя. Использование готовых управляемых элементов для построения Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 38 39 40 41 42 43 44 Тема урока интерфейса. Практическая работа по теме "Разработка программы с графическим интерфейсом" Изучение второго языка программирования Кол-во академ. часов Виды деятельности 1 Итого по разделу - 27 часов Информационные технологии 24ч. Этапы компьютерноВыделять этапы математического компьютерно-математического моделирования. моделирования и Дискретизация при реализовывать их с помощью математическом программного обеспечения. моделировании Пояснять необходимость непрерывных 1 и сущность дискретизации при процессов. решении вычислительных Моделирование задач с помощью компьютеров. движения. Использовать имитационное Практическая работа по моделирование, в том числе на теме "Моделирование основе вероятностных моделей движения" Характеризовать базу данных Моделирование как модель предметной биологических систем. области. Проектировать Практическая работа по 1 многотабличную базу данных. теме "Моделирование Осуществлять ввод биологических систем" и редактирование данных. Математические Осуществлять сортировку, модели в экономике. поиск и выбор данных Вычислительные 1 в готовой базе данных. эксперименты с Формировать запросы на поиск моделями данных в среде системы управления базами данных. Вероятностные модели. Управлять базой данных Практическая работа по с помощью простых запросов теме "Имитационное 1 на языке SQL. моделирование с Пояснять области помощью метода применения, достоинства Монте-Карло" и недостатки нереляционных Компьютерное баз данных в сравнении моделирование систем с реляционными управления. Обработка 1 Пояснять принципы результатов технологии «клиент — сервер» эксперимента на примере взаимодействия Табличные браузера и веб-сервера. (реляционные) базы Создавать простые вебданных. Поиск, 1 страницы, используя язык сортировка и разметки HTML, каскадные фильтрация данных. таблицы стилей и сценарии на Запросы на выборку Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 45 46 47 48 49 Тема урока данных. Запросы с параметрами. Вычисляемые поля в запросах. Практическая работа по теме "Работа с готовой базой данных" Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Внешний ключ. Целостность базы данных. Практическая работа по теме "Разработка многотабличной базы данных" Запросы к многотабличным базам данных. Практическая работа по теме "Запросы к многотабличной базе данных" Язык управления данными SQL. Практическая работа по теме "Управление данными с помощью языка SQL". Нереляционные базы данных. Экспертные системы Интернет-приложения. Понятие о серверной и клиентской частях сайта. Технология «клиент — сервер», её достоинства и недостатки. Практическая работа по теме "Создание текстовой вебстраницы" Основы языка HTML. Практическая работа по теме "Создание вебстраницы, включающей мультимедийные объекты (рисунки, звуковые данные, Кол-во академ. часов 1 1 1 Виды деятельности языке JavaScript. Описывать технологию размещения сайтов в сети Интернет Выполнять общую коррекцию цифровых изображений. Применять инструменты графического редактора к отдельным областям изображения. Строить многослойные изображения с использованием масок, готовить иллюстрации для размещения на веб-сайтах, создавать анимированные изображения. Создавать векторные изображения с помощью редактора векторной графики или инструментов текстового процессора. Пояснять принципы построения трёхмерных моделей. Выполнять операции по построению и редактированию трёхмерных моделей. Размещать на виртуальной сцене источники освещения и камеры. Приводить примеры использования технологий виртуальной и дополненной реальности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 50 51 52 53 54 55 56 Тема урока видео)" Основы каскадных таблиц стилей (CSS). Практическая работа по теме "Оформление страницы с помощью каскадных таблиц стилей" Сценарии на языке JavaScript Формы на вебстранице. Практическая работа по теме "Обработка данных форм". Размещение веб-сайтов. Услуга хостинга. Загрузка файлов на сайт Кадрирование. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция уровней, коррекция цвета. Обесцвечивание цветных изображений. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств. Практическая работа по теме "Обработка цифровых фотографий" Ретушь. Работа с областями. Фильтры. Практическая работа по теме "Ретушь цифровых фотографий" Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы. Сохранение выделенной области. Практическая работа по теме "Многослойные изображения" Подготовка иллюстраций для вебсайтов. Практическая работа по теме Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru № п/п 57 58 59 60 61 62 63-66 Тема урока "Анимированные изображения" Векторная графика. Векторизация растровых изображений. Практическая работа по теме "Векторная графика" Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей. Практическая работа по теме "Создание простых трёхмерных моделей" Сеточные модели. Материалы. Практическая работа по теме "Сеточные модели" Моделирование источников освещения. Камеры. Практическая работа по теме "Рендеринг" Аддитивные технологии (3Dпринтеры) Понятие о виртуальной реальности и дополненной реальности Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Итого по разделу - 24 часа Резервное время 4 Резервное время - 4 часа (из них АКР – 2 часа) Итого по программе - 66 часов -