ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ» пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного предмета «Химия» 8 КЛАСС Первоначальные химические понятия Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам химических соединений. Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II), изучение способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы, создание моделей молекул (шаростержневых). Важнейшие представители неорганических веществ Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода. Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя. Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли. Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям. Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод. Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов. Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение оснований. Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот. Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств, получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью, приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических веществ различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента. Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и гражданин. Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения). Межпредметные связи Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера. География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы. 9 КЛАСС Вещество и химическая реакция Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением элементов в Периодической системе и строением их атомов. Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической связи. Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения. Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического равновесия. Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей. Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ – металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов, исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видео материалов), проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения), распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы, решение экспериментальных задач. Неметаллы и их соединения Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе. Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения. Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений. Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV), гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки (бензин), их роль в быту и промышленности. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их роли в жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений. Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни. Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты, проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов), ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование видеоматериалов), наблюдение процесса обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её протекания, ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений, получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака, проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и устройством противогаза, получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа, проведение качественных реакций на карбонат и силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения». Металлы и их соединения Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности. Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения. Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия. Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и получение. Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами, изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов), исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов), признаков протекания качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия, цинка, железа (II) и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения». Химия и окружающая среда Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях. Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем. Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы). Межпредметные связи Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества. География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части: 1) патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 2) гражданского воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 3) ценности научного познания: мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 4) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни; 5) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде; 6) экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты освоения программы по химии основного общего образования, отражают овладение следующими универсальными учебными действиями: Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения; умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях. Базовые исследовательские действия: умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. Работа с информацией: умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями; умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды. Коммуникативные универсальные учебные действия: умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта); умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие). Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий. Предметные результаты освоения программы по химии на базовом уровне к концу обучения в 8 классе отражают сформированность у обучающихся умений: раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе; иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений; использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций; определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях; раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической системе, законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Бгруппа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям); классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту); характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций; прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава, возможности протекания химических превращений в различных условиях; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции; применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный); следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие). Предметные результаты освоения программы по химии на базовом уровне к концу обучения в 9 классе отражают сформированность у обучающихся умений: раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества; иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений; использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций; определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества; раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов; классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов); характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов; раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности протекания химических превращений в различных условиях; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции; соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа); проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ; применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный). Тематическое планирование по учебному предмету «Химия» 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Первоначальные химические понятия - 20 часов. КР - 1 ПР - 2 Предмет химии. Роль Раскрывать смысл изучаемых Библиотека ЦОК химии в жизни 1 понятий. Раскрывать роль https://m.edsoo.ru/f человека. Тела и химии в природе и жизни f0d210c вещества человека, её связь с другими Библиотека ЦОК науками. Различать чистые Понятие о методах 1 вещества и смеси; однородные https://m.edsoo.ru/f познания в химии f0d227e и неоднородные смеси. Практическая работа № Различать физические и 1 «Правила работы в химические явления. Библиотека ЦОК лаборатории и приёмы Следовать алгоритмам 1 https://m.edsoo.ru/f обращения с использования f0d23dc лабораторным экспериментальных методов – оборудованием» наблюдения и эксперимента. Наблюдать и описывать Чистые вещества и Библиотека ЦОК объекты при проведении смеси. Способы 1 https://m.edsoo.ru/f демонстраций и лабораторных f0d26ca разделения смесей опытов по изучению Практическая работа № Библиотека ЦОК физических свойств веществ, 2 «Разделение смесей 1 https://m.edsoo.ru/f способов разделения смесей (на примере очистки f0d28c8 веществ. Проводить поваренной соли)» химический эксперимент при Библиотека ЦОК разделении смесей (на Атомы и молекулы 1 https://m.edsoo.ru/f примере очистки поваренной f0d2a6c соли) в ходе практической Химические элементы. Библиотека ЦОК работы № 2. Следовать Знаки (символы) 1 https://m.edsoo.ru/f правилам пользования химических элементов f0d2be8 химической посудой и лабораторным оборудованием, Библиотека ЦОК Простые и сложные 1 а также правилам обращения с https://m.edsoo.ru/f вещества f0d2a6c химическими веществами в Библиотека ЦОК соответствии с инструкцией Атомно-молекулярное 1 при выполнении практической https://m.edsoo.ru/f учение f0d2d50 работы № 1. Выстраивать развёрнутые письменные и Закон постоянства устные ответы с опорой на состава веществ. Библиотека ЦОК информацию из учебника и Химическая формула. 1 https://m.edsoo.ru/f справочных материалов, Валентность атомов f0d2eae грамотно использовать химических элементов изученный понятийный Относительная атомная Библиотека ЦОК аппарат курса химии. масса. Относительная 1 https://m.edsoo.ru/f Определять признаки молекулярная масса f0d323c химических реакций, условия Массовая доля Библиотека ЦОК их протекания. Объяснять химического элемента в 1 https://m.edsoo.ru/f сущность физических и соединении f0d350c № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы химических явлений с точки Библиотека ЦОК 13 1 зрения атомно-молекулярного https://m.edsoo.ru/f учения. Классифицировать f0d5230 химические реакции (по числу Физические и Библиотека ЦОК и составу реагирующих и 14 химические явления. 1 https://m.edsoo.ru/f образующихся веществ). Химическая реакция f0d37fa Составлять формулы Признаки и условия Библиотека ЦОК бинарных веществ по 15 протекания химических 1 https://m.edsoo.ru/f валентности и определять реакций f0d3a16 валентность по формулам Закон сохранения Библиотека ЦОК веществ. Расставлять 16 массы веществ. 1 https://m.edsoo.ru/f коэффициенты в уравнениях Химические уравнения f0d3b88 химических реакций. Вычисления Наблюдать и описывать количества, массы Библиотека ЦОК объекты при проведении 17 вещества по 1 демонстраций и лабораторных https://m.edsoo.ru/f уравнениям химических f0d5708 опытов. Проводить реакций вычисления по формулам Классификация химических соединений и химических реакций Библиотека ЦОК уравнениям химических 18 (соединения, 1 https://m.edsoo.ru/f реакций. Применять разложения, замещения, естественно- научные методы f0d3f34 обмена) познания (в том числе наблюдение, моделирование, М. В. Ломоносов — Библиотека ЦОК эксперимент и основные учёный-энциклопедист. 19 1 https://m.edsoo.ru/f операции мыслительной Обобщение и f0d40c4 деятельности (сравнение, систематизация знаний классификация) Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на Контрольная работа №1 Библиотека ЦОК информацию из учебника и 20 по теме «Вещества и 1 https://m.edsoo.ru/f справочных материалов, химические реакции» f0d4290 грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ - 30 часов. КР - 2 ПР - 3 Воздух — смесь газов. Использовать химическую Библиотека ЦОК Состав воздуха. символику для составления 21 1 https://m.edsoo.ru/f Кислород — элемент и формул веществ, f0d448e простое вещество. Озон молекулярных уравнений Физические и химических реакций с химические свойства участием кислорода. Библиотека ЦОК 22 кислорода (реакции 1 Характеризовать (описывать) https://m.edsoo.ru/f окисления, горение). состав воздуха, физические и f0d4614 Понятие об оксидах химические свойства кислорода, способы его Способы получения Библиотека ЦОК получения, применение и кислорода в 23 1 https://m.edsoo.ru/f значение в природе и жизни лаборатории и человека. Сравнивать реакции f0d497a промышленности. Количество вещества. Моль. Молярная масса № п/п 24 25 26 27 28 Тема урока Применение кислорода Тепловой эффект химической реакции, понятие о термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических реакциях Топливо (нефть, уголь и метан). Загрязнение воздуха, способы его предотвращения Практическая работа № 3 по теме «Получение и собирание кислорода, изучение его свойств» Водород — элемент и простое вещество. Нахождение в природе Физические и химические свойства водорода. Применение водорода Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 29 Понятие о кислотах и солях 1 30 Способы получения водорода в лаборатории 1 31 Практическая работа № 4 по теме «Получение и собирание водорода, изучение его свойств» 1 32 Молярный объём газов. Закон Авогадро 1 33 34 35 Вычисления объёма, количества вещества газа по его известному количеству вещества или объёму Вычисления объёмов газов по уравнению реакции на основе закона объёмных отношений газов Физические и химические свойства 1 1 1 Виды деятельности горения и медленного окисления. Объяснять сущность экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования, а также правилам обращения с горючими веществами. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента при проведении лабораторных опытов и практической работы. Вычислять количество вещества, объём газа по формулам. Участвовать в совместной работе в группе. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. Характеризовать (описывать) физические и химические свойства водорода, способы его получения, применение. Собирать прибор для получения водорода. Использовать химическую символику для составления формул веществ, молекулярных уравнений химических реакций с участием водорода. Вычислять молярную массу веществ; количество вещества, объём газа, массу вещества; Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d4790 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d4c4a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d4ae2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d4dd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d4dd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d50d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d4dd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d4f42 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d542e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d55a0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d5708 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f № п/п 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Тема урока воды Состав оснований. Понятие об индикаторах Вода как растворитель. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Массовая доля вещества в растворе Практическая работа № 5 по теме «Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества» Контрольная работа №2 по теме «Кислород. Водород. Вода» Оксиды: состав, классификация, номенклатура Получение и химические свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов Основания: состав, классификация, номенклатура Получение и химические свойства оснований Кислоты: состав, классификация, номенклатура Получение и химические свойства кислот Соли (средние): номенклатура, способы получения, химические свойства Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности Проводить расчёты по уравнениям химических реакций: количества, объёма, массы вещества по известному количеству, объёму, массе реагентов или продуктов реакции. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования, а также правилам обращения с горючими веществами в быту. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. Участвовать в совместной работе в группе. Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. Характеризовать физические и химические свойства воды, её роль как растворителя в природных процессах. Составлять уравнения химических реакций с участием воды. Объяснять сущность экологических проблем, связанных с загрязнением природных вод, способы очистки воды от примесей, меры по охране вод от загрязнения. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента при проведении лабораторных опытов и практической работы. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Проводить вычисления с Электронные (цифровые) образовательные ресурсы f0d587a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d59e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d5b40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d5eba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d6342 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d664e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d664e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d67ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0d67ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0dfee2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f f0dfee2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ad9474 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ad9b7c № п/п 48 Тема урока неорганических соединений» Генетическая связь между классами неорганических соединений Кол-во академ. часов 1 49 Обобщение и систематизация знаний 1 50 Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" 1 Виды деятельности применением понятия «массовая доля вещества в растворе». Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей и называть их по международной номенклатуре. Прогнозировать свойства веществ на основе общих химических свойств изученных классов/групп веществ, к которым они относятся. Составлять молекулярные уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства и способы получения веществ изученных классов/групп, а также подтверждающих генетическую взаимосвязь между ними. Производить вычисления по уравнениям химических реакций. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента при проведении лабораторных опытов и практических работ. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ad9a50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ad9cb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ad9e1a № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции - 15 часов. КР - 1 ПР - 0 Первые попытки Раскрывать смысл классификации Библиотека ЦОК периодического закона. 51 химических элементов. 1 https://m.edsoo.ru/ Описывать строение таблицы Понятие о группах 00ad9ffa «Периодическая система сходных элементов химических элементов Д.И. Периодический закон и Менделеева». Моделировать Библиотека ЦОК Периодическая система строение атома, 52 1 https://m.edsoo.ru/ химических элементов энергетических уровней и 00ada52c Д. И. Менделеева подуровней при помощи Библиотека ЦОК рисунков, электронных Периоды, группы, 53 1 https://m.edsoo.ru/ конфигураций и подгруппы 00ada52c электроннографических формул. Пояснять физический Библиотека ЦОК Строение атомов. смысл порядкового номера, 54 Состав атомных ядер. 1 https://m.edsoo.ru/ номеров периода и группы Изотопы 00ada342 элемента. Характеризовать Строение электронных химические элементы первых оболочек атомов трёх периодов, калий, кальций Библиотека ЦОК элементов 55 1 https://m.edsoo.ru/ и их соединения по Периодической 00ada6bc положению в Периодической системы Д. И. системе Д.И. Менделеева. Менделеева Объяснять общие Характеристика закономерности в изменении химического элемента Библиотека ЦОК свойств химических 56 по его положению в 1 https://m.edsoo.ru/ элементов (изменение Периодической системе 00ada824 радиусов атомов, Д. И. Менделеева электроотрицательности, Значение валентности) и их соединений Периодического закона в пределах малых периодов и Библиотека ЦОК для развития науки и главных подгрупп с учётом 57 1 https://m.edsoo.ru/ практики. Д. И. строения их атомов; 00ada96e Менделеев — учёный, Участвовать в совместной педагог и гражданин работе в паре или группе. Электроотрицательност Библиотека ЦОК Выстраивать развёрнутые 58 ь атомов химических 1 письменные и устные ответы с https://m.edsoo.ru/ элементов 00adaab8 опорой на информацию из учебника и других Библиотека ЦОК Ионная химическая источников, в том числе 59 1 https://m.edsoo.ru/ связь Интернета. Раскрывать смысл 00adac34 изучаемых понятий. Библиотека ЦОК Ковалентная полярная Определять вид химической 60 1 https://m.edsoo.ru/ химическая связь связи в соединении. 00adaab8 Моделировать строение 61 Ковалентная 1 Библиотека ЦОК № п/п Тема урока неполярная химическая связь Кол-во академ. часов Виды деятельности молекул при помощи рисунков, моделей, электронных и структурных формул. Использовать 62 Степень окисления 1 химическую символику для составления формул веществ, Окислительноэлектронного баланса 63 восстановительные 1 реакций. Определять степень реакции окисления атомов химических элементов по формулам и Окислители и 64 1 составлять формулы бинарных восстановители соединений по степени Контрольная работа №4 окисления атомов химических по теме «Строение элементов. Определять 65 1 атома. Химическая окислитель и восстановитель. связь» Расставлять коэффициенты в схемах простых окислительновосстановительных реакций методом электронного баланса. Наблюдать химические опыты по плану, анализировать и делать выводы. Использовать ИКТ для создания моделей, 66- 68 Резервный урок. 3 подготовки презентаций, докладов по теме. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и других источников, в том числе Интернета. Резервное время - 3 часа (из них АКР – 2 часа) Итого по программе - 68 часов. КР – 0, ПР - 3,5 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/ 00adaab9 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adae28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adb076 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adb076 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adb486 - Тематическое планирование по учебному предмету «Химия» 9 класс № п/п 1 2 3 4 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Вещество и химические реакции - 17 часов. КР - 2 ПР - 1 Периодический закон. Характеризовать Библиотека ЦОК Периодическая система химические элементы 1 https://m.edsoo.ru/ химических элементов первых трёх периодов, 00adb59e Д. И. Менделеева калия и кальция по их Закономерности в положению в Библиотека ЦОК изменении свойств Периодической системе Д. https://m.edsoo.ru/ 1 химических элементов И. Менделеева. 00adb6b6 первых трёх периодов Классифицировать и называть неорганические Классификация и вещества изученных Библиотека ЦОК номенклатура 1 классов. Описывать общие https://m.edsoo.ru/ неорганических химические свойства 00adb7e2 веществ веществ различных классов, Библиотека ЦОК Виды химической связи 1 подтверждать свойства https://m.edsoo.ru/ и типы № п/п 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока кристаллических решёток Контрольная работа №1 по теме «Повторение и углубление знаний основных разделов курса 8 класса» Классификация химических реакций по различным признакам Понятие о скорости химической реакции. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического равновесия Окислительновосстановительные реакции Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты Ионные уравнения реакций Химические свойства кислот и оснований в свете представлений об электролитической диссоциации Химические свойства солей в свете представлений об электролитической диссоциации Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 Понятие о гидролизе солей 1 15 Обобщение и систематизация знаний 1 Виды деятельности примерами молекулярных уравнений химических реакций. Определять вид химической связи и тип кристаллической решётки вещества. Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. Классифицировать химические реакции по различным признакам. Устанавливать зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Прогнозировать возможности протекания химических превращений в различных условиях. Определять окислитель и восстановитель в ОВР. Составлять электронный баланс реакции. Производить вычисления по химическим уравнениям. Участвовать в совместной работе в паре или группе. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Раскрывать смысл изучаемых понятий, а также Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 00adbac6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adbcb0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adbe9a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adc28c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adcade Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adcd68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00add448 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00add5d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00add8b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00add9d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00addd12 № п/п Тема урока 16 Практическая работа № 1. «Решение экспериментальных задач» 17 Контрольная работа №2 по теме «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах» Кол-во академ. часов 1 1 Виды деятельности смысл теории электролитической диссоциации. Объяснять причины электропроводности водных растворов веществ, различать слабые и сильные электролиты. Составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций ионного обмена, краткие ионные уравнения простых реакций гидролиза солей. Характеризовать общие химические свойства веществ различных классов на основе теории электролитической диссоциации; подтверждать свойства примерами молекулярных и ионных уравнений химических реакций. Решать экспериментальные задачи по теме. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента при проведении лабораторных опытов и практических работ. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Проводить вычисления по химическим уравнениям. Участвовать в совместной работе в паре или группе. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и других источников Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00addbfa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00addec0 № п/п 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности информации, в том числе Интернета. Раздел 2. Неметаллы и их соединения - 25 часов. КР- 1 Общая характеристика Объяснять общие галогенов. Химические закономерности в 1 свойства на примере изменении свойств хлора неметаллов и их соединений Хлороводород. Соляная в пределах малых периодов кислота, химические и главных подгрупп 1 свойства, получение, Периодической системы применение химических элементов с учётом строения их атомов. Практическая работа № Характеризовать 2 по теме «Получение 1 физические и химические соляной кислоты, свойства простых веществ изучение её свойств» галогенов (на примере Вычисления по хлора) и сложных веществ уравнениям (хлороводорода, хлорида химических реакций, 1 натрия), способы их если один из реагентов получения, применение и дан в избытке значение в природе и жизни Общая характеристика человека. Определять 1 элементов VIА-группы хлорид-ионы в растворе. Планировать и Аллотропные осуществлять на практике модификации серы. химические эксперименты, Нахождение серы и её проводить наблюдения, 1 соединений в природе. делать выводы по Химические свойства результатам эксперимента серы при проведении Сероводород, строение, лабораторных опытов и физические и 1 практических работ. химические свойства Следовать правилам Оксиды серы. Серная безопасной работы в кислота, физические и лаборатории при 1 химические свойства, использовании химической применение посуды и оборудования. Выстраивать развёрнутые Химические реакции, письменные и устные лежащие в основе ответы с опорой на промышленного информацию из учебника и способа получения справочных материалов, серной кислоты. 1 грамотно использовать Химическое изученный понятийный загрязнение аппарат курса химии. окружающей среды Объяснять общие соединениями серы закономерности в Вычисление массовой изменении свойств доли выхода продукта 1 элементов VIА-группы и их реакции Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПР- 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00addfe2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ade104 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ade348 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ade488 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ade64a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ade64a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ade802 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adea28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adec8a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adec8a № п/п 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Тема урока Общая характеристика элементов VА-группы. Азот, распространение в природе, физические и химические свойства Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение Практическая работа № 3 по теме «Получение аммиака, изучение его свойств» Азотная кислота, её физические и химические свойства Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота Фосфор. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений. Загрязнение природной среды фосфатами Углерод, распространение в природе, физические и химические свойства Оксиды углерода, их физические и химические свойства. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV) Угольная кислота и её Кол-во академ. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности соединений с учётом строения их атомов. Характеризовать физические и химические свойства простого вещества серы и её соединений (сероводорода, оксидов серы, серной кислоты, сульфатов), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. Определять наличие сульфат-ионов в растворе. Объяснять сущность экологических проблем, связанных с переработкой соединений серы. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Производить вычисления по химическим уравнениям. Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического содержания, справочные материалы, Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adeea6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adf004 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adf180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adf306 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adf518 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adf68a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adfc20 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adfd9c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00adfebe Библиотека ЦОК № п/п Тема урока Кол-во академ. часов соли 38 39 Практическая работа № 4 по теме "Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ион" Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода 1 1 40 Кремний и его соединения 41 Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» 1 42 Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» 1 1 Виды деятельности ресурсы Интернета Объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов VА-группы и их соединений с учётом строения их атомов. Характеризовать физические и химические свойства простых веществ азота и фосфора и их соединений (аммиака, солей аммония, азотной кислоты, нитратов, оксида фосфора (V) и фосфорной кислоты, фосфатов), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. Определять ионы аммония и фосфатионы в растворе. Объяснять сущность экологических проблем, связанных с нахождением соединений азота и фосфора в окружающей среде. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента при проведении лабораторных опытов и практической работы. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Производить вычисления по химическим уравнениям. Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/ 00ae006c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae027e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae054e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae080a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae0bf2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae0e18 № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). Объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов IVА-группы и их соединений с учётом строения их атомов. Характеризовать физические и химические свойства простых веществ углерода и кремния и их соединений (оксидов углерода, угольной кислоты, карбонатов, оксида кремния, кремниевой кислоты, силикатов), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. Объяснять причинно-следственную связь: строение вещества → свойства → применение – на примерах соединений углерода и кремния. Определять карбонат- и силикат-ионы в растворе. Объяснять сущность экологических проблем, связанных с нахождением углекислого газа в окружающей среде. Подтверждать особенности состава органических веществ примерами простых соединений (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота), взаимосвязь неорганических соединений углерода и органических веществ. Описывать роль белков, жиров и углеводов в функционировании живых организмов, состав природных источников углеводородов, их роль в быту и промышленности. Проводить вычисления по Электронные (цифровые) образовательные ресурсы № п/п 43 44 45 46 Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы уравнениям химических реакций. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента при проведении лабораторных опытов и практических работ. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). Раздел 3. Металлы и их соединения - 20 часов. КР - 1 ПР - 2 Общая характеристика Раскрывать смысл химических элементов изучаемых понятий и — металлов. применять эти понятия при Библиотека ЦОК Металлическая связь и описании свойств веществ и https://m.edsoo.ru/ 1 металлическая их превращений. Объяснять 00ae103e кристаллическая общие закономерности в решётка. Физические изменении свойств свойства металлов элементов металлов и их Химические свойства соединений с учётом металлов. строения их атомов. Библиотека ЦОК Электрохимический 1 Характеризовать строение https://m.edsoo.ru/ ряд напряжений металлов, общие 00ae1156 металлов физические и химические свойства металлов. Общие способы Характеризовать общие получения металлов. способы получения Сплавы. Вычисления Библиотека ЦОК металлов. Описывать https://m.edsoo.ru/ по уравнениям 1 способы защиты металлов 00ae1156 химических реакций, от коррозии. Следовать если один из реагентов правилам безопасной содержит примеси работы в лаборатории при Библиотека ЦОК Понятие о коррозии 1 использовании химической https://m.edsoo.ru/ металлов № п/п Тема урока Кол-во академ. часов 47 Щелочные металлы 1 48 Оксиды и гидроксиды натрия и калия 1 49 Щелочноземельные металлы – кальций и магний 1 50 Важнейшие соединения кальция 1 51 Обобщение и систематизация знаний 1 52 Жёсткость воды и способы её устранения 1 53 Практическая работа № 6 по теме "Жёсткость воды и методы её устранения" 1 54 Алюминий 1 55 Амфотерные свойства оксида и гидроксида 1 56 Железо 1 57 58 59 60 Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III) Обобщение и систематизация знаний Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения» Вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов дан в избытке или 1 1 1 1 Виды деятельности посуды и оборудования. Производить вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов содержит примеси. Участвовать в совместной работе в паре или группе. Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). Объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов металлов и их соединений в группах с учётом строения их атомов. Характеризовать физические и химические свойства простых веществ металлов и их соединений (оксидов, гидроксидов, солей), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. Устанавливать причинноследственную связь: строение вещества → свойства → применение – на примерах изучаемых веществ. Распознавать с помощью качественных реакций ионы металлов: магния, кальция, алюминия, цинка, железа (II) и железа (III), меди (II). Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и цинка. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 00ae1278 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae14b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae14b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae15e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae15e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae1886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae1ae8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae1c64 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae1c64 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae1d86 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae35e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae3de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 00ae1750 № п/п 61 62 63 64 6566 Тема урока содержит примеси. Вычисления массовой доли выхода продукта реакции Обобщение и систематизация знаний Кол-во академ. часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента при проведении лабораторных опытов и 1 практических работ. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Производить вычисления по химическим уравнениям. Контрольная работа №4 Участвовать в совместной по теме «Важнейшие работе в паре или группе. 1 металлы и их Выстраивать развёрнутые соединения» письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Раздел 4. Химия и окружающая среда - 3 часа. КР - 0 ПР - 0 Вещества и материалы Характеризовать роль Библиотека ЦОК в повседневной жизни 1 химии в различных сферах https://m.edsoo.ru/ человека деятельности людей, 00ae3f50 основные вещества и Химическое материалы, применяемые в Библиотека ЦОК загрязнение жизни современного окружающей среды. 1 https://m.edsoo.ru/ человека. Объяснять Роль химии в решении 00ae4270 условия безопасного экологических проблем использования веществ и химических реакций в быту. Анализировать и критически оценивать информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. на состояние окружающей среды. Уметь оказывать Резервный урок. 2 первую помощь при химических ожогах и отравлениях. Принимать участие в обсуждении проблем химической и экологической направленности, высказывать собственную позицию по проблеме и № п/п Тема урока Кол-во академ. часов Виды деятельности предлагать возможные пути её решения. Резервное время - 2 часа (из них АКР – 2 часа) Итого по программе – 66 часов. КР – 4, ПР - 7 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы