ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПРАКТИКУМ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ» пгт. Уральский 2023 г. Содержание учебного предмета «Практикум по информационным технологиям» 7 класс Информационная картина мира (8 часов) Информация и ее свойства. Информационные процессы. Представление информации. Двоичное кодирование. Измерение информации. Информационное моделирование (9 часов) Модели объектов и их назначение. Моделирование в среде графического редактор. 3D моделирование. Словесные информационные модели. Табличные информационные модели. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы Изучаем алгоритмику. Мой КуМир (12 часов) Исполнитель Черепаха. План для Черепахи. Масштаб. Рисуем узоры. Исполнитель Кузнечик. Исполнитель Робот. Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательного уточнения. Ветвление. Датчики. Цикл с предусловием. Робот играет и работает Мультимедийные технологии (4 часа) Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. Обработка материала, монтаж информационного объекта 8 класс Формализация и моделирование (9 часа) Место моделирования в деятельности человека. Классификация моделей. Основные этапы моделирования. Моделирование в среде текстового процессора. Моделирование в среде табличного процессора Программное управление работой компьютера (8 часов) Алгоритмы и исполнители. Основные алгоритмические конструкции. Что такое программирование. Языки программирования, их классификация. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Правила представления данных. Знакомство с языком Паскаль. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Линейные вычислительные алгоритмы. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование циклов. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Практикум по информационным технологиям» Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы по практикуму по информационным технологиям отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Предметные результаты К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу; представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователя. К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блоксхемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания; использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. Тематическое планирование по учебному предмету «Практикум по информационным технологиям» 7 класс № п/п Тема урока Кол-во академ. Виды деятельности часов Информационная картина мира 8 ч. 1-2 Информация и ее свойства 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий. 3 Информационные процессы 1 Оценивать 4 Представление информации 1 информацию с 5-6 Двоичное кодирование 2 позиции её свойств. Оценивать числовые параметры 7-8 Измерение информации 2 информационных процессов Итого по разделу - 8 часов Информационное моделирование 9 ч. Моделирование в среде Раскрывать смысл 9-12 4 графического редактора изучаемых понятий. Создавать и 13-14 3D моделирование 2 редактировать Табличное решение логических 15 1 изображения с задач помощью инструментов растрового 16-17 Электронные таблицы 2 графического редактора. Итого по разделу - 9 часов Раскрывать смысл Изучаем алгоритмику. Мой КуМир 12 ч. изучаемых понятий. 18 Исполнитель Черепаха 1 Создавать, 19 План для Черепахи 1 выполнять 20 Масштаб 1 вручную и на 21 Рисуем узоры 1 компьютере 22-23 Исполнитель Кузнечик 2 несложные 24 Исполнитель Робот 1 алгоритмы с 25 Вспомогательные алгоритмы 1 использованием Метод последовательного 26 1 циклов и уточнения ветвлений для 27 Ветвление. Датчики 1 управления 28 Цикл с предусловием 1 исполнителями, такими как Робот, 29 Робот играет и работает 1 Черепашка, Чертёжник. Итого по разделу - 12 часов Мультимедийные технологии 4 ч. Раскрывать смысл Что такое мультимедиа. 30 1 изучаемых понятий. Аналоговый и цифровой звук 31 Технические средства мультимедиа 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 32-33 34 Обработка материала, монтаж 2 информационного объекта Итого по разделу - 4 часов Резервный урок 1 Итого по программе - 34 часа Библиотека ЦОК Тематическое планирование по учебному предмету «Практикум по информационным технологиям» 8 класс № п/п 1 2 3-6 7-15 16 1719 20 2122 23 24 2526 2729 3032 Тема урока Кол-во академ. Виды деятельности часов Формализация и моделирование 15 ч. Место моделирования в Раскрывать смысл деятельности человека. 1 изучаемых понятий. Классификация моделей Определять вид информационной Основные этапы моделирования 1 модели в Моделирование в среде текстового 4 зависимости от процессора стоящей задачи. Анализировать информационные модели (таблицы, Моделирование в среде табличного 9 графики, процессора диаграммы, схемы и др.). Итого по разделу - 15 часов Программное управление работой компьютера 17 ч. Алгоритмы и исполнители 1 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Основные алгоритмические 3 Определять по конструкции блок-схеме, для Что такое программирование. решения какой Языки программирования, их 1 задачи классификация предназначен Алгоритмы работы с величинами: данный алгоритм. типы данных, ввод и вывод данных. 2 Анализировать Правила представления данных изменение Знакомство с языком Паскаль. 1 значений величин Правила записи программы при пошаговом Этапы разработки программы: выполнении алгоритмизация – кодирование – 1 алгоритма. отладка – тестирование Сравнивать Линейные вычислительные 2 различные алгоритмы алгоритмы Программирование ветвлений на 3 решения одной Паскале задачи. Создавать, выполнять Программирование циклов 3 вручную и на компьютере Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК несложные алгоритмы с использованием циклов и ветвлений Итого по разделу - 17 часов 3334 Резервный урок 2 Итого по программе – 34 часа