ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора школы, Приказ № 162-ОД от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ВВЕДЕНИЕ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» пгт. Уральский 2023 год Содержание учебного предмета «Введение в естественно-научные предметы» 5 класс Введение Что изучает физика. Что изучает химия. Научный метод. Тела. Вещества. Их свойства. Измерительные приборы. Измерение размеров разных тел. Лабораторная работа: «Измерение размеров разных тел». Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Лабораторная работа: «Измерение площади разных поверхностей». Как и для чего измеряют объем тел. Вычисление площади фигур, имеющих неправильную форму. Лабораторная работа: «Измерение объема разных тел». Механические явления вокруг нас Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь. Движение. Способы измерения пройденного пути. Путь. Скорость. Путешествие в мир света Свет как источник информации человека об окружающем мире. Прямолинейное распространение света, образование теней. Зеркала и их применение. Оптические приборы. Глаз. Лупа. Микроскоп. Тела. Вещества. Их свойства Строение вещества. Три состояния вещества. Масса. Лабораторная работа по теме «Как измерить массу тела». Температура. Лабораторная работа по теме «Измерение положительной и отрицательной температуры». Взаимодействие тел К чему приводит действие одного тела на другое. Велика ли сила притяжения. Деформация – изменение формы. Сила упругости. Лабораторная работа по теме «Измерение силы». Если бы не было трения. Путешествие в мир электричества Что такое электрический ток. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока. Электрические цепи. Электричество вокруг нас. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Введение в естественно-научные предметы» Личностные результаты освоения программы по введению в естественно-научные предметы основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 2) патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки; 3) духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии; 4) эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием; 6) трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией; 7) экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. Метапредметные результаты освоения программы по введению в естественно-научные предметы основного общего образования, отражают овладение следующими универсальными учебными действиями: Познавательные универсальные учебные действия 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических, физических и химических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический, физический и химический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических, физических и химических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать биологическую, физическую и химическую информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя знания из области биологии, физики и химии; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся си туаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг; овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы по введению в естественно-научные предметы к концу обучения в 5 классе учащиеся научатся: - соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; - понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; - распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; - ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется. - понимать роль эксперимента в получении научной информации; - проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, объем; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. - проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц, делать выводы по результатам исследования; - анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; - понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; - использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. - распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное движение, равномерное прямолинейное и криволинейное движение, относительность механического движения; - описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; - решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. Тематическое планирование по учебному предмету «Введение в естественно-научные предметы» 5 класс Электронные Кол-во № (цифровые) Тема урока академ. Виды деятельности п/п образовательные часов ресурсы Введение 10 ч. Что изучает ФГИС Выявление различий между 1. физика. Что 1 «Моя школа» физическими и химическими изучает химия превращениями. Научный метод ФГИС 2. 1 Наблюдение и описание «Моя школа» физических явлений. Лабораторное ФГИС 3. 1 Раскрывать смысл оборудование «Моя школа» изучаемых понятий. Измерительные ФГИС 4. 1 Раскрывать роль химии и приборы «Моя школа» физики в природе и жизни Измерение человека, её связь с другими ФГИС 5. размеров разных 1 науками. Следовать «Моя школа» тел алгоритмам использования Лабораторная экспериментальных методов работа: – наблюдения и ФГИС 6. «Измерение 1 эксперимента. Наблюдать и «Моя школа» размеров разных описывать объекты при тел» проведении демонстраций и Как и для чего лабораторных опытов по измеряется изучению физических площадь разных свойств веществ. поверхностей. Определение цены деления ФГИС 7. Лабораторная 1 шкалы измерительного «Моя школа» работа: прибора. Измерение «Измерение линейных размеров тел. площади разных Измерение объёма жидкости поверхностей» и твёрдого тела. Выполнение Вычисление творческих заданий по площади фигур, поиску способов измерения ФГИС 8. имеющих 1 некоторых физических «Моя школа» неправильную характеристик форму 9. 10. Как и для чего измеряют объем тел Лабораторная работа: «Измерение объема разных тел» 1 ФГИС «Моя школа» 1 ФГИС «Моя школа» Механические явления вокруг нас 3 ч 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь. Движение. Способы измерения пройденного пути. Путь. Скорость. Свет как источник информации человека об окружающем мире Прямолинейное распространение света, образование теней Зеркала и их применение Оптические приборы. Глаз. Лупа. Микроскоп Строение вещества Состояния вещества 1 1 Измерение промежутков времени с учётом погрешностей. Исследование движения, определение его признаков. Решение задач на определение пути, скорости и времени движения. 1 Путешествие в мир света 5 ч. Изучение волновых свойств света. Наблюдение опытов, 1 демонстрирующих явление прямолинейного распространения света (возникновение тени и 1 полутени), и их интерпретация с использованием понятия 1 светового луча. Объяснение и моделирование солнечного и лунного затмений. 1 Изучение свойств изображения в плоском зеркале. Изучение модели глаза как оптической системы. Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и 1 описывание. Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами. Проведение элементарных экспериментов и наблюдений. Тела. Вещества. Их свойства 5 ч. Описание (с использованием 1 простых моделей) основных различий в строении газов, 1 жидкостей и твёрдых тел. ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Объяснение малой сжимаемости жидкостей и твёрдых тел, большой Лабораторная сжимаемости газов. работа по теме 1 Объяснение сохранения «Как измерить формы твёрдых тел и массу тела» текучести жидкости. Температура. Проведение опытов по Лабораторная выращиванию кристаллов работа по теме поваренной соли или сахара. «Измерение 1 Измерение температуры при положительной и помощи жидкостного отрицательной термометра и датчика температуры» температуры. Взаимодействие тел 5 ч. К чему приводит Описание реальных действие одного 1 ситуаций взаимодействия тел тела на другое. с помощью моделей, в которых вводится понятие и Велика ли сила 1 изображение силы. Изучение притяжения силы упругости. Анализ Деформация – практических ситуаций, в изменение формы. 1 которых проявляется Сила упругости действие силы упругости Лабораторная (упругость мяча, кроссовок, работа по теме 1 веток дерева и др.). Анализ «Измерение силы» ситуаций, связанных с явлением тяготения. Анализ практических ситуаций, в которых проявляется действие силы трения, используются способы её Если бы не было 1 уменьшения или увеличения трения (катание на лыжах, коньках, торможение автомобиля, использование подшипников, плавание водных животных и др.). Путешествие в мир электричества 5 ч. Что такое Наблюдение различных 1 электрический ток видов действия электрического тока и Источники тока: обнаружение этих видов батарейка, действия в повседневной аккумулятор, 1 жизни. Сборка и испытание генератор электрической цепи электрического постоянного тока. Анализ тока ситуаций последовательного Электрические 1 и параллельного соединения цепи проводников в домашних Электрические 1 электрических сетях. цепи Объяснение устройства и Электричество 1 принципа действия вокруг нас домашних электронагревательных Резервный урок 1 приборов. Масса 1 ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» ФГИС «Моя школа» Итого по программе - 34 часа