муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школьный вестник» Возраст учащихся: 15-17 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Петрова Надежда Сергеевна, педагог-организатор Пояснительная записка Школьная газета - современное средство формирования активной жизненной позиции, а также творческих, художественных способностей учащихся. Способствует повышению интереса к учебе, к школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Направленность общеразвивающей программы: художественная, предназначена для обучения и организации работы школьников со средствами массовой информации. Программа направлена на формирование у учащихся активной жизненной позиции, развитие интереса к самостоятельному, творческому подходу в разработке школьной газеты, подготовке материалов в издания массовой информации. Занятие школьной газетой позволяет избавиться от единообразия, открывает широкие возможности для творчества. Оно предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.На занятиях юные корреспонденты будут учиться всматриваться в суть явлений и вещей. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Благодаря занятиям в объединении «Школьный вестник» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей. Учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций. Становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми. На занятиях повышается общий уровень культуры обучающихся, также они ограждены от отрицательного влияния окружающей среды. Деятельность учащихся в рамках реализации данной программы направлена на создание конкретного продукта, имеющего значимость для других людей. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка и литературы. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка и освоение основ издательского дела с использованием средств коммуникационных и проектных технологий. Теоретические и практические занятия по журналистике чередуются с теоретическими и практическими занятиями издательского дела. Выпуски газет равномерно распределяются в течение всего учебного года. Актуальность общеразвивающей программы: характерной особенностью современного общества является увеличение объема информации, современные дети должны владеть необходимыми навыками работы с информацией, уметь ее интерпретировать, создавать собственный творческий продукт, владеть средствами коммуникационных и проектных технологий. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми старшего школьного возраста 15 – 17 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности). Перечень видов занятий: лекция, беседа, чтение с последующим обсуждением, практические занятия (устные и письменные задания, работа на компьютере). Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: устные опросы, беседа, наблюдения, творческие работы, участие в создании газеты и др. Цель программы: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области издательского дела, формирование и развитие навыков работы со средствами массовой информации, создание собственных творческих работ, выпусков школьной газеты. Задачи программы: Обучающие: - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися понятий «информация», «виды информации», «методы сбора информации (наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование)», «структура текста (заголовок, смысловые части)»; - формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля; - формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических задач; - овладение основными принципами оформления газеты. Развивающие: - расширить кругозор учащихся в области журналистики и печатных изданий; - развить индивидуальные и творческие способности детей; - развить практические навыки работы на компьютере (верстка газеты). Воспитательные: - воспитать чувство ответственности; - научить детей работать в коллективе; - воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками; - воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Количество часов Название раздела, темы Всего 37 2 3 Теория 12 1 1 Практика 25 0 2 1. 2. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Журналистика как профессия 3. Интернет-газета 4 1 3 4. Функции журналистики 3 1 2 5. Требования к журналисту 1 1 0 6. Язык журналистики 3 1 2 7. Профессиональная лексика 3 1 2 8. Стилистические фигуры речи и тропы 3 1 2 9. Малые жанры журналистики (заметка) 3 1 2 10. Композиция материала 3 1 2 11. Основные типы построения текста 3 1 2 12. 2 0 2 13. Анализ газетных и журнальных публикаций Различные виды сбора информации 2 0 2 14. Статья как жанр публицистики 2 1 1 15. Заключительное занятие. Творческие 1 0 1 Формы аттестации/ контроля Устный опрос Беседа Выполнение творческой работы Выполнение практических заданий. Беседа Выполнение практических заданий. Анализ работ Выполнение творческой работы Выполнение практических заданий. Анализ работ Выполнение творческой работы Выполнение практических заданий. Анализ работ Выполнение практических заданий. Анализ работ Выполнение практических заданий. Составление вопросов Выполнение творческой работы Беседа итоги Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Теория. Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи кружка. Инструктаж по охране труда. 2. Журналистика как профессия. Теория. Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики. Практика. Подготовка номера газеты. 3. Интернет-газета. Теория. Структура новостной ленты: хэштег, слоган, текст, картинки, обратная связи (голосование, ответы, комментарии Практика. Подготовка номера газеты. 4. Функции журналистики. Теория. Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения Практика. Подготовка номера газеты. 5. Требования к журналисту. Теория. Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком. 6. Язык журналистики. Теория. Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Практика. Подготовка номера газеты. 7. Профессиональная лексика. Теория. Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова. Практика. Работа с газетными и журнальными публикациями. 8. Стилистические фигуры речи. Теория. Понятие о тропах: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Практика. Подготовка номера газеты. 9. Малые жанры журналистики (заметка). Теория. Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера. Практика. Написание заметок «Из школьной жизни». 10. Композиция материала. Теория. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение. Практика. Создание текстов в соответствии с требованиями. 11. Основные типы построения текста. Теория. Повествование: прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод. Практика. Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста. 12. Анализ газетных и журнальных публикаций. Практика. Комплексный анализ текстов публикаций в СМИ. Подготовка номера газеты. 13. Различные виды сбора информации. Практика. Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Работа на компьютере. 14. Статья как жанр публицистики. Теория. Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные. Практика. Создание статей на основе сформулированной проблемы. 15. Заключительное занятие. Творческие итоги Практика. Подведение итогов, самоанализ творческих работ за год. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; - применять установленные правила для решения задач; - умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; - составлять план и последовательность действий; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия - осуществлять смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - применение и представление информации; - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). Коммуникативные универсальные учебные действия - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации. Личностные результаты: - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности деятельности; - уважительное отношение к иному мнению; - навыки сотрудничества в разных ситуациях; - получение возможности проявлять инициативу в принятии решений; - понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности. Предметные результаты: - познакомиться с основными терминами журналистики; - приобрести первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту текстов; - понимать сущность журналистской профессии как социальной̆, информационной, творческой, ее базовых характеристик; - понимать сущность социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; - знать жанры журналистики; - знать принципы создания текста в разных жанрах; - приобрести необходимые навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты; - набирать текст, работать с фрагментом текста; - редактировать текст и форматировать текст; - оформлять текст в виде таблицы; - вставлять в текстовый документ графические объекты. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: компьютер, МФУ, колонки. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Методические материалы: - Различные периодические печатные издания; - Справочники, словари; - Прикладная программа Paint (графический редактор); - Текстовой редактор Блокнот, MicrosoftWord; - Прикладная программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление последовательности выполнения работы; - тематический контроль проводится по завершении изучения темы программы в форме устного опроса или в форме выполнения практических, творческих работ. Формы итоговой аттестации. Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: выполнение задания (работы), беседа, участие в выпуске газеты и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Вовк Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе/ Е. Т. Вовк // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». -2004.- №5. 2. Ворошилов В. И. История журналистики в России: конспект лекций / В. И. Ворошилов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 3. Гвоздев Л. 3. Журналистика: инструментарий, навыки, техника безопасности: учебное пособие / Л. 3. Гвоздев. - М., 1999. 4. Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты / Ж. Гоне; общ. ред. и вступ. ст. А. В. Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с. Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Васильева Л. А. Делаем новости!: учебное пособие / Л. А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 190 с. 2. Виленский М. Э. Как написать фельетон / М. Э. Виленский.-М., 1982. 3. Владимирцев В. П. Газетная зарисовка / В. П. Владимирцев. - Иркутск: Изд-во Иркутского ин-та, 2002. 4. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К. С. Горбачевич. - СПб.: Норинт, 2002. - 224 с. 5. Максимова В. Русский язык и культура речи / В. Максимова. - М.: Гардарики, 2000. 6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. -М., 1986. Розенталь, Д. Э. Справочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : Просвещение, 1972. - 495 с. - (Методическая библиотека школы). 7. Русский язык: Энциклопедия. - М., 1997. 8. Словарь русского языка: в 4 т. - М., 1987.