муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «История: теория и практика» Возраст учащихся: 16-18 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Фалёва Анна Сергеевна, учитель истории, обществознания Пояснительная записка Актуальность общеразвивающей программы обусловлена необходимостью формирования целостного представления о различных этапах становления и развития российской государственности, актуализации знаний по истории России от Древней Руси до современности. Создание курса продиктовано высокими требованиями современного российского общества к качеству исторического образования, возросшим интересом к событиям отечественной истории. Новая геополитическая ситуация предполагает, что наряду с воспитанием патриотизма у обучающихся особое внимание следует уделить формированию мировоззренческой позиции, дать четкое понимание того, какую миссию в мире несла и продолжает нести Россия. Преподавание курса основано на знаниях, полученных обучающимися в ходе изучения учебного предмета «История», и будет способствовать дополнению, обобщению и осмыслению знаний, полученных на уроках истории. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми среднего школьного возраста 16-18 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения: индивидуальная в том числе дифференцированная по сложности), групповая, коллективная, фронтальная. Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные задания, практические работы на компьютере), семинар и др. Цель программы: историко-просветительская, которая способствует формированию у учащихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Задачи программы: Обучающие: -дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной цивилизации; расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории; -способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства; -показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России Развивающие: - развить интеллектуальные, коммуникативные способности личности; - сформировать способность самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способность принимать решения и нести за них ответственность; Воспитательные: -воспитывать морально-волевые качества; -воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; -воспитывать ответственность за порученное дело; -формировать стремление к взаимоуважению и взаимопониманию; -формировать устойчиво-позитивное отношения к окружающей действительности; -воспитание у подростков готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях; - воспитать у подростков способности к лидерству, способности в критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива; Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. «Россия – великая наша держава» 1 1 0 2. «Откуда есть пошла земля Русская» 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 3. 4. Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск Запада Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная политика князя Устный опрос Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий 5. Собиратели земель Русских 1 0,5 0,5 6. Иван Грозный и его эпоха 1 0,5 0,5 7. Двуглавый орел. Символы идеология Российского царства 1 0,5 0,5 8. Смута и ее преодоление 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2 1 1 1 0,5 0,5 Устный опрос. Выполнение заданий 1 0,5 0,5 Устный опрос. Выполнение заданий 1 0,5 0,5 Устный опрос. Выполнение заданий 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. и «Волим под царя Восточного, Православного» Петр Первый. Строитель Великой Империи «Отторженная возвратих». Присоединение Новороссии, Крыма и западнорусских земель. «Навстречь солнца». Русские географические открытия XVI–XVIII в.в. «Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII- нач. XX в.в. «…и вечной памятью двенадцатого года» Золотой век русской культуры. Обретение себя Золотой век русской культуры. Завоевание мира Крымская война – Пиррова победа Европы 18. Триумф Российской империи 1 0,5 0,5 19. В огне Первой мировой 1 0,5 0,5 20. Россия в революционной смуте 1 0,5 0,5 21. Гражданская война в России 1 0,5 0,5 22. «Уходили мы из Крыма». Миссия русской эмиграции 1 0,5 0,5 23. Проект «Украина» 1 0,5 0,5 24. Первые пятилетки 1 0,5 0,5 25. «Вставай, страна огромная!» 3 1 2 26. От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению 1 0,5 0,5 27. Россия. XXI век 1 0,5 0,5 28. Православие в истории Росси 1 0,5 0,5 29. Ислам в истории России 1 0,5 0,5 Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. 30. Буддизм в истории России 1 0,5 0,5 31. Иудаизм в истории России 1 0,5 0,5 32. История антироссийской пропаганды 1 0,5 0,5 33. «Слава русского оружия» 1 0,5 0,5 34. Итоговое занятие. конференция. 1 0,5 0,5 Проектная Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Выполнение заданий Содержание учебного плана «Россия – Великая наша держава» Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. «Откуда есть пошла земля Русская» Род Рюриковичей. Торговые пути через Восточно- Европейскую равнину, их влияние на формирование древнерусской государственности. Значение Ладоги и Новгорода. Древний Киев – мать городов русских. Походы русских князей на Царьград и русско- византийское взаимодействие. Крещение Руси: причины, ход, последствия. Значение кирилло- мефодиевской традиции для русской культуры. Образ Древней Руси в «Повести временных лет». Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск с Запада Нарастание политической раздробленности на Руси и ее причины. Борьба князей за власть и «отчины». Владимир Мономах. Курс Андрея Боголюбского на укрепление единодержавия и его культурная политика. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли». Установление ордынского владычества на Руси. Русь – щит Европы. Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная политика князя. Жизнь Александра Невского. Наступление западных соседей Руси и духовно-рыцарских орденов. Его отражение: Невская битва и Ледовое побоище. Внешнеполитическая программа Александра Невского и его церковная политика. Деятельность митрополита Киевского Кирилла II. Наследие Александра Невского великая Россия. Исторический выбор Даниила Галицкого и его последствия для Галицкой Руси. Собиратели земель Русских. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление власти московских князей. Иван Калита. Борьба с Великим княжеством Литовским. Сергий Радонежский, Митрополит Алексий и Дмитрий Донской. Куликовская битва. Монастырское освоение северной Руси. Василий II Темный и отвержение Флорентийской унии. Иван III. Присоединение Великого Новгорода. Брак с Софией Палеолог. Стояние на Угре. Завершение объединения русских земель и начало борьбы за возвращение русских земель от Литвы. Иван Грозный и его эпоха. Венчание Ивана Грозного на царство. Стоглавый собор. Составление сборника «Великие Четьи-Минеи». Шатровое зодчество – церковь Вознесения в Коломенском и собор Василия Блаженного, их символика. Присоединение Поволжья. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского о границах царской власти. Ливонская война и ее последствия для отношений России и Европы. Учреждение Московского патриаршества при Федоре Иоанновиче и патриархе Иове. Двуглавый орел. Символы и идеология Российского царства Государственная титулатура и символика. Символика двуглавого орла и всадниказмееборца. Титул «государь всея Руси». Развитие великокняжеского и царского титула в XV– XVII вв. Сакрализация великокняжеской власти. Символика Московского Кремля. Символы царской власти: Шапка Мономаха и другие. Формирование государственной идеологии: «Сказание о князьях Владимирских». Учение о Москве как третьем Риме и его отражение в государственных документах. Смутное время и его преодоление Династический кризис и причины Смутного времени. Правление Бориса Годунова. Подрыв представлений о сакральности власти. Лжедмитрий I. Гражданская война при Василии Шуйском. Польско-литовское вторжение. Семибоярщина. Призыв православной церкви и патриарха Гермогена к спасению Руси. К. Минин и Д. М. Пожарский. Восстановление царской власти, избрание Михаила Романова на царство. «Волим под царя Восточного, Православного» Положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой. Политика полонизации и ее опасность для национальной и религиозной идентичности населения западной и южной Руси. Запорожское казачество под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Война России с Польшей и Швецией. Измена гетмана Выговского и преодоление ее последствий. Андрусовское перемирие. «Вечный мир», выкуп Киева у Речи Посполитой и окончательное воссоединение Левобережной Украины с Россией. Петр Великий. Строитель великой империи Азовские походы. Северная война. Перестройка армии. Предательство Мазепы и Полтавская битва. Петр Великий – реформатор: историческое значение его деятельности. Преобразование страны в ходе социально-экономических и политических реформ. Значение провозглашения России империей в 1721 г. Российская империя как одно из ведущих государств мира. «Отторженная возвратих» Россия при Екатерине II. Русско-турецкая война 1768– 1774 гг. Деятельность князя Г. А. Потемкина. Упразднение Запорожской Сечи. Присоединение Крыма к России. Освоение земель Новороссии, переселенческая политика при Екатерине II. Строительство Севастополя как базы Черноморского флота. «Навстречь солнца». Русские географические открытия XVI–XVIII вв. Освоение русского Севера и роль в нем монастырей. Первые походы русских за Урал. Поход Ермака и вхождение Сибири в состав России. Взаимодействие России с коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Мангазейский морской ход и его закрытие. Экспедиции русских землепроходцев. Основание Якутска. Плавание С. И. Дежнева по проливу между Азией и Америкой, его историческое значение. Начало освоения Россией Дальнего Востока. «Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII–XX вв. Переход к научноакадемическому изучению Сибири. Великая северная экспедиция. Феномен русской Америки. Кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна. Открытие Антарктиды. Исследование Сахалина и Приамурья, их присоединение к России. Экспедиции вглубь Азии. Научные и разведывательные задачи русских экспедиций. В. К. Арсеньев – разведчик, географ, писатель. Исследования Северного морского пути. «…И вечной памятью двенадцатого года» Россия против экспансии Франции. Офранцуживание российской элиты и его критики, идеология национально-освободительной войны. Начало войны и отступление русской армии. Царские манифесты и их автор адмирал А. С. Шишков. Личность и военное искусство М. И. Кутузова. Деятельность графа Ф. В. Ростопчина, оставление Москвы, пожар в Москве. Культура России в 1812 году и патриотический подъем. «Народная война» и ее формы. Крах «Великой армии». Золотой век русской культуры. Обретение себя Осознание необходимости русской культурной самобытности и борьба с французским влиянием. «История государства Российского» Н. М. Карамзина и открытие русской древности. Философия русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Н. В. Гоголь: от истории казачества к православной философии. Расцвет русского ампира. Формирование русско- византийского стиля в архитектуре: К. А. Тон. Становление русской национальной оперы. М. И. Глинка. Поиски самобытного стиля в русской живописи. Золотой век русской культуры. Завоевание мира Журнальная и идейная полемика демократов, почвенников и консерваторов. Гражданская лирика славянофилов и революционеров – Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Ф. М. Достоевский на вершинах духовных поисков человечества. Семья и история в романах Л. Н. Толстого. Всемирное значение творчества А. П. Чехова. Расцвет русского стиля в архитектуре. Переход к неорусскому стилю. Расцвет русской музыки в творчестве «Могучей кучки». Передвижники – от натурализма к историзму. Крымская война – Пиррова победа Европы Курс императора Николая I на укрепление консервативных начал в Европе и России и реакция на него западноевропейского общества. «Восточный вопрос» и попытка его решения. Дипломатическая изоляция России. Страх европейских государств перед усилением России. Основные события войны. Оборона Севастополя – мужество защитников города. Взятие Карса. Применение на Балтике новых видов оружия. Победа русского оружия на Дальнем Востоке. Парижский мирный договор. Отказ России от ограничений по договору в 1870 г. Триумф Российской империи Курс на индустриализацию Российской империи. Идеологи промышленного развития: Александр III, Д. И. Менделеев, С. Ю Витте. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие нефтепромыслов в Баку. Превращение России в энергетическую державу. Изобретательская деятельность В. Г. Шухова. Развитие угольной промышленности Донбасса. Большая морская программа 1911–1916 годов. Начало электрификации России. Развитие новых технологий. Экономический и инженерный потенциал Российской имп ерии. В огне Первой мировой Противостояние Тройственного союза и Антанты. Поддержка православных народов со стороны России. План Шлиффена. Начало войны. Значение Гумбинненского сражения и Галицийской битвы для дальнейшего хода мировой войны. Причины неудач в Восточной Пруссии. Взятие Трапезунда. Горлицкий прорыв и «Великое отступление». Крепость Осовец: «атака мертвецов». Принятие императором Николаем II верховного главнокомандования и последствия этого шага. Брусиловский прорыв. Развитие технологий в период войны. Планы послевоенного мирового устройства. Россия в революционной смуте Подготовка к свержению российской монархии: прогрессивный блок, агитация в Государственной Думе и армии. А. И. Гучков и П. Н. Милюков. Внешнее влияние на революционные процессы. Выступления в Петрограде в феврале 1917 г. Восстание петроградского гарнизона. Создание Петросовета и Временного правительства. Блокада царского поезда и отречение Николая II. Нарастание анархии и распада государственности. Корниловское выступление. Захват власти большевиками. Гражданская война в России Начало гражданской войны. Брестский мир и его восприятие российским обществом. Германское вторжение и интервенция стран Антанты. Формирование Добровольческой армии. Судьба царской семьи. От КОМУЧа до А. В. Колчака – белое движение в Сибири. Северо-Западная армия Н. Н. Юденича под Петроградом. Расказачивание и Донское восстание. Поражение белых армий в Сибири и на Юге России. Советско-польская война и позиция русского офицерства. Петлюровщина и ее разгром. Махновское движение. Эвакуация армии Врангеля из Крыма. Крестьянская гражданская война и Кронштадтское восстание. «Уходили мы из Крыма». Феномен русской эмиграции первой волны Феномен русской послереволюционной эмиграции. Основные центры эмиграции: Галлиополийский лагерь, Югославия, Прага, Берлин, Париж; их особенности. Казачья поэзия Николая Туроверова. «Философский пароход» и его пассажиры. И. А. Ильин. Хранение идеала: Иван Шмелев. Тоска по Родине и мировое признание: С. В. Рахманинов, И. А. Бунин, В. В. Набоков. Русские изобретатели в эмиграции. В. Н. Ипатьев и переворот в химии ХХ века. Новые горизонты техники: В. К. Зворыкин и телевидение, А. М. Понятов и видеозапись. Русская церковная эмиграция и ее миссия. Значение первой волны русской эмиграции для российской и мировой культуры. Проект «Украина» Украинофильство в Российской империи. Тарас Шевченко и его отношение к России. «Кирилло- мефодиевское братство» и судьба его участников. Общественные деятели России об украинофильстве. Особенности пропаганды украинского национализма в Австро-Венгрии. Михаил Грушевский. Феномен закарпатских русин. Т еррор против «русофилов» в АвстроВенгрии в годы Первой мировой войны. Создание Украинской Народной Республики. Брестский мир и оккупация Украины. Гетманство П. Скоропадского. Гражданская война на Украине. Создание УССР. Первые пятилетки Принципы советского планирования. Первый пятилетний план. Флагманы пятилеток: Магнитка, Кузнецк, Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский тракторный заводы, Азовсталь. Создание новых отраслей: химическая, автомобильная, авиационная. Коллективизация и г олод 1932–1933 гг. География голода 1932–1933 гг. Миф о голодоморе как антиукраинской акции. Вопрос о роли принудительного труда в осуществлении индустриализации. Романтика первых пятилеток. Стахановское движение. Наступление на религию. Изменения в жизни и быте советских людей по итогам пятилетки. «Вставай, страна огромная!» Основные этапы и ключевые события Великой Отечественной войны. Обращения В. М. Молотова и И. В. Сталина к народу. Призыв Православной Церкви к защите Отечества. Планы Гитлера по уничтожению славянских народов. Патриотический подъем народа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл. Позиция русской эмиграции по отн ошению к войне. Защитники Родины и пособники нацизма. Патриотический подвиг деятелей культуры. От «перестройки» к кризису. От кризиса к возрождению Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Рыночные реформы. Противостояние президента и парламента в 1993 г. и принятие Конституции Российской Федерации. Экономика и общество: «новые русские», олигархи, финансовые пирамиды. «Парад суверенитетов». Война с терроризмом на Кавказе. Положение русскоязычных в странах СНГ. Религиозный ренессанс. Осознание государством и обществом необходимости обновления всех сфер жизни российского общества. Россия. XXI век. Изменение вектора развития страны после 2000 года. В. В. Путин. Рост патриотических настроений. Укрепление вертикали власти. Устранение влияния стран Запада на внутреннюю и внешнюю политику России. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в САР. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Присоединение Крыма и Севастополя к России. Внесение поправок в Конституцию. Специальная военная операция. Православие в истории России Основы православного Символа веры. Смысл христианских таинств – освящение человека: Крещение и Евхаристия. Церковные праздники. Значение монашества в православной традиции, русские монастыри: Киево-Печерская лавра, Троице- Сергиева лавра, Оптина пустынь. Идея Святой Руси и ее значение для русской культуры. Ислам в истории России Основные положения исламской религии. Пять столпов ислама, Коран и священное предание (сунна). Исламский календарь. Направления ислама. Появление ислама на территории России и его распространение. Создание института муфтиятов. Мусульмане на службе Российской империи. Советские гонения. Мусульмане в Великой Отечественной войне. Мусульмане в войне с терроризмом и в СВО. Современное положение ислама в России. Буддизм в истории России Основные положения буддийской религии. Пантеон. Типитака, Ганджур и Даньджур. Буддийский культ: будни и праздники. Появление буддизма на территории России: вторая по древности религиозная организация в России после Православной Церкви. Буддийские общины Тувы, Бурятии и Калмыкии. Буддийские школы. Иволгинский дацан. Буддисты в Отечественной войне 1812 г. Буддисты в Великой Отечественной войне. БТСР и ее вклад в укрепление межрелигиозного и межнационального мира. Буддисты в СВО. Иудаизм в истории России Основные положения иудейской религии. Единобожие. Тора, Танах, Талмуд. Иудейское благочестие: будни и праздники. Появление иудаизма на территории России: Хазарский каганат. Иудейская община Киева. Ешивы Западной России в XV–XVI вв. Иудаизм и караимство в Крыму. Оформление хасидизма: любавичские раввины. Иудеи – герои Российской империи. Трагедия и подвиг советских евреев в годы Второй мировой войны. Современный иудаизм в России. История антироссийской пропаганды Образ Московии в западноевропейской литературе и пропаганде. «Завещание Петра Великого» и другие антироссийские мифы в период наполеоновского похода на Россию. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Пропаганда гитлеровской Германии – образ «недочеловеков». Антисоветская пропаганда эпохи холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. Концепция «отмены русской культуры». «Слава русского оружия» Ранние этапы истории русского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Вехи истории российского флота. Значение военной промышленности в модернизации Российской империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Оборонная промышленность в эпоху Великой Отечественной войны. Атомный проект и развитие советского оборонно-промышленного комплекса. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Оборонно-промышленный комплекс современной России и ее новейшие разработки. Итоговое занятие. Конференция Планируемые результаты Личностные результаты: гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовно- нравственных ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты: Универсальные учебные действия: — владение логическими действиями: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; — владение исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте; — работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям). Универсальные коммуникативные действия: — общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; — осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. Универсальные регулятивные действия: — владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы — уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.; — владение приемами самоконтроля — уметь осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей; — принятие себя и других — уметь осознавать свои достижения и слабые стороныв обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстникамии людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем. Предметные результаты Требования к предметным результатам отражают: — целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в мировой истории; — базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественнойистории; — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; — умение работать с основными видами современных источников исторической информации; с историческими письменными, изобразительными и вещественными источниками; — способность представлять описание событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий; — владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории; — умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; — умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе полученных знаний; — приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: класс, оснащенный мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Методические материалы: - Текстовой редактор Блокнот, Microsoft Word; - Прикладная программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint; Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с. 2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. 3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с. 4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. Электронные издания 1. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496927 2. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Видео-лекции по темам внеурочного занятия - https://firpo.ru/activities/russia/about.html 2. Видео-лекции по темам внеурочного занятия - https://resh.edu.ru/specialcourse/rossiia-moiaistoriia