муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Мой проект» Возраст учащихся: 14-15 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Шульгина Елена Анатольевна, учитель технологии пгт. Уральский 2023 год Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Мой проект» призвана обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися 9 класса и подготовку к разработке и реализации собственных проектов. Цель программы: формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Задачи программы: Обучающие: -познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; -знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; - уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; -знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; -представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; -знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; -составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; -иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; - проводить рефлексию своей деятельности. Развивающие: -формировать универсальные учебные действия; -расширять кругозор; -обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников; -развивать творческие способности; -развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; - развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы; -на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов. Воспитательные: -способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; -развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; -вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; -дать возможность учащимся проявить себя. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с учащимися подросткового возраста (14-15 лет). Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения: основная часть работы в рамках объединения основывается на работе в малых группах, что позволяет учащимся более эффективно осваивать необходимые способы проектной деятельности. Перечень видов занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультация. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: консультация, доклад, защита работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах. № п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3. 3.1 3.2 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Название Количество часов раздела, темы Всего Теория Практика Что такое проектов проект. Виды 1 1 - Теоретический блок – 17 часов Модуль: От проблемы к цели 8 Что такое проблема. 1 Объект исследования, предмет 1 исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, 1 опыт. Удивительный вопрос. Умение составлять вопросы (вопрос, 1 ответ) Учимся выдвигать гипотезы. 1 Постановка цели и задач исследования. Планирование. Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Ораторское искусство. Критерии хорошей речи. Модуль: Работа с каталогами Источник информации. Виды источников информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием. Способы получения и переработки информации. Модуль: Этапы работы в рамках проектной и исследовательской деятельности Выбор темы проекта, исследования. Цели и задачи проекта, исследования. Методы проекта, исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для проекта, исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Критерии оценки, оценка 1 - Формы аттестации/ контроля опрос, презентация, практическая работа беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультация. 1 1 - 4 2 2 - 1 1 практическая работа - 1 1 5 5 - - 1 - - 1 - - 1 - - 1 - - 1 - беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования продукта проектной деятельности, самооценка. Практический блок – 20 часов Планирование работы над 5.1. проектами. Сбор материала для 3 исследования. Обучение анкетированию, 5.2 социальному опросу, 3 интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и 5.3 3 составление списка литературы по теме исследования. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных 5.4. 4 данных. Оформление презентации. Оформление работ. 5.5 3 Рецензирование. 5.6 Подготовка к защите. 3 6. Защита проектов. 1 5 практическая работа наблюдение, опрос презентация, наблюдение, опрос итоговый контроль Содержание учебного плана Теоретический блок (17 ч.) Модуль 1: От проблемы к цели (9 ч). Виды проектов. С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования, предмет исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ). Постановка цели. Планирование. Ресурсы. Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Ораторское искусство. Критерии хорошей речи. Модуль 2: Работа с каталогами (4 ч). Источник информации. Виды источников информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием. Способы получения и переработки информации. Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (5 ч). Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка. Практический блок (20 ч). Модуль 4: Планирование работы над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Оформление работ, рецензирование. Подготовка к защите работ. Защита проектов. Планируемые результаты Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные результаты: -отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Предметные результаты: -характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. -сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; -сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; -сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: кабинет «Технологии», оснащенный мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностноориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с. 2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с. 3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003.-№10.-С. 130-139. 4. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг в образовании.-2003. - №3. - 58-61. 5. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе. - 2006. - №2. - 15-19. 6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений Текст. / И.Г.Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с. 7. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с. 8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. -256 с. 9. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания Текст. / Н.В. Соколова // Физика в школе. - 2007. - №6. - с. 7-17. Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989. 2. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975. 3. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать. Книга для учащихся старшклассов [Текст] / Г.И. Иванов. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с. 4. Кикоть Е.Н. Основы исследовательской деятельности: учеб. пособие для лицеистов [Текст] / Е.Н. Кикоть. – Калининград, 2002. – 420 с. 5. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учеб. - метод. пособие [Текст] / М.В. Степанова; ред. А.П. Тряпицина. –СПб.: КАРО, 2005. – 96 с. Интернет-ресурсы 1. Школа проектной деятельности - https://vk.com/proektshcool 2. Сайт для школьников о проектных работах - https://workproekt.ru/ 3. Исследовательские и проектные работы в школе - https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola 4. Проектная деятельность учащихся 5-9 классов - https://easyen.ru/