муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика в вопросах и ответах» (программа реализуется на базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста») Возраст учащихся:14 - 18 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы:Камельхар Анна Борисовна, учитель физики, информатики Пояснительная записка В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого об щества. Направленность общеразвивающей программы: техническая, основанная на систематизации и расширении знаний учащихся в области информатики. Направлена на формирование практических навыков работы с готовыми файлами электронных таблиц EXCEL, составлении программ на языке программирования ПАСКАЛЬ, составлении алгоритма для исполнителя РОБОТ. Актуальность общеразвивающей программы: бурное развитие информационнокоммуникационных технологий, аппаратно-технических и программных средств в современном мире диктуют необходимость их освоения подрастающим поколением при организации профильной и предпрофессиональной подготовки. Поддержать и развить интерес к информационным технологиям и дать возможность их использовать – одна из задач данной программы. Кроме того, умение использовать в полном объеме возможности аппаратнопрограммных комплексов поможет учащимся в процессе обучения и приобретении навыков для будущей профессиональной деятельности. А в некоторых случаях помогут учащимся сориентироваться в выборе будущей профессии и своей деятельности. Актуальность программы обусловлена еще и тем, что в настоящее время, приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы, информационно-коммуникационные технологии, технологии моделирования и формализации. Развивая и укрупняя темы школьной учебной программы, наиболее близко применительно к практике, данная программа призвана дать возможность под руководством педагога и самостоятельно каждому обучаемому практически использовать в жизни информационно-коммуникационные технологии и информационное моделирование с учётом быстро изменяющихся технологий и бурного развития аппаратно-технического комплекса. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми среднего и старшего школьного возраста 14 - 18 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы:37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения:фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности). Перечень видов занятий:лекция,беседа,практические занятия (устные и письменные задания, практические работы на компьютере), семинар и др. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня и др. Цель программы: систематизация знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); освоение ключевых методов решения типовых задач. Задачи программы: Обучающие: - систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики; повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебнопознавательной деятельности - освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; - овладение умениями моделировать, применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), прикладные программы, в том числе при изучении других школьных дисциплин; - систематизировать знания по основам алгоритмизации и программирования, приобщить учащихся к алгоритмической культуре; Развивающие: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ, прикладных программ ; - развитие логического и алгоритмического стиля мышления Воспитательные: - воспитать чувство ответственности; - воспитать ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; - воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы Информация и 1. информационные процессы Правила поведения в кабинете. 1.1. Техника безопасности. Информация и ее кодирование Количество часов Всего Теория Практика 22 8 14 3 1 2 3 1 2 3 1 2 1.4. Моделирование и формализация 3 1 2 Короткий алгоритм в формального исполнителя 5 2 3 5 2 3 15 7 8 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 2 1.2. Системы счисления 1.3. 1.5. Математические основы информатики, алгебра логики среде Основы алгоритмизации и 1.6. программирования на языке Паскаль 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. Средства ИКТ Архитектура компьютеров и компьютерных сетей Технология обработки текстовой информации Технология обработки числовой информации Технология обработки графической информации Технология обработки звуковой информации Технологии поиска и хранения информации Телекоммуникационные технологии Формы аттестации/ контроля Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Устный опрос. Выполнение заданий Выполнение практических заданий на компьютере Составление алгоритмов и программ. Выполнение практических заданий на компьютере Составление алгоритмов и программ. Выполнение практических заданий на компьютере Устный опрос. Выполнение заданий Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Содержание учебного плана 1. Информация и информационные процессы 1.1. Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. Информация и ее кодирование Теория: Правила поведения в кабинете. Техника безопасности при работе за компьютером. Повторение методов решения задач по теме Практика:Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию. 1.2. Системы счисления Теория: Позиционные системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления. Практика:Решение тренировочных задач на перевод чисел и арифметические действия в различных системах счисления 1.3. Математические основы информатики, алгебра логики Теория: Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме Практика: Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями 1.4. Моделирование и формализация Теория: Повторение методов решения задач по теме Практика: Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию 1.5. Короткий алгоритм в среде формального исполнителя Теория: Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций Практика: Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя 1.6. Основы алгоритмизации и программирования на языке Паскаль Теория: Повторение методов решения задач по теме Практика: Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач на составление собственной эффективной программы 2. Средства ИКТ 2.1. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей Теория: Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения. Операционные системы. Понятие о системном администрировании. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места Практика: Решение тренировочных задач по теме 2.2. Технология обработки текстовой информации Теория: Повторение методов решения задач по теме Практика: Решение тренировочных задач по теме 2.3. Технология обработки числовой информации Теория: Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Практика: Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм 2.4. Технология обработки графической информации Теория: Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Практика: Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель» 2.5. Технология обработки звуковой информации Теория:Повторение принципов кодирования звука Практика:Решение задач на умение оперировать с понятиями«глубина кодирования звука», «частота дискретизации», «количество каналов записи», «время звучания», «графический примитив». 2.6. Технологии поиска и хранения информации Теория:Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Практика:Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка 2.7. Телекоммуникационные технологии Теория:Технология адресации и поиска информации в Интернете Практика: Решение тренировочных задач по теме Планируемые результаты Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; - применять установленные правила для решения задач; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; - составлять план и последовательность действий; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия - использовать общие приёмы решения задач; - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - осуществлять смысловое чтение; - моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - применение и представление информации; - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). Коммуникативные универсальные учебные действия - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы. Личностные результаты: - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы. Предметные результаты: - применять различные методы решения задач различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения; строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; писать программы. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение:компьютерный класс, оснащенный одиннадцатью компьютерами, мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками, микрофоном. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Методические материалы: - Прикладная программа Paint (графический редактор); - Текстовой редактор Блокнот, MicrosoftWord; - Прикладная программа для работы с электронными таблицами MicrosoftExcel; - Система управления базами данныхMicrosoft Access; - Прикладная программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint; - Система программированияКуМир; - Система программирования PascalABC.NET Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Босова Л.Л. Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 2. Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир / Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 3. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 4. Задачник-практикум (Часть 2). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 5. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 6. Информатика. Профильный уровень: учебник для 10 класса /И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 7. Информатика. Профильный уровень: учебник для 11 класса /И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Босова Л.Л. Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 2. Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир / Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 3. Информатика. Профильный уровень: учебник для 10 класса /И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 4. Информатика. Профильный уровень: учебник для 11 класса /И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016