РП Экологический вестник (5-11 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Экологический вестник»
(программа реализуется на базе центра образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»)
Возраст учащихся: 11 - 18 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Калита Оксана Михайловна, учитель биологии, химии

Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы кружка «Экологический вестник»:
естественнонаучная, основанная на особой актуальности экологического образования в
современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие
ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы
выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области.
Приобщение к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте
легче всего приобщить к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать
за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности
учащихся 5 - 11 классов, специфику развития их мышления, внимания. Занимаясь в кружке,
дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у
них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изуч ении
тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и
слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области
экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную
деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние
окружающей среды Свердловской области, научатся принимать решения и не оставаться
равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать
окружающую их природу.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях по программе
«Экологический вестник», необходимы для продолжения образования на последующем уровне
обучения.
Актуальность общеразвивающей программы: понять проблемы окружающей среды во
всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития
очень трудно. Для этого требуется новый этап образования – экологическое образование.
Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании
человека как части окружающей среды. Экологическое образование должно являться
неотъемлемой частью общего образования школьников. В настоящее время, когда развитие
человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их
сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться
об окружающей природе.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с учащимися 5 - 11 классов
школьного возраста 11 – 18 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия, семинар, экскурсии,
выставки, конкурсы и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные и письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы,
участие в конкурсах различного уровня и др.
Цель программы: развитие экологической воспитанности школьников, основными
проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная
отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с
ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и
умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи программы:
Обучающие:
 формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки,
такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
 формировать освоение экологических представлений

 развивать познавательные умения
 накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
 обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
 научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой при роды;
 научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы
используя правила безопасности;
 развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между
объектами природы;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила
безопасного труда в природе
Развивающие:
 обогатить
развивающую
предметно-пространственную
среду,
направленную
на
формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного
возраста;
 воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы:
растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
 воспитывать в детях уверенность в своих силах;
 воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
 воспитывать чувство ответственности;
 воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
 воспитывать дисциплинированность, усидчивость.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
1.1
2
2.1
2.2

Название
раздела, темы
Введение.
Что такое экология? Роль науки в
рациональном использовании природных
богатств.
Зеленый пояс Земли
Растения – необходимое условие здоровья
человека.
Что такое лес? Панорама лесов. Типы
лесов. Правовая охрана лесных ресурсов.

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
0

Формы аттестации/
контроля

Составление кластера.

0

1

0

7

4

3

1

1

0

Устный опрос.
Выполнение заданий

1

1

0

Заполнение таблицы.

2.3

Заочная экскурсия в лес

1

2.4
2.5

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.
Зеленая аптека - лекарственные растения.

1
1

1
0

0
1

Устный опрос.
Выполнение заданий
Составление кластера.
Заполнение таблицы.

2.6

Растения под охраной

1

1

0

Создание презентации

1

0

1

Практическая работа.

5

2

3

2

1

1

Устный опрос.

1

0

1

Выполнение заданий

1

1

0

Устный опрос.
Выполнение заданий

1

0

1

Практическая работа.

8

5

3

1

1

0

2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1

Практическая работа «Изучение правил
сбора,
использования
и
хранения
дикорастущих растений»
Жизнь под землей
Почва – среда жизни растений и
организмов.
Состав и структура почвы. Плодородие
почвы.
Деятельность червей, насекомых в
процессе почвообразования.
Практическая работа «Ознакомление с
почвенным составом местности»
Разнообразие цветковых растений
Группы растений по их хозяйственному
значению:
дикорастущие
и
плодовоягодные.

1

Составление кластера.

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

4.7

5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11

5.12
5.13
5.14
6

Медоносные растения. Значение пчел для
нормальной жизни растений.
Сорняки и их значение.
Роль цветковых растений в природе и
жизни человека.
«Красная книга Свердловской области».
Нормы
и
правила поведения по
отношению к дикорастущим растениям.
Создание презентации, проекта «Зачем
нужны цветковые растения?»
Практическая
работа
«Определение
травянистых, лекарственных, древесных,
кустарниковых растений с помощью
определителя»
Удивительный мир животных
Муравьи – друзья леса, санитары леса.
Охрана муравейников. Методика их
расселения.
Хищные насекомые, их роль в природе
(жужелицы, божьи коровки, осы и др.)
Насекомые
–
опылители.
Пчела
медоносная, бортовая, шмели.
Действие антропогенного фактора на
численность
насекомых.
Охрана
насекомых.
Видовой состав и разнообразие птиц
Свердловской области
Причины перелетов птиц. Действие
природного и антропогенного факторов на
гибель птиц при перелете.
Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день
птиц.
Изучение видового состава зимующих
птиц.
Наблюдения о наиболее интересных
явлениях из жизни птиц.
Видовое многообразие млекопитающих
Свердловской области
Особенности отношений «Хищник жертва». Что значит «вредное» и
«полезное» животное?
Правовая охрана диких животных.
Охраняемые виды млекопитающих нашей
местности.
Практическая
работа
«По
следам
животных и птиц».
Подкормка
животных
и
птиц,
развешивание кормушек для птиц.
Итоговое занятие

1

1

0

Составление кластера.

1

1

0

Выполнение заданий

1

0

1

Творческая работа

1

1

0

Создание презентации

1

0

1

Практическая работа.

1

0

1

Практическая работа.

19

10

9

1

1

0

Выполнение заданий

1

1

0

Устный опрос.
Выполнение заданий

1

1

0

Выполнение заданий

1

1

0

Составление кластера.

2

1

1

Создание презентации

1

1

0

Заполнение таблицы.

1

0

1

Творческая работа

1

1

0

Создание презентации

1

0

1

Практическая работа.

2

1

1

Составление
интеллект - карты

1

1

0

Устный опрос.
Выполнение заданий

2

1

1

Творческая работа

1

0

1

Практическая работа.

1

0

1

Практическая работа.

2

0

2

Выполнение
творческой работы
Презентация работ

Содержание учебного плана
Тема 1. Введение (1 час)
Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.
Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)
Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы
лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы
лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной.

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих
растений»
Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)
Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие
почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа
«Ознакомление с почвенным составом местности»
Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)
Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.
Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение.
Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Свердловской области».
Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации,
проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых,
лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»
Тема 5. Удивительный мир животных (18 часов)
Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.
Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые –
опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на
численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Свердловской
области. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель
птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава
зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое
многообразие млекопитающих Свердловской области. Особенности отношений «Хищник жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных.
Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам
животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. Итоговое
занятие.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- применять установленные правила для решения задач;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять смысловое чтение;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с
целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах
(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций
Предметные результаты:
знать:
- что такое природа;
- правила поведения в природе;
- что такое охрана природы;
- основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
- глобальные экологические проблемы;
- экологическую ситуацию родного села, района и области;
- разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
- съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
- особенности растительного и животного мира Свердловской области, редкие и охраняемые
растения и животные родного края;
- основы здорового образа жизни;
- влияние вредных факторов на здоровье человека;
- основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
- способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.
уметь:
- оценивать экологическую ситуацию;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
- наблюдать за погодой, явлениями природы;
- составлять температурные графики;
- составлять карту местности;
- оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
- правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
- участвовать в природоохранных акциях;
- изготовлять поделки из природных материалов;
- работать с научной литературой;
- самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: выбор оптимальных условий и площадок для
проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей, наличие
канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, проектор,
экран и др.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Новый шаг для объединения – «Исследователь.ru» информационный Интернет-портал нового
поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях
современного развития общества.
2. Московское областное отделение Общероссийского общественного движения творческих
педагогов «Исследователь».
3. Волгоградское региональное отделение общероссийского общественного движения
творческих педагогов «Исследователь».
4. ЛОТ «Образование для Новой Эры».
5. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации
семиотического образовательного пространства .
6. Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам.
7. Экологическое образование и просвещение.
8. Коллекция
ЦОР:
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol
9. Технологии защиты атмосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61d0f1f5-499111dc-8314-0800200c9a66/?
10. Демонстрация значения озонового слоя для защиты живых организмов от космического
воздействия.
ЦОР.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e7405a-0a01-022a-0054616901603dec/?from=8584a783-5224-47ca-9b28
477942881364&interface=teacher&class=47&subject=26
11. Сохранение ресурсов литосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21877a491394-48b1-ad31-e94ddc1dc03a/?interface=teacher&class=47&subject=26
12. Туровец, М. Н. Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми
/М.Н. Туровец. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/568079/]
13. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся /С.И.
Сабельникова //Управление начальной школой.- 2011.-№3.-С.4-22
14. Бухарова, И. В Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность)
"Что?
Где?
Когда?"/
И.В.
Бухарова.
Режим
доступа:

[http://educat.msk.ru/publ/rabochaja_programma_po_vneurochnoj_dejatelnosti_proektnaja_dejatelnost
_quot_chto_gde_kogda_quot/7-1-0-34]
15. Сидорова, И.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной
деятельности/И.В.Сидорова, А.В. Ананьева. Режим доступа:[http://www.in-exp.ru/mo-1-2011/81favourite-articles/364-razvitie-motivacii-mo-01-11-32-35.html]
16. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь".
http://nachalka-4.ucoz.ru/proektnaya_deyatelnost.rar
17. Программы для организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС
Режим доступа: [http://mischool.uoura.ru/index.php]
18. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
стандарта общего образования //Вестник образования России.- 2011.-№11.-С.29-43
19. Селевко, Г.К. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся /Г.К. Селевко
//Завуч для администрации школ.- 2006.-№8.-С.24-28
20. Серебрянская, Л.В. Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности
учащихся во внеурочной деятельности /Л.В. Серебрянская //Образование в современной
школе.- 2005.-№9.-С.19-25
21. Вахромеева, Т. Детско- взрослое проектирование во внеурочной деятельности /Т.
Вахромеева// Педагогическая техника.- 2005.-№1.-С.49-50
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».