РП Юный журналист (5-9 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально – гуманитарной направленности
«Юный журналист»

Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Калита Оксана Михайловна, учитель

Пояснительная записка
Журналистика как вид творческой деятельности помогает пробовать себя в роли
корреспондента, фотографа, интервьюера на равных с взрослыми, способствует
разностороннему развитию личности, становлению гражданской позиции и проявлению
социальной и творческой инициативы.
Направленность общеразвивающей программы: социально-гуманитарная, предназначена для
обучения и организации работы школьников со средствами массовой информации. Программа
направлена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование у воспитанников
жизненной позиции, развитие интереса к созданию материалов для изданий средств массовой
информации.
Занятие журналистикой открывает широкие возможности для творчества. При этом
помогает учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова. Эти два аспекта
теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист», что
содействует тому, чтобы учащиеся сами могли рассказать о происходящих событиях,
высказаться о своём социальном окружении.
Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в
их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа ориентирована на формирование навыков коррекции стилистических
недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей
художественной выразительностью слова, формы слов, отношения между ними, определять
тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал.
Участники получат представление о закономерностях построения текста, основных
коммуникативных качествах речи, причинах коммуникативных неудач, способах их
предупреждения и преодоления.
Учащиеся познакомятся с жанрами публицистического стиля (интервью, очерк, репортаж;
и др.), смогут осуществить первые журналистские опыты и сформировать практическую
деятельность в литературном творчестве, научатся составлять и редактировать собственный
текст, научатся создавать буклеты, объявления, открытки и т.д. Поэтому в программе
значительное место занимают практические занятия на компьютере. Подготовка газетного и
журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это
рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор
материала, правка. В результате такой работы учащиеся совершенствуют и развивают навыки
литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Программа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных
способностей, повышению их статуса в школьном коллективе, нацеливает школьников на
исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого
мышления, формированию операционного мышления. Конкретную тематику творческих работ
учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым
учебным дисциплинам, таким как русский язык, литература, история, обществознание,
искусство, информатика. При этом предполагается не только использование знаний, умений,
навыков, полученные учащимися на уроках, но и расширение этих знаний, практическое их
применение.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему
знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка и освоение основ журналистики с
использованием средств коммуникационных и проектных технологий. Теоретические и
практические занятия по журналистике чередуются с теоретическими и практическими
занятиями по созданию творческих материалов для СМИ.
Актуальность общеразвивающей программы: программа подготовки юных журналистов
актуальна в современном мире, это связано с тем, что деятельность журналиста всегда остается
востребованной, с интересом подростков ко всему новому, с их стремлением к самореализации,
а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет настолько большое
влияние, что возможность взглянуть и изучить законы этого рода деятельности «изнутри»,
примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков неподдельный интерес.

Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми среднего и старшего
школьного возраста 11 – 17 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, чтение с последующим обсуждением,
практические занятия (устные и письменные задания, творческие работы, работа на
компьютере).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, беседа, наблюдения, творческие работы, участие в создании
материалов для школьных СМИ и др.
Цель программы: создание оптимальных условий для формирования культурной,
творческой, социально-активной личности средствами журналистики, раскрытия творческого
потенциала и представления результатов школьному сообществу.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать представления о профессии журналиста, дать допрофессиональную подготовку,
показать особенности журналистских специальностей;
- формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики;
- способствовать формированию письменной и речевой грамотности;
- формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических
задач.
Развивающие:
- формировать и развивать коммуникативные навыки и умения;
- развивать интерес к профессии журналиста;
- развивать эмоционально-волевую сферу, способствующую формированию активной
гражданской позиции;
- создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения
кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.
- развить индивидуальные и творческие способности детей;
Воспитательные:
- содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации
успеха, ощущение значимости своих действий;
- воспитывать ответственность, самостоятельность, аккуратность;
- создать условия для проявления инициативы;
- способствовать позитивной социализации учащихся.
- воспитать чувство ответственности;
- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика
37
13
24

2.

Введение
в
журналистику.
Инструктаж по ОТ
История журналистики

3.

Структура СМИ. Редакция газеты

4

2

2

4.
5.
6.
7.

Качества, нужные журналисту
Основы журналистского этикета
Творчество известных журналистов
Новости – основа информационного

3
2
3
4

1
1
1
1

2
1
2
3

1.

Формы аттестации/
контроля

1

1

0

Устный опрос

2

1

1

Устный опрос
Выполнение творческой
работы
Устный опрос
Беседа
Презентация
Выполнение творческой

потока
Заметка
детали

8.

–

искусство

замечать

4

1

3

9.

Источник информации – интервью

5

1

4

10.

Мнение читателя. Как его узнать?
Особенности
оформления
различных материалов
Художественное
оформление
материала
Итоговое занятие

3

1

2

2

1

1

3

1

2

1

0

1

11.
12.
13.

работы
Выполнение практических
заданий. Анализ работ
Выполнение практических
заданий. Анализ работ
Беседа
Выполнение практических
заданий. Анализ работ
Выполнение творческой
работы
Беседа

Содержание учебного плана
1. Введение в журналистику. Инструктаж по охране труда.
Теория: Знакомство с основными понятиями журналистики, профессии журналист.
Инструктаж по технике безопасности.
2. История журналистики
Теория: История газет и журналов.
3. Структура СМИ. Редакция газеты.
Теория. Редакция газеты. Распределение обязанностей в различных типах изданий.
Система отделов, их рабочая направленность.
Практика. Анализ детской и подростковой прессы: «Ровесник», «Все звезды», «Молоток»
и др. Групповая разработка своей модели. Конкурсная защита моделей газет. Обсуждение
достоинств и недостатков. Ролевая игра «Редакция».
Тема 4. Качества, нужные журналисту.
Теория. Значение внимания, памяти, фантазии. Способы воссоздания полноты картины
происходившего события. Достоверность информации. Журналист - очевидец или участник
события. Вербальные и невербальные коммуникации.
Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического
мышления.
Тема 5. Основы журналистского этикета.
Теория. Основы этикета. Понятие «объективности» и «субъективности» в рамках
журналистской этики. Мораль и нравственность в СМИ.
Практика. Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения:
«Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др.
Тема 6. Творчество известных журналистов.
Теория. Творчество журналистов, работающих на телевидении, в печатных изданиях, в
сети Интернет. Победители конкурса «Журналист года».
Практика. Подготовка презентаций «Журналист, который мне интересен».
Тема 7. Новости – основа информационного потока.
Теория. Понятие информации и информационного потока. Роль информации в обществе.
Как собрать новости и где их найти. Дополнительные источники информации. Знакомство со
Всемирной информационной сетью. Новость и расширенная новость. «Скелет» новости. Схемы
написания: «треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Понятия «ядро»,
«деталь», «бэкграунд».
Практика. Составить «десятку» последних школьных новостей. Написание новостей
различными способами (применение схем на практике). Написание новости по фото.
Тема 8. Заметка – искусство замечать детали.
Теория. Заметка – искусство замечать детали. Заметка и ее виды: хроникальная,
информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и др. Обзор и
обозрение – отличия и сходства.
Практика. Упражнения на определение подвида заметки. Практическая работа по
отработке навыков написания разного вида заметок.
Тема 9. Источник информации – интервью.

Теория. Чем отличается интервью от заметки. Как выбирается собеседник (обладатель
интересной информации, очевидец события, участник мероприятия). Алгоритм работы над
интервью. Основные типы вопросов. Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог.
Практика. Интервью у одноклассников, у взрослого человека. Объяснить свой выбор.
Упражнения «Интервью у супер-героя», «Самоинтервью», «Идеальный собеседник» и др.
Тема 10. Мнение читателя. Как его узнать?
Теория. Что такое обратная связь? Особенности работы с письмом. Как искать ответы на
вопросы читателя. Работа в социальных сетях. Специфика тематических соцопросов. Что
показывают соцопросы? Как проверить достоверность данных? Отличительные черты
соцопроса и блиц-опроса.
Практика. Провести соцопрос на любую выбранную тему устно и в социальной сети.
Объяснить свой выбор, обработать результаты. Провести блиц опрос у 10 незнакомых людей.
Тема 11. Особенности оформления различных материалов.
Теория. Заголовок и заголовочный комплекс. Подзаголовок. «Броский» заголовок. Как
привлечь внимание читателя заголовком. Типология заголовков, вариации.
Рубрика –
смысловая нагрузка и оформительский элемент. Постоянная рубрика и периодическая.
Особенности тематической страницы. Как выбрать тематику. Праздничные материалы –
тонкости настроения перед праздником.
Практика. Подготовка праздничного или тематического материала. Упражнения на подбор
заголовка к материалам. Отработка типов заголовков.
Тема 12. Художественное оформление материала.
Теория. Фотография, рисунок (иллюстрации к репортажу, путевым заметкам, зарисовкам).
Дополнение к материалу или отдельный объект? Особенности фотографии: четкость, яркость,
цвет.
Рисунок – развлечение: комиксы, головоломки, юмор и сатира. Может ли рисунок
заменить фотографию? Карикатура.
Практика. Постановочные фотографии к выданным материалам. Репортажная съемка.
Упражнения «Настенная живопись», «Рисунок в клеточку» и др.
Тема 13. Итоговое занятие.
Практика. Карта самооценки. Анализ творческих работ за год. Планы на следующий год,
раздача заданий на лето.
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- применять установленные правила для решения задач;
- умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах
(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач
на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств коммуникации.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.
Предметные результаты:
- знать основные термины журналистики;
- научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- знать сущность журналистской профессии как социальной, информационной творческой, ее
базовых характеристик;
- приобрести первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе
чтения соответствующих возрасту текстов;
- понимать сущность социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для
ответственного выполнения профессиональных функций;
- знать жанры журналистики;
- знать принципы создания текста в разных жанрах;
- приобрести необходимые навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
- набирать текст, работать с фрагментом текста;
- редактировать текст и форматировать текст;
- вставлять в текстовый документ графические объекты.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютер, МФУ, колонки.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- Различные периодические печатные издания;
- Справочники, словари;
- Прикладная программа Paint (графический редактор);
- Текстовой редактор Блокнот, MicrosoftWord;
- Прикладная программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
последовательности выполнения работы;

- тематический контроль проводится по завершении изучения темы программы в форме
устного опроса или в форме выполнения практических, творческих работ.

Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: выполнение задания (работы),
беседа, создание материала для школьного СМИ и другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика»
старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)
2. Аграновский В. Беседы о журналистике.
3. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания.
(Сетевой ресурс http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)
4. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
6. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.
7. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
8. Материалы журнала «Журналист».
9. Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник,
информационно-методический
журнал.
(Сетевой
ресурс
http://samvneshkolnik.narod.ru/page3.htm)
10. Спирина Н.А. Журналистика в школе.
(Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)
11. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2009.
12. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
13. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
14. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.
Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)
2. Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
3. Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.
4. Словарь русского языка : в 4 т. - М., 1987.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».