РП Школьное телевидение (5-9 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Школьное телевидение «SCHOOL TV»

Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Камельхар Анна Борисовна, учитель физики, информатики

Пояснительная записка
В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми
информационными технологиями. Развитие цифровых технологий идёт быстрыми темпами.
Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из
условий конкурентоспособности человека в современной жизни.
Направленность общеразвивающей программы: социально-гуманитарная.
Очевидно, что вслед за «демократизацией» сетевых технологий и технологий связи
наступает время «демократизации» телевидения. Постепенно телевидение превращается в
средство коммуникации, доступное для всех желающих.
Следовательно, уже сегодня необходимо обучать детей технологии телевидения - это
предоставит им значительные конкурентные преимущества на рынке коммуникаций в
будущем.
Сегодня детская телевизионная журналистика имеет хорошие возможности для развития в
системе дополнительного образования. При этом возможности организовать собственное
телепроизводство в рамках школы становятся вполне реальными.
Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является
коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена к эфиру только общими
усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в
том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой
творческой задачи. С другой стороны, телевидение сегодня занимает все большее
коммуникационное поле, оказывает все большее воздействие на аудиторию.
Актуальность общеразвивающей программы: создание телевизионной студии внутри
школы способствует правильному восприятию и интерпретированию подростками фактов
современной действительности. Участвуя в создании информации с помощью новых
технологий, учащиеся становятся участниками творческого процесса, итогом которого
являются реализованные проекты: новостной блок, телепередача, видеофильм. В результате
работы над проектами создается эффект эстетического переживания, эмоционального
комфорта, чувства удовлетворения.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с учащимися среднего и
старшего школьного возраста 11 – 16 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные
задания, практические работы на компьютере), семинар и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в
конкурсах различного уровня и др.
Цель программы: содействие в приобретении подростками начальных навыков
профессии тележурналиста, оператора, режиссера, монтажера, в развитии творческих
способностей учащихся.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить учащихся теории и методике журналистского творчества, быстро реагировать на
события, происходящие вокруг них;
- сформировать у учащихся практические навыки журналистской работы: умение собирать
информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- обучить учащихся теории и методике операторского искусства и видеомонтажа.
Развивающие:
- развить интеллектуальные, коммуникативные способности личности;

- сформировать способность самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способность
принимать решения и нести за них ответственность;
- развить аналитическое мышление, способность к обобщению полученных знаний.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности;
- научить детей работать в коллективе;
- воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
№
Название раздела, темы
п/п
Всего Теория Практика
1. Телевидение в системе СМИ
17
10
7
Вводное занятие. Техника безопасности
1.1. при работе с компьютером, камерой,
1
1
0
цифровым фотоаппаратом
Телевидение
как
средство
1.2. коммуникации. Социальные функции
1
1
0
телевидения
Журналистские
профессии
на
1.3.
1
1
0
телевидении.
1.4. Телевизионный сюжет
2
1
1
1.5. Новости

2

1

1

1.6. Интервью

2

1

1

1.7. Документальный видеофильм

2

1

1

1.8. Ток-шоу

2

1

1

1.9. Реалити-шоу

2

1

1

1.10. Ведущий телепрограммы

2

1

1

6

3

3

2.1. Устройство и управление видеокамерой

2

1

1

2.2. Видеоряд

2

1

1

2.3. Композиция кадра. Человек в кадре

2

1

1

Видеомонтаж
Импортирование
3.1. компьютер

14

3

11

1

0

1

3.2. Линейный видеомонтаж

1

0

1

3.3. Основы нелинейного видеомонтажа

2

1

1

3.4. Монтажный план сюжета

2

1

1

3.5. Звуковой ряд телесюжета

3

1

2

3.6. Построение видеоряда

2

0

2

2.

Основы операторского мастерства

3.

видеофайлов

на

Формы аттестации/
контроля
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос.
Выполнение заданий
Конкурс идей
Выполнение творческой
работы. Взаимоанализ работ
Выполнение творческой
работы. Взаимоанализ работ
Выполнение творческой
работы. Взаимоанализ работ
Выполнение творческой
работы. Взаимоанализ работ
Выполнение творческой
работы. Взаимоанализ работ
Выполнение творческой
работы. Взаимоанализ работ
Выполнение заданий.
Анализ работ
Выполнение заданий
Выполнение практических
заданий на компьютере.
Взаимоанализ работ
Выполнение практических
заданий на компьютере
Выполнение практических
заданий на компьютере.
Взаимоанализ работ
Выполнение практических
заданий на компьютере.
Взаимоанализ работ
Выполнение творческой
работы. Взаимоанализ работ
Выполнение практических
заданий на компьютере.
Взаимоанализ работ
Выполнение практических

3.7.

Специальные
видеомонтажа

инструменты

3

0

3

заданий на компьютере.
Анализ работ
Выполнение творческой
работы. Взаимоанализ работ

Содержание учебного плана
1. Телевидение в системе СМИ
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером, камерой,
цифровым фотоаппаратом
Теория: Знакомство с программой кружка. Определение микрогрупп, распределение
обязанностей, определение ролей. Техника безопасности при работе с компьютером,
видеокамерой, цифровым фотоаппаратом.
1.2. Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения
Теория: Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения (информационная,
культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая или управленческая,
организаторская, образовательная и рекреативная). История и тенденции развития телевидения
и тележурналистики.
1.3. Журналистские профессии на телевидении.
Теория: Редактор, продюсер, корреспондент (репортер), комментатор и обозреватель,
диктор и ведущий новостей, шоумен, модератор, интервьюер. Критерии оценки
профессиональной деятельности на ТВ. Специфика регионального телевидения. Особенности
детской тележурналистики.
1.4. Телевизионный сюжет
Теория: Основные жанры журналистики: интервью, беседа и дискуссия, ток-шоу,
прессконференция, брифинг, комментарий и обозрение, очерк, эссе и зарисовка. «Подводка» к
сюжету. Как заинтересовать зрителя с первых минут. Жанр «зарисовка». Преобладание
образности над информативностью
Практика: Зарисовка. Конкурс идей
1.5. Новости
Теория: Критерии отбора новостей. Вѐрстка новостного выпуска. «Классический»,
«домашний», «публицистический» стиль новостей. Репортаж как основной жанр ТВ.
Определение репортажа. Основные признаки жанра: наглядность, динамичность,
информативность. «Эффект присутствия». Виды репортажа: событийный, познавательный,
проблемный. Событийный (новостной) репортаж. Структура и композиция телерепортажа.
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Съемка телесюжета
1.6. Интервью
Теория: Понятие «интервью». Интервью - особенности жанра, его виды: интервью монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Принцип открытости, прозрачности, толерантности и уважения к собеседнику.
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Съемка телесюжета
1.7. Документальный видеофильм
Теория: Художественная документалистика. Этапы работы над сценарием
документального фильма. Очерк — близость к малым формам художественной литературы —
рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого
персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Практика: Съемки документального фильма: особенности работы с героями и натурой.
Использование архивных материалов.
1.8. Ток-шоу
Теория: Современные форматы ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с
аудиторией ток-шоу. Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Съемка телесюжета
1.9. Реалити-шоу
Теория: Современные форматы реалити-шоу. Режиссура и редактирование реалити-шоу.
Интерактивные формы взаимодействия со зрителями.
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Съемка телесюжета
1.10. Ведущий телепрограммы

Теория: Имидж ведущего. «Кодекс чести журналиста»: честность, толерантность,
доброжелательность. Взаимодействие корреспондента и оператора. Жесты и мимика как
невербальные средства общения. Язык поз и жестов. Нормы литературного языка. Этика и
право в работе тележурналиста.
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Съемка телесюжета
2. Основы операторского мастерства
2.1. Устройство и управление видеокамерой
Теория: Устройство и управление видеокамеры, приемы работы с видеокамерой. Глубина
резкости. Освещение. Построение кадра. Правило «тройного деления». Кадр. План: крупный,
средний, общий. Ракурс Основные виды съемок.
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Съемка телесюжета
2.2.Видеоряд
Теория: Что такое видеоряд. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъѐмки.
Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры
при съѐмках без штатива.
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Съемка телесюжета
2.3. Композиция кадра. Человек в кадре
Теория: Выравнивание кадра по вертикали. Свет естественный и искусственный.
Контраст. Выбор плана при съемке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух».
Практика: Съемка взаимодействующих объектов. Съемки диалога. «Правило восьмерки».
Съемка интервью. «Говорящий фон». Съемка взаимодействующих объектов. Съемки диалога.
«Правило восьмерки». Съемка интервью. «Говорящий фон».
3. Видеомонтаж
3.1. Импортирование видеофайлов на компьютер
Практика: Программы для производства и обработки видеоматериалов. Как настроить
новый проект. Импортирование видеофайлов на компьютер
3.2. Линейный видеомонтаж
Теория: Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов. Использование
плавных переходов между кадрами. Использование в фильме статичных картинок. Добавление
комментариев и музыки в фильм.
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Монтаж видеоматериала.
Анализ выпуска телепрограммы «Школьные новости».
3.3. Основы нелинейного видеомонтажа
Теория: Нелинейный видеомонтаж. Основные инструменты нелинейного видеомонтажа.
Практика: Монтаж, работа с видеоархивом
3.4. Монтажный план сюжета
Теория: Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Для чего нужна шкала времени.
Масштаб шкалы времени. Инструменты панели шкалы времени. Как создавать титры.
Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве,
монтаж по фазе движения и пр.
Практика: Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного
плана сюжета.
3.5. Звуковой ряд телесюжета
Теория: Запись звука. Основные технические средства видеозаписи и видеомонтажа.
Микрофоны.
Практика: Редактирование звука
3.6. Построение видеоряда
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Монтаж видеоматериала.
Анализ выпуска телепрограммы «Школьные новости».
3.7. Специальные инструменты видеомонтажа
Практика: Посещение школьных и классных мероприятий. Монтаж видеоматериала.
Анализ выпуска телепрограммы «Школьные новости».

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- применять установленные правила для решения задач;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять смысловое чтение;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с
целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах
(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций
Предметные результаты:
- правильно использовать устройства ИКТ (блоки компьютера, принтер, сканер, цифровой
фотоаппарат, цифровую видеокамеру);
- соблюдать технику безопасности при работе с устройствами ИКТ;
- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с
поставленной задачей;

- проводить обработку цифровых фотографий и видеофайлов с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов, создавать презентации и видеоролики на основе
цифровых фотографий и видеофрагментов;
- проводить обработку звукозаписей с использованием возможностей специальных
компьютерных инструментов;
- осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала;
- использовать звуковые и музыкальные редакторы, программы звукозаписи и микрофоны;
- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать
фрагменты сообщения;
- избирательно относиться к информации, отказываться от потребления ненужной информации;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
- использовать различные приёмы поиска информации;
- проектировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность с
использованием ИКТ.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютерный класс, оснащенный одиннадцатью
компьютерами, мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками, микрофоном;
видеокамера.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- Программа для создания/редактирования видео Киностудия Windows;
- Программа для редактирования видеоHDWriterAE.;
- Нелинейный видеоредактор VSDC (Windows)
- Текстовой процессор MicrosoftWord;
- Прикладная программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint;
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.

Список литературы
Для педагога
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение, 2010
2. Зверева Н.В. Школа тележурналиста. - Нижний Новгород: Издательский дом Минакова, 2009
3. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа.- Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001
4. Лукина М.М., «Технология интервью», М, 2005
5. Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
2000
6. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. – М., Высшая
школа, МГУ, 2002. http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Лукина М.М., «Технология интервью», М, 2005
2. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
2000
3. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. – М., Высшая
школа, МГУ, 2002. http://evartist.narod.ru/text6/23.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».