муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3D-моделирование» (программа реализуется на базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста») Возраст учащихся:11 - 16 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы:1год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы:Камельхар Анна Борисовна, учитель физики, информатики Пояснительная записка Мировая и отечественная экономика выходят в новый технологический уровень, который требует качественно иного уровня подготовки инженеров. Решающее значение в работе инженера-конструктора или проектировщика имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется воспроизвестиобъемное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования в основной средней школе призвано способствовать приобретению соответствующих навыков. Данный кружок посвящен изучению методов 3D-моделирования с помощью свободно распространяемого программного обеспечения. Значимость программы заключается в предоставлении обучающимся возможности овладения новейшими информационными и аддитивными технологиями для адаптации их в современном обществе и реализации своего творческого потенциала. Деятельность обучающихся в рамках данной дополнительной программы позволяет не только освоить азы трехмерного моделирования, но и применить свои знания на практике. Направленность общеразвивающей программы: техническая, основанная на систематизации и расширении знаний учащихся в области информатики. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми среднего и старшего школьного возраста 11 - 16 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы:37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения:фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности). Перечень видов занятий:лекция,беседа,практические занятия (устные и письменные задания, практические работы на компьютере), семинар и др. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня и др. Цель программы: формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение элементов основных навыков по трехмерному моделированию. - Задачи программы: Обучающие: дать первоначальные знания по устройству 3D принтера; научить создавать трёхмерные объекты различной степени сложности; научить работать по предложенным инструкциям; сформировать общенаучные и технологические навыки проектирования; ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при проектировании. Развивающие: - способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3Dмоделированию с помощью 3D-принтера; - развивать творческое мышление при решении поставленной задачи: от эскиза до готовой детали; - развивать память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном; Воспитательные: - воспитать чувство ответственности; - воспитать ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; - воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений; - способствовать воспитанию потребности в творческом труде, трудолюбия как высокой ценности в жизни; - воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п 1. 1.1. Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Введение 2 1 1 Правила поведения в кабинете. Охрана труда. Техника безопасности. Введение в программу трехмерной графики Редактор трехмерной графики Blender Интерфейс программы трехмерной графики. Экран Blender'а. Типы окон. Настройки рабочего пространства. Работа с «окнами видов» Моделирование. Создание и редактирование объектов Работа с основными meshформами 2 1 1 Формы аттестации/ контроля Устный опрос. Выполнение заданий 2 1 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 11 3 8 4 1 3 Выполнение практических заданий на компьютере 3.2 Режим редактирования. Опции «выделения». Экструдирование формы объекта 4 1 3 Выполнение практических заданий на компьютере 3.3 Использование модификаторов. Булевы операции 3 1 2 Выполнение практических заданий на компьютере 3 1 2 3 1 2 Настройки окружения 2 0.5 1.5 5.1 Использование цвета, звезд, тумана. Использование изображения в качестве фона. Освещение и камеры 2 0.5 1.5 Настройки окна Рендера 2 0.5 1.5 6.1 Интерфейс и настройки рендера. Установки сцены. РендерPNG изображения. 2 0.5 1.5 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1 4 Материалы и текстуры 4.1 Основные настройки материала. Текстуры: встроенные, изображения в качестве текстуры, карты смещений 5 6 1 Устный опрос. Выполнение заданий Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Рендер видео 7 Раздел 7. Основы Анимации в 3D 11 2.5 8.5 7.1 Основы Анимации 2 0.5 1.5 7.2 Добавление 3D-текста 1 0 1 7.3 Модификаторы 2 0.5 1.5 7.4 Система частиц и их взаимодействие 2 0.5 1.5 7.5 Связывание объектов 1 0.5 0.5 7.6 Работа с ограничителями 2 0.5 1.5 7.7 Добавление звука 1 0 1 4 0 4 4 0 4 8 Выполнение итоговой работы 8.1 Выполнение итоговой работы Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Выполнение практических заданий на компьютере Содержание учебного плана 1. Введение 1.1 Правила поведения в кабинете. Охрана труда. Техника безопасности. Введение в программу трехмерной графики. Теория: Обзор программы курса. Техника безопасности. Изучение правил техники безопасности при работе в компьютерном классе. Возможности и область применения трехмерной графики. Виды трехмерной графики: полигональная, фрактальная и аналитическая. Программы трехмерной графики. Практика: Ознакомление на практике с приемами техники безопасности. 2. Редактор трехмерной графики 2.1 Интерфейс программы трехмерной графики. Теория: Интерфейс программы трехмерной графики (на примере программы Blender). Главное меню. Типы окон. Практика: Ознакомление на практике с интерфейсом программы. 2.2 Настройки рабочего пространства. Работа с «окнами видов» Теория: Окно пользовательских настроек. Открытие, сохранение и прикрепление файлов. Команда сохранения. Команда прикрепить или связать (AppendandLink). Работа с «окнами видов». Практика: Освоение на практике работы с окнами видов. 3. Моделирование. Создание и редактирование объектов. 3.1 Работа с основными mesh-формами. Теория: Добавление mesh-форм. Работа с основными mesh-формами. Масштабирование, поворот, перемещение, дублирование объектов. Практика: Освоение на практике работы с mesh-формами и редактирование объектов. 3.2 Режим редактирования. Опции «выделения». Экструдирование формы объекта. Теория: Редактирование вершин, ребер и граней объектов. Режим пропорционального редактирования. Практика: Освоение на практике режима редактирования объектов. 3.3 Использование модификаторов. Булевы операции. Теория: Модификаторы, настройки модификаторов. Булевы операции. Практика: Освоение на практике модификаторов. 4. Материалы и текстуры. 4.1 Основные настройки материала. Текстуры: встроенные, изображения в качестве текстуры, карты смещений. Теория: Основные настройки материала. Настройки Halo. Основные настройки текстуры. Использование изображений и видео в качестве текстуры. Практика: Ознакомление на практике с применением материалов и текстур. 5. Настройки окружения. 5.1 Настройки окружения. Лампы и камеры Теория: Использование цвета. Создание 3D фона. Использование изображения в качестве фона. Типы ламп и их настройки. Настройки камеры. Практика: Создание 3D фона на практике. 6. Настройки окна рендера. 6.1 Интерфейс и настройки рендера. Установки сцены. Рендер PNG изображения. Рендер видео. Теория: Интерфейс и настройки рендера. Установки сцены. Рендер PNG изображения. Рендер видео. Практика: Рендер на практике. 7. Основы Анимации в 3D. 7.1 Основы Анимации. Теория: Синхронность, движение, вращение и масштабирование. Работа в окне кривых IPO. Анимирование материалов, ламп и настроек окружения. Практика: Практическая работа на основы анимации. 7.2 Добавление 3D-текста. Практика: Практическая работа с 3D текстом. Настройки 3D текста в Blender. Преобразование текста в меш-объект. 7.3 Модификаторы. Теория: Модификатор Subsurf (сглаживание меш-объектов). Эффект построения (Build). Зеркальное отображение меш-объектов. Эффект волны (Wave). Булевые операции (добавление и вычитание). Практика: Практическая работа с использованием модификаторов. 7.4 Система частиц и их взаимодействие. Теория: Настройка частиц и влияние материалов. Взаимодействие частиц с объектами и силами. Использование частиц для создания объектов. Практика: Практическая работа с использованием частиц. 7.5 Связывание объектов. Теория: Связывание объектов. Практика: Практическая работа с использованием связывания объектов. 7.6 Работа с ограничителями. Теория: Слежение за объектом. Движение по пути и по кривой. Практика: Практическая работа с использованием ограничителей. 7.7 Добавление звука. Практика: Практическая работа с добавлением звука в Blender. 8. Итоговая работа. 8.1 Итоговая работа. Теория: Повторение пройденного. Консультации по созданию и выполнению творческой работы. Практика: Выполнение творческой работы - создание мини-проекта. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; - применять установленные правила для решения задач; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; - составлять план и последовательность действий; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия - использовать общие приёмы решения задач; - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - осуществлять смысловое чтение; - моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - применение и представление информации; - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). Коммуникативные универсальные учебные действия - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы. Личностные результаты: - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы. Предметные результаты: - знание основных правил создания трехмерной модели; - знание принципов работы с 3D-принтером; - владение способами соединения и крепежа деталей; - владение способами и приемами моделирования; - знание закономерностей симметрии и равновесия; Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение:компьютерный класс, оснащенный одиннадцатью компьютерами, мультимедийным проектором, сканером, принтером,3D-принтером, колонками, микрофоном. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Методические материалы: - Прикладная программа Blender; - Программа Maestro Wizard; Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Прахов А. А. Самоучитель Blender 2.7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2016 2. Шапошникова С. Введение в Blenderhttps://svetlanazyatikova.files.wordpress.com/2018/10/blender-d183d180d0bed0bad0b8.pdf 3. Уильям Воган «Цифровое моделирование»: ДМК-Пресс, 2022г. 4. Мария Серова «Учебник-самоучитель по графическому редактору Blender 3D. Моделирование и дизайн»: Солон-Пресс, 2020г. 5. Фелиция Хэсс«Практическое пособие. Blender 3.0 для любителей и профессионалов» СолонПресс, 2022г. 6. Как сделать свою первую 3D-модель? [Электронный ресурс]: https://habr.com/ru/articles/362069/ 7. Моделирование и 3Д-печать в школе - [Электронный ресурс]: https://3dtoday.ru/blogs/nikvr/modelirovanie-i-3d-pecat-v-skole-licnyi-opyt Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Прахов А. А. Самоучитель Blender 2.7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2016 2. Шапошникова С. Введение в Blenderhttps://svetlanazyatikova.files.wordpress.com/2018/10/blender-d183d180d0bed0bad0b8.pdf 3. Уильям Воган «Цифровое моделирование»: ДМК-Пресс, 2022г. 4. Мария Серова «Учебник-самоучитель по графическому редактору Blender 3D. Моделирование и дизайн»: Солон-Пресс, 2020г. 5. Фелиция Хэсс«Практическое пособие. Blender 3.0 для любителей и профессионалов» СолонПресс, 2022г.