РП Робототехника (5-6 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Робототехника»
(программа реализуется на базе центра образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»)
Возраст учащихся: 11 - 12 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Шульгина Елена Анатольевна, учитель технологии

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по робототехнике
«Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и
моделирования, программирования и решения различных технических задач.
Программа «Робототехника» имеет техническую направленность.
Программа ориентирована, в первую очередь на ребят, желающих основательно изучить
сферу применения роботизированных технологий и получить практические навыки в
конструировании и программировании робототехнических устройств на базе конструкторов
LEGO.
Цель программы: формирование творческих и научно-технических компетенций
обучающихся в неразрывном единстве с воспитанием коммуникативных качеств и
целенаправленности личности через систему практико-ориентированных групповых занятий и
самостоятельной деятельности обучающихся по созданию робототехнических устройств,
решающих поставленные задачи.
Задачи программы:
Обучающие:
 обучить первоначальным знаниям о конструкции робототехнических устройств;
 познакомить учащихся с принципами и методами разработки, конструирования и программирования
управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы LEGO.
 развить навыки программирования в современной среде программирования углубить знания, повысить
мотивацию к обучению путем практического интегрированного применения знаний, полученных в
различных образовательных областях (технология, математика, физика, информатика);
 развить интерес к научно-техническому, инженерноконструкторскому творчеству, сформировать
общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования, развить творческие
способности учащихся.
 обучить правилам безопасной работы.
Развивающие:
 сформировать и развить креативность, гибкость и самостоятельность мышления на основе игровых
образовательных и воспитательных технологий;
 сформировать и развить навыки проектирования и конструирования;
 создать оптимальное мотивационное пространство для детского творчества.
Воспитательные:
 воспитывать нравственные качества личности: настойчивость в достижении цели, ответственность,
дисциплинированность, трудолюбие;
 воспитывать коммуникативные качества;
 формировать творческое отношение к выполняемой работе;
 воспитывать умение работать в коллективе.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми среднего школьного возраста 11 12 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные
задания, практические работы по сборке моделей на базе конструкторов LEGO) и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные
работы, участие в конкурсах различного уровня и др.

№
п/п
1
1.1.
1.2
2

2.1.

2.2.

2.3.

3.
3.1.
3.2.
3.3.

3.4.

4
4.1.

4.2
5.

5.1.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
Формы аттестации/
Название
раздела, темы
контроля
Всего Теория Практика
Введение в образовательную
4
2
2
программу.
Что такое робототехника.
1
1
опрос, презентация
Общий
обзор
технологии.
практическая работа,
Разбор набора «Технология и
1
2
опрос
физика» для работы
Первичные
сведения
о
10
2
8
роботах
История робототехники от
глубокой древности до наших
презентация, устный
дней. Идея создания роботов.
1
1
опрос
Что такое робот. Определение
понятия «робота».
Классификация роботов по
назначению.
Виды
современных
роботов.
презентация, устный
1
1
Основные элементы, основные
опрос
приёмы
соединения
и
конструирования.
Конструирование
робототехнической модели на
индивидуальные мини8
8
базе набора Lego «Технология
проекты
и физика».
Изучение среды управления и
10
4
6
программирования
Виды
и
назначение
1
1
тестирование
программного обеспечения.
Основы
работы
в
среде
1
1
устный опрос
программирования Lego.
Изучение блоков: движение,
ждать,
сенсор,
цикл
и
2
2
устный опрос
переключатель.
Создание
простейших
линейных программ: движение
вперед, назад, поворот на
6
6
практическая работа
заданный угол, движение по
кругу.
Конструирование
роботов
5
2
3
Lego
Способы передачи движения
при конструировании роботов
2
2
опрос, презентация
на базе конструкторов Lego.
Основы проектирования и
моделирования электронного
3
3
практическая работа
устройства на базе Lego
Создание индивидуальных и
6
1
4
групповых проектов.
Разработка
проекта.
Распределение по группам.
1
1
наблюдение, опрос
Формулировка
задачи
на
разработку проекта группе.

Создание проекта, Разработка
презентация,
5.2 презентации
для
защиты
5
5
наблюдение, опрос
проекта.
6. Защита проектов.
2
2
итоговый контроль
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу «Роботехника».
Тема 1.1. Что такое робототехника.
Теория. Значение техники в жизни человека. Что такое техническое моделирование,
робототехника, электроника, мехатроника.
Задачи и план работы учебной группы. Демонстрация готовых изделий. Правила поведения на
занятиях и во время перерыва. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Квест-игра: «Лаборатория робототехники».
Формы проведения занятий: рассказ, демонстрация, игра.
Формы контроля: презентация, результаты квест-игры.
Тема 1.2. Общий обзор технологии. Разбор набора для работы «Технология и физика». Теория
Основные подходы и принципы, лежащие в основе робототехники, мехатроники, систем
управления. Возможности оборудования. Правила работы с инструментами и оборудованием.
Практика: практическая работа.
Формы проведения занятий: рассказ, демонстрация, игра.
Формы контроля: опрос
Раздел 2. Первичные сведения о роботах
Теория: История робототехники от глубокой древности до наших дней. Идея создания роботов.
Что такое робот. Определение понятия «робота».
Классификация роботов по назначению. Виды современных роботов. Основные элементы,
основные приёмы соединения и конструирования.
Практика: Конструирование робототехнической модели на базе набора Lego «Технология и
физика».
Раздел 3. Изучение среды управления и программирования
Теория: Виды и назначение программного обеспечения. Основы работы в среде
программирования Lego. Изучение блоков: движение, ждать, сенсор, цикл и переключатель.
Практика: Создание простейших линейных программ: движение вперед, назад, поворот на
заданный угол, движение по кругу.
Раздел 4. Конструирование роботов Lego
Теория: Способы передачи движения при конструировании роботов на базе конструкторов
Lego.
Практика: Основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Lego.
Теория: Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок. Редуктор. Практика:
Тестирование моторов и датчиков. Управление моторами. Состояние моторов. Встроенный
датчик оборотов. Синхронизация моторов. Режим импульсной модуляции.
Теория: Зеркальное направление. Датчики. Настройка моторов и датчиков. Тип датчиков.
Раздел 5. Создание индивидуальных и групповых проектов.
Теория: Разработка проекта. Распределение по группам. Формулировка задачи на разработку
проекта группе.
Практика: Создание проекта (описание моделей, распределение обязанностей в группе по
сборке, отладке, программированию модели; описание решения в виде блоксхем, или текстом;
созданию действующей модели; уточнение параметров проекта; дополнение проекта схемами,
условными чертежами, описательной частью; обновление параметров).
Разработка презентации для защиты проекта.
Защита проектов.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- применять установленные правила для решения задач;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять смысловое чтение;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с
целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах
(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы.
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,
способности ставить цели и строить жизненные планы.
Предметные результаты:
учащийся получит знания о:
- науке и технике как способе рационально-практического освоения окружающего мира;
- роботах, как об автономных модулях, предназначенных для решения сложных практических
задач;
- истории и перспективах развития робототехники;
овладеет –
- набором коммуникативных компетенций, позволяющих безболезненно войти и
функционировать без напряжения в команде, собранной для решения некоторой технической
проблемы.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет «Технологии» оснащенный наборами
Lego (9 наборов) , мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками,.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- наборы конструкторов Lego «Технология и физика»;
- Программная среда Lego Mindstorm, наборы конструкторов Lego Mindstorm
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;

- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Данилов О. Е. Применение конструирования и программирования робототехнических
устройств в обучении как инновационная образовательная технология // Молодой
ученый. — 2016. — №16. — с. 332-336.
2. Кириченко П. Электроника. Цифровая электроника для начинающих// Издательство :
BHV.- 2019 3.Перфильева Л.П. Образовательная работотехника во внеурочной
деятельности.-М.: Издательский центр «Взгляд»,2011Комарова Л. Г. «Строим из LEGO»
(моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами
конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2013. 319 с
4. Филиппов С.А. Роботехника для детей и родителей. -СПб.: «Наука». -2011
5. Юрьевич Е.И. , Игнатова Е.И. Основные принципы мехатроники
//Мехатроника.Автоматизация.Управление.-№3-2006
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Индустрия развлечений: ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов.
2. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. - М., БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012
3. MindStorms education EV3, 2015 The LEGO Group.
4. Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2014. - 125 с.
5. ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику. 2016 The LEGO Group
6. Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 2015.
Интернет-ресурсы
1. Образование в кубе - https://educube.ru/support/instructions/files/walker/ 2. Научно-популярный
портал
«Занимательная
робототехника»
https://edurobots.org/category/uroki/

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».