РП Общение с увлечением (5-6 класс)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально – гуманитарной направленности
«Общение с увлечением»

Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Дебой Олеся Викторовна, педагог-психолог

Пояснительная записка
Переход из младшей школы в среднюю — интересный и сложный период в жизни
учащегося. Для пятиклассников многое оказывается новым: учителя, предметы, форма
обучения, иногда и одноклассники. Часто данный переход сопряжен с проблемами личностного
развития и межличностных отношений учащихся, что, как правило, сопровождается
появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности,
страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.
Программа «Общение с увлечением» поможет пятиклассникам адаптироваться в условиях
средней школы. Занятия программы направлены на снижение школьной тревожности,
формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации у учащихся, создание
сплоченного классного коллектива.
Данная программа дает возможность формировать психосоциальную компетентность,
способность учащегося эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее
требованиям и изменениям. Психосоциальная компетентность играет важную роль в охране
здоровья – это основа физического, умственного, социального благополучия. Насколько легко и
быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не
столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы у него были
сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации (умение осознавать
требования учителя и соответствовать им; умение устанавливать межличностные отношения с
педагогами школы; умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; навыки
общения и достойного поведения с одноклассниками; навыки совместной деятельности; навыки
самостоятельного решения конфликтов мирным путем; навыки адекватной оценки собственных
возможностей и способностей и др.). Данная программа направлена на формирование этих
навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Актуальность общеразвивающей программы: большинство учащихся 5-х классов
подвержены дезадаптации (становятся невнимательными, безответственными, тревожными,
неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в
общении со сверстниками и учителями). Программа «Общение с увлечением» направлена на
создание условий для успешной адаптации пятиклассников (формирование классного
коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований;
установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими
сотрудниками школы и т.п.), повышение уровня психологической готовности детей к
обучению, познавательному развитию, общению.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми среднего школьного
возраста 10-12 лет. Наполняемость группы 8-10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, тренинг, игра, ролевая игра, рисуночная арттерапия, творческий проект и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, беседа, наблюдения, анкетирование, самостоятельные работы,
диагностические методики и др.
Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к
условиям средней школы.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,
сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
- формирование коммуникативной грамотности учащихся, заключающуюся в знании ими
функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин
конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных
характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

- обеспечение контроля знаний и умений по темам.
Развивающие:
- развитие психических процессов (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления,
воображения), познавательного интереса;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие творческих способностей – формирование рефлексивных умений;
- развитие гибкости, логичности мышления, доказательности суждений;
- развитие эстетических чувств.
Воспитательные:
- формирование гражданских качеств личности (интерес к общественной жизни, стремление
помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, общественную активность);
- формирование положительной «Я-концепции»: (умение аргументировать свою позицию,
положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские
качества, умение сопереживать);
- формирование потребности в саморегуляции (ответственность, самоконтроль,
рассудительность, тактичность, умение адаптироваться к новым условиям, умение
прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и
анализировать ее);
- формирование потребности в здоровом образе жизни (осознание своих интересов,
способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в
обществе).
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
Всего Теория Практика
9
4
5
1
1
0

№
п/п
1.
1.1

Название
раздела, темы
Я учусь общаться
Знакомство с классом. Я и моя школа.

1.2

Я учусь общаться

2

1

1

1.3

Вербальное и невербальное общение.

2

1

1

1.4

Знаю ли я себя.

2

1

1

1.5

Я и мой друг.

1

0

1

1.6

Мы разные, но похожие.

1

0

1

2.

Я учусь учиться
Учимся учиться. Как научиться
учиться?
За что ставиться оценка?
Как мы воспринимаем информацию?
Как использовать наши сильные и
слабые стороны?
Секреты нашей памяти…
Тренируем разные виды памяти.

17

8

9

1

0

1

Устный опрос

1
1

1
1

0
0

2

1

1

1

0

1

2.6

Развиваем наше мышление.

2

1

1

Устный опрос
Устный опрос
Выполнение тренинговых
заданий.
Выполнение тренинговых
заданий.
Выполнение тренинговых
заданий.

2.7

Практикум по навыкам сравнения.
Существенные и несущественные
признаки предметов.

1

0

1

2.8

Практикум по навыкам обобщения.

1

0

1

2.9

Для чего нужны планы?
Учимся планировать. Ошибки в
организации своего времени.
Готовим
правильно
домашние

1

1

0

2

1

1

2

1

1

2.1
2.2.
2.3
2.4
2.5

2.10
2.11

Формы аттестации/
контроля
Устный опрос
Выполнение тренинговых
заданий
Устный опрос.
Выполнение тренинговых
заданий.
Выполнение тренинговых
заданий. Анализ работ.
Выполнение тренинговых
заданий. Анализ работ.
Выполнение тренинговых
заданий. Анализ работ.

Выполнение тренинговых
заданий.
Выполнение тренинговых
заданий.
Устный опрос
Самостоятельная работа.
Анализ работ.
Самостоятельная работа.

2

0

2

3
3.1

задания!
Необычный урок – зачет. Репетиция
правильных ответов.
Я учусь отдыхать
Наука отдыха.

5
1

3
1

2
0

3.2

Мой режим дня.

1

0

1

3.3

Правила здорового сна.

1

1

0

3.4

Я выбираю здоровье.

1

0

1

1

1

0

6

2

4

1

1

0

Устный опрос

1

1

0

Устный опрос
Выполнение тренинговых
заданий.
Выполнение тренинговых
заданий.
Выполнение совместной
работы. Рефлексия.

2.12

4.2

Основные принципы здорового образа
жизни.
Я учусь нести ответственность за
все, что со мной происходит
Как готовиться к контрольным
работам.
Как достичь цели.

4.3

Я и мои привычки

1

0

1

4.4

Я учусь говорить «нет» и отстаивать
свое мнение.

1

0

1

4.5

Успехов тебе!

2

0

2

3.5
4
4.1

Анализ работ.
Самостоятельная работа.
Анализ работ.
Устный опрос
Самостоятельная работа.
Анализ работ.
Устный опрос
Самостоятельная работа.
Анализ работ.
Устный опрос

Содержание учебного плана
1. Я учусь общаться

1.1. Знакомство с классом. Я и моя школа.
Теория: школьный этикет; общие правила поведения в школе; правила поведения в школьной
столовой; правила поведения в библиотеке; правила поведения на школьном дворе и др.
1.2. Я учусь общаться
Теория: правила успешного общения; приемы слушания; преимущества активного слушания;
как говорить, чтобы тебя слушали.
Практика: упражнения «Прошепчи имя», «Дискуссия-принятие правил», «Дотронься до...»,
«Блиц-опрос», «Активное слушание», «Слушаем тишину».
1.3. Вербальное и невербальное общение.
Теория:
вербальное
общение;
невербальное
общение;
паралингвистические,
экстралингвистические, кинестетические, проксемические средства.
Практика: упражнения «Эмоциональное знакомство», «Почувствуй пространство», «Круг с
поддержкой», «Снятие зажима», «Мимические маски», «Передача эмоций», «Вырази эмоцию»,
«Тренировка мимики».
1.4. Знаю ли я себя.
Теория: самопознания личности; самооценка; темперамент; положительные и отрицательные
качества личности.
Практика: упражнение «Улыбка», Тренинг «Какой Я?», Диагностика уровня притязаний и
самооценки, Тренинг «Ваш характер».
1.5. Я и мой друг.
Практика: упражнения «Пять добрых слов», «Карандаши», «Счёт до десяти», «Найди конец
пословицы», Плакат «Дружба».
1.6. Мы разные, но похожие.
Практика: упражнения «Салфетка», «3 слова о себе», «Мы с тобой похожи тем, что...», «Трям
- здравствуй», «Отправлять в …». «Посмотри на хорошего человека», «Уровень счастья».
2. Я учусь учиться
2.1. Учимся учиться. Как научиться учиться?
Теория: как грамотно распорядиться временем; как научиться учиться; техники ускоренного
обучения.
Практика: Упражнения для мозга.
2.2. За что ставиться оценка?
Теория: система оценок, форма, порядке и периодичности аттестации в школе.

2.3. Как мы воспринимаем информацию?
Теория: наши органы чувств.
2.4. Как использовать наши сильные и слабые стороны?
Теория: навыки самоанализа и самовыражения; слабые и сильные стороны личности
участников общения.
Практика: упражнения «На что похоже мое настроение», «Без маски», «Мои сильные стороны»,
«Какой он?», «Мои слабые стороны», «Рисунок себя».
2.5. Секреты нашей памяти…
Тренируем разные виды памяти.
Практика: Упражнение-тест «Насколько вы внимательны?», Упражнения «Пишущая машинка»
«Сверхвнимание», «Тезисный план к тексту».
2.6. Развиваем наше мышление.
Теория: мышление - позновательная деятельность человека.
Практика: упражнения гимнастика для мозга, «Изобретатель», «Путешествие Гулливера»,
«Стоп кадр», «Активные буквы», «Полезные советы».
2.7. Практикум по навыкам сравнения. Существенные и несущественные признаки предметов.
Практика: упражнения «На свете всё на всё похоже», «Ставим цели», составление памяткиопоры «Как правильно сравнивать?».
2.8. Практикум по навыкам обобщения.
Практика: упражнения «Смысловой ряд», « Доскажи словечко», «Кто без чего не обойдется?» и
др.
2.9 Для чего нужны планы?
Теория: план; планирование; функции планирования; методики и принципы планирования.
2.10. Учимся планировать. Ошибки в организации своего времени.
Теория: виды планирования; организация личного времени.
Практика: упражнения на персональное ощущение времени, «Пирог времени», «Поглотители
времени», «Мои жизненные цели».
2.11. Готовим правильно домашние задания!
Теория: правила и нормы выполнения домашних заданий.
Практика: составление индивидуальной памятки «Как готовить домашние здания».
2.12 Необычный урок – зачет. Репетиция правильных ответов.
Практика: урок-зачет по темам раздела «Я учусь учиться».
3. Я учусь отдыхать.
3.1. Наука отдыха.
Теория: физиология и психология труда; научная организация труда; труд учащихся школы.
3.2. Мой режим дня.
Практика: составление индивидуального режима дня (плакат, буклет, памятка и др.)
3.3. Правила здорового сна.
Теория: физиология сна; функции сна; гигиена сна; сновидения.
3.4. Я выбираю здоровье.
Практика: создание и презентация индивидуального проекта «Я выбираю здоровье».
3.5. Основные принципы здорового образа жизни.
теория: здоровье человека и факторы его определяющие; требования к организации здорового
образа жизни.
4. Я учусь нести ответственность за все, что со мной происходит.
4.1. Как готовиться к контрольным работам.
Теория: зачем нужна подготовка к контрольной работе; как правильно подготовиться к
контрольной работе; как быстро подготовиться к контрольной работе; что делать, если не
подготовился к контрольной работе.
4.2. Как достичь цели.
Теория: временные рамки; приоритеты; саморазвитие; результат; план.
4.3. Я и мои привычки
Практика: тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»; упражнения «Орешек», «Совет друга»,
«Мнения», «Уговор», «Вредная привычка».
4.4. Я учусь говорить «нет» и отстаивать свое мнение.

Практика: игра «Да или нет», упражнение «Знакомство со способами давления и формами
отказа», составление правил отказа (памятки, буклеты).
4.5. Успехов тебе! Практика: игра «Дух группы», игра «Круг доверия», игра «Сочиняем
вместе», подводим итоги программы - рефлексия.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- применять установленные правила для решения задач;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- анализ, передача, применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности;
- приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков
эффективного общения;
- освоение норм и правил повседневного общения и поведения,
- способность применять правила повседневного общения и поведения для эффективного
общения;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления норм коммуникативного
поведения,
- готовность применять правила этикета поведения и общения;
- уметь развернуто высказываться, применяя речевые формулы и речевые образцы.

Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение:
кабинет
(оснащенный
компьютером,
мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками); канцелярские товары (ватман,
краски, карандаши, маркеры, клей, ножницы и др.); магнитная доска.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе.- М.:
Генезис, 2013
- «Культура общения. 5 класс. Этикет и речевой этикет». Авторы Е.И. Грищук, Л.Д. Мудрова,
И.А. Стернин, Воронеж, 2014
-Методическое пособие для учителя«Культура общения. 5 класс. Книга для учителя. Выпуски IIV». Авторы Л.Д. Мудрова, Г.В.Горячева, Е.Ю. Лазуренко, И.А. Стернин. Под общей редакцией
И.А. Стернина. Воронеж, 2014
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Барыльник С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным
интеллектом с учетом гендерных особенностей [Электронный ресурс] / С. Н. Барыльник //
Молодой ученый. 2016. №6. URL https://moluch.ru/archive/110/27028// (дата обращения:
27.01.2018)
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.
3. Большая энциклопедия психологических тестов / под общ. ред. А. А. Карелина. - М.: Эксмо,
2005. – 416 с.
4. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и
реабилитации / Н. В. Вострокнутов // Школьный психолог. - № 1. – С. 8 – 11

5. Долгова В. И, Барышникова Е.В., Сергиенко А. Ю. Изучение ситуативной тревожности у
пятиклассников/ В.И Долгова и др. // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 6
(136). - С. 226-231
6. Прихожан А.М. Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у
детей 10-12 лет // Руководство практического психолога. Психологические программы развития
личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Академия, 2015.
7. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. — М.:
Генезис, 2013.
8. Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт Обучение жизненно важным навыкам в
школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н. П. Майоровой. – СПб.
: Издательство «Образование - Культура», 2002.
9. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь; Институт
тренинга,2001
10. Самоукина Н. Игры, в которые играют … - Дубна: Феникс, 1997
11. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое
пособие / Пер. с нем 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.:
Генезис, 2003. – 122 с.
2. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы):
система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград:
Учитель, 2015. – 238 с.
3. Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при
переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое
сентября". - 2003. - №41.
4. Прихожан А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические
аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете
"Первое сентября". - 2002. - №12.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».