муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директора школы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экологическая азбука» (программа реализуется на базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста») Возраст учащихся: 6,6 - 11 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Костылева Светлана Фаниловна, учитель начальных классов Пояснительная записка Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социальнокультурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми младшего школьного возраста 6,6 – 11 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности). Перечень видов занятий: ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня и др. Цель программы: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в экологической области, формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, развитие логического мышления. Задачи программы: Обучающие: - формировать знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; - формировать осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности; - формировать экологически ценностных ориентации в деятельности детей. Развивающие: - развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; - развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы; - развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды; - развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. Воспитательные: - воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни; - воспитать чувство ответственности; - научить детей работать в коллективе; - воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками; - воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Количество часов № Название п/п Всего Теория Практика Формы аттестации/ раздела, темы контроля 1. 2 1 1 Введение Практическая работа Вводное занятие. Правила «Путешествие в мир 1.1. поведения в кабинете. Что такое 2 1 1 животных». Игра Экология? «Поле чудес» 2. 21 10 11 Дикие животные Знакомство с 2.1. Заяц - «Длинное ухо» 0,5 0,5 1 народными приметами и пословицами. Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа Лисица. «Лиса Патрикеевна» 2.2. 0,5 0,5 1 по содержанию рассказа. Работа в группах 2.3. Серый хищник - волк 0,5 0,5 1 «Раскрась» Беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами 2.4. Хозяин леса - медведь 0,5 0,5 1 и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Работа в группах – 2.5. Любознательный зверёк-белка 0,5 0,5 1 «Собери мозаику» Творческая работа 2.6. Куница - охотник на белок 0,5 0,5 1 «Придумай загадку» Работа в группах 2.7. Лесной красавец - лось 0,5 0,5 1 панно «Лесной красавец» Игра: «В гости к ёжику с подарком». 2.8. Сердитый недотрога - ёж 0,5 0,5 1 Творческая работа «Вылепи ёжика» 2.9. Подземный житель – крот 0,5 0,5 1 Игра: «Поле чудес» Работа в группах 2.10. Всеядное животное — барсук 0,5 0,5 1 «Собери мозаику» Работа над 2.11. Бобр-строитель 1 1 2 скороговорками народными приметами. Работа над словесным 0,5 0,5 2.12. Запасливый бурундук 1 описанием, беседа. Кабан - дикий родственник Конкурс «Кто? Где ? 0,5 0,5 2.13. 1 домашней свиньи Когда?». 2.14. Мышка-норушка 1 0,5 0,5 2.15. Рысь - родственник кошки 1 0,5 0,5 2.16. Соболь - «дорогой» зверёк 1 0,5 0,5 2.17. Тигр - самая большая кошка на Земле 1 0,5 0,5 2.18. Косуля - самый европейский олень 1 0,5 0,5 2 0,5 1,5 14 7 7 маленький Обобщающие занятие о диких 2.19. животных «Знай животных своего края» 3. Пернатые жители 3.1. Воробей - самая распространённая птица на Земле 1 0,5 0,5 3.2. Ворона - «интеллектуальная» птица 1 0,5 0,5 3.3. Ворон - красивая, умная птица 1 0,5 0,5 3.4. Сорока-белобока сплетница» 1 0,5 0,5 - «лесная 3.5. «Лесной доктор» - дятел 1 0,5 0,5 3.6. Соловей - «великий маэстро» 1 0,5 0,5 3.7. Галка - городская птица 1 0,5 0,5 3.8. Загадочная птица - кукушка 1 0,5 0,5 3.9. «Пернатая кошка» - сова 1 0,5 0,5 3.10. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России 1 0,5 0,5 3.11. Наш добрый сосед - скворец 1 0,5 0,5 3.12. «Золотая птица» — иволга 1 0,5 0,5 Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». Рисование домашней кошки или рыси. Игра «Эти забавные животные». Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Работа в группах «Рисование вороны» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка» Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Работа в группах «Собираем мозаику». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» Рисование птиц с яркими клювами. Чтение стихотворения «Скворец». Игра «птичьи расцветки». 3.13. Обобщающее занятие о птицах 2 1 1 Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок». Содержание учебного плана 1. Введение. 1.1. Вводное занятие. Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. Что такое Экология? Игра «Поле чудес». Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес» 2. Дикие животные. 2.1. Заяц - «Длинное ухо» Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «Знакомство с народными приметами и пословицами». 2.2. Лисица. «Лиса Патрикеевна». Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. 2.3.Серый хищник – волк. Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке, чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах «Раскрась». 2.4. Хозяин леса – медведь. Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». 2.5. Любознательный зверёк – белка. Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка». Работа в группах – «Собери мозаику». 2.6. Куница - охотник на белок. Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку. 2.7. Лесной красавец – лось. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец». 2.8. Сердитый недотрога – ёж. Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика». 2.9. Подземный житель – крот. Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес». 2.10. Всеядное животное — барсук. Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику». 2.11. Бобр-строитель. Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. 2.12. Запасливый бурундук. Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа. 2.13. Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто? Где? Когда?». 2.14. Мышка-норушка. Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». 2.15. Рысь - родственник кошки. Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси. 2.16. Соболь - «дорогой» зверёк. Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». 2.17. Тигр - самая большая кошка на Земле. Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. 2.18. Косуля - самый маленький европейский олень. Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». 2.19. Обобщающий урок о диких животных. Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. 3. Пернатые жители. 3.1. Воробей - самая распространённая птица на Земле. Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» 3.2. Ворона - «интеллектуальная» птица. Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. 3.3. Ворон - красивая, умная птица. Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона». 3.4. Сорока - белобока - «лесная сплетница». Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка». 3.5. «Лесной доктор» - дятел. Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». 3.6. Соловей - «великий маэстро». Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». 3.7. Галка - городская птица. Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». 3.8. Загадочная птица - кукушка. Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». 3.9. «Пернатая кошка» - сова. Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» 3.10. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. 3.11. Наш добрый сосед - скворец. Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари». Чтение стихотворения «Скворец». 3.12. «Золотая птица» — иволга. Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки». 3.13. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок». Планируемые результаты Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; - применять установленные правила для решения задач; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; - составлять план и последовательность действий; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия - использовать общие приёмы решения задач; - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - осуществлять смысловое чтение; - моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); - запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - применение и представление информации; - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). Коммуникативные универсальные учебные действия - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы. Личностные результаты: - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; - уважительное отношение к иному мнению; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Предметные результаты: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; - ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); - составлять экологические модели, трофические цепи; - доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; - заботиться о здоровом образе жизни; - заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); - улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); - осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; - наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: кабинет, оснащённый ученическими столами и стульями по количеству учащихся, учительским столом, шкафами для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Методические материалы: - Окружающий мир 1 – 4 классы. Компания «Кирилл и Мефодий»; - Прикладная программа Paint (графический редактор); - Текстовой редактор Блокнот, Microsoft Word; - Прикладная программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление экологических знаний решения изучаемой темы; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 2. Андриянов А. П. Опять черемуха в цвету…: формирование экологической культуры с помощью поэтических произведений // Начальная школа. – 2010. - N 5. - С. 32-35; 3. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2013. - N 12. - С. 33-35; 4. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТПРЕСС, 2001 5. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников: кружковая работа // Начальная школа. – 2013. - N 5. - С. 64-75. 6. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003. - N 12. - С. 52-58: ил. 7. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2012. - N 12. - С. 13-15. 8. Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. - 2009. - N 2. - С. 85-86. 9. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22. 10. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. – 2013. - N 3. - С. 52-55 11. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9. - С. 25-28. 12. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. – 1999. - N 5. - С. 45-51. 13. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info 14. Образовательный портал «Ucheba.com»: www.uroki.ru Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. 2. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989. 3. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998. 4. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. 5. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. 6. Образовательный портал «Ucheba.com»: www.uroki.ru 7. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info