РП Экологическая азбука (1-4 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Экологическая азбука»
(программа реализуется на базе центра образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»)
Возраст учащихся: 6,6 - 11 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Костылева Светлана Фаниловна, учитель начальных классов

Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социальнокультурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение
экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии
личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России,
ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования
и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования
населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния
практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости
совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из
приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной
гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения,
программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших
школьников.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми младшего
школьного возраста 6,6 – 11 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и
практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных
материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков,
театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями,
гербаризация, составление памяток.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные
работы, участие в конкурсах различного уровня и др.
Цель программы: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через
обучение начальным знаниям в экологической области, формирование и развитие
экологически сообразного поведения у младших школьников, развитие логического
мышления.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве
неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы,
общества и человека;
- формировать осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе
и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формировать экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
Развивающие:
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых
суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем,
восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от
поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления
к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного
окружения.
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- воспитать чувство ответственности;
- научить детей работать в коллективе;
- воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
№
Название
п/п
Всего
Теория Практика Формы аттестации/
раздела, темы
контроля
1.
2
1
1
Введение
Практическая работа
Вводное занятие. Правила
«Путешествие в мир
1.1. поведения в кабинете. Что такое
2
1
1
животных». Игра
Экология?
«Поле чудес»
2.
21
10
11
Дикие животные
Знакомство с
2.1. Заяц - «Длинное ухо»
0,5
0,5
1
народными приметами
и пословицами.
Чтение рассказа В.
Зотова «Лиса», работа
Лисица.
«Лиса
Патрикеевна»
2.2.
0,5
0,5
1
по содержанию
рассказа.
Работа в группах 2.3. Серый хищник - волк
0,5
0,5
1
«Раскрась»
Беседа по содержанию
рассказа, знакомство с
народными приметами
2.4. Хозяин леса - медведь
0,5
0,5
1
и пословицами.
Составление портрета
«Бурый медведь».
Работа в группах –
2.5. Любознательный зверёк-белка
0,5
0,5
1
«Собери мозаику»
Творческая работа
2.6. Куница - охотник на белок
0,5
0,5
1
«Придумай загадку»
Работа в группах 2.7. Лесной красавец - лось
0,5
0,5
1
панно «Лесной
красавец»
Игра: «В гости к
ёжику с подарком».
2.8. Сердитый недотрога - ёж
0,5
0,5
1
Творческая работа
«Вылепи ёжика»
2.9. Подземный житель – крот
0,5
0,5
1
Игра: «Поле чудес»
Работа в группах
2.10. Всеядное животное — барсук
0,5
0,5
1
«Собери мозаику»
Работа над
2.11. Бобр-строитель
1
1
2
скороговорками
народными приметами.
Работа над словесным
0,5
0,5
2.12. Запасливый бурундук
1
описанием, беседа.
Кабан - дикий родственник
Конкурс «Кто? Где ?
0,5
0,5
2.13.
1
домашней свиньи
Когда?».

2.14. Мышка-норушка

1

0,5

0,5

2.15. Рысь - родственник кошки

1

0,5

0,5

2.16. Соболь - «дорогой» зверёк

1

0,5

0,5

2.17.

Тигр - самая большая кошка на
Земле

1

0,5

0,5

2.18.

Косуля - самый
европейский олень

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

14

7

7

маленький

Обобщающие занятие о диких
2.19. животных «Знай животных
своего края»
3.

Пернатые жители

3.1.

Воробей - самая распространённая птица на Земле

1

0,5

0,5

3.2.

Ворона - «интеллектуальная»
птица

1

0,5

0,5

3.3.

Ворон - красивая, умная птица

1

0,5

0,5

3.4.

Сорока-белобока
сплетница»

1

0,5

0,5

-

«лесная

3.5.

«Лесной доктор» - дятел

1

0,5

0,5

3.6.

Соловей - «великий маэстро»

1

0,5

0,5

3.7.

Галка - городская птица

1

0,5

0,5

3.8.

Загадочная птица - кукушка

1

0,5

0,5

3.9.

«Пернатая кошка» - сова

1

0,5

0,5

3.10.

«Сестрицы-синицы» - самые
полезные птички России

1

0,5

0,5

3.11. Наш добрый сосед - скворец

1

0,5

0,5

3.12. «Золотая птица» — иволга

1

0,5

0,5

Чтение рассказа В.
Зотова «Мышь» или
«Полёвка»,
разучивание
стихотворения
«Вышли мышки как-то
раз», сценка
«Теремок».
Рисование домашней
кошки или рыси.
Игра «Эти забавные
животные».
Чтение рассказа
В.Зотова «Тигр».
Составление портрета.
Игра «Мордочка, хвост
и четыре ноги».
Викторина «Эти
забавные животные»,
чтение стихов о
животных
Чтение и анализ
стихотворения «Где
обедал воробей?»
Чтение и анализ
рассказа В.Зотова
«Ворона». Составление
портрета.
Работа в группах
«Рисование вороны»
Чтение стихотворения
«Сорока - Трещётка»
Чтение и анализ
рассказа В. Зотова
«Дятел».
Чтение и анализ
рассказа В. Зотова
«Соловей».
Работа в группах
«Собираем мозаику».
Работа над народными
приметами и
поговорками. Беседа
«Гнёзда и птенцы».
Работа над народными
приметами. Игра «Кто
и что ест?»
Рисование птиц с
яркими клювами.
Чтение стихотворения
«Скворец».
Игра «птичьи

расцветки».

3.13.

Обобщающее занятие о птицах

2

1

1

Рассказ – беседа «О
чём поют птицы.
Разгадывание загадок и
ребусов. Игра –
соревнование «Знатоки
птиц». Конкурс
«Назови всех птиц на
картинке». Пропеть
отрывок из песни о
птицах. Конкурс «Кто
так поёт?». Конкурс
«Почему их так зовут?
Конкурс «Знатоки
сказок».

Содержание учебного плана

1. Введение.
1.1. Вводное занятие. Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. Что такое
Экология? Игра «Поле чудес».
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических
работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
2. Дикие животные.
2.1. Заяц - «Длинное ухо»
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова
«Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «Знакомство с
народными приметами и пословицами».
2.2. Лисица. «Лиса Патрикеевна».
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном
творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию
рассказа.
2.3.Серый хищник – волк.
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке, чтение рассказа В.Зотова «Волк»,
работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах «Раскрась».
2.4. Хозяин леса – медведь.
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова
«Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и
пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
2.5. Любознательный зверёк – белка.
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова
«Белка». Работа в группах – «Собери мозаику».
2.6. Куница - охотник на белок.
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда.
Творческая работа «Придумай загадку.
2.7. Лесной красавец – лось.
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа
по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец».
2.8. Сердитый недотрога – ёж.
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к
ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».
2.9. Подземный житель – крот.

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра:
«Поле чудес».
2.10. Всеядное животное — барсук.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о
барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери
мозаику».
2.11. Бобр-строитель.
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение
рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
2.12. Запасливый бурундук.
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение
рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
2.13. Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан».
Конкурс «Кто? Где? Когда?».
2.14. Мышка-норушка.
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа
В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз»,
сценка «Теремок».
2.15. Рысь - родственник кошки.
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой
России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование
домашней кошки или рыси.
2.16. Соболь - «дорогой» зверёк.
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В.
Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
2.17. Тигр - самая большая кошка на Земле.
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма
звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
2.18. Косуля - самый маленький европейский олень.
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки
«Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
2.19. Обобщающий урок о диких животных.
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?»
Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
3. Пернатые жители.
3.1. Воробей - самая распространённая птица на Земле.
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные
приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
3.2. Ворона - «интеллектуальная» птица.
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова
«Ворона». Составление портрета.
3.3. Ворон - красивая, умная птица.
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Ворон». Работа в группах «Рисование ворона».
3.4. Сорока - белобока - «лесная сплетница».
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа
В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка».
3.5. «Лесной доктор» - дятел.
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,
работа над скороговорками
пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
3.6. Соловей - «великий маэстро».
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на
птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

3.7. Галка - городская птица.
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы.
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
3.8. Загадочная птица - кукушка.
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами
и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
3.9. «Пернатая кошка» - сова.
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и
анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
3.10. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России.
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Синица». Работа над
пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения
«Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
3.11. Наш добрый сосед - скворец.
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.
Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари». Чтение стихотворения «Скворец».
3.12. «Золотая птица» — иволга.
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
3.13. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование
«Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах.
Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- применять установленные правила для решения задач;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять смысловое чтение;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с
целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах
(текст, рисунок, таблица, схема);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное
окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет, оснащённый ученическими столами и
стульями по количеству учащихся, учительским столом, шкафами для хранения учебных
пособий, дидактических материалов и пр., мультимедийным проектором, сканером, принтером,
колонками.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- Окружающий мир 1 – 4 классы. Компания «Кирилл и Мефодий»;
- Прикладная программа Paint (графический редактор);
- Текстовой редактор Блокнот, Microsoft Word;
- Прикладная программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;

- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
экологических знаний решения изучаемой темы;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В.
Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331
2. Андриянов А. П. Опять черемуха в цвету…: формирование экологической культуры с
помощью поэтических произведений // Начальная школа. – 2010. - N 5. - С. 32-35;
3. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под
открытым небом // Начальная школа. – 2013. - N 12. - С. 33-35;
4. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТПРЕСС, 2001
5. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников: кружковая работа //
Начальная школа. – 2013. - N 5. - С. 64-75.
6. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание.
– 2003. - N 12. - С. 52-58: ил.
7. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний
у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование.
– 2012. - N 12. - С. 13-15.
8. Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. - 2009. - N 2. - С. 85-86.
9. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная
школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
10. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников //
Начальная школа. – 2013. - N 3. - С. 52-55
11. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" //
Начальная школа. – 2007. - N 9. - С. 25-28.
12. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная
школа. – 1999. - N 5. - С. 45-51.
13. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info
14. Образовательный портал «Ucheba.com»: www.uroki.ru
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
2. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
3. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
4. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

5. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
6. Образовательный портал «Ucheba.com»: www.uroki.ru
7. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».