РП Школьный театр (1-4 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директорашколы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Школьный театр»

Возраст учащихся: 6,6-11 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Шмакова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов

Пояснительная записка
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой
профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием,
способность работать в условиях кросс-культурности, творчество и креативность, способность
к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных
в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.
Программа «Школьный театр» обеспечивает удовлетворение индивидуальных
потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых детей.
В младшем школьном возрасте интерес ребенка достаточно неустойчив. Наиболее
интересны для ученика младшего класса такие предметы как рисование, лепка, музыка. В этом
возрасте дети являются в большей степени индивидуалистами, достаточно эгоцентричными.
Ощущение коллектива и командности придет позже. На этапе учебы закладываются дружеские
взаимоотношения с одноклассниками, но оценочное суждение о друге связано прежде всего с
оценочным суждением учителя о личностных качествах ученика.
В младшем возрасте школьники острее переживают личные неудачи, замечания от
учителя в присутствии других детей. Начинает проявляться потребность ребенка во внимании,
уважении. Способность делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся
младших классов. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок будет
чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок оказывается перед
выбором: быть как все, принадлежать к большинству или быть лучшим, получать похвалу.
Важно понимать, что именно творческое развитие личности школьника этого возраста поможет
ребенку справиться с колоссальной психологической нагрузкой. Занятия в школьном театре
помогут ребенку сформировать основы, необходимые для его комфортного существования:
усидчивость, волевой интеллект, эмпатия, нацеленность на результат.
В работе над театральной деятельностью с детьми начальных классов необходимо уделять
особое внимание адаптации упражнений под возрастную категорию младших школьников,
контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно следить за темпо-ритмом
занятия. В этом возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше на
каждом занятии предлагать новые упражнения или игры, а через какое-то время можно
повторить уже изученные. Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и
школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании
ответственного отношения обучающихся к занятиям.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу
междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от
простого к сложному».
Театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят быть
неповторимыми. Они любят перевоплощаться, превращаться, играя друг с другом. В этом
актерская игра схожа с поведением детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают
способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный
интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической
адаптации ребенка в коллективе, тем самым создаются условия для успешной социализации
личности. Важно получать удовольствие от творческого процесса, чтобы на занятиях было
интересно, тогда придет и личностное развитие, и творческий рост ребёнка.
Объединение «Школьный театр»-это совершенно иная форма организации учебной
деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит
сам. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя
парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и
руководителя, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствует развитию индивидуальности ученика.
Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания о театре, как виде
искусства, показать основные приемы работы со словом и текстом, расширить кругозор знаний
о культуре общения и поведения.

Актуальность общеразвивающей программы: с появлением и развитием компьютерных
технологий, особенно благодаря динамичной кибер эволюции всемирной глобальной сети
Интернет, современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы
социализации человека. При всей кажущейся яркости и занимательности новейших
компьютерных технологий, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается
пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех
психо-эмоциональных центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и работу
активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей творческой
деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в игровой форме.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в
современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная
деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и
самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством
снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников.
Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и
актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир
ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями
театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественно воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности
к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а
главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации
ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми возраста 6,6-11 лет.
Наполняемость группы 10-25человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: очная, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, наблюдение, просмотр спектакля, миниспектакли,
этюды, проигрывание ситуаций, тренинги и упражнения, просмотр и анализ, рефлексия.
Перечень форм: устные опросы, беседа, наблюдения, творческий отчет, показ
инсценировок, театральных миниатюр, мини-спектаклей, проведение школьных мероприятий,
игра; музыкально-театральные миниатюры; тест.
Цель программы: приобщение детей младшего школьного возраста к искусству театра,
развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основам сценического действия;
- познакомить с основным языком театрального искусства;
- познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности;
- дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины;
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу,образное мышление;
- научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за
общее дело;
- воспитывать культуру поведения в театре;
- формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска
собственных решений в создании художественного образа;
- содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса,

- содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии,
толерантности.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

Название
раздела, темы
Азбука театра.
Права и обязанности кружковцев.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Театр вокруг нас. Актер – главное
«чудо» театра.
Элементы
внешней
и
внутренней техники актера.
Элементы внешней и внутренней
техники актера.
Формирование
навыка
творческой мобилизации. Память
физических действий.
Перевоплощение. Превращение.
Пространство.
Звучание.
Сценическое движение.
Сценическая
речь.
Развитие
речевого аппарата.
Распределение
звука
в
сценическом пространстве.
Промежуточная
обучающихся.

аттестация

Этика творчества.
Словесное действие.
Художественное слово.
Постановка миниспектакля
Театр – экспромт.
Коллективная особенность
театра.
Выразительные средства театра.
Мы – зрители. Итоговая
аттестация.
Всего за год:

Количество часов
Всего Теория Практика
3
2
1
1

1

0

2

1

1

17

4

13

1

1

0

2

0

2

4
1
1
3

1
0
0
1

3
1
1
2

2

1

1

1

0

1

2

0

2

17

5

12

2
1
4
3
2

0
0
1
1
1

2
1
3
2
1

2
3

1
1

1
2

37

11

26

Формы аттестации/
контроля
Устный опрос.
Беседа;
выполнение
творческих
заданий.

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий.

Игра; музыкальнотеатральные
миниатюры; тест.

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

Показ мини - спектакля
для зрителей.

Содержание учебного плана
1. Азбука театра.
1.1. Права и обязанности кружковцев. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство с группой. Права и обязанности кружковцев. Знакомство с правилами
поведения в кружке, с техникой безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей,
поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности.
1.2. Театр вокруг нас. Актер – главное «чудо» театра.
Теория: Введение в программу. Знакомство с программой кружка, основные моменты. Беседа
на тему «Что мы знаем о театре?» Краткое содержание тем программы. Презентация о
театральной жизни. Театр как вид искусства.
Практика: Театр вокруг нас. Путешествие по театральным картинкам и программкам. Ролевая
игра «Мы идем в театр». Импровизация «Кто какую роль играет в жизни». Актер – главное
«чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?» О профессии актера и его

способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же по-разному».
2. Элементы внешней и внутренней техники актера.
2.1. Элементы внешней и внутренней техники актера.
Теория: Понятия внешняя и внутренняя техника актера, из каких элементов состоит.
2.2. Формирование навыка творческой мобилизации. Память физических действий.
Практика: упражнения на развитие зрительного внимания «Повтори позу»,
«Зеркало», «Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Круг» и т.д. Упражнения на
развитие слухового внимания и других сенсорных умений «Послушаем тишину», «Воробейворона», «Летает- не летает», «Узнай товарища», «Увидеть пальцами», «Цветочный магазин»,
«Душ», «Кондитерская» и т.д. Правильное распределение внимания и мускульных напряжений
в процессе работы с
воображаемыми
предметами. Где глаза? Какая мускулатура
работает. Индивидуальные задания на память физических действий. Игра «Где мы были, мы не
скажем, а что делали - покажем».
2.3. Перевоплощение. Превращение.
Теория: Формирование первоначального представления о перевоплощении.
Практика: Выполнение этюдов через пластические характеристики растительного мира: этюды
«Я – дерево, цветок, травинка, листик на ветру» и т.п.
Упражнения «Превращение предмета», «Превратился сам», «Действие – подражание».
2.4. Пространство.
Практика: Сочинение и исполнение этюдов «Я в море», «Я в дремучем лесу»,
«Я в горах», «Я в пустыне». Упражнение «Эхо». Упражнения на звукоподражание.
2.5. Звучание.
Практика: Выполнение упражнений на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских
волн, вой ветра и т.д. Голоса птиц, кошек, собак, лошадей, коров и т.д. Голос медведя, тигра,
волка. Разговор обезьян. Жужжание мух, комара, пчел, кваканье лягушек и т.д. Этюд «Птичий
переполох».
2.6. Сценическое движение.
Теория: Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела.
Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело
человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения.
Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия: точки зала (сцены); круг, колонна, линия (шеренга); темпы: быстро, медленно,
умеренно. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических
образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника
безопасности.
Практика: Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук
«Волна», «Подводные растения» «Деревья», «Плавники» и т.д. Упражнения на развитие умения
двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом. Выполнение упражнений на
развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве.
Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры. Например, удар теннисного
мяча в пол или бросок в руки другого ребенка, бег по залу в сочетании с активными выдоха-ми
на «пф», счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация
на музыку разного характера. Участие в играх и выполнение упражнений на развитие
пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).
Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие
пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные растения»,
«Плавники». Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на
жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Упражнения на развитие умения двигаться в
соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку,
как великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь».
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
2.7. Сценическая речь. Развитие речевого аппарата.

Теория: Основы практической работы над голосом: выразительное чтение, громкость и
отчетливость речи, дыхательная гимнастика. Как развивать артикуляционный аппарат.
Правильная работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Практика: Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение
упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки»,
«Волейбольная сетка», «Покусывание», «Лопатки – жало», «Лошадки» и т.д. Упражнения
«и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы- ббы» и т.п. Сказ о том, как была
придумана азбука ( по сказке Р.Киплинга). Знакомство с русским детским фольклором через
работу над скороговорками типа: Добры бобры идут в боры.
2.8. Распределение звука в сценическом пространстве.
Практика: Освоение пространства через звук (навык «посыла»); игры с мячом, бросание слогов
вперед-вдаль с помощью руки; произношение скороговорок шепотом с посылом на дальнее
расстояние. Упражнение «Эхо».
2.9. Промежуточная аттестация обучающихся.
Выполнение индивидуальных заданий. Игра; музыкально-театральные миниатюры; тест.
3. Этика творчества.
3.1. Словесное действие.
Практика: Формирование первоначального представления о словесном действии. Выполнение
одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, просить, приказывать,
одобрять, звать, спрашивать и т.д) Выполнение одной и той же скороговоркой
противоположных по смыслу действий (например, объяснять – переспрашивать, просить –
отказывать, упрекать – умолять, одобрять – критиковать и т.д). Овладение формой диалога:
-исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения- ответа и т.д.
Придумывание этюдов на словесное действие.
3.2. Художественное слово.
Практика: Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки
препинания, грамматические паузы, логические ударения, задачи. Подготовка чтецов.
3.3 Постановка мини - спектакля .
Теория:Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы
рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор.
Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.
Практика: Первоначальное представление о поэтапной работе над спектаклем: работа за
столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля, показ спектакля (зритель как обязательный
компонент творчества).Умение жить в режиме работы над спектаклем.
3.4. Театр-экспромт.
Теория: Что такое «экспромт»?
Практика: Разыгрывание такого вида театральных сюжетов.
3.5. Коллективная особенность театра.
Теория: Знакомство с театром как коллективным видом искусства.
Практика: Коллективные упражнения. Игры на взаимодействие. Формирование умения
работать не только на себя (свою роль), но и общую «копилку». Подчинять свои интересы
интересам коллектива.
3.6. Выразительные средства театра.
Теория: Первоначальное представление о видах и жанрах театрального творчества. Связь
театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО.
Практика: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и
характере. Выполнение этюдов с использованием различных костюмов, декораций, музыки,
танцев, реквизита. Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем,
ИЗО.
3.7. Мы – зрители.Итоговая аттестация.
Теория: Правила поведения в зрительном зале.
Практика:
Посещение, просмотр
и
обсуждение спектаклей самодеятельных и
профессиональных театров. Просмотр и обсуждение видео - спектаклей.
Итоговое занятие «Творческий отчет». Показ мини - спектакля для зрителей. Анализ своих
собственных работ и товарищей. Умение адекватно воспринимать замечания.

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
-понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
-планирование своих действий на отдельных этапах работы;
-осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
-анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога
позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
-развить интерес к театральному искусству;
-освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
-сформировать представления о театральных профессиях;
-освоить правила проведения рефлексии;
-строить логическое рассуждение и делать вывод;
-выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение);
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
-организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей.
Личностные результаты:
-умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и
правильность ее выполнения;
-приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
-стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
Предметные результаты:
-выразительно читать и правильно интонировать;
-различать произведения по жанру;
-читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
-освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
-использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
-использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
-ориентироваться в сценическом пространстве;
-выполнять простые действия на сцене;
-взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
-произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
-создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение:
кабинет
(оснащенный
компьютером,
мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками). Игрушки мягкие, мячи, маты
(коврики) для тренинга; элементы театральных (сценических) костюмов; предметы мелкого
реквизита для этюдов.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Организация
деятельности школьного театра (театральной студии, кружка, объединения) в образовательной
организации» ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном
академическом театре имени Евгения Вахтангова». Москва 2022.
- Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М., Просвещение 1995.
- Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» М., Просвещение 1995
-Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства»
М.,Искусство.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров«Я вхожу в мир искусства». – М.:
«Искусство», 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практическиезадания для
начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.Часть 1. –
М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;под редакцией П.Е.
Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. –М.:
«Просвещение», 1975;
8. Программа общеобразовательных учреждений«Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение»,
1995;
9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детскихтеатральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;

Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.Для учащихся и их родителей (законных
представителей)
2. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
3. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
4. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».