муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденной приказом директорашколы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школьный театр» Возраст учащихся: 6,6-11 лет Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Шмакова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов Пояснительная записка Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросс-культурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью. Программа «Школьный театр» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В младшем школьном возрасте интерес ребенка достаточно неустойчив. Наиболее интересны для ученика младшего класса такие предметы как рисование, лепка, музыка. В этом возрасте дети являются в большей степени индивидуалистами, достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и командности придет позже. На этапе учебы закладываются дружеские взаимоотношения с одноклассниками, но оценочное суждение о друге связано прежде всего с оценочным суждением учителя о личностных качествах ученика. В младшем возрасте школьники острее переживают личные неудачи, замечания от учителя в присутствии других детей. Начинает проявляться потребность ребенка во внимании, уважении. Способность делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся младших классов. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок будет чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок оказывается перед выбором: быть как все, принадлежать к большинству или быть лучшим, получать похвалу. Важно понимать, что именно творческое развитие личности школьника этого возраста поможет ребенку справиться с колоссальной психологической нагрузкой. Занятия в школьном театре помогут ребенку сформировать основы, необходимые для его комфортного существования: усидчивость, волевой интеллект, эмпатия, нацеленность на результат. В работе над театральной деятельностью с детьми начальных классов необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под возрастную категорию младших школьников, контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно следить за темпо-ритмом занятия. В этом возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше на каждом занятии предлагать новые упражнения или игры, а через какое-то время можно повторить уже изученные. Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям. Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к сложному». Театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят быть неповторимыми. Они любят перевоплощаться, превращаться, играя друг с другом. В этом актерская игра схожа с поведением детей. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создаются условия для успешной социализации личности. Важно получать удовольствие от творческого процесса, чтобы на занятиях было интересно, тогда придет и личностное развитие, и творческий рост ребёнка. Объединение «Школьный театр»-это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствует развитию индивидуальности ученика. Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания о театре, как виде искусства, показать основные приемы работы со словом и текстом, расширить кругозор знаний о культуре общения и поведения. Актуальность общеразвивающей программы: с появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной кибер эволюции всемирной глобальной сети Интернет, современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека. При всей кажущейся яркости и занимательности новейших компьютерных технологий, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психо-эмоциональных центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и работу активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей творческой деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в игровой форме. Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественно воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности. Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми возраста 6,6-11 лет. Наполняемость группы 10-25человек. Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю. Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровень сложности: базовый. Перечень форм обучения: очная, групповая. Перечень видов занятий: беседа, наблюдение, просмотр спектакля, миниспектакли, этюды, проигрывание ситуаций, тренинги и упражнения, просмотр и анализ, рефлексия. Перечень форм: устные опросы, беседа, наблюдения, творческий отчет, показ инсценировок, театральных миниатюр, мини-спектаклей, проведение школьных мероприятий, игра; музыкально-театральные миниатюры; тест. Цель программы: приобщение детей младшего школьного возраста к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства. Задачи программы: Обучающие: - обучить основам сценического действия; - познакомить с основным языком театрального искусства; - познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности; - дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины; Развивающие: - развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу,образное мышление; - научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; - способствовать развитию культуры речи. Воспитательные: - воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за общее дело; - воспитывать культуру поведения в театре; - формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа; - содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса, - содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Название раздела, темы Азбука театра. Права и обязанности кружковцев. Инструктаж по технике безопасности. Театр вокруг нас. Актер – главное «чудо» театра. Элементы внешней и внутренней техники актера. Элементы внешней и внутренней техники актера. Формирование навыка творческой мобилизации. Память физических действий. Перевоплощение. Превращение. Пространство. Звучание. Сценическое движение. Сценическая речь. Развитие речевого аппарата. Распределение звука в сценическом пространстве. Промежуточная обучающихся. аттестация Этика творчества. Словесное действие. Художественное слово. Постановка миниспектакля Театр – экспромт. Коллективная особенность театра. Выразительные средства театра. Мы – зрители. Итоговая аттестация. Всего за год: Количество часов Всего Теория Практика 3 2 1 1 1 0 2 1 1 17 4 13 1 1 0 2 0 2 4 1 1 3 1 0 0 1 3 1 1 2 2 1 1 1 0 1 2 0 2 17 5 12 2 1 4 3 2 0 0 1 1 1 2 1 3 2 1 2 3 1 1 1 2 37 11 26 Формы аттестации/ контроля Устный опрос. Беседа; выполнение творческих заданий. Наблюдение; выполнение творческих заданий. Игра; музыкальнотеатральные миниатюры; тест. Наблюдение; выполнение творческих заданий Показ мини - спектакля для зрителей. Содержание учебного плана 1. Азбука театра. 1.1. Права и обязанности кружковцев. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Знакомство с группой. Права и обязанности кружковцев. Знакомство с правилами поведения в кружке, с техникой безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности. 1.2. Театр вокруг нас. Актер – главное «чудо» театра. Теория: Введение в программу. Знакомство с программой кружка, основные моменты. Беседа на тему «Что мы знаем о театре?» Краткое содержание тем программы. Презентация о театральной жизни. Театр как вид искусства. Практика: Театр вокруг нас. Путешествие по театральным картинкам и программкам. Ролевая игра «Мы идем в театр». Импровизация «Кто какую роль играет в жизни». Актер – главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?» О профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же по-разному». 2. Элементы внешней и внутренней техники актера. 2.1. Элементы внешней и внутренней техники актера. Теория: Понятия внешняя и внутренняя техника актера, из каких элементов состоит. 2.2. Формирование навыка творческой мобилизации. Память физических действий. Практика: упражнения на развитие зрительного внимания «Повтори позу», «Зеркало», «Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Круг» и т.д. Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений «Послушаем тишину», «Воробейворона», «Летает- не летает», «Узнай товарища», «Увидеть пальцами», «Цветочный магазин», «Душ», «Кондитерская» и т.д. Правильное распределение внимания и мускульных напряжений в процессе работы с воображаемыми предметами. Где глаза? Какая мускулатура работает. Индивидуальные задания на память физических действий. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». 2.3. Перевоплощение. Превращение. Теория: Формирование первоначального представления о перевоплощении. Практика: Выполнение этюдов через пластические характеристики растительного мира: этюды «Я – дерево, цветок, травинка, листик на ветру» и т.п. Упражнения «Превращение предмета», «Превратился сам», «Действие – подражание». 2.4. Пространство. Практика: Сочинение и исполнение этюдов «Я в море», «Я в дремучем лесу», «Я в горах», «Я в пустыне». Упражнение «Эхо». Упражнения на звукоподражание. 2.5. Звучание. Практика: Выполнение упражнений на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра и т.д. Голоса птиц, кошек, собак, лошадей, коров и т.д. Голос медведя, тигра, волка. Разговор обезьян. Жужжание мух, комара, пчел, кваканье лягушек и т.д. Этюд «Птичий переполох». 2.6. Сценическое движение. Теория: Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения. Понятия: точки зала (сцены); круг, колонна, линия (шеренга); темпы: быстро, медленно, умеренно. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности. Практика: Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук «Волна», «Подводные растения» «Деревья», «Плавники» и т.д. Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры. Например, удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка, бег по залу в сочетании с активными выдоха-ми на «пф», счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.). Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные растения», «Плавники». Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь». Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические. 2.7. Сценическая речь. Развитие речевого аппарата. Теория: Основы практической работы над голосом: выразительное чтение, громкость и отчетливость речи, дыхательная гимнастика. Как развивать артикуляционный аппарат. Правильная работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Практика: Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание», «Лопатки – жало», «Лошадки» и т.д. Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы- ббы» и т.п. Сказ о том, как была придумана азбука ( по сказке Р.Киплинга). Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками типа: Добры бобры идут в боры. 2.8. Распределение звука в сценическом пространстве. Практика: Освоение пространства через звук (навык «посыла»); игры с мячом, бросание слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение скороговорок шепотом с посылом на дальнее расстояние. Упражнение «Эхо». 2.9. Промежуточная аттестация обучающихся. Выполнение индивидуальных заданий. Игра; музыкально-театральные миниатюры; тест. 3. Этика творчества. 3.1. Словесное действие. Практика: Формирование первоначального представления о словесном действии. Выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, просить, приказывать, одобрять, звать, спрашивать и т.д) Выполнение одной и той же скороговоркой противоположных по смыслу действий (например, объяснять – переспрашивать, просить – отказывать, упрекать – умолять, одобрять – критиковать и т.д). Овладение формой диалога: -исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения- ответа и т.д. Придумывание этюдов на словесное действие. 3.2. Художественное слово. Практика: Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения, задачи. Подготовка чтецов. 3.3 Постановка мини - спектакля . Теория:Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям. Практика: Первоначальное представление о поэтапной работе над спектаклем: работа за столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля, показ спектакля (зритель как обязательный компонент творчества).Умение жить в режиме работы над спектаклем. 3.4. Театр-экспромт. Теория: Что такое «экспромт»? Практика: Разыгрывание такого вида театральных сюжетов. 3.5. Коллективная особенность театра. Теория: Знакомство с театром как коллективным видом искусства. Практика: Коллективные упражнения. Игры на взаимодействие. Формирование умения работать не только на себя (свою роль), но и общую «копилку». Подчинять свои интересы интересам коллектива. 3.6. Выразительные средства театра. Теория: Первоначальное представление о видах и жанрах театрального творчества. Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО. Практика: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Выполнение этюдов с использованием различных костюмов, декораций, музыки, танцев, реквизита. Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО. 3.7. Мы – зрители.Итоговая аттестация. Теория: Правила поведения в зрительном зале. Практика: Посещение, просмотр и обсуждение спектаклей самодеятельных и профессиональных театров. Просмотр и обсуждение видео - спектаклей. Итоговое занятие «Творческий отчет». Показ мини - спектакля для зрителей. Анализ своих собственных работ и товарищей. Умение адекватно воспринимать замечания. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -приобретение навыков самоконтроля и самооценки; -понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; -планирование своих действий на отдельных этапах работы; -осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; -анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: -развить интерес к театральному искусству; -освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); -сформировать представления о театральных профессиях; -освоить правила проведения рефлексии; -строить логическое рассуждение и делать вывод; -выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: -организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); -соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. Личностные результаты: -умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; -приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей; -осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; -стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми. Предметные результаты: -выразительно читать и правильно интонировать; -различать произведения по жанру; -читать наизусть, правильно расставлять логические ударения; -освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи; -использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; -использовать упражнения для снятия мышечных зажимов; -ориентироваться в сценическом пространстве; -выполнять простые действия на сцене; -взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; -произвольно удерживать внимание на заданном объекте; -создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: кабинет (оснащенный компьютером, мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками). Игрушки мягкие, мячи, маты (коврики) для тренинга; элементы театральных (сценических) костюмов; предметы мелкого реквизита для этюдов. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Методические материалы: - Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Организация деятельности школьного театра (театральной студии, кружка, объединения) в образовательной организации» ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова». Москва 2022. - Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М., Просвещение 1995. - Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» М., Просвещение 1995 -Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства» М.,Искусство. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: - вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий; - текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи; - тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. Формы итоговой аттестации Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы. Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое. Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: - высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции); - средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал; - ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал. Список литературы Для педагога 1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров«Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996; 2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практическиезадания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008; 3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.Часть 1. – М.: «Маска», 2007; 4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939; 5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992; 6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. –М.: «Просвещение», 1975; 8. Программа общеобразовательных учреждений«Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995; 9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019; 10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989; 11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детскихтеатральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001; Для учащихся и их родителей (законных представителей) 1. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.Для учащихся и их родителей (законных представителей) 2. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986; 3. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990; 4. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;