РП Шахматное королевство (1-4 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально – гуманитарной направленности
«Шахматное королевство»

Возраст учащихся: 6,6-11 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Дебой Олеся Викторовна, педагог-психолог

Пояснительная записка
Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и
логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора, прекрасное средство
внесения разнообразия в досуг, ускорения развития учащегося.
Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать
мышление, научит обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает
формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
Шахматы – эффективная модель для формирования у учащегося механизма «действия в
уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.
Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой
ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в
начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным
навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать
поставленных целей.
Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у учащихся
ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитикосинтетической деятельности, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты
своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как
внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут
так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает
характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая
ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в
шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Учащийся учится соотносить мыслительные
процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания,
искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Важно использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того
огромного потенциала, который заложен от природы в каждом человеке.
Шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой все
занимаются с удовольствием.
Актуальность общеразвивающей программы: в условиях реализации новых
государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе
положительно влияют на совершенствование у детей психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом
воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой
регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность
согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в
трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и
коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми возраста 6,6-11 лет.
Наполняемость группы 10-15 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, игра.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, беседа, наблюдения, анкетирование, самостоятельные работы, и др.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,
сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
- обеспечение контроля знаний и умений по темам.
Развивающие:
- развитие психических процессов (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления,
воображения), познавательного интереса;
- развитие творческих способностей – формирование рефлексивных умений;
- развитие гибкости, логичности мышления, доказательности суждений.
Воспитательные:
- формирование гражданских качеств личности (интерес к общественной жизни, стремление
помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, общественную активность);
- формирование потребности в саморегуляции (ответственность, самоконтроль,
рассудительность, тактичность, умение адаптироваться к новым условиям, умение
прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и
анализировать ее).
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
1.1

Название
раздела, темы
Шахматная доска
Удивительные
приключения
шахматной доски. Знакомство с
шахматной доской.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1.2

Шахматные фигуры.
шахматных фигур.

1.3

Начальная расстановка
Ходы и взятие фигур.

1.4

Цель шахматной партии.

2

1

1

1.5

Горизонталь.
Диагональ.

2

1

1

1.6

Шахматная нотация. Шахматная
комбинация.

2

1

1

1.7

Игра
всеми
фигурами
начального положения

1

0

1

2.

Шахматные фигуры

12

6

6

2.1

2.2.

2.3

Ценность

Количество часов
Всего Теория Практика
13
6
7

фигур.

Вертикаль.

из

Белые и черные.
Ладья. Место ладьи в начальном
положении. Слон. Место слона в
начальном положении. Ладья
против слона.
Ферзь. Место ферзя в начальном
положении. Ферзь против ладьи и
слона.

2

1

Формы аттестации/
контроля
Устный опрос
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий.
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика

1

Устный опрос
Выполнение
практических заданий
Игровая практика

2

1

1

Выполнение
практических заданий
Игровая практика

2

1

1

Выполнение
практических заданий
Игровая практика

2.4

2.5

2.6
3

Конь. Место коня в начальном
положении. Конь против ферзя,
ладьи и слона.
Пешка. Место пешки в начальном
положении. Пешка против коня,
ферзя, ладьи и слона.
Король.
Место
короля
в
начальном положении. Король
против других фигур.
Цель шахматной партии

3.1

Шах. Защита от
ферзем, ладьей

3.2

шаха.

Шах

2

1

1

2

1

1

2

1

1

12

6

6

2

1

1

Шах слоном, конем. Шах пешкой.

2

1

1

3.3

Мат. Цель игры. Мат ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкой.

2

1

1

3.4

Ничья. Пат. Отличие пата от
мата. Варианты ничьей.

2

1

1

3.5

Рокировка. Длинная и короткая
рокировка.

2

1

1

3.6

Демонстрация коротких партий.
Шахматная партия.

2

1

1

Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Выполнение
практических заданий
Игровая практика
Викторина

Содержание учебного плана
1. Шахматная доска
1.1. Удивительные приключения шахматной доски. Знакомство с шахматной доской.
Теория: Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам.
Практика: Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения
шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых
и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнерами.
1.2. Шахматные фигуры. Ценность шахматных фигур.
Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Практика: Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в
шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».
1.3. Начальная расстановка фигур. Ходы и взятие фигур.
Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Правила хода и взятия каждой из
фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и
разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые,
ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Практика: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет»,
связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
1.4. Цель шахматной партии.
Теория: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практика: игровая практика. Решение заданий.
1.5. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.
Теория: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Практика: игровая практика. Решение заданий.

1.6. Шахматная нотация. Шахматная комбинация.
Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Достижение
мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций:
темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах,
патовые комбинации и др.).
Практика: Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая
и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью
шахматной партии или фрагмента шахматной партии). Игровая практика.
1.7 Игра всеми фигурами из начального положения.
Практика: Игровая практика (самые общие представления о том, как начинать шахматную
партию).
2. Шахматные фигуры
2.1. Белые и черные.
Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение.
Практика: Расстановка фигур перед шахматной партией.
2.2. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Слон. Место слона в начальном положении.
Ладья против слона.
Теория: Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Место слона в
начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и
одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Практика: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин
«стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона,
ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
2.3. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ферзь против ладьи и слона.
Теория: Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Практика: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против
ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
2.4. Конь. Место коня в начальном положении. Конь против ферзя, ладьи и слона.
Теория: Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Практика: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя,
конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
2.5. Пешка. Место пешки в начальном положении. Пешка против коня, ферзя, ладьи и слона.
Теория: Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Практика: Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на
уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против
коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».
2.6. Король. Место короля в начальном положении. Король против других фигур..
Теория: Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под
бой его ставить нельзя.
Практика: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против
ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки),

«Ограничение подвижности».
3. Цель шахматной партии
3.1. Шах. Защита от шаха. Шах ферзем, ладьей
Теория: Шах ферзем, ладьей. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах.
Практика: Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от
шаха».
3.2. Шах слоном, конем. Шах пешкой.
Теория: Шах слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах
Практика: Дидактическая игра «Первый шах».
3.3. Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Теория: Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход
ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы).
Практика: Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
3.4. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Теория: Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Практика: Дидактическое задание «Пат или не пат».
3.5. Рокировка. Длинная и короткая рокировка.
Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: Дидактическое задание «Рокировка».
3.6 Демонстрация коротких партий. Шахматная партия.
Теория: Повторение программного материала
Практика: Викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
- правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- правильно расставлять фигуры перед игрой; сравнивать, находить общее и различие.

- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. знать названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и её правила;
- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки, принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль,
темп, оппозиция, ключевые поля;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет (оснащенный компьютером,
мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками); комплекты шахмат;
демонстрационная доска; шахматные часы; напольный шахматный баннер с объемными
фигурами; уличные шахматы с объемными фигурами.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- Костров В. В. Шахматы в школе и дома: Учебник. 1—2 классы. — СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2018. — 256 с.: ил.
- Сухин, И. Г. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой самоучитель для
детей / И.Г. Сухин. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 160 с.: ил. – (Шахматная школа).
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление
технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
3. Петрушина, Н.М. Шахматные окончания для детей / Н.М. Петрушина. - М.: Феникс, 2014. 202 c.
4. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

5. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
6. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Фишер, Бобби Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер , Эдуард Гуфельд. - М.: Русский
шахматный дом / Russian Chess House, 2014. - 278 c.
2. Халифман, А. Дебют белыми по... (комплект из 16 книг) / А. Халифман. - М.: Гарде, 2012. - 235 c
3. Черняк, В. Г. Мы играем в шахматы / В.Г. Черняк. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 224 c
4. Шахматный информатор 44. VII-XII 1987. - М.: Sahovski Informator, 2013. - 444 c.
5. Юдович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 232 c.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».