РП Мир информатики (1-4 кл.)

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области

Приложение
к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе,
утвержденной приказом директора школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Мир информатики»
(программа реализуется на базе центра образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»)
Возраст учащихся: 6,6 - 11 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей
программы: Камельхар Анна Борисовна, учитель физики, информатики

Пояснительная записка
Самым замечательным изобретением XX века стал компьютер. В наше время компьютер
играет огромную роль в жизни человека. Но любой инструмент становится незаменимым
помощником только в том случае, если вы умеете умело им пользоваться.
Направленность общеразвивающей программы: техническая, основанная на знакомстве и
расширении знаний работы на компьютере. Направлена на формирование начальных навыков
общения с компьютером, усвоения базового уровня работы на компьютере.
Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности
учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа
ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления. На развитие навыков
работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и
клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой
компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами работы в среде
Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, а
также знакомство с графическим редактором Paint, созданием и редактированием графических
изображений. Происходит знакомство с текстовым редактором Блокнот, Microsoft Word.
Общение с компьютером оказывает существенное влияние на различные стороны
психологического развития детей. Возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно
связанных с овладением воспитанников компьютерными играми (исследование, мысленное
конструирование, сюжетная игра, творческое экспериментирование и т.д.). Владение
компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более
высокий социальный статус, значительно повышает самооценку ребёнка.
В процессе изучения основ компьютерной грамоты учащиеся начинают знакомство с
новым учебным предметом информатика, который в дальнейшем раскроет перед ними ещё
более удивительные возможности компьютера.
Данная программа ориентирована не только на освоение технологий работы в различных
информационных программных средах,
но и на развитие последовательного
(алгоритмического) мышления и творческого потенциала воспитанника.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях в компьютерном классе по
программе «Мир информатики», необходимы для продолжения образования и последующего
освоения базового курса информатики, рассчитанного на более старший возраст.
Актуальность общеразвивающей программы: современные дети должны владеть
необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как
информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование
компьютерными технологиями во всех сферах деятельности.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми младшего
школьного возраста 6,6 – 11 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 37 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе
дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные
задания, практические работы на компьютере), семинар и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные
работы, участие в конкурсах различного уровня и др.
Цель программы: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через
обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК,
освоение языка Лого, развитие логического и алгоритмического мышления.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить работать на ПК, учитывая возрастные особенности учащихся;

- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися понятий «информация» и «виды
информации»;
- формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических
задач;
- освоение среды ЛогоМиры и стандартных команд исполнителя Черепашки.
Развивающие:
- расширить кругозор учащихся в области источника получения информации;
- развить индивидуальные и творческие способности детей;
- развитие логического и алгоритмического стиля мышления.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности;
- научить детей работать в коллективе;
- воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.

Количество часов
Название
раздела, темы
Всего Теория Практика
Информация и компьютер
13
7
6
Правила поведения в кабинете.
1
1
0
Техника безопасности
Системный блок (процессор, память,
2
2
0
устройства хранения информации)
Понятие программы, файла, папки
Информация. Органы чувств как
каналы получения информации
Логика. Высказывания со словамикванторами (все, не все, никакие)
Множества,
его
элементы.
Отношения между множествами
Общение и коммуникативные игры
Работа
с
информационными
моделями на конкретных примерах
(конструирование)
Информационные технологии

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

0

1

1

0

1

24

7

17

4

1

3

Выполнение творческой
работы.
Оформление выставки
Выполнение практических
заданий на компьютере.
Анализ работ

2.2.

Текстовый редактор. Текстовая
информация.
Набор
и
редактирование текста. Правила
редактирования

3

1

2

2.3.

Просмотр Web-страниц

3

1

2

2.4.

Работа
с
мультимедийными
программными средствами

3

1

2

2.5.

Алгоритм как последовательность
действий исполнителя

2

1

1

2.6.

Алгоритмы
(линейные,
разветвляющиеся, циклические).

3

1

2

3

1

2

3

0

3

2.8.

Устный опрос.
Выполнение заданий
Выполнение практических
заданий на компьютере
Устный опрос.
Выполнение заданий
Выполнение заданий.
Анализ работ
Выполнение заданий.
Анализ работ
Выполнение заданий
Выполнение практических
заданий на компьютере.
Взаимоанализ работ

1

Графический редактор. Рисование.
Цвета. Панель инструментов

Работа
с
мультимедийными
программными средствами
Творческая
работа
(создание
открытки, красочного письма)

Устный опрос

2

2.1.

2.7.

Формы аттестации/
контроля

Выполнение практических
заданий на компьютере
Выполнение творческой
работы.
Взаимоанализ работ
Составление алгоритмов
Выполнение практических
заданий на компьютере.
Анализ работ
Выполнение творческой
работы. Презентация работ
Выполнение творческой
работы. Презентация работ

Содержание учебного плана
1. Информация и компьютер
1.1. Правила поведения в кабинете. Техника безопасности
Теория: Правила поведения в кабинете. Техника безопасности при работе за компьютером
1.2. Системный блок (процессор, память, устройства хранения информации)
Теория: Назначение компьютера. История появления компьютера. Устройство
персонального компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Периферийные
устройства: сканер, принтер. Системный блок: процессор, оперативная память, жесткий диск,
оптический диск, флеш-память
1.3. Понятие программы, файла, папки
Теория: Понятие программы, файла, папки. Назначение папки. Свойства файла и папки
Практика: Запуск программы через кнопку «Пуск». Создание, открытие, закрытие,
перемещение, копирование файла и папки. Изменение размера окна. Работа с несколькими
окнами.
1.4. Информация. Органы чувств как каналы получения информации
Теория: Информация. Органы чувств как каналы получения информации. Виды
информации. Способы представления информации
Практика: Выполнение заданий на определение видов информации (программа «Мир
информатики»)
1.5. Логика. Высказывания со словами-кванторами (все, не все, никакие)
Теория: Элементы логики: высказывание истинное и ложное. Слова кванторы
Практика: Задания на определение истинности высказывания (программа «Мир
информатики»)
1.6. Множества, его элементы. Отношения между множествами
Теория: Понятие множество. Элементы множества. Отношения между множествами
Практика: Задания на сравнения множеств. Определение общих элементов множеств
(программа «Мир информатики»)
1.7. Общение и коммуникативные игры
Практика: Выполнение заданий (программа «Мир информатики»)
1.8. Работа с информационными моделями на конкретных примерах (конструирование)
Теория: Модель
Практика: Выполнение практической работы на компьютере по созданию моделей из
геометрических фигур (программа «Мир информатики»)
2. Информационные технологии
2.1. Графический редактор. Рисование. Цвета. Панель инструментов
Теория: Графический редактор. Назначение и виды графических редакторов. Основные
элементы графического редактора Paint, понятие пиксель, команды (отменить, очистить,
масштаб и др.) расположенные в строке меню
Практика: Работа с элементами интерфейса графического редактора, использование и
настройка инструментов графического редактора Paint, создание компьютерных рисунков,
редактирование готовых компьютерных рисунков, сохранение и открытие сохранённых
рисунков, рисование с помощью клавиши Shift.
2.2. Текстовый редактор. Текстовая информация. Набор и редактирование текста. Правила
редактирования
Теория: Знакомство с текстовым процессором Microsoft Word. Назначение программы,
элементы форматирования печатных документов
Практика: Создание, редактирование и форматирование текстовых документов,
оформление текста в виде таблицы, включение в текстовый документ графических объектов.
2.3. Просмотр Web-страниц
Теория: Компьютерные сети. Интернет. Гипертекст. Web-страница. Web-сайт. Браузер
Практика: Запуск программы браузера. Просмотр Web-страниц. Поиск информации по
ключевым словам и URL-адресу
2.4. Работа с мультимедийными программными средствами

Теория: Компьютерные презентации. Слайд. Анимация
Практика: Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint
2.5. Алгоритм как последовательность действий исполнителя
Теория: Понятие алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Исполнитель алгоритма. Основные объекты интерфейса программы ЛогоМиры, технология
организации Черепашки. Программа
Практика: Знакомство с программой ЛогоМиры. Управление движением Черепашки из
поля команд
2.6. Алгоритмы (линейные, разветвляющиеся, циклические)
Теория: Виды алгоритмов. Подпрограмма
Практика: Разработка программ для черепашки из программы ЛогоМиры.
2.7. Работа с мультимедийными программными средствами
Теория: История возникновения и развития мультипликации. Технология создания
мультипликационных фильмов. Виды мультфильмов
Практика: Создание мультфильма с помощью программы конструктор мультфильмов
Мульти-Пульти
2.8. Творческая работа (создание открытки, красочного письма)
Практика: Работа с несколькими документами. Технология обмена данными
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- применять установленные правила для решения задач;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять смысловое чтение;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с
целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах
(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать

нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций
Предметные результаты:
- знать историю развития компьютерной техники и основные устройства компьютера;
- освоить основные действия работы с мышкой и клавиатурой;
- различать основные объекты рабочего стола, основные элементы компьютерного окна,
основные элементы интерфейса программы;
- уметь настраивать параметры рабочего стола;
- различать понятия папка и файл;
- выполнять основные действия с папками и файлами;
- знать понятие информация, виды информации, способы представления и передачи
информации, понятие множества, моделирование, конструирование;
- понимать назначение графического редактора, понятие пиксель, пиктограмма;
- различать понятия редактирование и форматирование;
- создавать компьютерные рисунки, редактировать и работать с фрагментами рисунка;
- выполнять логические задания;
- создавать анимации;
- набирать текст, работать с фрагментом текста;
- редактировать текст и форматировать текст;
- оформлять текст в виде таблицы;
- вставлять в текстовый документ графические объекты;
- знать понятие алгоритм, исполнитель алгоритма;
- различать виды алгоритмов;
- составлять простейшие алгоритмы;
- писать программы и подпрограммы.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютерный класс, оснащенный одиннадцатью
компьютерами, мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками, микрофоном.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
- Мир информатики 6-9 лет. Компания «Кирилл и Мефодий»;
- Мир информатики 8-11 лет. Компания «Кирилл и Мефодий»;
- Прикладная программа Paint (графический редактор);
- Текстовой редактор Блокнот, Microsoft Word;
- Прикладная программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint;
- Конструктор мультфильмов Мульти-Пульти;
- Интегрированная творческая среда ЛогоМиры.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление
пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса,
так и в форме выполнения практических заданий;

- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление

технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме
устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии
(декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится
педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие,
выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и
другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом,
чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного
материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие
достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка
(секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в
представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Мир информатики. Базовое учебное пособие для первого года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003
2. Мир информатики. Базовое учебное пособие для второго года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004
3. Мир информатики. Базовое учебное пособие для третьего года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005
4. Мир информатики: Рабочая тетрадь к учебнику для 1-го года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003
5. Мир информатики: Рабочая тетрадь к учебнику для 2-го года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004
6. Мир информатики: Рабочая тетрадь к учебнику для 3-го года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005
7. Занимательная информатика / В.Д. Паронджанов. – М.: Дрофа, 2007
8. Занимательные задачи по информатике / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2006
9. 200 занимательных задач / Д.А. Гусев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005
10. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и
др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
11. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса в 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.
Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
12. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.
Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
13. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.
Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
14. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.
Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
15. Интернет-журнал «Мир информатики»: https://infojournal.ru/mir-info/
16. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»: https://lbz.ru/
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Мир информатики. Базовое учебное пособие для первого года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003

2. Мир информатики. Базовое учебное пособие для второго года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004
3. Мир информатики. Базовое учебное пособие для третьего года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005
4. Мир информатики: Рабочая тетрадь к учебнику для 1-го года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003
5. Мир информатики: Рабочая тетрадь к учебнику для 2-го года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004
6. Мир информатики: Рабочая тетрадь к учебнику для 3-го года обучения / Под ред. А.В.
Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005
7. Занимательная информатика / В.Д. Паронджанов. – М.: Дрофа, 2007
8. Занимательные задачи по информатике / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2006
9. 200 занимательных задач / Д.А. Гусев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005
10. Интернет-журнал «Мир информатики»: https://infojournal.ru/mir-info/
11. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»: https://lbz.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».