Приложение к адаптированной основной образовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), утверждённой приказом директора Приказ № 163- ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯПРОГРАММА ПОУЧЕБНОМУПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 9 класс В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета «Биология»«Человек», где человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы. За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Овладению практическими знаниями и умениями по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений для формирования жизненных компетенций. Основными организационными формами работы на уроке биологии являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов: −объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) - метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов, самонаблюдений, описания особенностей своего состояния, самочувствия; в ходе проведения экскурсий). 1.Введение – 1час. Роль и место человека в природе. 2. Общее знакомство с организмом человека -2 часа. Строение клеток и тканей организма. Основные системы органов человека. 3. Опора и движение–10 часов. Скелет человека. Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Основные части скелета. Череп. Скелет туловища. Практическая работа «Определение правильной осанки». Кости верхних и нижних конечностей. Соединение костей. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Мышцы. Движение - важнейшая особенность живых организмов. Основные группы мышц в теле человека. Работа мышц. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. 4. Кровообращение–8 часов Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство—это почетно. 5. Дыхание – 8 часов Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для человека. 6. Питание и пищеварение-10 часов Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Органы пищеварения. Здоровые зубы - здоровое тело. Строение и значение зубов, уход, лечение. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика. Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. 7. Выделение-3 часа Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи. Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита. 9.Размножение и развитие Особенности мужского и женского организма. Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека. Система органов размножения человека. Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Рост и развитие обучающегося. Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействия инфекционных и вирусных заболеваний. Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика. 6. Покровы тела - 6 часов. Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи. Производные кожи: волосы и ногти. Закаливание организма. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви. 10. Нервная система – 4 часа. Значение и строение нервной системы. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы. Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы. 11. Органы чувств–6 часов. Значение органов чувств у животных и человека. Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса. Охрана всех органов чувств. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: правильном питании, соблюдении гигиенических правил и норм, отказа от вредных привычек; чередовании труда и отдыха, профилактических прививках; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; соблюдение санитарно-гигиенических правил, самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения температуры тела и сбора анализов; телефонов экстренных служб и лечебных учреждений; сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной части; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: готовность оказать первую доврачебную помощь при растяжении, тепловых и солнечных ударах, пожилым людям. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: − иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; Предметные: Минимальный уровень: − иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; − знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; − знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы; − выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой; − описывать особенности состояния своего организма; − знать названия специализации врачей; − применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи). Достаточный уровень: − иметь представление об объектах неживой и живой природы, организме человека; − знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека; − устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); − знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; − выполнять классификации на основе выделения общих признаков; − узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); − знать названия элементарных функций и расположение основных органов в организме человека; − знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); − знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; − выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогов); − владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых ситуациях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 9 класс № урока п/п 1 2 3 4 Колич Электронн Виды деятельности ( по уровням) ество ые Тема урока академ Минимальный уровень (цифровые) Достаточный уровень ически образовател х ьные часов ресурсы 1. Введение–1час Роль и место Находят ответы в Рассказывают об организме 1 человека в учебнике на вопрос человека как едином природе «что изучают науки целом, то изучают науки. анатомия, физиология, Сравнивают строение гигиена». человека с млекопитающими По рисункам по ведущим признакам, определяют черты называют черты сходства и сходства и отличия отличия, результаты человека от животных, сравнения заносят в таблицу используя помощь рабочей тетради, используя учителя слова для справок 2. Общее знакомство с организмом человека -2часа, ПР 1, КР 0. Строение клеток и Рассматривают на Рассказывают о строении 1 тканей организма рисунках строение клетки, работают со клетки и тканей словарем, находят организма, называют определение ткани, ткани по рисункам, называют виды тканей и их используя помощь функции. учителя. Находят на Пользуясь текстом рисунках основные учебника, дополняют части клетки, виды таблицу в рабочей тетради тканей, вписывают их о видах тканей, месте название в таблицу расположения и рабочей тетради, выполняемой функцией используя опорные буквы Основные системы Рассматривают на Рассказывают о строении органов человека рисунках строение клетки, работают со органов и тканей словарем. Устанавливают организма, называют взаимосвязь между органом ткани и органы по и тканью, которая его рисункам, заранее образует. Называют органы обозначенным и системы органов, учителем. устанавливают взаимосвязь Вписывают в между строением органа и рабочую тетрадь выполняемой функцией. названия систем Пользуясь текстом учебника, органов человека, дополняют таблицу в используя опорные рабочей тетради «Системы буквы органов и органы, входящие в состав системы органов» 3. Опора и движение–10часов, КР 0, ПР 1 Скелет человека. Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Основные части скелета 1 Рассказывают об опорных системах в жизни живых организмов (растений, животных, человека), с опорой на иллюстративный материал, предложенный учителем. Показывают Составляют рассказ о значении опорных систем в жизни живых организмов (растений, животных, человека) по опорным понятиям. Называют основные части скелета. Записывают в рабочую тетрадь, из чего состоит опорно- по рисункам учебника части скелета, подписывают их название на схеме в рабочей тетради 5 Череп 6 Скелет туловища Практическая работа «Определение правильной осанки» 1 двигательная система. Подписывают на схеме части скелета. Показывают части скелета на таблице, макете и схеме. Называют основные функции скелета, отмечают его значение в жизни человека. Рассказывают, как осуществляется развитие и рост костей, опираясь на схему их строения Находят на рисунках и Называют отделы черепа по называют отделы таблице, скелету человека. скелета черепа и кости, Выписывают из учебника в их образующие, с тетрадь названия костей опорой на предложения мозгового и лицевого и иллюстративный отделов. материал, Заполняют схему в предложенный рабочей тетради учителем. «Название костей Рассказывают, какую черепа». функцию выполняет Составляют рассказ по череп. плану: значение черепа. Дополняют схему в Изучают внешний вид рабочей тетради: костей черепа по скелету вписывают название человека, устанавливают двух отделов скелета взаимосвязь строения и головы человека; выполняемой функции распределяют кости черепа на две группы и записывают их название в таблицу. Показывают кости черепа на скелете человека, используя помощь учителя Называют отделы Называют отделы скелета скелета туловища, туловища, позвоночника, позвоночника и грудной клетки по таблице. грудной клетки, Изучают внешний вид опираясь на схемы и позвонков и ребер по опорные скелету человека. предложения. Рассказывают об Выполняют особенностях их строения, практическую работу устанавливают взаимосвязь «Определение между строением и правильной осанки», выполняемой функцией. изучают внешний вид Выписывают в рабочую позвонков и ребер по тетрадь из учебника скелету человека, названия отделов опираясь на помощь позвоночника. учителя. Называют меры Делают вывод под предупреждения руководством учителя о искривления позвоночника, влиянии физических правила здорового образа упражнений на жизни. Выполняют формирование практическую работу правильной осанки «Определение правильной осанки», делают вывод о необходимости соблюдения правил здорового образа Жизни для формирования правильной осанки человека 7 Кости верхних и нижних конечностей. Соединение костей 8 Сустав, его строение. Связки и их значение 9 Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах 1 1 Называют кости верхних и нижних конечностей на рисунках и макете скелета человека, используя опорные предложения и помощь учителя. Подписывают названия частей верхних и нижних конечностей на схемах в рабочей тетради, используя рисунки учебника и помощь учителя. Выписывают из учебника в рабочую тетрадь названия типов соединения костей, используя предложенные учителем предложения Рассказывают о строении сустава по рисунку учебника, используя предложенные учителем предложения. Составляют рассказ о связках и их значении, используя опорные предложения. Подписывают части сустава на рисунке в рабочей тетради, используя текст учебника Рассказывают о причинах растяжениях связок, вывихах сустава, переломах костей, используя помощь учителя. Дописывают предложения в рабочей тетради, подписывают рисунки с названиями типов повреждения, используя слова для Называют и показывают на рисунках и макете (скелете человека) кости верхних и нижних конечностей. Изучают по скелету внешний вид косей рук и ног, устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемой функцией. Называют по рисункам и показывают на макете скелета человека типы соединения костей (подвижный, полуподвижный и неподвижный). Дополняют схему и вписывают названия типов соединения костей в рабочую тетрадь Составляют рассказ о строении сустава по рисунку учебника, показывают и называют части сустава на макете скелета человека. Рассказывают о строении и функциях связок, их значении в укреплении сустава. Показывают суставы на скелете человека, устанавливают взаимосвязь междустроением сустава и выполняемой функцией. Относят сустав к подвижному типу соединения костей Рассказывают о типах повреждения суставов по рисункам и макетам, записывают в тетрадь их определения. Подписывают рисунки в рабочей тетради с типами повреждения, используя слова для справок. Называют признаки отличия между закрытым и открытым переломом; справок. Называют по описанию типы повреждения костей. Выполняют практическую работу с помощью учителя: накладывают шины и повязки. Под руководством учителя делают вывод о причинах травм, необходимости здорового образа жизни и безопасного поведения 10 Мышцы. Движение важнейшая особенность живых организмов 11 Основные группы мышц в теле человека 1 какую помощь следует оказывать при переломе, вывихе и растяжении. Заполняют пропуски в схеме рабочей тетради «Повреждение опорнодвигательной системы», используя текст учебника. Выполняют практическую работу по оказанию доврачебной помощи при переломах, вывих, растяжении связок: накладывают шины и повязки. Делают вывод о причинах травм, необходимости здорового образа жизни и безопасного поведения Рассказывают об особенностях движения живых организмов по рисункам и иллюстрациям. Вписывают в рабочую тетрадь название ткани, образующей мышцы. Дополняют текст таблицы в рабочей тетради о расположении основных групп мышц в организме. Складывают из букв название разных видов мышц. Заполняют пропуски в предложении о скелетных мышцах в рабочей тетради, пользуясь текстом учебника. Подписывают основные части мышцы на рисунке рабочей тетради. Называют основное свойство мышц По иллюстрациям рассказывают о двигательных реакциях растений, о движении разнообразных видов животных, о движении человека. Показывают по рисункам, где расположены мышцы человека. Называют основное свойство мышц. Складывают из букв название разных видов мышц. Заполняют пропуски в предложении в рабочей тетради о скелетных мышцах, пользуясь текстом учебника, используя помощь учителя Выписывают в тетрадь Называют и показывают на из учебника основные рисунках основные группы группы мышц в теле мышц в теле человека: человека: мышцы мышцы конечностей, конечностей, мышцы мышцы шеи и спины, шеи и спины, мышцы мышцы груди и живота, груди и живота, мышцы мышцы головы и лица. головы и лица, названия Называют значение разных основных мышц на групп мышц, устанавливают торсе человека. взаимосвязь между Выполняют движения, строением и функцией демонстрируют работу разных групп мышц. Заполняют пропуски в схеме разных групп мышц, рабочей тетради используя помощь «Основные группы мышц». учителя Подписывают названия групп мышц на рисунке 12 Работа мышц. Утомление мышц 13 Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц 14 Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека Рассказывают и показывают в ходе самонаблюдения как работают мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, как выполняется сгибание, разгибание, удерживание. Выполняют практические опыты по демонстрации работы мышц и их утомлении, результаты записывают в рабочую тетрадь. Устанавливают зависимость между работой мышц и утомлением, называют причины утомления мышц. Записывают в тетрадь рекомендации по укреплению мышц. Выполняют движения, Демонстрируют работу разных групп мышц, под руководством учителя Рассказывают по Рассказывают о важности 1 рисункам, с опорой на занятий физкультурой, предложения и спортом и физическим иллюстрации о трудом для формирования и важности занятий развития мышц. Проводят физкультурой, спортом опыты и наблюдения для и физическим трудом профилактики мышечного для формирования и утомления, делают вывод, развития мышц. когда утомление наступает Записывают в тетрадь быстрее. упражнения для Называют правила здорового утренней гимнастики. образа жизни. Рассказывают о Записывают в тетрадь пластике и красоте упражнения для утренней человеческого тела. гимнастики, для формирования правильной Определяют по осанки. рисункам, какие Называют причины упражнения надо нарушения пластики и выполнять для развития разных групп красоты человеческого тела. мышц, сохранения Определяют по рисункам, пластики и красоты, какие упражнения надо используя помощь выполнять для развития учителя разных групп мышц, сохранения пластики и красоты 4. Кровообращение–8 часов, КР 0, ПР 1 1 Называют и показывают на рисунках мышцы сгибатели и мышцы разгибатели, чем мышцы прикреплены к костям. Рассказывают о работе мышц по плану и опорным предложениям (сгибание, разгибание, удержание). Выполняют движения, демонстрируют работу разных групп мышц, используя помощь учителя Рассказывают о передвижении веществ в организме растений и животных по рисункам с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Составляют рассказ о способах передвижения питательных вещества по сосудам растений и животных, делают вывод о единстве строения и выполняемых функций данных систем. Показывают на рисунках и таблицах сосуды растения Показывают по таблице общий план строения кровеносной системы. Называют сосуды, по которым перемещается кровь с питательными веществами 15 16 Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды 1 Называют функции крови, клетки крови по рисункам учебника, описывают их значение в организме человека, используя заранее выделенные понятия учителем. Выполняют задание: рисуют условные знаки, которыми обозначают название сосудов. Выполняют совместно с учителем практическую работу: чтение анализа крови, запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Под руководством учителя делают вывод о состоянии своего организма, самочувствии Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс 1 Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о внешнем виде, величине, положении сердца в грудной клетке. На рисунке обозначают место сердца в организме и животных. Рассказывают, как осуществляется транспорт веществ в организме животных. Показывают на таблице схему кровеносной системы человека, пути передвижения питательных веществ с кровью по сосудам кровеносной системы. Записывают определения в тетрадь. Зарисовывают клетки и сосуды, участвующие в передвижении веществ Рассказывают о значении крови и кровообращения, ее составе. Узнают и называют клетки крови по рисункам, какие функции они выполняют. Выписывают названия клеток крови в тетрадь. Называют и показывают по таблице виды сосудов (капилляры, вены, артерии). Рассказывают об особенностях строения разных видов сосудов. Устанавливают взаимосвязь между их строением и выполняемыми функциями. Рассказывают по схеме о значении крови, называют ее функции: перенос кислорода и питательных веществ, воды, выведение углекислого газа, выведение вредных и ненужных веществ, защита организма. Выполняют практическую работу: чтение анализа крови, запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Делают вывод о состоянии своего организма Рассказывают по рисунку, макету о строении сердца: внешний вид, величина, положении сердца в грудной клетке. Подписывают на рисунке рабочей тетради отделы сердца. Дорисовывают рисунок: обозначают место сердца в 17 Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови 1 18 Заболевания сердца. Профилактика сердечнососудистых заболеваний 1 человека, подписывают отделы сердца. Под руководством учителя выполняют практическую работу по подсчету своего пульса в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений; делают вывод о состоянии своего организма, его самочувствии Знакомятся с понятием кровяное давление по словарю учебника, выписывают в тетрадь определение «кровяное давление». По рисунку учебника и таблице рассказывают о движении крови по сосудам; выписывают в тетрадь новые термины (название видов крови, кровеносных сосудов). Под руководством учителя выполняют практическую работу: записывают в «Блокноте на память» свою группу крови, резус-фактор, кровяное давление организме человека. Выполняют практическую работу: проводят подсчет пульса с помощью учителя в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Делают вывод об учащении пульса при физической нагрузке. Описывают особенность состояния своей кровеносной системы, частоту пульса Знакомятся с понятием кровяное давление по словарю учебника, выписывают в тетрадь определение «кровяное давление». По рисунку учебника и таблице рассказывают о движении крови по сосудам; какую функцию выполняет артериальная и венозная кровь, чем отличается по составу и выполняемым функциям. Выписывают в тетрадь новые термины (название видов крови, кровеносных сосудов). Под руководством учителя выполняют практическую работу: записывают в «Блокноте на память» свою группу крови, резус-фактор, кровяное давление. Делают вывод о состоянии своего самочувствия, соблюдении правил здорового образа жизни и безопасного поведения Перечисляют Называют сердечнозаболевания сердечно- сосудистые заболевания и сосудистой системы их причины (инфаркт, (инфаркт, ишемическая болезнь, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). сердечная Заполняют таблицу недостаточность), «Сердечно- сосудистые используя помощь заболевания, причины учителя. возникновения, состояние Рассказывают по самочувствия человека». плану и опорным Записывают в тетрадь предложениям о рекомендации по профилактике профилактике заболеваний сердечно-сосудистых заболеваний 19 Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. 20 Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечнососудистую систему 21 Первая помощь при кровотечении. Донорство—это почетно Рассказывают о строении стенок сердца, выполняемой им работе, используя помощь учителя. Рассматривают в таблице и на рисунках сердце тренированного и нетренированного человека, называют отличия. Рассказывают по опорным предложениям о правилах тренировки сердца, о постепенном увеличении нагрузки Рассказывают о строении сердца, устанавливают взаимосвязь между работой сердца и состоянием мышц стенок сердца. Сравнивают по рисункам, слайдам и таблице сердце тренированного и нетренированного человека, делают вывод об отличительных признаках его строения. Составляют памятку «Правила тренировки сердца». Формулируют вывод о постепенном увеличении нагрузки при проведении тренировки сердца Работают с карточкой: Называют вредные определение вредных привычки человека, привычек, записывают используя иллюстративный правила здорового материал, предложенный образа жизни. учителем. По иллюстрациям Называют причины определяют вред, алкоголизма, вред наносимый человеку наркотиков; к каким никотином, болезням приводят вредные спиртными напитками, привычки; как действует на наркотическими организм человека никотин, средствами. спиртные напитки, Смотрят видеофильм о наркотические вещества. последствиях Определяют совместно с наркотиков на учителем пути избавления внешность человека с от вредных привычек. Смотрят видеофильм о последующим обсуждением последствиях наркотиков на внешность человека в очень короткие сроки с последующим обсуждением Зачитывают по Выписывают в рабочую учебнику тетрадь виды кровотечений, характеристику видов зачитывают из учебника их кровотечений, что характеристику. Выполняют характерно для задание: описывают и каждого вида. определяют по описанию Рассказывают по вид кровотечения. рисункам и опорным Подписывают на рисунках в предложениям какую рабочей тетради виды помощь оказывают кровотечений; сравнивают, при разных видах определяют отличительные кровотечений. признаки; называют виды Выписывают из оказания первой помощи. словаря определение Выписывают из словаря термина «донор», определение термина обсуждают его «донор», обсуждают его значение. значение. Под руководством Выполняют практические учителя выполняют работы: обработка царапин практические работы: йодом; наложение повязок обработка царапин йодом; наложение повязок на раны при порезах, кровотечении. Делают вывод о необходимости оказания первой помощи при кровотечениях на раны при порезах, кровотечении. Делают вывод о необходимости и важности своевременной помощи при кровотечениях 5. Дыхание-8часов, КР 0, ПР 1 22 Значение дыхания для растений, животных, человека 1 Дают характеристику дыхания по опорным предложениям. Читают по опорным карточкам, что дыхание—это процесс окисления органических соединений с высвобождением энергии; что при дыхании всех живых организмов происходит поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Под руководством учителя делают вывод о значении дыхания для всех живых организмов 23 Органы дыхания человека 1 Называют органы дыхания по таблице, выписывают названия в тетрадь опираясь на текст учебника и используя помощь учителя. Работают с карточками: записывают путь воздуха при вдохе, используя рисунки учебника; расставляют цифры в нужном порядке, определяя путь воздуха при выдохе по органам дыхания, используя помощь учителя Рассказывают о значении дыхания для растений, животных, человека. Выписывают в тетрадь определение процесса дыхания (дыхание это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма). Называют типы дыхания у разных живых организмов, через какие структуры дышат живые организмы. Делают вывод о необходимости дыхания для получения энергии и обеспечения жизнедеятельности живых организмов Знают и называют по таблице органы дыхания человека (носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие). Устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями, названием и значением органов. Подписывают названия органов дыхания на рисунках в рабочих тетрадях. Выполняют задания: заполняют пропуски в тексте; записывают путь воздуха при вдохе и выдохе, заполняя пропуски в тексте и расставляя цифры в нужном порядке; дополняют таблицу, 24 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. 1 25 Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания 1 Болезни органов дыхания и их предупреждение 1 26 пользуясь текстом учебника и рисунком о процессах вдоха и выдоха Рассказывают о составе Рассказывают о составе воздуха по рисунку, воздуха по диаграмме. используя помощь Работают со словарем: учителя. Работают со выписывают и объясняют словарем: выписывают значение нового определение термина биологического термина «газообмен». «газообмен». Наблюдают опыт Рассказывают, как «Обнаружение в происходит газообмен в составе выдыхаемого легких и тканях. воздуха углекислого Наблюдают опыт газа», рассказывают о «Обнаружение в составе составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха выдыхаемого воздуха, углекислого газа», делают используя помощь вывод о составе вдыхаемого учителя и выдыхаемого воздуха Составляют рассказ по Составляют рассказ по плану, используя текст плану, используя текст учебника и помощь учебника о необходимости учителя о для дыхания чистого необходимости воздуха. для дыхания чистого Описывают состояние воздуха. человека при дыхании Рассказывают, что с загрязненным воздухом. человеком Работают с карточкой, происходит, если он выбирают правильные дышит загрязненным ответы: что необходимо для воздухом. того, чтобы дышать чистым Работают с карточкой, воздухом. меры, выбирают правильные Называют принимаемые в городе для ответы: что охраны воздуха необходимо для того, чтобы дышать чистым воздухом, используя помощь учителя Читают в учебнике Называют простудные и названия заболевания инфекционные заболевания органов дыхания. органов дыхания, причины Рассказывают с опорой их возникновения, правила на предложения и предупреждения иллюстративный заболеваний. материал, Подчеркивают в тексте предложенный названия болезней органов учителем, о правилах дыхания. предупреждения Заполняют таблицу в заболеваний. рабочей тетради, используя Рассматривают слова для справок рисунки в рабочей «Инфекционные и тетради, обозначают простудные заболевания». предметы, Выписывают из словаря необходимые для значение термина людей, заболевших «вакцина». Называют простудными и болезни, при которых инфекционными используется. заболеваниями. Называют правила Подчеркивают в тексте здорового образа жизни, названия болезней методы, средства лечения и органов дыхания. профилактики заболеваний. Под руководством учителя выполняют практическую работу: измеряют температуру тела; делают вывод о необходимости здорового образа жизни 27 Влияние никотина на органы дыхания 1 28 Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы 1 Слушают рассказ учителя о вредном влиянии курения на органы дыхания. Слушают сообщения обучающихся, откуда произошел табак, как действует табак на органы дыхания. Рассматривают фотографии легких курящего и некурящего человека, делают вывод о необходимости здорового образа жизни. Знают и называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения (занятия физкультурой и спортом; отсутствие вредных привычек, чистый воздух). Смотрят видеофильм о вреде никотина для органов дыхания с последующим обсуждением Выполняют практическую работу: измеряют температуру тела. Делают вывод о мерах профилактики простудных заболеваний, необходимости здорового образа жизни Слушают рассказ учителя, работают с презентацией о происхождении никотина, его содержании в разных видах растений, приносимом вреде организму человека и заболеваниях органов дыхания при курении; Слушают сообщения обучающихся, откуда произошел табак, как действует табак на органы дыхания. Рассматривают фотографии легких курящего и некурящего человека, делают вывод о необходимости здорового образа жизни. Знают и называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения (занятия физкультурой и спортом; отсутствие вредных привычек, чистый воздух). Смотрят видеофильм о вреде никотина для органов дыхания с последующим обсуждением Рассказывают о Работают с гигиенических требованиях презентацией к составу воздуха в жилых «Охрана воздуха». помещениях; о причинах Называют, что может находиться в воздухе: загрязнения атмосферы. Работают с дым заводов, презентацией выхлопные газы, дым «Запыленность и костров. загрязненность воздуха, Называют причины загрязнения воздуха в их вредное влияние». Рассматривают иллюстрации атмосфере и жилых помещениях, о вредном о влиянии запыленности загрязнении воздушной среды, источниках и загазованности загрязнения воздуха в воздуха на организм жилых помещениях. человека. Составляют совместно с Работают с учителем рекомендации как таблицей: «Какими получить свежий воздух, действиями человек какие меры нужно загрязняет воздух». применять по очистке Рисуют в тетради природоохранные знаки; рассматривают рисунки и рассказывают с помощью учителя, что загрязняет и что очищает воздух 29 30 воздуха. Знакомятся с экологическими проблемами окружающей среды. Устанавливают взаимосвязь между природными компонентами, природой и человеком. Рисуют в тетради природоохранные знаки; рассматривают рисунки и рассказывают, что загрязняет и что очищает воздух Озеленение Рассказывают о 1 Рассказывают о значении городов, значение значении зеленых зеленых насаждений для зеленых насаждений для чистоты воздуха, насаждений, чистоты воздуха, необходимости озеленения комнатных необходимости городов. растений для озеленения городов. Рассказывают о роли человека Рассказывают с опорой комнатных растений в на предложения и обеспечении чистоты иллюстративный воздуха в жилых материал, помещениях. Решают предложенный кроссворд: выписывают учителем, о роли названия деревьев, которые комнатных растений в сажают в городе. обеспечении чистоты Объясняют значение воздуха в жилых пословиц о необходимости помещениях. охраны лесов и зеленых Под руководством насаждений учителя решают кроссворд: выписывают названия деревьев, которые сажают в городе 6. Питание и пищеварение-10 часов, КР 0, ПР 1 Особенности По рисункам Рассказывают по рисункам питания растений, рассказывают об и слайдам об особенностях животных, особенностях питания питания растений, человека растений, животных, животных, человека. человека. Называют способы питания Называют способы растений: воздушное и питания растений и минеральное. животных по опорным Рисуют схему всасывания предложениям. и передвижения По иллюстрациям растворенных называют и минеральных солей корня показывают хищников ми, образование и растительноядных органических веществ животных. листьях растений, Рассказывают об называют условия особенностях питания протекания этих человека, его значении процессов. для жизнедеятельности Называют способы питания организма животных. На рисунках показывают хищников и растительноядных животных. 31 Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи 32 Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека 33 Органы пищеварения 1 Рассказывают о значении питания для человека с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Называют продукты растительного и животного происхождения по рисункам, принимая помощь учителя. Выписывают в тетрадь названия питательных веществ (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли). Находят на рисунках и подписывают продукты, содержащие белки, жиры и углеводы Работают со словарем, выписывают в тетрадь значение термина «витамины». Выписывают в тетрадь по рисункам название витаминов. Называют по рисункам продукты, содержащие разные витамины. Рассказывают о витаминах по плану, используя опорные предложения и помощь учителя. Рассказывают о значении овощей и фруктов для здоровья человека по предложенным учителем предложениям 1 Называют по слайдам и рисункам, используя помощь учителя, органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Выполняют задания в Рассказывают об особенностях питания человека, его значении для жизнедеятельности организма Находят в словаре и объясняют значение терминов «питание», «пищеварение». Рассказывают, для чего человеку нужна пища; какая пища называется растительной и животной. По рисункам и слайдам называют питательные вещества, которые содержатся в пище (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли), в каких продуктах содержатся и какое значение их для человека. Находят на рисунках и подписывают продукты, содержащие белки, жиры и углеводы. Записывают в тетрадь правила разнообразного питания Читают в словаре значение термина «витамины», выписывают в тетрадь. Объясняют, почему организму необходимы витамины, что такое авитаминоз. Называют по рисункам группы витаминов, продукты питания, в которых они содержатся. Составляют рассказ о витаминах по плану (название, где содержится, чем полезен). Заполняют таблицу в рабочей тетради: название витамина, в каких продуктах содержится. Делают вывод о значении овощей и фруктов для здоровья человека Называют и показывают по таблице органы пищеварения (ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник). Рассказывают, что происходит с пищей в рабочей тетради. Подчёркивают в тексте правильные ответы, какие органы относятся к органам пищеварения; подписывают органы пищеварения на рисунке; обозначают на схеме последовательность прохождения пищи по пищеварительному тракту 34 35 Здоровые зубы здоровое тело. Строение и значение зубов, уход, лечение Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке 1 каждом органе. Устанавливают взаимосвязь между строением органов и выполняемой функцией. Выполняют задания в тетради: подчеркивают в тексте правильные ответы, какие органы относятся к органам пищеварения. Подписывают органы пищеварения на рисунке. Обозначают последовательность прохождения пищи по пищеварительному тракту по схеме рабочей тетради. Соединяют стрелками органы пищеварения и выполняемые ими функции Называют части зуба Называют по рисунку виды по таблице и рисунку зубов у млекопитающих учебника. животных, сравнивают с Сравнивают зубы, зубами человека по отмечают их различие таблице. по форме и функциям. Называют части зуба по Составляют рассказ по таблице и рисунку плану и с опорой на учебника. Устанавливают предложения о взаимосвязь между видом правилах здорового зуба и выполняемой образа жизни и функцией. правильного питания, Называют правила ухода ухода за ротовой за ротовой полостью, полостью, своевременным лечением своевременным зубов. Отрабатывают лечением зубов. правила чистки зубов, Называют заболевания выполняя задание в зубов, десен и ротовой рабочей тетради: полости, используя расставляют цифры в помощь учителя правильном порядке. Обводят рисунки в Называют заболевания рабочей тетради с зубов, десен и ротовой предметами, полости, записывая их необходимыми для названия в тетради. ухода за зубами Дополняют предложения в тексте рабочей тетради, закрепляя правила ухода за зубами и ротовой полостью. Обводят рисунки с предметами, необходимыми для ухода за зубами в рабочей тетради. Рассказывают, что Рассказывают о строении происходит в ротовой ротовой полости как полости под переднего отдела действием слюны, пищеварительной какую роль в системы(слизистая пищеварении играет оболочка, зубы, язык, язык с опорой на слюнные железы); о предложения и процессах измельчения иллюстрации, пищи, смачивания слюной, предоставленные глотании, начальной стадии 36 37 Пищеварение в кишечнике. 1 Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания 1 учителем. Наблюдают за опытом по обнаружению крахмала в хлебе, в картофеле. Делают вывод под руководством учителя, как действует слюна на крахмал. Находят и подписывают на схеме желудок, рисуют, где расположен желудок в организме человека, дополняют предложения, что происходит с пищей в желудке Рассказывают, что происходит с пищей в кишечнике, называют и показывают кишечник на таблице, рисунках, на примере своего организма, используя помощь учителя. Рассматривают рисунок в тетради, подписываю печень, кишечник, аппендикс. Дополняют предложения в тетради об изменении пищи в органах пищеварения Выписывают из учебника правила гигиены питания. Выполняют задания в рабочей тетради: читают правила гигиены питания, находят ошибки, зачеркивают неверные утверждения. Знакомятся с нормами питания, составляют меню на день. По слайдам знакомятся с пищей народов разных стран. Рассказывают о культуре поведения во время еды. Демонстрируют правила поведения за столом во время приема пищи, умения пищеварения под действием слюны. Наблюдают демонстрационный опыт. Обсуждают результаты опыта по обнаружению крахмала в хлебе, картофеле. Делают вывод: объясняют, как действует слюна на крахмал. Находят и подписывают на схеме в рабочей тетради желудок. Дополняют предложения в тексте рабочей тетради, что происходит с пищей в желудке Рассказывают о строении кишечника, находят его на схеме, показывают, где расположен кишечник в организме человека. Устанавливают взаимосвязь между его строением и выполняемой функцией. В рабочей тетради рассматривают рисунок, подписываю печень, кишечник, аппендикс; дополняют предложения об изменении пищи в органах пищеварения Называют правила здорового образа жизни, гигиены питания. Знакомятся с правилами составления меню, рассказывают о режиме питания. По слайдам знакомятся с пищей народов разных стран. Выполняют задания в рабочей тетради: читают правила гигиены питания, находят ошибки, зачеркивают неверные утверждения; подчеркивают правила гигиены питания в стихотворении; записывают правила гигиены питания в тетрадь; составляют меню. Рассказывают о культуре поведения во время еды. Демонстрируютправилапо 38 Заболевания пищеварительной системы и их профилак-тика 1 39 Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительну ю си-стему 1 есть красиво под руководством учителя. Рассказывают о режиме питания, используя помощь учителя Называют заболевания органов пищеварения, находят на рисунке и называют продукты, которые могут вызвать заболевания органов пищеварения. Называют правила гигиены, которые необходимо соблюдать при приготовлении пищи и во время еды. Рассказывают о правилах профилактики заболеваний, используя помощь учителя. Выполняют задания в тетради: подчеркивают названия заболеваний органов пищеварения в предложенном перечне; рассматривают рисунки и зачеркивают продукты, которые могут вызвать заболевания органов пищеварения. Рассказывают о доврачебной помощи при нарушениях пищеварения ведениязастоломвовремяп риемапищи, уменияесть красиво Выписывают в тетрадь заболевания пищеварительной системы, используя текст учебника (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Подчеркивают названия заболеваний органов пищеварения в предложенном перечне на карточке. В рабочей тетради рассматривают рисунки и зачеркивают продукты, которые могут вызвать заболевания органов пищеварения; дополняют таблицу «Названия заболеваний и возможная причина». Знают и называют правила здорового образа жизни и правильного питания (правила хранения пищевых продуктов, правила обработки пищи, правила предупреждения инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний). Выписывают из словаря определение значения «инфекционные болезни». Объясняют, какие болезни называют инфекционными. Называют признаки инфекционных заболеваний, причины заражений, меры профилактики и доврачебной помощи при нарушениях пищеварения Называют виды и Называют правила причины отравлений, гигиены питания, что необходимо делать хранения пищевых при отравлении. продуктов, обработки Называют правила пищи. сбора и хранения Заполняют пропуски в схеме грибов и ягод, рабочей тетради хранения и «Пищевые отравления: употребления в пищу отравления бактериями, продуктов питания, грибами, ядовитыми используя помощь растениями». учителя. По презентации, рисункам Под руководством знакомятся и называют учителя ядовитые грибы и рассказывают о растения, описывают их доврачебной помощи при нарушениях пищеварения. Проводят исследование качества продуктов питания по таблице в рабочей тетради под руководством учителя. Рассказывают о вредном влиянии алкоголя и курения на пищеварительную систему по плану и опорным предложениям 40 Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи 41 Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи особенности внешнего вида. Работают с таблицей учебника: называют причины и признаки пищевых отравлений, первую помощь и правила гигиены. Проводят исследование качества продуктов питания по таблице в рабочей тетради. Рассказывают о вредном влиянии алкоголя и курения на пищеварительную систему по плану 7. Выделение - 3часа, КР 0, ПР 1 Называют органы Называют органы 1 образования и образования и выделения выделения мочи мочи (почки, мочеточник, (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) мочеиспускательный по рисункам и таблице. канал) по рисункам и Устанавливают взаимосвязь таблице, используя между строением органов и помощь учителя. выполняемой функцией. Рассказывают по Описывают особенность плану и опорным состояния своей предложениям о роли мочевыделительной выделения в процессе системы (отсутствие жизнедеятельности болей в области организмов. поясницы, длительность Разгадывают ребусы с удержания мочи, цвет названием органов и мочи). выполняемыми В рабочей тетради функциями. В рабочей разгадывают ребусы с тетради рассматривают названием органов и рисунок, подписывают выполняемыми почки, мочевой пузырь функциями; рассматривают и мочеиспускательный рисунок, подписывают канал, используя почки, мочевой пузырь и помощь учителя мочеиспускательный канал Показывают на Показывают и называют по 1 рисунках органы таблице органы образования и образования и выделения выделения мочи; мочи; расположение почек в Показывают расположение организме человека на почек в организме человека таблице и на примере по таблице и на примере собственного собственного организма. организма. Описывают внешний вид Описывают внешний почек по рисунку и вид почек по рисунку, предложенному учителем предложенному плану. учителем плану и Зарисовывают почку в опорным разрезе в тетради. предложениям. Выполняют задание в рабочей тетради: выбирают Зарисовывают почку правильный ответ, как в тетради. По образуется и выделяется иллюстрациям и опорным предложениям рассказывают о значении выделения мочи 42 43 Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита моча. Составляют рассказ по плану о значении выделения мочи Описывают Описывают особенность особенность состояния состояния своей своей мочевыделительной системы мочевыделительной (наличие либо отсутствие системы (наличие либо болей в области поясницы, отсутствие болей в длительность удержания области поясницы, мочи, цвет мочи). длительность Рассказывают о удержания мочи, цвет предупреждении почечных мочи), используя заболеваний, профилактике помощь учителя. цистита по плану и вопросам Рассказывают о учителя. предупреждении Читают с помощью учителя почечных заболеваний, результаты анализа мочи профилактике цистита (цвет, прозрачность, сахар), с опорой на делают вывод о состоянии предложения и своего организма, иллюстративный самочувствии. материал, Рассматривают рисунки в предложенный рабочей тетради, рисуют на учителем. них разрешающие или Читают с помощью запрещающие знаки по учителя результаты профилактике почечных анализа мочи (цвет, заболеваний. Называют прозрачность, сахар), правила здорового образа делают вывод о своем жизни и безопасного самочувствии. поведения Рассматривают рисунки, рисуют на них разрешающие или запрещающие знаки по профилактике почечных заболеваний. Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения 9. Размножение и развитие -9 часов, КР 0, ПР 1 Особенности 1 Рассматривают Рассматривают мужского и иллюстрации: иллюстрации: мужчина и женского организма мужчина и женщина. Называют женщина. биологическую и Называют социальную природу биологическую и человека, в чем ее разница социальную природу для мужчины и женщины. человека, в чем ее Сравнивают мужчину и разница для мужчины женщину по параметрам: и женщины. внешний вид, поведение, Сравнивают мужчину и одежда, телосложение, женщину по физические и 1 44 Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека 45 Система органов размножения человека 1 1 параметрам: внешний вид, поведение, одежда, телосложение, физические и физиологические особенности, особенности психики; находят и называют общие черты и черты отличия. Работают с презентацией «Любовь, жизнь, семья» с последующим обсуждением, используя помощь учителя Называют виды и способы размножения растений и животных по рисункам с опорой на предложения и иллюстрации. Рассказывают, в чем преимущество полового размножения; какое биологическое значение имело возникновение у животных внутреннего размножения. Отмечают особенность размножения человека: чем половые клетки отличаются от соматических; почему каждому человеку нужно знать свою родословную. Что такое наследственная информация Называют по таблице системы органов размножения мужчины и женщины, используя помощь учителя. Составляют рассказ по плану с опорой на предложения о гигиене юношей и девушек в подростковом возрасте. Зачитывают в учебнике, находят в таблице и показывают на рисунках половые железы и половые клетки мужчины и женщины физиологические особенности, особенности психики; первичные половые признаки. Находят и называют общие черты и черты отличия, делают вывод. Работают с презентацией «Любовь, жизнь, семья» с последующим обсуждением Называют виды и способы размножения растений и животных по рисункам; в чем преимущество полового размножения. Какое биологическое значение имело возникновение у животных внутреннего размножения. Отмечают особенность размножения человека: чем половые клетки отличаются от соматических; почему каждому человеку нужно знать свою родословную. Что такое наследственная информация Называют по таблице системы органов размножения мужчины и женщины: особенности строения и выполняемой функции. Составляют рассказ по плану о гигиене юношей и девушек в подростковом возрасте. Зачитывают в учебнике, находят в таблице и на рисунках половые железы и половые клетки мужчины и женщины, рассказывают об их строении и выполняемой функции 46 Оплодотворе-ние. Беременность. Внутриутробное развитие 1 Читают в учебнике, что такое оплодотворение, где происходит, каковы условия осуществления. Как и когда наступает беременность. Заполняют таблицу: условия внутриутробного развития ребенка. Называют правила здорового образа жизни матери новорожденного ребенка, используя помощь учителя 47 Роды. Материнство. Уход за новорожденным 1 Читают в учебнике и составляют рассказ о родах, материнстве, особенностях ухода за новорожденным по плану и опорным предложениям 48 Рост и развитие обучающегося 1 49 Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности 1 Читают значение нового термина в словаре: что такое развитие. Называют по рисункам этапы развития обучающегося; каковы особенности развития на каждом этапе. Дают характеристику по плану и с опорой на предложения особенностей развития детей и подростков в школьный период. Называют условия, которые необходимо создать для правильного развития обучающегося Составляют рассказ по плану и опорным предложениям об опасности внебрачных связей, об угрозе венерических болезней; отрицательной нравственной оценке половой распущенности; необходимости соблюдения половой гигиены. Читают в учебнике что такое оплодотворение, где происходит, каковы условия осуществления. Как и когда наступает беременность. Заполняют таблицу: условия внутриутробного развития ребенка. Называют правила здорового образа жизни. Устанавливают взаимосвязь между здоровьем материи правильным внутриутробном развитии ребенка. Называют условия протекания правильной беременности Читают в учебнике и составляют рассказ о родах, материнстве, особенностях ухода за новорожденным Читают значение нового термина в словаре: что такое развитие. Называют, используя рисунки, этапы развития обучающегося; каковы особенности развития на каждом этапе. Дают по плану характеристику особенностей развития детей и подростков в школьный период. Называют условия, которые необходимо создать для правильного развития обучающегося Составляют рассказ по плану и опорным предложениям об опасности внебрачных связей, об угрозе венерических болезней; отрицательной нравственной оценке половой распущенности; необходимости соблюдения половой гигиены. Называют современные средства контрацепции, вредные последствия 50 Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействия инфекционных и вирусных заболеваний 1 51 Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика 1 52 Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи 1 Называют современные средства контрацепции, вредные последствия аборта аборта Отвечают на вопросы: почему людям репродуктивного возраста важно держать процесс размножения под контролем и для чего это нужно Рассказывают по презентации о вредном влиянии алкоголя на развитие плода ребенка; называют отклонения в развитии, приводят примеры аномалий. Заполняют схему: воздействие алкоголя, наркотиков, инфекционных и вирусных заболеваний на человека. Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения, используя помощь учителя Рассказывают по презентации о вредном влиянии алкоголя на развитие плода ребенка; называют отклонения в развитии, приводят примеры аномалий. Работают в группах по инструктивным карточкам с описанием негативных факторов воздействия (лекарственные препараты, алкоголь, наркотики) на развитие плода и мерах их устранениях. В рабочей тетради заполняют схему: воздействие алкоголя, наркотиков, инфекционных и вирусных заболеваний на человека. Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения Составляют рассказ о половом пути передачи венерических заболеваний, СПИДа. Называют правила здорового образа жизни, меры профилактики заболеваний Составляют рассказ, по заранее выделенным понятиям, о половом пути передачи венерических заболеваний, СПИДа. Называют правила здорового образа жизни, меры профилактики заболеваний 6. Покровы тела - 6 часов, КР 0, ПР 1 Называют и показывают, чем покрыто тело человека, из каких слоев состоит кожа; рассказывают, используя таблицу и помощь учителя, о значении кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Называют, какое значение имеет выделение пота и кожного жира для Рассказывают о строении кожи, называют по рисунку и таблице слои кожи и ее части. Устанавливают взаимосвязь между строение и выполняемыми функциями. Рассказывают о значении кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Описывают особенность состояния своей кожи (чувствительность к холоду, потоотделение, 53 Производные кожи: волосы и ногти 1 54 Закаливание организма 1 человека, как нужно следить за чистотой кожи. Описывают особенность состояния своей кожи (чувствительность к холоду, потоотделение, наличие или отсутствие жжения, зуда, запаха), состояние своего самочувствия, используя помощь учителя. Записывают функции кожи в тетрадь по заранее выделенным учителем опорным предложениям. Рассматривают через микроскоп или лупу кожу на предмет обнаружения пор Рассказывают по рисункам и заранее выделенным учителем понятиям для чего нужны человеку волосы и ногти, из чего состоит волос и ноготь. Дополняют пропуски в таблице рабочей тетради: виды волос, где расположены, какую функцию выполняют. Дописывают предложения о строении волос и ногтей. Работают со словарем: выписывают значение термина «закаливание», используя помощь учителя. Рассматривают рисунки и называют виды закаливания (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Называю, с опорой на иллюстративный материал, правильный ответ в тексте рабочей тетради «Требования к закаливанию водой» наличие или отсутствие жжения, зуда, запаха). Делают вывод о состоянии своего организма, о своем самочувствии. Выполняют задания в рабочей тетради: соединяют стрелками названия слоя кожи и его описание; записывают функции кожи, используя текст учебника. Рассматривают через микроскоп или лупу кожу на предмет обнаружения пор, делают вывод о значении кожи Рассказывают о строении волос и ногтей, для чего человеку нужны волосы. Называют виды волос по рисункам и иллюстрациям, презентации. Дополняют пропуски в таблице рабочей тетради: виды волос, где расположены, какую функцию выполняют. Дописывают предложения о строении волос и ногтей. Работают со словарем: выписывают и объясняют значение термина «закаливание»; рассматривают рисунки и называют виды закаливания (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Выбирают правильный ответ в тексте рабочей тетради «Требования к закаливанию водой». Записывают в тетрадь правила и принципы разных видов закаливания. Устанавливают взаимосвязь между природными компонентами и человеком 55 56 Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током 1 Кожные заболевания и их профилактика 1 Записывают в тетрадь, опираясь на текст учебника и предложения, предложенные учителем, признаки теплового и солнечного ударов, термических и химических ожогов, обморожения, поражения электрическим током. Записывают в тетрадь, используя помощь учителя, виды первой помощи при полученных травмах. Знают правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Под руководством учителя, выполняют практические работы: выполняют различные приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Делают вывод о необходимости оказания первой помощи, правилах здорового образа жизни, безопасного поведения Называют по рисункам, слайдам виды кожных заболеваний (педикулез, чесотка, лишай, экзема), используя помощь учителя; Называют причины возникновения; правила здорового образа жизни. Рассказывают о гигиене кожи, правилах ухода за кожей, Записывают в тетрадь, опираясь на текст учебника, признаки теплового и солнечного ударов, термических и химических ожогов, обморожения, поражения электрическим током. Рассказывают, используя слайды и иллюстрации, о причинах травм. Записывают в тетрадь виды первой помощи при полученных травмах. Знают и называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Выполняют практические работы: оказание доврачебной помощи при ожогах; выполняют различные приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Делают вывод о необходимости оказания первой помощи, правилах здорового образа жизни, безопасного поведения Узнают и называют по рисункам, слайдам виды кожных заболеваний (педикулез, чесотка, лишай, экзема). Описывают их внешние отличительные признаки. Называют причины возникновения и меры профилактики заболеваний; правила здорового образа жизни. Рассказывают о гигиене профилактике появления угрей по плану и опорным предложениям. Смотрят видеофильм «Гигиеническая и декоративная косметика» с последующим обсуждением ее влияния на здоровье человека 57 Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви 58 Значение и строение нервной системы кожи, правилах ухода за кожей; профилактике появления угрей. Устанавливают взаимосвязь между состоянием кожи и влиянием внешних факторов. Смотрят видеофильм «Гигиеническая и декоративная косметика» с последующим обсуждением ее влияния на здоровье человека Называют по рисункам и иллюстрациям правила ухода за волосами и ногтями; называют причины необходимости ухода; устанавливают взаимосвязь между строением волос и ногтей и выполняемыми ими функциями. Заполняют пропуски в таблице рабочей тетради: виды волос, где расположены, какую функцию выполняют. Вписывают пропущенные слова в текст карточки о правилах ухода за волосами и ногтями По рисункам рассказывают о правилах ухода за волосами и ногтями; гигиеническими требованиями к одежде и обуви. В рабочей тетради заполняют пропуски в таблице: виды волос, где расположены, какую функцию выполняют, используя помощь учителя. Вписывают пропущенные слова в текст карточки о правилах ухода за волосами и ногтями, используя опорные предложения и слова для справок 10. Нервнаясистема-4часа, КР 0, ПР 1 Подписывают на Рассказывают по таблице о 1 рисунках спинной и строении и расположении в головной мозг. организме человека нервной Рассказывают, где системы, головного и расположены нервы, спинного мозга, нервов. какое основное их Узнают и показывают свойство. части нервной системы на Рассказывают, таблице. используя Устанавливают иллюстрации и взаимосвязь между помощь учителя, о строением и значении нервной выполняемыми функциями системы. отделов нервной системы; В рабочей тетради между внутренними дополняют схему: органами человека и название отделов нервной системой. нервной системы; Выписывают в тетрадь подписывают на функции отделов нервной рисунке торса человека системы. расположение Составляют рассказ по головного и спинного плану о значении нервной мозга; заполняют системы. таблицу: где находятся В рабочей тетради отделы головного заполняют таблицу: где 1 мозги и какую функцию выполняют, используя помощь учителя 59 Гигиена умственного и физического труда 1 60 Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему 1 61 Заболевания нервной си-стемы. Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы 1 находятся отделы головного мозга и какую функцию выполняют; дополняют схему: значение нервной системы Называют правила Записывают в тетрадь, какие здорового образа правила гигиены жизни (соблюдение умственного и физического режима дня, смена труда необходимо видов деятельности, соблюдать; чередование работы и Выписывают в тетрадь отдыха); рассказывают названия физических о значении сна и упражнений для утренней гигиене сна по плану и зарядки; рекомендации для опорным сохранения предложениям, работоспособности называют правила организма. здорового образа Выбирают правильные жизни. ответы в тексте в рабочей Составляют свой режим тетради: что необходимо дня; записывают в для хорошего сна. тетрадь названия Объясняют значение сна и физических сновидений. упражнений для Разрабатывают и утреней зарядки записывают рекомендации по предупреждению перегрузок, чередованию труда и отдыха. Составляют свой режим дня Рассказывают о Рассказывают, как правилах здорового влияют на нервную образа жизни, систему спиртные называют привычки, напитки и курение, что которые разрушают происходит с людьми, нервную систему. употребляющими Называют врачей наркотики. специалистов: Описывают особенности нарколог, состояния своего невропатолог самочувствия: сон, сновидения, режим дня, вредные привычки, состояние памяти, работоспособности Выписывают в тетрадь Выписывают в тетрадь названия заболеваний названия заболеваний нервной системы нервной системы (менингит, энцефалит, (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). радикулит, невралгия). Называют болезни по Называют болезни по описанию признаков описанию признаков протекания. протекания, изменений Называют правила состояния организма здорового образа жизни человека; называют причины и безопасного заболеваний; устанавливают поведения; правила взаимосвязь между профилактики протеканием болезни и травматизма и влиянием внешних заболеваний нервной факторов. системы, используя Называют правила помощь здорового образа жизни и безопасного поведения; учителя правила профилактики травматизма и заболеваний нервной системы 11. Органы чувств–6 часов, КР 0, ПР 1 62 Значение органов чувств у животных и человека 1 63 Орган зрения человека. Строение, функции и значение 1 Называют органы чувств животных и человека, рассказывают об их значении; какие ощущения помогают воспринимать, как помогают ориентироваться в окружающей среде, защищаться от неблагоприятных факторов воздействия окружающей среды. Выписывают названия органов чувств у человека в тетрадь. В рабочей тетради подписывают на рисунках названия органов чувств человека Показывают по таблице и в натуре орган зрения. Рассказывают о его строении; показывают и называю части глаза по таблице; Составляют рассказ по плану и опорным предложениям о значении органа зрения. Подписывают на рисунке в рабочей тетради части органа зрения Называют органы чувств животных и человека, рассказывают об их значении; какие ощущения помогают воспринимать, как помогают ориентироваться в окружающей среде, защищаться от неблагоприятных факторов воздействия окружающей среды. Выписывают названия органов чувств у человека в тетрадь. В рабочей тетради подписывают на рисунках названия органов чувств человека. Устанавливают взаимосвязи между природными компонентами и человеком Показывают по таблице и в натуре орган зрения. Рассказывают о его строении; показывают и называют части глаза по таблице; устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями. Составляют рассказ по плану о значении органа зрения. Подписывают на рисунке в рабочей тетради части органа зрения 64 Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения 65 Орган слуха человека. Строение и значение 1 Показывают по таблице и в натуре орган слуха. Рассказывают о его строении; показывают и называю части уха на таблице; Составляют рассказ по плану и опорным предложениям о значении органа слуха. Подписывают на рисунке в рабочей тетради части органа слуха, используя слова для справок Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена 1 Выписывают в тетрадь, используя заранее выделенные учителем опорные понятия, факторы нарушения слуха; подчеркивают предложения в тексте карточки, которые относятся к правилам гигиены слуха. Рассматривают рисунки, определяют разрешающие и запрещающие знаки гигиены слуха. Под руководством учителя проводят самонаблюдение, описывают особенность своего состояния: состояние 66 Выписывают из учебника в тетрадь название болезней органа зрения. Записывают в тетрадь правила гигиены зрения. Под руководством учителя проводят самонаблюдения, описывают состояние зрения; называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Называют, с помощью учителя, приемы оказания первой помощи при повреждении глаза Выписывают из учебника в тетрадь название болезней органа зрения. Называют по рисункам и слайдам причины их возникновения, меры профилактики. Записывают в тетрадь правила гигиены зрения. Под руководством учителя проводят самонаблюдения, описывают состояние зрения; называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения; перечисляют правила личной гигиены. Называют приемы оказания первой помощи при повреждении глаза, Разрабатывают памятку по оказанию первой помощи при повреждении глаза Показывают по таблице и в натуре орган слуха. Рассказывают о его строении; показывают и называют части уха на таблице; устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями. Составляют рассказ по плану о значении органа слуха. Подписывают на рисунке в рабочей тетради части органа слуха, используя слова для справок Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, факторы нарушения слуха. Подчеркивают предложения, которые относятся к правилам гигиены слуха в рабочей тетради. Рассматривают рисунки, определяют разрешающие и запрещающие знаки гигиены слуха. Под руководством учителя проводят самонаблюдение, описывают особенность своего состояния: состояние слуха. Делают вывод о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения. Составляют и записывают в тетрадь правила гигиены 67 Органы осязания, обоняния, вкуса. Охрана всех органов чувств 1 68 Резервный час. Повторение темы Человек 1 слуха. Делают вывод о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения. Называют по опорным предложениям правила гигиены слуха Называют по опорным предложениям органы осязания, обоняния и вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Под руководством учителя проводят самонаблюдения, определяют, как работают органы чувств. Рассказывают, где они расположены; какую роль играют в жизни человека. Рассказывают по рисункам об охране всех органов чувств слуха Называют и показывают по таблице и на рисунке органы осязания, обоняния и вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Называют и показывают на примере своего организма, где расположены органы осязания, обоняния и вкуса. Рассказывают о ох значении в жизни человека, проводят самонаблюдения под руководством учителя. Устанавливают взаимосвязь органа вкуса с органом обоняния. Составляют рассказ о взаимосвязи всех органов чувств и необходимости их охраны Итого по программе 68 часов. КР 0, ПР 10